Дикая охота Одина, автор Питер Николаи Арбо. Виден на картине с валькириями. Общественное достояние.

В мифологии северных народов и скандинавских стран центральным элементом является великий священный ясень Иггдрасиль, который является осью, соединяющей абсолютно все в порядке и гармонии. Этот ясень ежедневно поливают Норны, богини судьбы, водой из священного источника Урд. Мы приглашаем вас в волшебный мир скандинавской мифологии.

Благодаря действиям Норн ясень Иггдрасиль сохраняет силу, чтобы нести девять миров, расположенных на нем. Без надлежащего ухода Норн дерево потеряет свою силу, а миры разрушатся и будут полностью уничтожены.

Источники скандинавской мифологии

Прежде чем рассказать об элементах скандинавской мифологии и описании миров, которые несет на себе могучий Иггдрасиль, стоит упомянуть об источниках этих знаний. Большая часть информации была записана в XIII веке, но немало сведений можно найти в "Старшей Эдде" — древнейшем памятнике исландской письменности. Этот памятник написан аллитерационным стихом, характерным для древней поэзии германских народов. Эдда основана на тоническом принципе, где центром выступает не рифма, а аллитерация. Аллитерация, т.е. повторение одного или нескольких звуков в начале или в акцентированных местах слов, следующих друг за другом и образующих предложение.


Иггдрасиль — священный ясень, образующий ось мира, Олуф Олуфсен Багге. Общественное достояние.

Старшая Эдда" датируется IX веком, и авторы двадцати девяти песен, входящих в ее состав, анонимны. Десять из двадцати девяти песен посвящены богам, остальные девятнадцать — героям и воинам.

Первые десять песен рассказывают о начале мира, жизни богов, людей и битвах между ними. Главные герои — главные скандинавские боги Один и Тор. Мифические песни завершаются описанием Рагнарока, или конца света. В других песнях мы находим описание приключений различных богов. Младшая Эдда" — произведение исландского поэта и историка Снорри Стурлусона, написанное в 1179-1241 гг. Снорри написал введение к Младшей Эдде на основе доступных ему источников, включающее обзор древней мифологии и указания на то, какие имена следует использовать при наименовании богов, существ и других существ и предметов в древних мифах. Прекрасным источником информации по мифологии германских и скандинавских народов является также сочинение Тацита II в. н.э. "О происхождении и стране германцев". О происхождении и стране германцев".


Иоахим Лелевель, польский переводчик "Старшей Эдды". Общественное достояние.

Скандинавский Иггдрасиль и построение мира

Теперь, когда мы знаем, на что опирались ученые при описании скандинавской мифологии, мы можем перейти к описанию мира.

Иггдрасиль нес в себе девять могущественных миров. К ним относятся:

Асгард — или поместье, расположенное на вершине дерева, — мир, населенный двумя семьями богов: Асгард и немногочисленные Ваны. Это были две семьи богов. В Асгард вел мост Бифрост, который был единственным путем в мир богов. Асы были одной из династий божественных правителей, благосклонной, но доблестной и знающей толк в политике семьей. К асам принадлежали, в частности, Один, Тор, Бальдур, Хеймдаль, Локи, Тир и др.


Бифростский мост на картине Артура Рэкхема. Общественное достояние.

Ванахейм — Дом Вана. Он располагался к западу от Асгарда и был домом Ванов, божественной династии плодородия и плодовитости. Ванахейм был миром более древним, чем Асгард, так как Ваны правили гораздо раньше Асгардов. После великой битвы они были отстранены Асгардами от управления миром, и Гуллвейг стал единственным жителем Ванахейма. Ванами были Скади, Фрейр и Фрейя.

Альфхейм — родина альфов. Мир, расположенный между небом и землей, обитателями которого были эльфы. Согласно Снорри, в Альфхейме правила могущественная династия, последним правителем которой, по преданию, был король Гэндальф.


Танцующие эльфы, работа Августа Мальмстрема, 1866 г. Общественное достояние.

Муспельхейм — Страна Пламени. Королевство и мир огня, населенный Огненными Гигантами, также известными как Гиганты Пламени. Из искр этого мира рождаются звезды, планеты и кометы. Правитель этого рода — Суртур. Муспельхейм граничит с ледяным миром Нифльхейм на севере. На стыке этих миров из тающего льда образуется живительная влага.


Йотнен Сурт охраняет Муспелльсхеймен своим огненным мечом. Британская книжная иллюстрация 1909 года. Общественное достояние.

Свартальфхейм — страна гномов. В глубине земель между Мидгардом и Нильфгаардом спрятана страна, в которой живут гномы (карлики). Этот мир был подарен гномам богами. Вместе с землей боги подарили гномам подземные залежи металлов и драгоценных камней. Они оказались настолько искусными рудокопами и искусными ювелирами, что создали великолепнейшие предметы, не имеющие себе равных по красоте и прочности. Примером творчества гномов является Мьёльнир — боевой молот Тора, сына Одина. Поскольку гномы боялись света солнца, они были заняты своей работой и не покидали свой мир.

Хельхейм — мир Хель, или богини, обладавшей абсолютной властью над этим миром. Хельхейм был местом, где оставались мертвые, но только в результате болезни, самоубийства или просто от старости. Для тех, кто уходил из жизни славной, героической смертью, существовало другое, особое место. Хельхейм находится точно под третьим корнем ясеня Иггдрасиль.


Видение Хельхейма создателями игры "Демонический рай".

Нильфхейм — Страна Тьмы. Мир, расположенный у самого глубокого корня Иггдрасиля. Мимо него протекает стремительный поток, в котором клятвопреступники плывут против течения. Их трупы разрывает волк, а остатки тел пожирает змея. Этим миром также правит богиня Хель.

Йотунхейм — Страна Льда. Самое северное королевство, населенное ледяными великанами (Ice Giants). Это земля, недоступная многим богам, поэтому только самые смелые и отважные могут отважиться выйти на замерзшие равнины к грозным и неисчислимым Великанам.


Живописный камень X в. с памятника Хуннестад, на котором, вероятно, изображена женщина-jötunn (или gýgr) верхом на волке с гадюками в качестве поводьев, которая была предложена как Hyrrokkin. CC BY-SA 3.0.

Мидгард — земля, заключенная во внутреннем пространстве. Это населенный людьми мир, расположенный во внутренней части Иггдрасиля. Мидгард находится посреди непроходимого океана, который окружен великим змеем Йормунгандом. Мидгард был создан из останков великана Ймира. Из его тела образовалась земля, из костей — горы, из зубов — камни, а череп стал небесным сводом. Мидгард был соединен с Асгардом мостом Бифрост, который охранял один из Эсов — Хеймдал.

Есть еще одно место, о котором стоит упомянуть. Однако это не мир или царство, а Большой зал во дворце Одина. Во дворце имеется 540 ворот, через которые одновременно могут пройти 800 воинов. Однако открыты только одни ворота — Вальгинд. Эти ворота и называются Вальхаллой. В буквальном переводе это название означает "палата". Она является частью Дворца Павших. Стены дворца покрыты копьями из чистого золота. Его сводчатый потолок состоит из золотых щитов. Пиршественные скамьи выложены доспехами. Доспехи, топоры, ножи, мечи и щиты стоят у стен. Воины, павшие и избранные валькириями, попадают в Валгаллу. Каждый вечер они пируют, а утром собираются для обучения искусству боя. На пиру едят мясо вепря Сахримнира, которое готовит повар Андхримнир в котле Эльдхримнира. Мед в рогах подают пирующим воинам валькирии. Пирам и воинским упражнениям в Валгалле нет конца, и ее обитатели ждут того дня, когда наступят Сумерки Богов и наступит Рагнарёк — тогда Один, стоя во главе, поведет армию воинов, сопровождаемую свитой валькирий, на последнюю битву.


Вальхалла, где валькирии служат einherjene — павшим в бою. В центре сидит Один в сопровождении своего волка. Иллюстрация Эмиля Доплера. Общественное достояние.

Кому поклонялись скандинавские викинги?

В одной статье трудно представить всех богов Асгарда из-за их достаточно большого количества. Здесь я остановлюсь только на самых главных, начиная с отца и всемогущего.

Один — бог, представленный в виде мужчины с длинной седой бородой и длинными седыми волосами. Он был одним из трех верховных скандинавских богов, наряду со своими братьями Виле и Ве. Один — муж Фригг, любящий отец Тора, Видара, Валима и Бальдура, а также будущий отец Локи. Один был одним из создателей мира. Убив великана Ймира, он вырезал из его туши мир людей. Именно Один создал первых людей из стволов деревьев, которым он придал облик по своему подобию. Он создал человека из ствола найденного им ясеня, дерева крепкого и выносливого. Легкий и гладкий ствол ольхи послужил основой для создания первой женщины. Это были вторые существа, созданные богами. Первыми были карлики, образовавшиеся из остатков крошечных костей великана Ймира. Из-за своей нелюбви к солнечному свету они получили подземное царство, где могли спокойно добывать и обрабатывать дары земли. Один восседает на троне в Асгарде, с которого он может видеть все, что происходит во всех мирах на Иггдрасиле. Его сопровождают два ворона — Хугин — Мысль и Мунин — Память. Эти птицы каждый день отправляются в полет и приносят своему хранителю вести из всех подвластных ему миров. Рядом с троном восседают также два волка — Гери — Жадный и Фреки — Свирепый. Они пируют в Валгалле вместе с павшими в славе воинами.


Одноглазый Один со своими воронами Хугином и Мунином. Общественное достояние.

Один был также богом, очень восприимчивым к знаниям и мудрости, и чтобы обрести их, он повесился на Иггдрасиле, пронзил себя собственным копьем и лишился одного глаза. Благодаря этому самоистязанию он выучил восемнадцать магических песен и овладел способностью записывать свои мысли в виде двадцати четырех рун. Оружием Одина было копье, которое приносило победу той стороне конфликта, на которой оно стояло.


Один в облике странника, по воображению Георга фон Розена, 1886 г. Общественное достояние.

Тор — Гром. Сын Одина и Йоро. Был богом династии Ас. Громовержец, рыжебородый покровитель воинов, земледелия, брака и домашнего очага. Он был более благосклонен к людям, чем его отец. Конечно, он был таким же жестоким и непокорным, но, тем не менее, его было легче переубедить, чем Одина. Тор Одинсон владел могучим молотом Мьёльниром, выкованным гномами, — именно с ним он был практически непобедим в бою. Молот Тора стал символом, который охотно носили скандинавские воины в качестве защитного знака своего бога. Иногда Тор передвигался на колеснице, запряженной двумя козлами — Таннгрисниром и Таннгниостром.

Тор был героем многих приключений, описанных в "Эддах". Именно он убил великого змея Йормунганда во время Рагнарока. Деревом, посвященным Тору, был дуб. Интересный факт — день Тора — четверг на многих языках — torsdag (датский, норвежский и шведский языки), donderdag (голландский), Thursday (английский).


Тор сражается с великанами, Мортен Эскиль Винге, 1872 г., общественное достояние.

Локи — он был практически великаном, сыном Фарбаути и Лауфеи. Именно он породил от великанши Ангербоды гигантского змея Йормунганда, волка Фенрира и богиню мертвых Хель. Локи действовал на две стороны. С одной стороны, он поддерживал эйсов, наделяя их такими волшебными предметами, как молот Мьёльнир, конь Слепнир, вепрь Гулинборстиг и браслет Драупнир. С другой стороны, он благоволил и к великанам, которые хотели свергнуть власть асов. Таким образом, он стал символом обмана, лжи, коварства и вероломства. Боги простили ему многие неповиновения, но когда по его вине погиб сын Одина Бальдур, приговорили его к суровому наказанию. Он был прикован к скале так, что яд змеи над ним капал ему на лицо. Жена Локи, Сигюн, держала над его головой чашу, в которую собирался яд, чтобы облегчить состояние мужа. Однако стоило ей опорожнить чашу, как одна капля попадала на лицо Локки, и спазмы боли вызывали землетрясения. В конце концов Локи освободился от оков и выступил против богов. Его корабль Нагельфар приплыл в Асгард и положил начало Рагнарёку. Локи пал в поединке с Хеймдаллем во время первой битвы, во время Рагнарёка.

Локи и Сигин, Мортен Эскиль Винге. Общественное достояние.

Хеймдалль — Начало всех вещей — или Риг, был богом, стоявшим на страже моста, соединявшего мир людей с Асгардом. Он был настолько совершенным стражем, что его глаза могли видеть все, что происходило в каждом мире, а уши — слышать шелест травы, растущей в самом отдаленном мире. Хеймдалль много путешествовал по миру людей. В одной из хижин он встретил супружескую пару, которая приняла его с едой и ночлегом. После его ухода у них родился сын Тралл — прародитель рабов. В другой хижине после его визита родился сын Карл — прародитель свободных. В последней из хижин тех, кого он посетил, родился сын по имени Ярл — правитель. Во время великих сумерек Рагнарока Хеймдалль затрубил в рог Гьяллархорн, предупреждая богов о наступлении. В поединке он победил Локи, но и сам погиб от ран, нанесенных его противником.


Хеймдалль приносит человечеству дар богов, Нильс Асплунд, 1907 г. CC BY-SA 3.0.

Фрейя — Владычица Вана, которая, несмотря на свое происхождение, обитала в Асгарде. Она считалась самой красивой из всех богинь. Она ассоциировалась с плодородием, любовью и растительностью. Она также покровительствовала войне, и часть павших воинов отправляли на обширные поля Фольквангра, принадлежавшие царству Фрейи. Культ Фрейи продолжался до конца XII века. Пережиток ее имени — название пятницы во многих германских языках, например: Freitag (нем.), Friday (англ.) — день Фреи. Богиня часто изображалась вместе с двумя кошками, которые также вели ее колесницу.


Фрейя, Иоганнес Гертс, 1901 г. Общественное достояние.

Хель — богиня, отождествляемая со смертью. Она управляла Нильфхеймом, куда попадали души тех, кто умер естественной смертью. Она была дочерью Локи и Ангербоди, а ее братом был Фенрир и Йормунганд. Она изображалась в виде полусгнившей фигуры. Ее ноги и бедра были скелетными или покрыты гнилью, в то время как верхняя часть тела оставалась красивой и молодой. Хель называли и само место, которое впоследствии стало называться Адом. В него вел один-единственный вход через пещеры Гнипахеллир, вход в которые охранял огромный пес Гарм. Внутренние помещения Ада пересекали многочисленные стремительные реки яда и кислоты. В этих реках и ручьях тонули души самых страшных преступников и предателей. От имени Хель происходит название ада в германских языках: Hell (англ.), Holle (нем.) или de hel (голл.).


Гермод перед Хель, Джон Чарльз Доллман, 1909 г. Общественное достояние.

Фригг — происходила из династии Эйсов. В частном порядке — жена Одина и мачеха Тора. Она была богиней домашнего очага, семьи и брака, а также божеством дождя. Фригг прекрасно знала свою судьбу и судьбу своих близких, но не могла изменить или предотвратить ее. Она восседала на троне рядом с Одином, но иногда занимала и его трон. В свободное время она ткала облака, и именно так ее и представляли — как женщину, окутанную облаками. Редко кто изображал ее в виде фигуры, летящей на метле. Согласно легендам, Фригг плакала во второй раз, когда начался Рагнарёк. Первый раз она плакала после гибели своего сына Бальдура. В настоящее время Фригг встречается в названии пятого дня недели, например, Freda (датск.) и vrijdag (голландск.).


Фригг, вращающий облака, Джон Чарльз Доллман, 1909 г. Общественное достояние.

Сущностная магия в скандинавских верованиях

Боги и богини в скандинавской мифологии были многочисленны. Выше я привел лишь несколько основных примеров. Теперь стоит представить и некоторые другие персонажи, хорошо известные по мифам не только любителям викингов.

Валькирии — второстепенные богини, дочери Одина. Валькирии приносили в Валгаллу души самых храбрых воинов, павших в бою. Это были очень храбрые женщины-воительницы на крылатых конях или волках. Их оружием были копья. Во время Рагнарёка они вместе с Одином выводили воинов из Вальгаллы на последнюю битву.


Валькирия, Питер Николаи Арбо. Общественное достояние.

Фенрир — волк, сын Локи и Ангербоди. Он был так огромен, что, когда открывал пасть, его челюсть касалась неба, а пасть — земли. После его рождения боги опасались, что, когда щенок вырастет, он начнет им угрожать. Поэтому они приковали его к скале, но Фенрир разорвал все узы. Только веревка, сделанная гномами из звука кошачьих шагов, слюны птицы, дыхания рыбы, корней камней, бороды женщины и сухожилий медведя, удерживала огромного волка в ловушке. Шнуру было дано имя Глейпнир. В день Рагнарока Фенрир должен был сбросить оковы, броситься в бой против богов и пожрать Одина. Он погиб от руки Видара, сына Одина.


Потомство Локи: Хель, Фенрир и Ёрмунгандр. Фигура на заднем плане, вероятно, Ангрбода. Общественное достояние.

В скандинавской мифологии есть очень проработанная и структурированная группа разумных существ, которые не были богами или богинями. Все они были очень тесно связаны с законами природы. Сходство скандинавских богов с богами других мифологий очевидно. Можно взять пример громовержца Тора и сравнить его со славянским Перуном, греческим Зевсом или римским Вулканом. Конечно, последний не совсем владел молнией, но его атрибутом был молот.

Скандинавские боги не были бессмертными существами и зависели от судьбы. Они могли, например, погибнуть в бою. Вечное здоровье и молодость им гарантировали золотые яблоки, которые давала богиня молодости Идунн. Мир скандинавской мифологии был полон второстепенных существ, но и они играли очень важную роль в функционировании и истории мира того времени. Эльфы, которые жили очень долго и обладали большими знаниями, чем люди, царили между облаками, но были дружелюбны к людям. Тем не менее, если с ними плохо обращаться, они могли стать негативно настроенными по отношению к людям. В более поздние века считалось, что Эльфы были "спущены" на землю и обитали среди деревьев в непроходимых лесах и чащах. Гномы, боясь солнечного света, проводили время в подземных царствах и великих пещерах. Они были наделены большими знаниями и мудростью. Чаще всего это были бородатые, невысокие, не очень красивые существа с чрезвычайно умелыми руками, способные создавать могущественные магические предметы невиданной силы и необъятной красоты. Кроме этих двух рас, существует уже упомянутая раса великанов (йотунов), а также множество магических существ, обитающих в воде, таких как Кракен, Ноккен, Ниссе. Огромную роль в скандинавской мифологии играли также лошади, медведи, волки, орлы и соколы.

Рагнарок — сумерки богов

Сумерки богов, или Рагнарёк, как уже неоднократно упоминалось, знаменуют собой конец конца. Это день, который предшествует смерти Бальдура. Локи зачнет троих детей, и Мидгард замерзнет; суровая зима ввергнет людей в войну. Наступит время раздоров, грабежей, убийств, насилия и исчезновения морали. Выживут лишь один мужчина и одна женщина, спрятавшиеся в ветвях Иггдрасиля. Сколл и Хати, два могучих волка, получат свою цель. Они пожрут солнце и луну, звезды упадут, и небо будет уничтожено. Три петуха одновременно прокричат, призывая к битве: Фьялар в Ётунхейме, Гуллинкамб в Асгарде и ржавый петух в Нильфгаарде. Адский пес Гарм будет лаять так громко, что узы Локи разорвутся, а одолевший его Фенрир падет. Змей Мидгарда выползет на берег, Хеймдал загрохочет в Гьяллахорне. Под тяжестью великанов Бифрост рухнет в небытие. Один поведет своих воинов из Вальгаллы на битву, а сам погибнет, сожранный Фенриром. Локи с Хаимдалем падут в совместной схватке. Тор сокрушит своим молотом Йормунганда, но сам падет от змеиного яда. Тир в поединке с Гармом погибнет, но успеет убить своего противника. После гибели всех богов только воины Валгаллы будут сражаться с армией Локи. И наконец, великан Суртр, владыка Муспельхейма, своим огненным мечом мести подожжет Асгард, а вместе с ним сгорят и остальные миры. В конце концов от него ничего не останется.

После этой работы разрушения безбрежный океан затопит Иггдрасиль, и из его глубин поднимется новый, зеленый мир. Новый Асгард, новый мир Гимлеа. Мужчина и женщина, спасенные в кроне дерева, дадут начало новой расе людей и богов. Они создадут мир без войн, насилия и раздоров, полный гармонии и согласия. И править им будет воскресший Бальдур.

Резюме

Выше я представил лишь небольшой фрагмент этой удивительной, сложной и богатой деталями мифологии. В последние годы скандинавская мифология заинтересовала писателей, сценаристов и кинематографистов. Могу честно порекомендовать сериал Netflix "Викинги", основанный на истории Рагнара Лодброка, — прекрасная постановка, изобилующая отсылками к мифам, хотя качество исторического воссоздания вызывает сомнения. Среди прочего, здесь есть сцена наказания Локи, визит Хеймдалля и многие другие ситуации из жизни скандинавских богов, описанные в мифах. Любители книг наверняка найдут что-то по душе в романе Нила Геймана "Норсская мифология", "Норсских мифах" Матеуша Савчина или "Скандинавской мифологии в эпоху викингов" Лешека Слупецкого. Конечно же, обязательно возьмите в руки "Эдду старшую" Анонима и "Эдду младшую" Снорри Стурлусона. И пусть вас не пугает множество сложных названий буквально всего в скандинавской мифологии. Иногда вас удивит, что нож, ведро, стол, молоток или браслет имеют имена, но в этом тоже есть свой необычный шарм и подчеркивается культурная значимость этих предметов для древних скандинавов.

Источники

Анджей М. Кемпиньский, Словарь мифологии индоевропейских народов, SAWW, Poznań 1993.

Артур Шрейтер, Германская мифология. Сказки о богах замерзшего севера, Издательство L&L, Гданьск 2011.

Лешек Павел Слупецкий, Мифология Скандинавии в эпоху викингов, NOMOS Краков 2003.

Поиск

Журнал Родноверие