В истории и культуре каждого народа место занимает военная культура. История учит нас, что высшее состояние военного искусства всегда соответствовало высокой культуре и цивилизации народа, при которых только и возможное необходимое для успешного ведения войны наивысшее напряжение всех духовных и материальных сил людей. Военные традиции, обычаи передаются из поколения в поколение, на них воспитываются дети, занимают важное место в воспитании будущих граждан-патриотов своего государства. Украинский народ, веками стоявший на границе Востока и Запада, защищал грудью Европу от диких азиатских орд, веками лелеял рядом с тысячелетней хлеборобской культурой и культуру военную, идеальным образом которой стал образ Рыцаря-казака.

Наши поработители пытались каким-либо образом уничтожить эти традиции, искоренить свободолюбивый дух воина из украинского сердца. Оккупанты уничтожали как носителей военной культуры (казачество, Запорожская Сечь, традиции поединков, кулачные бои и т.п.), так и любые упоминания о ней. Сжигались библиотеки, уничтожались материалы этнографических экспедиций, переписывалась история. Ученые, которые занимались этими вопросами, подвергались жестоким репрессиям: их травили, увольняли с работы или уничтожали физически. Из украинца пытались сделать крепостного крестьянина, нам навязывался стереотип хохла-недоговора с мягким характером, лирическим нравом, который или пьет и танцует, или плачет и вздыхает над своей скорбью.

Но никаким оккупантам не по силам искоренить свободолюбивый дух украинца-воина, потому и живет, несмотря на все систематические уничтожения и преследования на протяжении веков, военная культура украинского народа. Возрождение этих традиций должно стать одной из первоочередных задач молодого Украинского Государства. Ознакомление с боевыми искусствами – одно из средств воспитания у украинцев патриотизма, привитие любви к героическому прошлому наших предков. Возрождается казачество, восстанавливаются древние украинские боевые искусства. Изучая факты по истории боевых искусств, мы бываем поражены наследственностью, тяготостью военных традиций. Например, некоторые элементы казацких боевых искусств существовали еще более трех тысяч лет назад (искусство строительства лагеря из повозок, искусство укрывательства под водой, институт побратимства). Исследование развития боевых искусств украинского народа убедительно показывает нам, что военное искусство украинцев развивалось самостоятельно, в строгой последовательности, всегда отвечая требованиям времени и на всех этапах своего развития не уступало боевым искусствам других стран и народов.

История боевого искусства в Украине спрятана в глубине тысячелетий. В те далекие времена техника и тактика ведения боя строились исключительно на приемах рукопашного боя с оружием или без него.

Наши предки-арийцы традиционно делились на три основных касты или варны (слово "варна" на санскрите означает цвет): жрецов, воинов и ремесленников и крестьян. Жрецы накапливали и сохраняли знания, учили, воспитывали и лечили народ. Ремесленники и крестьяне производили все необходимое для жизнедеятельности народа. Воины же, свободные от материальных забот, полностью посвящали свою жизнь войне, совершенствованию своего военного мастерства и защиты народа от врагов. Такое деление возникло сначала как возрастные функциональные группы внутри родового общества. Каждый член рода с юношеского возраста, пройдя соответствующую инициацию, вступал в военное сообщество племени, в котором занимался исключительно военным делом. Женившись, создав свое хозяйство, он переходил в следующую группу племени, преимущественно занимавшуюся производством необходимых для племени ресурсов. Наконец, достигнув пожилого возраста, мужчина переходил к группе старейшин, которые хранили и передавали опыт и знание племени. Со временем возникла родовая специализация: одни роды стали давать племени прежде всего воинов, другие жрецы, купцы, ремесленники или рабочие. Это и стало толчком формирования традиционных каст.

Кастовое деление было известно и в Украине. Упоминания об этом сохранились в древнейших колядках, где, хотя и в несколько измененном под влиянием времени виде, раскрываются самые архаические фрагменты мировосприятия наших предков.

Каждая из вышеупомянутых каст имела свое развитое боевое искусство. Да, у жрецов это была система борьбы без оружия с использованием внутренних резервов человека. Византийский историк так описывает боевую сноровку славянских жрецов: "Те из волхвов, которые живут в лесах, а не в городах, обладают руками своими и ногами с таким успехом, что могут противостоять голыми конечностями мечам и копьям десятков вооруженных гоплитов... волхвы руками своими и ногами с такой силой, что перед ними не устоит ни один воин...» Жрецы также были наделены сверхъестественными свойствами: могли долго обходиться без пищи, превращаться в разных животных, птиц, умели летать, передвигаться под водой, читать человеческие мысли и многое другое: могущество жрецов было настолько высоким, что им вынуждены были повиноваться даже обладатели: "Есть у них знахари, власть которых распространяется и на их царей", — писал в IX веке о русском арабском путешественнике Гардизе. Ибн-Русте также говорит о русских жрецах: "Есть у них жрецы, из них некоторые управляют даже царем, вроде бы они их (русов) начальники." .

При храмах сколотского бога войны Арея (Ария), которого позже стали называть Ярилой, существовали специальные дружины жрецов-воинов. Есть упоминания о таких дружинах жрецов-воинов и при храмах других славянских богов. Саксон Грамматик, описывая храм славянского бога Святовита в городе Аркони на острове Руяни (Рюген), ныне в составе Германии, свидетельствует о существовании таких отрядов: «...для его [Святовита] было назначено триста конных воинов и триста пеших стрелков , которые сражались во имя Божие, как его войско». У таких волхвов-воинов существовало мощное боевое искусство, которое развивалось при храмах, подобно искусствам монахов шаолинских в Китае. Существовали у славян даже жрицы-воины (девы-огнеслужительницы), которые были "обучены знанием витязовским", о которых говорится в "Суде Любуши".

В наших былинах и легендах древнейшим собирательным образом такого волхва-воина является Волх Всеславович, сверхъестественные способности которого недостижимы для простых людей. Волх является оборотнем, умеет превращаться в разных зверей и птиц, незаметно и быстро передвигаться на огромные расстояния в пространстве и времени, предсказывать будущее. И вместе с тем Волх является воином: сражаясь со своей женой не только дома, но и совершая поход во враждебное царство, завоевав его, он, таким образом, защищает свой край от врагов.

По нашему мнению, реальным историческим прототипом легендарного Волха Всеславовича был русский князь-жрец Один, пришедший в I веке в Скандинавские земли и, благодаря своим сверхъестественным способностям, был провозглашен местным населением-предками современных германцев — божеством. Из скандинавских источников известно, что Один дал местным людям образование, научил разным наукам, в том числе и боевому искусству, которым он в совершенстве владел. В "Эдди" — сборнике древнейших скандинавских мифов — есть описание поединка между древнегерманским богом Тором и Одином, который пришел из-за Днепра. Поединок закончился победой Одина, и в позднейшей эпической традиции Тор, до этого являвшийся верховным божеством германцев, выступает уже младшим богом, сыном Одина.

С началом принятия христианства древние святилища начали приходить в упадок, волхвы пошли в народ, начали передавать свое боевое искусство простым людям. Известна легенда об Илье Моровце — Моровлянине, которого московские историки перекрестили на Муромца, хотя название Моровец происходит от поселения Моровишек на Десне возле Чернигова. В тех же былинах указывается, что первым подвигом Ильи Моровца было освобождение Чернигова от вражеской осады, за что черниговчане хотели выбрать Илью даже своим воеводой. И до сих пор старики села Моровская хранят воспоминание о своем земляке Илье Моровце, убившем под Киевом Соловье-Разбойника. Под Моровском было урочище Карачарово с ныне высохшей рекой Смородинкой. Еще в XIX веке старые моровчане показывали, где текла и река Смородинка, и где большой пень от дуба, о котором упоминает эпос. А поселок Моровиск получил свое название от старого славянского слова "мор", что означает бой,битву.

По древней легенде, Илья Моровец до сорока пяти лет не мог ходить, а затем к нему пришел старец (волхв), попросивший его дать ему попить воды. Когда Илия, несмотря на свою немощь, встал и подал ему воду, а потом и сам выпил и умылся ею, получил "силу великую" и стал богатырем. Аналогичные сюжеты с большой частотой повторяются и во многих других украинских сказках и легендах, что свидетельствует о массовом характере этого явления. По нашему мнению, в этих легендах отражен процесс передачи мощного боевого искусства волхвов народным массам. Так, Илья много лет шел к постижению боевого искусства: не умел ходить", после прохождения последнего испытания — "подал кружку воды" — он получает от старого волхва "большую силу бога-тырскую", позволяющую ему, простому крестьянскому сыну, с легкостью победить профессиональных воинов. Такое получение силы происходило от Учителя, Божьего мужа, как в легенде об Илье Муромце, или от самого Господа.Подобно и легендарный Олекса Довбуш получил такую ​​силу от Бога за то, что убил черта. (бога-т-арий) указывает на "воина Бога" — Божьего человека и т.д..

В сказках, легендах сохранились элементы богатырских тренировок, поиска ими соответствующего оружия и коня. Так, в сказке о Котигорошке говорится, как ему ковали булаву он ее подбрасывал и ломал к мизинцу, все большую и большую ковали ему булаву и, наконец, последняя, ​​самая большая не разломилась и стала его оружием. .Кроме того, по легендам, богатырских лошадей объезжает и сам святой Юрий – покровитель воинов.

О тренировке, взращивании богатырской силы так говорится в старинной опришковской песне: "Не буду я козы пасти, но сами стрижки, силу в себе влюблю и пойду в опришки".

Следовательно, силу следует взрастить, влюбить, то есть разбудить определенными действиями, упражнениями. Еще в те времена люди знали, что есть так называемые скрытые воины-богатыри, которые до поры до времени ничем себя не проявляют, живут себе как обычные люди и только, когда приходит их пора, у них открывается огромная богатырская сила. Как правило, это происходит под действием экстремальных обстоятельств. "У одной вдовы был мальчик, да такой неуклюжий! Все его, бывало, бьют. Как прошло ему двенадцать или четырнадцать лет и кто-то его избил, он схватил из него шапку, поднял плечом кут в амбаре, положил под него ту шапку и снова спустил угол, а сам не знать, где и делся, а у одного хозяина служил тоже мальчик, поехали они раз дерево возить, навалили на телегу и погрязли в баюре. тот слушал, слушал, а дальше как схватил целое бревно за грубый конец, поднял как свечу, и как ударил тем концом в землю, то бревно на целый сажень угналось в землю. Тогда пошел себе, куда ему надо было».

То, что в экстремальных обстоятельствах человек способен проявить сверхчеловеческие способности, доказано современной наукой. В таких критических условиях, особенно где есть угроза жизни, люди не чувствуют боли, у них появляется чрезвычайная сила, они движутся с невероятной скоростью, могут обходиться без еды и сна и многое другое. Очень много таких случаев происходило во время войн, когда люди, балансируя на грани жизни и смерти, делали невероятные вещи. Чего стоит история повстанческого кобзаря Антона Митяя. "Этот незрячий певец, — отмечал исследователь кобзарства Костя Черемский, — не только закалял своим искусством мужество и отвагу воинов, и был связным между украинскими частями и повстанческими отрядами. До сих пор сохраняются необычные рассказы о его мистических способностях: потеряв в моло- До сих пор зрение, Антон никогда не сетовал на судьбу, зато сумел выкалить свое тело и дух настолько, что часто даже не воспринимался за слепого, ходил почти всегда без поводыря, к тому же мог умело ездить на коне, метко (на звук!) стрелял из ружья и револьвера, совершенно владел холодным оружием.Во время боевых действий одевался в форму казака, цеплял по пояс саблю и пистолет, перекидывал через плечо бандуру...". А сколько случаев, когда люди, казалось бы смертельными ранениями , продолжали идти в атаку или, умирая, так впивались в горло врага, что их, даже мертвых, невозможно было оторвать.Объясняется это тем, что в человеческом организме спрятаны чрезвычайно мощные резервы, которые в критический момент срабатывают, в результате чего человек может в буквальном смысле творить чудеса. У каждого человека в зависимости от его темперамента есть свои специфические ключи, катализаторы, которыми можно открыть эти скрытые в организме человека силы. У одних людей таким катализатором выступает страх смерти. Такие вещи наблюдаются тогда, когда, например, погибающий человек цепляется у спасителя мертвой хваткой, или когда спасают психически больного человека, его в состоянии удержать только четверо или пятеро человек.

Так, во время Второй мировой войны, когда на советский корабль упала пятисоткилограммовая бомба, один из моряков с испуга схватил ее, поднял и выбросил за борт. Знаменитого чемпиона мира по профессиональному боксу Майка Тайсона когда-то спросили, как ему удается так быстро побеждать гораздо более высоких и сильных соперников (ведь сам он не отличался высоким ростом). “Основным секретом моего успеха есть страх смерти. Мой тренер Кус Д-Амато постоянно учил меня. Когда ты видишь на ринге соперника большего от тебя, представь себе, что он хочет тебя убить. Я так себя пугаю в начале боя, что превращаюсь прямо в какую-то боевую машину”, — таков был ответ Тайсона.

Еще большим катализатором выступает материнская любовь к детям, поистине способная творить чудеса. Учеными был описан случай, когда хрупкая женщина в шоковом состоянии перевернула автобус, когда он наехал на тележку с ее ребенком и выдернула его. Другая женщина из Санкт-Петербурга смогла одной рукой удерживать своего двухлетнего ребенка, схватившись за кирпич карниза только указательным и средним пальцем второй руки, пока не пришла помощь. И когда ее снимали, она не могла разжать пальцев. Несколько часов ее успокаивали, чтобы она отпустила руку своего ребенка. Еще одна женщина в возрасте семидесяти лет, спасая своего сорокалетнего сына, пронесла его на спине 13 километров из-за снежных заносов и ни разу не опустила на землю. Когда люди стали пробираться на снегоходе к месту аварии, чтобы спасти остальных, они видели на протяжении всего пути следы только одной пары ног. И такие случаи не единичны.

Вообще даже в мировой юридической практике признано: любовь к своим ближним способна доводить человека до так называемого состояния аффекта, при котором человек не может отвечать за свои действия, например, когда опасность угрожает жизни ближних, люди могут убить или тяжело покалечить преступников, и суд их оправдает.

Чрезвычайно сильными катализаторами выступают любовь к родине, друзьям, воля к победе и другие вещи. Например, из любви к обществу перед Корсунским сражением казак Никита Галаган добровольно пошел на муки ради победы общества, и многие такие герои веками боролись и умирали, ради жизни своего народа. Как писал Д.Яворницкий, "запорожские казаки в бою с неприятелем и правильным строем и отдельными массами проявляли удивительную стойкость и мужество, и если неприятель побеждал их двадцать раз, они все-таки шли на врага двадцать первый раз".

Катализаторами музыка могут быть и другие вещи, например, музыка, которую очень хорошо используют в большом спорте. Знаменитые короли футбола Пеле и Гаринча, своей игрой на поле очаровавшие сердца миллионов, имели свои секреты. Флегматику Пеле перед каждым футбольным матчем включали его любимые зажигательные бразильские мелодии. Это его так заводило, что он, в буквальном смысле, превращался в живую торпеду, его нельзя было остановить. А Гаринча, который наоборот был холериком и мог "перегореть" еще до начала игры, перед каждым матчем вывозили в городской парк, где не было людей, сажали на лавочку и ставили вокруг специально приготовленные клетки с птичками, слушая которых он успокаивался. и выходил на поле в великолепной форме.

В боевых искусствах для этого состояния существует понятие — "измененное состояние сознания", в котором ускоряется внутреннее время человека (когда все окружающие события резко замедляются), появляется чрезвычайная сила и ловкость, боевая интуиция и др. Древними жрецами были разработаны целые методики, позволявшие воину достигать этого измененного состояния сознания. К примеру,в битвах для вхождения в такое состояние воины часто использовали боевой крик:

Подсокольник же кричит, а мать земля дрожит;
А старый казак скричит, леса ломятся.

Вариантом боевого крика выступает и знаменитый свист Соловья-Разбойника, которым можно было, по легенде, убить человека. Ведь с помощью боевого крика наши воины не только поднимали свой боевой дух, но и наводили ужас на противника. Вот как описывает эффективное применение такого крика в бою черноморский пластун Строкач: "Несколько черкесов бросилось к кусту, а один прямо на меня с винтовкой в ​​руках так и лезет, бестия, в самую гущу, без всякого страха. Э-э., — думаю , убить тебя не убью, а проучу на всю жизнь, будешь помнить: "А тю, глупый!" — крикнул ему над ухом сколько было силы. .Я ее сейчас убрал, теперь у меня два заряда; черкесов же осталось только четверо: потому что ранил одного и испугал до смерти другого". Посредством боевого крика казаки умудрялись побуждать к бегству даже целые вражеские армии. "Казаки напали на французов с ужасным шумом, наши люди, не привыкшие к такой шумихе, так испугались, что бросились бежать и отступили к болоту на втором берегу реки...", — так описывает тогдашняя французская газета бой казаков Тарасского с армией французского генерала де Суас-сона во время Тридцатилетней войны в 1634 году. Интересно, что именно от использования боевого крика возникло название одного из видов казацкого боевого порядка "шум", когда казаки смешивались с врагом и бой превращался в ряд единоборств. Именно в таких условиях можно было наиболее эффективно использовать боевой крик, деморализуя врагов и пугая их лошадей, что знаменито описал Николай Гоголь в своей повести "Тарас Бульба".

Для вхождения в измененное состояние сознания использовались также песни и музыка: казак-мамай традиционно изображен в медитационной позе, с бандурой в руках.

Известны факты, когда даже раны, полученные в бою, казаки лечили с помощью специальных песен, которые вводя раненого в состояние близкое к гипнотическому трансу, служили заменителем наркоза. И тот, кто даже однажды услышал фантастическое звучание древнего казацкого произведения "Запорожский марш", может увериться в его чрезвычайном влиянии на психофизическое состояние человека. Боплан, описывая подвиг запорожцев, отмечал, что они постоянно поют и танцуют (кстати, то же писали греческие историки о воинах князя Святослава). Древний боевой танец Гопак – именно одно из средств ввести воина в такое состояние.

Гетман Украинского Казачества Владимир Мулява в своем исследовании необычных возможностей казаков приводит пример одного такого старинного казацкого "катализатора", которому старый казак учит младшего: "Когда тебе от боли уже в глазах мутится и белые бабочки летают, вспоминай тропинку отец, вспоминай мать Если помнишь самые искренние, самые ласковые отцы или матери, повторяй их…" Здесь мы видим типичный пример самовнушения, своеобразной казацкой мантры, которая помогала эффективно управлять своим телом в любых обстоятельствах. Во время боя как мантру казаки постоянно говорили о себе краткую молитву "Спаси и сохрани", обращаясь о покровительстве к Богородице, ангелам, предкам. Эти слова были выгравированы на обратной стороне нательных казацких крестов.

Недаром же и один из видов старинной казацкой борьбы называется "Спас "

Для достижения такого состояния у казаков были и другие упражнения. Столетний запорожец Никита Корж вспоминает об испытаниях, которые ему приходилось выдержать для постижения казацкого сословия: "Что скажут, то и делай, в огонь и в воду лезь, когда велят; дадут тебе кусок хлеба и запретят есть, с голоду опухни, а хлеба того не попробуй». Такое упражнение хорошо закаляет волю, учит человека управлять своим сознанием. Ведь и восточная медитационная практика сводится к тому, что человек, сидя на коленях, с закрытыми глазами старался сохранить полную неподвижность, расслабив мышцы тела и диафрагмы, что способствовало глубокому дыханию, а также "сужению сознания", проще говоря, боль в затекающих ногах заставлял забыть обо всем остальном, а когда сюда еще добавить борьбу с чувством голода, а ломоть хлеба перед глазами выступает как дополнительный раздражитель, то эффект от такого упражнения будет необыкновенный . казак изображен не с бандурой в руках, а с характерно сложенными руками, при чем положение пальцев рук очень напоминает положение при выполнении одной из основных поз индийских йогов "Дхьяни-Мудры".

Многие исследователи склоняются к мнению, что на картине "Казак Мамай" показан именно момент медитации.Поскольку казаки — прямые потомки индо-арийской касты воинов-кшатриев, о чем мы подробнее будем говорить позже, то наличие у казаков системы, подобной йоговской — явление закономерное. Правда, эти знания считались засекреченными, тайными, поэтому со временем, уже в XVIII веке, после уничтожения Сечи, непосвященные люди, не зная об истинной причине складывания рук, перерисовывая эти картины, придумали версию, что казак якобы бьет вши, и начали ставить подписи под картинами вроде "было ляхов боря и рука не млела, а теперь сильно вошь преодолела". Кроме того, такие надписи на картинах позволяли и эффективно вводить в заблуждение московских оккупантов, после разрушения Запорожской Сечи пытались уничтожить любые проявления самобытной военной системы украинцев.О подлинном же содержании картины "Казак Мамай" знали только посвященные.
Казацкие характерники умели использовать и такие катализаторы, которые сейчас принято называть психотропными средствами. Вот свидетельство одного молодого крестьянина времен Колиивщины о том, как характерник Шелест хотел принять его в гайдамаки. Когда крестьянин от страха отказался, Шелест дал ему выпить немного водки, а затем вымазал лицо ружейным прахом, смешанным с водкой. "Тогда он насыпал на ладонь пороха, и растер — растер с водкой, и помазал мне по виду, так сейчас охота взяла, что только дай копье в руки, кажется, пошел и душил бы всякого".

В советское время коммунистические псевдоисторики всеми силами стремясь найти наличие классовой ненависти между казаками на Сечи, приводили свидетельство, что старые казаки в шалашах подвергали молодых людей издевательствам, часто избивали. Проверив показания, что молодые люди испытывали разные унижения от старших казаков, даже терпели побои, я задумался, неужели печально известная советская "дедовщина" ведет свои корни из Запорожской Сечи? Объяснить это примитивным садизмом казаков было тяжело. Ответ мне подсказали члены клуба боевых искусств "Характерник". Когда группа исследователей из этого клуба провела эксперимент по реконструированным казацким методикам тренировок, они получили неожиданные результаты. Поэтому считаем целесообразным подробнее рассказать о сути этого эксперимента.

Изучая психофизиологические аспекты тренировки казаков, они провели серию экспериментов, один из которых заключался в том, что нескольким добровольцам, отобранным из членов казацкого лагеря, была поставлена ​​задача: научиться распознавать скрытую опасность: Любой из участников лагеря имел право в любой момент нанести каждому из испытуемых бойцов удар дозированной силы. От бойца требовались только защитные действия или имитация контратаки или удара на опережение и категорически запрещалось демонстрировать готовность к действиям, то есть боец ​​должен демонстрировать внешнюю невозмутимость и спокойствие. Постепенно сила атак увеличивалась обычно так, чтобы не травмировать бойца, а нападения проводились в самые неожиданные моменты: во время разговора, в столовой, во время сна. Параллельно проводились тренировки по борьбе с оружием и без нее, ночные тренировки и тренировки с завязанными глазами. В первую неделю у участников эксперимента была ощутима психологическая усталость, но после этого адаптационного периода началось резкое улучшение многих качеств. Чрезвычайно усилилось внимание и концентрация, на тренировках во время поединков увеличилось использование опережающих ударов и ударов навстречу, заметно улучшилась реакция. Проводить успешно нападение было все труднее, а к одному из бойцов нельзя было подойти даже во время сна: приближаясь к нему, он открывал глаза или мгновенно поднимался. Сами участники эксперимента были очень довольны своим физическим и психологическим состоянием, а также начали заметно отличаться от других членов тренировочной группы. Затем все они заняли призовые места на соревнованиях общеукраинского уровня.

Теперь становятся понятными древние свидетельства запорожцев, а также содержание казацкой поговорки: "Терпи, казаче, атаманом будешь". Ведь все те испытания имели целью развить у казака так называемое "шестое ощущение", сделать из него воина с уникальными боевыми данными — характерника, открыть в нем скрытые возможности. Ведь в условиях смертельной схватки с врагом выигрывал тот, кто обладал более тонким восприятием. нятием окружающих обстоятельств, повышенным уровнем внимания и наблюдательности, обостренным чувством опасности, инициативной проницательностью, способностью физически ощущать соперника в условиях неочевидности. они пытались всеми, пусть даже и жесткими методами сделать молодого казака максимально неуязвимым для врагов.Все уже зависело от каждого из молодых людей: достигнет ли он наивысшего уровня или нет.Интересно, когда участников данного эксперимента просили объяснить, как действует механизм раскрытия скрытых ощущений , все они и сами не могли понять, как им удавались подобные вещи, а с научной точки зрения все объясняется просто. Доказано, что в организме человека заложены очень большие потенциальные возможности (демонстрацией которых нас удивляют, например, индийские йоги), которые он обычно не использует. Ведь по исследованиям человек, связанный разными чувствами и социальными нормами, в нормальных повседневных условиях использует только от 1% до 4% (по разным источникам) своего головного мозга. Для сравнения: обычные серые крысы используют свой мозг аж на 96%. И только в экстремальных безнадежных случаях, когда возникает вопрос: выжить или погибнуть, в человека включаются другие, до того не использованные участки мозга, благодаря которым человек может, в буквальном смысле, творить чудеса. Собственно учителя-волхвы и учили открывать, разбуждать у себя эти способности, использовать их, и передавать эти знания другим, как это случается в вышеприведенной былине с Ильей Моровлянином. Кстати, Илья Моровец-Моровлянин во всех легендах и былинах, даже в московском их заимствовании, именуется "старым казаком", "атаманом богатырского залога", проливающим свет на тайну возникновения казачества. Между прочим, волхвы-характерщики сохранились на Запорожской Сечи вплоть до ее разрушения Москвой в XVIII веке, а в Карпатах – и по сей день.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие