В новостях первой декады ноября прочитал строки из проповеди патриарха Кирилла:

"...Очень важно, мои дорогие, чтобы понимание своей принадлежности к русскому народу сопровождалось сегодня глубокой православной верой. А те, кто говорит "мы русские", а в храм не ходит? Задайте себе вопрос: а вы наследники своих отцов, дедов, бабушек, прадедов и пращуров, которые с верой связывали свою жизнь? И если вы не являетесь их наследниками, то в каком смысле вы можете говорить о себе как о русских людях? Сегодня время, которое нельзя проспать; события, мимо которых нельзя пройти, не сделав для себя самые важные духовные, мировоззренческие выводы"


Вадим Редькин Автор фото: Михкель Марипуу

Призыв добрый. И время ныне, которое действительно нельзя проспать. И было бы здорово, чтобы понимание принадлежности к народам нашей планеты сопровождалось, в это судьбоносное для человеческой цивилизации и планеты время, глубокой верой.

В строках проповеди проведена параллель:

"кто говорят "мы русские", а в храм не ходят"

Понятно и естественно, что патриарх РПЦ говорит о православном храме, не о молельном доме протестантов, буддийском храме или мечети. Но разве русские ходят (или могут ходить) только в православный храм?

Из тысячелетий истории народов, живущих и живших на территории современной России, Российской империи, древних княжеств и языческой Руси, выделить чистую русскую генетику, "русскую кровь" невозможно и совсем, на мой взгляд, не требуется. "Мы русские" — это, по-видимому, общий язык общения, общая многонациональная культура, общая история, любовь к родной земле, желание жить на ней и рожать детей, доброе отношение к людям, свобода вероисповедания.

25 октября 2023 года президент России, у которого на письменном столе и Библия, и Коран, встречался в Кремле с представителями религиозных объединений. На этой встрече присутствовали представители Русской православной церкви во главе с Патриархом, ислама во главе с Верховным муфтием, иудаизма во главе с главным раввином России; глава буддийской традиционной сангхи России, митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви, начальствующий епископ Российского объединённого союза христиан веры евангельской, глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви.

Президент на этой встрече сказал:

"Каждый из нас в своих словах и поступках должен исходить из главного — что главное? — из коренных интересов нашего собственного многонационального народа, всегда помнить, что межнациональное и межрелигиозное согласие — это основа российской государственности. Всё другое, всякая другая позиция имеет антироссийскую направленность и составляющую. Знаю, что для всех нас, пастырей, духовных лидеров христиан, мусульман, буддистов, последователей иудаизма такое согласие, единство нашего общества — это безусловная ценность"

Президент, обозначая христиан, обращался не к отдельному христианскому направлению, а к духовным лидерам всех христиан — православных, старообрядцев, протестантов, католиков, древних восточных церквей...

Определение "Русского мира" в выступлении президента 28 ноября на Всемирном русском народном соборе:

"Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры, независимо даже от национальной и религиозной принадлежности"

Эти слова предполагают, что принадлежность к русскому народу сопровождается не только глубокой верой православной, а и глубокой верой представителей других российских религиозных конфессий.

Верующие Русской православной старообрядческой церкви тоже являются русскими, хотя не могут участвовать в литургиях и таинствах РПЦ, так как считают, что в XVII веке с участием патриарха Никона были изменены литургийные предания церкви, искажены богослужебные и вероучительные тексты, изменены обрядовые таинства.

И генерал, герой России Апти Аронович Алаудинов, командир "Ахмата", если говорит о себе "мы русские", то он русский и есть, посещая при этом мечеть для молитв Всевышнему, который один у всех народов. И разве не вся Земля — Храм Божий?!

Как говорил Пророк Всевышнего:

"Где бы тебя не застала молитва, соверши её там, ведь вся земля является мечетью" (мечеть — место поклонения, место молитв).

Граф Лев Толстой, очень русский для всего мира писатель, глубоко верующий христианин, остаётся русским человеком, русским мыслителем, хотя и отрёкся (перестал посещать православный храм) и был отлучён Святейшим Синодом (отлучён до сих пор) от Русской православной церкви.

И отрёкся Лев Толстой от церкви не потому, что, как определил Синод, восстал на Господа, а, как выразился сам Толстой,

"только потому, что всеми силами души желал служить ему"

Толстой писал:

"Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически — я перечитал всё, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения"

Ныне среди русской, российской интеллигенции немало буддистов. Присутствовал на многочисленном ретрите на Байкале, куда съехались люди со всей России, обменивались мнениями о мироздании с известным тибетским ламой. Тогда же посещал в Бурятии центр российского буддизма, молился, обращался к Богу в буддийском храме, который открыт для людей любых вероисповеданий — и для медитаций, и для молитв. И общаются там между собой — и приезжие, и местные — на русском языке.

По мнению многих учёных ислама, немусульмане имеют право заходить в любую мечеть без каких-либо условий, а мусульманам дозволяется совершать молитву (намаз) в чистом христианском храме или синагоге, ведь и Пророк свершал молитву там, где были изображения.

Православный же священник придерживается мнения, что совершение намаза (молитвы мусульманина) в православном храме является совершенно недопустимой и кощунственной идеей. Если же мусульманином движет интерес и уважение к православию, то он может входить в храм в небогослужебное время. К слову, ислам считает и христиан, и последователей иудаизма людьми Писания.

За четвёртый год неволи побывал не только в СИЗО Новосибирска, но и в Бутырке (Москва), Челябинском СИЗО, и в "Столыпине" покатался. Обращает на себя внимание, что те ребята, кто обозначают себя мусульманами, знают основы Корана, в большинстве своём творят молитву 5 раз в день (даже в дороге). Там, где есть условия, свершают перед каждой молитвой короткое омовение, независимо от температуры воды, знают время поста и исполняют пост в тюремных условиях.

Те, кто называют себя в тюрьме православными, незнакомы с евангелием (Новым Заветом), про Ветхий Завет нет смысла упоминать, не знают заповедей евангельских; соответственно, и не пытаются их исполнять; понятия не имеют о постах, незнакомы с таинствами православной церкви, хотя в детстве, в неосознанном возрасте, были крещены. Подавляющее большинство не знает молитву "Отче наш".

К этому добавлю, что в библиотеке проблемно найти Библию, а тем более Коран, хотя не менее четверти заключённых — ребята с Кавказа и Средней Азии.

Напомню, что и Ветхий Завет (Тору — Пятикнижие Моисея) и евангелия мусульмане считают Писаниями от Всевышнего (с человеческими искажениями), а Ису, Иисуса — Словом Всевышнего, величайшим пророком (его имя чаще всех пророков упоминается в Коране).

Имею с собой Библию, иногда читаю. Был у меня и Коран — подарил тому, кто очень хотел иметь Книгу. Творю утром и перед сном молитву, благословляю пищу. Конечно, не конфликтую с окружающими, не произношу грубых, тем более, оскорбительных слов, не ем убойную пищу...

Когда ребята-сокамерники — сидел приблизительно в пятнадцати камерах — видят мой образ жизни, то, естественно, начинают задавать вопросы об общине, моём понимании мира, о Библии, так как видят, что я читаю Писание. В результате узнают и о заповедях евангелия, и о жизни Иисуса, а некоторые даже пробуют читать Библию (редкий случай).

Обратил внимание, что из тех арестантов, кто называют себя христианами, с содержанием Нового Завета, заповедями, молитвой лучше знакомы те, кто посещали протестантские церкви, дома молитвы — пятидесятники, баптисты, методисты...

И разве имеет значение в отношении "русскости", какую христианскую церковь — православную или протестантскую — они посещали, ведь они узнали о Христе, о заповедях, читают "Отче наш", пытаются изменить себя в лучшую сторону и остаются носителями того же языка и той же культуры?!

В тюрьме среди тех, кто стремится исполнять принципы своей веры, больше всё же мусульман. Они отличаются — не курят, не употребляют спиртное, не сквернословят, подчёркнуто уважительно относятся к старшим, не едят нечистую пищу, терпеливы к испытаниям, ибо знают, что во всём Всевышний. Чем, порой, и обращают на себя внимание других арестантов, русских ребят, которые, благодаря таким примерам, начинают интересоваться верой, Кораном, пробовать менять своё поведение, то есть становиться лучше.

Разве они перестают быть русскими? Они продолжают быть русскими, но с более качественным отношением к ближним, благодаря знакомству с представителями одной из традиционных религий всегда многонациональной России.

Тюрьма — социальный срез нашего общества. Здесь сидят грабители, депутаты разных дум (знаком с депутатом Госдумы), бизнесмены разного достатка, обычные крадуны (воровство), банкиры, прокуроры, судьи, руководители строительных фирм, убийцы (обычно связано с алкоголем), представители всех силовых структур, госпреступники, фальшивомонетчики, террористы (настоящие и придуманные), такие же насильники, мелкие и, гораздо реже, настоящие торговцы наркотиками...

За уже годы в тюрьме познакомился и общался со многими людьми — разного социального статуса, разной веры, разного уголовного опыта. Слышал от бизнесменов, как они отмывают деньги вместе с настоятелем православного храма. И не слышал подобных историй о служителях в новосибирских мечетях.

Сидел как-то в одной хате с успешным новосибирским бизнесменом. У него в друзьях — настоятель одного новосибирского храма. Тоже обеспеченный человек, имеющий и апартаменты в городе, и недешёвый британский джип. Из рассказов моего сокамерника о совместных приключениях с другом следует, что этот потомственный священник не только любит крепко выпить и покурить кальян у друга, но и воспользоваться там же услугами женщин лёгкого поведения.

И это не всё — священник отмывает крупные суммы денег через храм, ведь церковные пожертвования не облагаются налогом. Он своим "налогом" облагал обналичиваемые суммы. Понятно, что это есть современные признаки "русскости", и необязательно для того, чтобы считать себя русским, ходить в православный храм, окрашенный таким настоятельством.

Также понятно, что не все православные священники такие, особенно в районах и деревнях: среди них есть не только те, кто лишь хорошо знакомы с Новым Заветом, но и те, кто стремятся в нынешнее непростое время исполнять заповеди Христовы, тем самым создавая достойную атмосферу в храме, за который отвечают.

Несколько строк о верованиях наших пращуров, живших на территории России, европейской части Российской империи в не таком уж далёком прошлом. Не будем касаться древних, так называемых языческих верований — мало информации, хотя те праздники и традиции живы до сих пор. Посмотрим на известные даты и события, связанные с ныне существующими, обозначенными традиционными российскими вероисповеданиями.

Первая мечеть появилась на территории России в VII веке в Дагестане. На берега Волги-матушки, к нашим пращурам в волжской Булгарии, татарам, башкирам, чувашам, марийцам ислам пришёл в VII — IX веках, официально — в 922 году. Христианство пришло на земли Руси в 986 году. До этих дат на южные территории вторгались и кочевали хазары, тоже в какой-то степени наши пращуры, они исповедовали иудаизм.

Древнее христианство, более близкое к первоначальному, стало родным нашим пращурам центральной России и просуществовало 700 лет как Божья вера, истинная, непорочная или просто христианская вера. Определения "православие" тогда ещё не было, верующие называли себя правоверными.

До середины XVII века, до воцарения на церковном престоле московского патриарха Никона, христианство Руси опиралось на студийский устав, древний, основной устав греческой церкви, на рукописные вероучительные книги с греческих первоисточников.

Жестокий и властолюбивый патриарх Никон, не без желания царя Алексея Михайловича Романова, прорубил с катастрофическими для Руси последствиями "религиозное окно" в Европу, уничтожая — под идею убрать неточности — древние книги, древние обряды, древние иконы. Он вводил новые богослужебные книги, создал в церкви централизованную власть во главе с собой через установление контроля над священниками, усиление дисциплины и, как результат, контроля над верующими, открыл школы для подготовки священников.

Целью этих мероприятий было сближение России с Европой посредством перестраивания русской церкви в сторону современных европейских церквей, римской и греческой. Пользуясь нынешними определениями, Никон был в роли иноагента, внёс изменения в древнюю веру Руси, лишил христиан части вероисповедального наследия, да ещё и крестный ход зачем-то развернул против Солнца.

Им было придумано следующее: если для уточнения религиозных текстов греческие рукописные первоисточники уже отсутствуют в Европе, то уточнение и переписывание старых русских вероучительных текстов, взятых несколько веков назад как раз с греческих первоисточников, будет осуществляться по современным римским и греческим книгам, печатающимся в католической Франции...

В результате жестоких реформ погибли тысячи верующих. Никон вместе с государством устроил, по сути, инквизицию. Уцелели лишь те христиане, которые ушли в далёкие, недоступные для власти леса (таких мест теперь не найти) и в другие страны, захватив с собой ещё уцелевшие книги, иконы, унисонное церковное пение, древнюю традицию крестного хода по Солнцу (по часовой стрелке).

Верующие в XVII веке назвали реформы патриарха Никона ересью. Произошёл трагический раскол российской церкви. По-видимому, для обозначения истинности реформированной им церкви Никон ввёл понятие "православие".

...В нынешние дни Митрополит Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), отвечая на вопрос журналиста, "возможно ли преодолеть разногласия между РПЦ и РПСЦ", сказал:

"Для Бога всё возможно. Мы бы желали преодоления разногласий через возрождение дораскольного православия, но когда и как это будет, известно только Богу..."

"Мы полагаем, что основой объединения, если это угодно Богу, может стать покаяние новообрядческой церкви за жестокие гонения и казни старообрядцев, как это сделал собор Зарубежной церкви в 2000 году, — продолжил он. — Покаяние — как перемена мышления, переворот внутреннего мировоззрения — должно быть не только на словах, но и в делах — в возврате к основополагающим святоотеческим традициям и принципам святой Руси, которые сохраняет наша Русская православная старообрядческая церковь. А призыв собора Московского патриархата 1971 года к признанию законности старых обрядов и возвращению к ним за 50 лет так и не осуществился, и решения собора явились, по сути, "яко не бывшими"

18 июня 2022 года в Петропавловку, одну из деревень Курагинского района Красноярского края, где большим числом проживают последователи Виссариона, приехал митрополит РПЦ, Красноярский и Ачинский, Пантелеимон. Приехал он на сход жителей близлежащих сёл по вопросу строительства в Петропавловке православного храма.

Встреча с митрополитом проводилась в актовом зале государственной школы, его сопровождали представители власти (на самом высоком уровне сказано, что в России церковь отделена от государства). Мы, понятное дело, в момент этой встречи продолжали находиться в СИЗО как вероятные организаторы непонятно кому не угодной сибирской общины.

Не секрет, что пару, а возможно, уже и больше лет назад на губернаторском совещании в Красноярске принималось решение о девиссарионизации территории, где проживают последователи Виссариона. Что это значит, мы, конечно, точно знать не можем. Но похоже, в рамках именно этой темы митрополит и приехал говорить с жителями деревень о строительстве православного храма, посещая который в будущем общинники более уверенно смогут считать себя русскими.

Общинники, которые большинством присутствовали на встрече с митрополитом, попытались обрадоваться идее строительства ещё одного храма Божьего на территории их проживания: мы рады любым храмам Бога, больше храмов — больше возможностей для сотворения молитв, обращённых к единственному для всех народов Богу.

В Петропавловке уже более двадцати лет назад руками последователей воздвигнут красивый храм, жемчужина деревянного зодчества. И храм всегда открыт для молитв верующих всех конфессий. Но оказалось, что РПЦ не дозволяет последователям Виссариона совершать обращения к Богу в православном храме, пока они не откажутся от своей веры, то есть от самих себя.

Верю, конечно, что, несмотря на это, мы по-прежнему будем считаться в родной стране русскими людьми, каковыми сами себя и считаем, и такое непосещение — в связи с запретом РПЦ — православного храма не убавит нам русскости.

Есть интересный вопрос. Кто будет посещать однажды построенный православный храм на территории, где живут в явном большинстве (85 — 90 процентов от общего числа жителей) последователи Виссариона, которым не разрешено, пока они не откажутся от своего мировоззрения, возносить свои обращения к Богу в таком храме?

В Черемшанке, соседней с Петропавловкой деревне, несколько лет ранее была построена небольшая православная церковь. Тропа в неё заросла травой, и священник перестал приезжать издалека. Для чего епархии тратить средства на строительство храма, у которого нет прихожан? Для девиссарионизации территории? Но тогда это будет "девиссарионизация" для галочки...

Совсем недавно одному из общинников, хорошему строителю, через посредников, не напрямую от служителей РПЦ было предложено поучаствовать в строительстве этого храма — за деньги, конечно. Человек отказался. Правильно ли он поступил? Думаю, правильно.

Такое строительство не будет чистым не только потому, что храм будет строиться за деньги, и священник внутренне не доверяет строителю, у которого отличное от него понимание мироздания, но и потому, что строитель в процессе создания храма будет искренне творить молитвы, обращения к Богу, которые, по мнению хозяев храма, могут осквернить его стены.

Понимая это, строителю не стоит участвовать в созидании храма. Такое строительство храма не будет правильным, здесь не будет присутствовать правильное, правдивое славление Бога (православие), это будет лишь экономически выгодное строительство сооружения, которое назовут храмом.

11 декабря 2023 года в далёкий от Москвы Черемшанский сельсовет, на территории которого проживает где-то 2 500 общинников, прибыла представительная православная делегация: четыре батюшки: представитель Московского патриархата, представитель красноярского митрополита, минусинский настоятель храма и курагинский батюшка. Они приехали посмотреть, как идёт ремонт домика священника возле небольшого православного храма в Черемшанке — того самого, двор которого зарастает травой. Общинники (последователи Виссариона) иногда скашивают траву, заботясь о порядке на территории храма.

Ремонт домика интересовал делегацию по той причине, что туда, в этот домик, оказывается, должен заехать жить православный священник из Петербурга. За чаем члены делегации интересовались у главы сельсовета численностью населения, количеством школ, детсадов, проблемами территории.

Интересная картина: нас продолжают держать в тюрьме (14 декабря наше пребывание за решёткой продлили до 11 апреля), вероятно, предполагая, что без нас девиссарионизацию территории провести будет проще — и тут приезжает солидная православная делегация для оповещения главы сельсовета, что на территорию храма, в который никто не ходит, приедет жить и служить священник из Петербурга.

Обычно жизнь уездного священника, его зарплата складывается из пожертвований прихожан. На территории сельского Совета проживает, как я уже говорил, около 90 процентов общинников, среди оставшихся 10 — 15 процентов населения есть старообрядцы, которые тоже не пойдут в православный храм.

На что будет жить священник? Хорошо, епархия, конечно, не оставит его без зарплаты, у РПЦ, конечно, есть меценаты, но каким образом священнику искать прихожан? Как он будет проводить "эрпэценизацию" территории, даже если нас и продолжат содержать и далее под стражей, ведь общинники ему в этом не помощники, хотя, конечно, территорию прокашивать по-прежнему помогут...

Всё это напоминает рейдерский захват территории: одних — в тюрьму, других по распоряжению строго иерархической структуры — на территорию. Но тогда, для успеха такого мероприятия посадить надо несколько тысяч человек, и не только взрослых, но и детей, так как они дорожат образом жизни родителей.

Православному же священнику не стоит забывать, что недалеко от него будет находиться просторный храм Божий, построенный верующими от души, не за деньги, открытый, в отличие от православного, для обращения к Богу верующих всех конфессий многонациональной России, и не только России, а значит, открытый и для православного священника, для его молитв, обращённых к Отцу любящему.

Наверное, согласитесь, что не хождение человека в храм добавляет человеку "русскости". Предположу, что "русскость" используется здесь как что-то подобное понятию "святая, чистая вера". Но разве именно хождение в храм, обрядовая сторона веры, посты, молитвы делают человека верующим Богу? Разве вера не мертва без дел, благодеяний, чистых слов, чистых помыслов? Разве вера Богу — это не исполнение Его заповедей?

Хочется напомнить слова древнего, ветхозаветного пророка, почитаемого и в христианстве, и в исламе, и в иудаизме. Книга пророка Исаии 1:12-18. Господь говорит устами Исаии:

"12 Когда вы приходите являться пред лицо Моё, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло.

17 Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю"

Вызывает огромное сожаление, что РПЦ и кто-то из власть имущих предоставляют информационные площадки для сектоборцев и сектоведов, поощряемых уже десятилетиями западными институтами, под знамением борьбы с "тоталитарными, деструктивными сектами", что ведёт к межконфессиональным раздорам и общественному расколу в России.

Разве такое допустимо для русскости, Русского мира? На Всемирном русском народном соборе было сказано президентом России, что любые попытки посеять рознь и расколоть общество являются предательством...

Я продолжаю считать себя русским человеком: люблю свою Родину, её многонациональную культуру, её необозримые просторы, мой родной язык — русский. Люблю своих друзей (посчитал, это около тридцати национальностей), свою семью, в которой пятеро детей и может появиться шестой, если меня не будут и далее задерживать в тюрьме.

И хочу сказать то же, что неотступно твердили считавшие себя одним народом древние христиане разных национальностей, подвергаемые гонениям, пыткам, насильственному принуждению к отказу от Христа и принятию римского язычества: "Я — христианин".

Новосибирск, СИЗО-1.

21. 12. 2023 года

P. S.

В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года перечислены движения, которые:

"целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой"

В этом списке, среди прочих, и "Церковь последнего завета"...

В определении Архиерейского Собора сказано:

"Эти воззрения разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности... Освящённый Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и "новые религиозные движения" с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви"

Поиск

Журнал Родноверие