Существует распространенное мнение, что деревни ранних славян обычно были не только изолированными или даже затерянными среди лесной глубинки, но и очень небольшими. Однако сделать дальнейшие выводы – непростая задача. Важно подчеркнуть проблему, которая зачастую не осознается любителями прошлого и которая не очевидна даже для многих профессиональных историков.

Статья основана на новой книге Камиля Яницкого под названием «Цивилизация славян. Правдивая история величайших людей Европы . Товар уже доступен в книжных магазинах.

В десятках музеев, разбросанных по славянским странам, можно увидеть модели или даже полномасштабные реконструкции славянских домов вместе с их убранством.

Внимание к деталям и обилие предметов, наполняющих эти интерьеры, позволяют предположить, что мы знаем почти все о строительстве и условиях повседневной жизни более тысячи лет назад.

Однако на самом деле ни одно хорошо сохранившееся селение первых славян так и не было раскопано. Археологи не нашли ни одного раннеславянского дома, сохранившегося до наших дней в таком состоянии, чтобы можно было с полной уверенностью говорить о его внешнем виде, устройстве или декоре. Что на самом деле сохранилось и как следует интерпретировать эти находки?


Типичная славянская землянка самого раннего периода, реконструированная в археологическом музее под открытым небом в Тшчинице в Подкарпатье (фото Камиля Яницкого).

Все, что не сохранилось

В умеренном климате следы деревянного зодчества очень быстро и часто полностью портятся. Четкие очертания средневековых домов, а также конструктивные элементы, остатки дверей, порогов и полов можно встретить в городских районах, на месте старых крепостей, где часто закапывали снесенные или сгоревшие строения, а над ними, непосредственно, возводили новые здания. на остатках предыдущих. Однако это не коттеджи самого раннего периода; поэтому они не отражают реальности сельского существования первых славян.

Более того, тяжелые конструкции могли уцелеть (конечно, лишь частично), если они изначально были вкопаны в землю и, желательно, опирались на фундамент из глины или камня. Подобные постройки возводились в раннем средневековье даже в деревнях, но не в Центральной и Восточной Европе.

Первые славяне предпочитали легкие и небольшие постройки, не требующие прочной опоры и не требующие большого количества строительного материала. Когда они больше не использовались, их часто разбирали, а остатки использовали на дрова или для строительства новых хижин. От них осталось совсем немного.

Даже эти слабые реликвии испортились под воздействием влаги и в результате деятельности человека на протяжении последующих столетий. Сегодня можно изучать преимущественно следы деревень, не давших постоянных поселений и не расположенных на застроенных территориях.


Статья основана на моей новой книге под названием Цивилизация славян. Подлинная история величайших людей Европы (Издательство Познаньские, 2023).

Как следствие, это обычно места, где пахотные поля располагались временно или надолго в течение последних десятков столетий. Поэтому территорию вспахивали даже сотни раз. Между тем, даже обычная вспашка на глубину 20-30 сантиметров способна удалить почти все поверхностные следы бывших построек.

Слабые следы славянских деревень

Так что же сегодня осталось от деревень, в которых жили славяне в VII или VIII веке? Обычно о существовании поселения в определенном месте свидетельствуют преимущественно участки более темной земли, видимые после снятия верхнего слоя почвы. Это следы углублений, которые затем были заполнены другим материалом, или поверхности, постепенно изношенной за долгие годы эксплуатации.

Внутри или вблизи этих погребенных ям находят камни и остатки керамики, куски обгоревшего дерева, кости животных, остатки глиняной штукатурки, а иногда и нечеткие углубления. Последние указывают на то, что когда-то балки были вдавлены в определенное место, или прикреплены сваи, или размещены тяжелые инструменты и мебель.

Остатки самой древесины редки. Встречаются гнилые клочки и темные полосы, но лишь изредка куски досок или балок сохранились достаточно хорошо, чтобы их можно было датировать.

«Глядя на эти останки сегодня, трудно поверить, что когда-то они могли быть хижинами», — справедливо комментирует археолог Мирослав Цесельский в статье, посвященной реликвиям деревни близ Мендзыжеча в Любушском воеводстве, обнаруженным в начале XXI века. века при строительстве обходной дороги города.

Большой набор неизвестных

Следы отдельных хижин и деревень сами по себе мало что говорят. Однако археологи делают выводы, сравнивая детали аналогичных раскопок. Невозможно даже приблизительно сказать, сколько поселений было на раннеславянской территории. Любые предположения имеют огромную погрешность.


Славянские хижины в археологическом музее под открытым небом в Тшчинице.

Даже применительно к конкретным регионам количество находок больше говорит о развитии археологических исследований и, возможно, о влиянии местного микроклимата на ожидающие под землей реликвии, чем о предполагаемой карте местообитаний 1200 или 1300 лет назад. В любом случае материал не скудный.

На данный момент в Чехии найдены остатки ста шестидесяти раннеславянских поселений или мест обитания. В Нижней Силезии в конце ХХ века число известных поселений раннего средневековья оценивалось почти в четыреста. В Гольштейне и Мекленбурге (Германия) существует более девятисот таких мест, где за последние десятилетия был достигнут огромный прогресс в исследованиях. Всего в западнославянском регионе несколько тысяч. Но можно по пальцам пересчитать деревни, которые были полностью раскопаны, обнажив все следы построек.

Обычно раскопки проводятся выборочно, с использованием изысканий. Отсутствие средств часто вынуждает ученых ограничиваться лишь прочесыванием поверхности местности. Длинные и спланированные работы, занимающие площадь в несколько или несколько тысяч квадратных метров, уникальны. Более того, их можно предпринимать только там, где нынешнее развитие событий не мешает.

Все эти детали приводят к одному выводу: в славянской археологии еще многое может измениться. И следующие десятилетия работы, безусловно, принесут результаты, которые бросят вызов выводам, которые сейчас считаются почти само собой разумеющимися.

Поиск

Журнал Родноверие