swiatowid ze zbrucza slynny posag zmienil kolor 1390082
Святовид из Збруча. Знаменитая статуя изменила цвет / Фото: Богумил Пиларски / Археологический музей в Кракове

Самый интригующий и загадочный памятник в коллекции Археологического музея в Кракове изменил цвет. Святовид из Збруча длиной 2,5 м стал белым. На протяжении десятилетий он был серым, а в момент создания, возможно, был красным. Что же произошло?

Святовид из Збруча. История открытия

Збручский Святовид также иногда называют Збручским идолом. Памятник был обнаружен в середине XIX века в реке Збруч у деревни Личковце. Это современная территория Украины. Он представляет собой кубовидную глыбу высотой почти 2,6 м. Ее боковые стороны покрыты тремя полосами фигурных изображений. Археологи и религиоведы находят среди них изображения богов.

В верхней части статуи видны четыре соединенные между собой человеческие головы. Их венчает головной убор, напоминающий шапку. За ним закрепилось название "Святовид". У славян было много божеств, и это божество было одним из самых главных. Однако нет абсолютно точных доказательств того, что оно действительно их олицетворяет. Ученые спорят о его возрасте.

Святовид обычно датируется IX или X веком.

Консервация свитовида из Збруча дает новую информацию

Свитовид из Збруча недавно подвергся консервации. Это стало возможным благодаря финансированию со стороны Министерства культуры. В связи с этим исследователи внимательно изучили его поверхность и сделали неожиданные открытия.

Вся поверхность статуи была покрыта слоем масляной краски. Таким образом когда-то хотели замаскировать зажим, который находился в нижней части памятника", — рассказала "National Geographic Polska" Анна Тынец из Археологического музея в Кракове. Тынец координировала проект по консервации бесценного памятника. Зажим помог представить статую и удержать ее в вертикальном положении. Краска использовалась в XX веке.

Последние несколько десятилетий Святовид из Збруча был серого цвета. — Никто даже не предполагал, что это не его первоначальный цвет",

— добавил Тынец.

Правда, на поверхности были видны жирные пятна, но сотрудники музея полагают, что это остатки оттисков для изготовления копии памятника.


Свентовид из Збруча во время консервации. Поверхность памятника очищена от масляной краски наполовину / Фото: Анна Тынец / Археологический музей в Кракове

Специалисты сняли слой масляной краски со всего памятника. Предварительно они убедились, что такое действие не представляет опасности. Перед глазами хранителей предстала естественная поверхность камня (известняка), цвет которого можно охарактеризовать как грязно-белый.

Под этим слоем также находились участки шпаклевки и гипса, которыми были заполнены пустоты в статуе. Мы удалили их, так как хотели показать статую такой, какой она была в момент извлечения из реки. Таким образом, мы показываем ее историю и то, что с ней происходило раньше",

— пояснил Тынец.

Под слоем масляной краски эксперты обнаружили участки, покрытые красными красителями в разное время. Один из них относится к XIX в. А другие?

В настоящее время проводится анализ в Академии изящных искусств в Кракове. Мы не можем исключить возможность того, что создатели статуи уже окрашивали ее в красный цвет",

— сообщил Тынец.

d9ff7646968bc48946a81a431c5d4e767789d7fd
Свентовид из Збруча. Эксперты анализируют статую / Фото: Археологический музей в Кракове

Дефекты особенно заметны на шапке, руках и носу. Интересно, что это также позволило получить новую информацию об изображениях, высеченных на камне.

После удаления некоторых реставраций выяснилось, что у одной из фигур, держащей в руке рог, не пять, а шесть пальцев. Это проявление божественности или избранности богами,

— отметил Тынец.

Оказалось также, что в прошлом кто-то хотел уничтожить статую. Об этом свидетельствует явное повреждение "шапки". Консерваторы также подтвердили одно из интригующих предположений исследователей. Согласно некоторым из них, на нижней, полой плоскости скульптуры должно было быть видно колесо со спицами.

Ни в инфракрасном, ни в ультрафиолетовом диапазоне мы не увидели никаких подобных гравировок,

— заверил Тынец.

Хорошо ли восприняли изменение цвета памятника постоянные посетители музея?

Действительно, они удивлены, но положительно",

- заверил хранитель.

Консервация статуи пока не дала окончательного ответа на вопрос о возрасте памятника.

Неважно, сколько ему лет — 200 или тысяча. В любом случае, это памятник, и памятник, который вызывает эмоции",

— подчеркнул Тынец.

Так была ли статуя изготовлена славянами 1000 лет назад или же она была сделана гораздо позже? Возможно, когда-нибудь мы узнаем ответ на этот вопрос, когда методы исследования станут еще более совершенными.

Функция Святовида из Збруча

По мнению Тынца, возможно, статуя является визуализацией идеи космического полюса, который обеспечивал местному сообществу идеальную внутреннюю связь между реальным миром и верованиями.

Это элемент, который, безусловно, отличает статую Збруча от других славянских статуй, которые представляли только один "этаж" космоса, а не всю Вселенную, как в данном случае. Возможно, это связано с мультикультурным характером общины, для которой она была создана,

— оценил археолог.

Существуют предположения, что статуя является подделкой XIX века. Однако доказать это пока не удалось.

Об авторе

Шимон Здзебловский

Научный журналист, по образованию средиземноморский археолог. В течение многих лет он сотрудничал со службой PAP "Наука в Польше". Опубликовал, в частности, два туристических путеводителя по Египту, а недавно — научно-популярную книгу "Велька Пирамида. Тайны чуда древности" о самой большой египетской пирамиде.

Поиск

Журнал Родноверие