1.Большая Медведица — Лось — Телега. Развитие Образа.

Первыми исследователями звёздного неба были охотники, пастухи-кочевники, мореплаватели. Они же дали первые названия звёздам и созвездиям.

Древние индоевропейцы увидели в четырёх звёздах «ковша» колёса и настил повозки, а в «ручке» — дышло, такое видение Большой Медведицы отражено уже в древнегреческом и зафиксированно у Гомера. У всех славянских народов в названии Большой Медведицы используется образ повозки. Для славянских языков этот образ варьирует весьма разнообразно: ср. укр. Bie, белорус. Каляска, Бричка, польск. Woz, чеш. Vuz, серб, кола, макед. колата.

Переход от звериного «охотничьего» образа(*Лось и Волк) к «хозяйственному»(*повозка) восприятию Большой Медведицы связан с утверждением земледелия как основного занятия европейских народов. Земледельческие образы являются для славян доминирующими. Охотничьи представлены лишь отголосками.

Если принять во внимание, что ставший научным древнегреческий астроним Арктос(Медведица) отражает, очевидно, древний (в данном случае индоевропейский) охотничий миф, можно видеть в севернорусских «звериных» астронимах медведицы его отражение, но уже на северной почве ("Лось", "Оленёк", "Олень", "Медведь", "Медвежья Лапа", "Волчиха").

С течением времени выстраивалась цепочка «животное (объект охоты)» — «домашнее тягловое животное» — «животное, впряженное в повозку » — «повозка». Однако такое истолкование могло появиться не раньше эпохи бронзы(Березкин 2017). Существование у греков эпохи Гомера названия ‘повозка’ наряду с ‘медведица’(Арктос) свидетельствует о древности такой переработки. Поскольку в европейском образе повозки можно видеть модификацию именно «звериного» названия [см. об этом: Рут, 1993], интерес представляют переходные между охотничьими и земледельческими образы этого созвездия:

Слово Сохатый (одно из наименований медведицы у русских) родственно слову соха("сошник" — одно из наименований медведицы у русских), первоначальное значение которого ‘развилка, рогулька". "Лосева Кичига — одной стороны, здесь есть образ зверя — лося, другой стороны, этому лосю, оказывается, принадлежит кичига — особый вид молотила. Так, лось оказывается каким-то "очеловеченным", а возможно, происходит чисто механическое соединение двух образов под влиянием северных охотничих соседей русских. "Горбатый Конь С Телегой" (сев.рус.) — эпитет коня «горбатый» вполне может быть контаминацией, или развитием архаичного образа лося. «Горбатый Мерин» — воронежский астроним для Б.Медведицы, XIX в.

2.Перунова Повозка


Большая Медведица — Перунов Воз

"Ильёв (*т.е. Перунов) Воз" — беларуское название созвездия "Б.Медведицы" — в таких названиях Медведицы, зооморфный персонаж древнего охотничьего мифа связывается с вполне определенным божеством — святым. "У гэтай карэце Элияш ездзiў" (Виленский павет). В Словении Большая Медведица — «Ильины колеса» (Ilijina kola), «Повозка Св. Ильи», Воловий воз.

В этой связи интересно что Лось или Олень 👉выступает эпитетом Ильи(Перуна) в русском и болгарском фольклоре(В.Демин 2014, В. И. Даль. 1989).

Украинцы:

Созвездие Б.Медведицы это воз, на котором пророк Илия(*Перун) поехал на небо и которым он ездит по голубому небу во время грозы; стук колес этого воза и производит гром [Святский 1961] Во время, когда славяне отмечали праздник в честь святого Ильи[Перуна] — 20 июля по старому стилю или 2 августа по новому — Большая Медведица ровно в полночь расположена параллельно горизонту.

3.Лось и Стожар. Астрономический Календарь и Звездные Часы

"Конь на Приколе"(конь с телегой) — еще одно русское название созвездия Большой Медведицы. Еще В.И. Даль свидетельствовал о том, что Большая Медведица в народе представляется конём или лосем, который кружит по небу, привязанный к колу (приколу), или стожару, — Полярной звезде (сев.рус. "Столб", "Матка", "Прикол-Звездо", "Стожар"). У поляков Полярная звезда называется «Лосиной звездой» (Gwiazda Łosiowa). ср. рус. "Лось Проходной" для Б.Медведицы.

Правомерно предположить, что ось мира, с которой тесно связано созвездие Б.Медведицы вращающееся вокруг Полярной Звезды, в глазах всех народов Евразии(Лушникова, 2004), ассоциировалась с вселенским законом, с порядком. Перун же, как показал М.Л. Серяков, вместе с Велесом отвечает за незыблемость этого порядка, хотя первый является сравнительно "молодым" богом (Ермаков, Гаврилов, 2009)


Положение Перуновой Повозки или созведия Лося на небосводе около 10 часов вечера указывает сезон года

Данные лингвистики приводят нас к вероятности вывода о том, что на раннем этапе формирования индоевропейской общности, и в том числе индоиранцев, "лось" и "конь" фактически сливаются в один образ, причем историческое первенство принадлежит "лосю", изображение которого в скифском искусстве I тысячелетия до н. э. постепенно вытесняется образом оленя, ставшего тотемным животным скифов-саков*. [Абаев В. И. 1949].

Как мы уже 👉упоминали, Олень несущий солнце — мотив известный в балто-славянской календарной обрядности, как и особое место медведя в народной культуре. В приметах и обрядах наших предков, живущих в согласии с природными ритмами, год был отмечен двумя периодами, которые символически можно связать с двумя животными — Медведем и Оленем. С Ярилы Зимнего(9 декабря) по славянским приметам, Медведь в берлоге засыпает, а Волки жмутся к деревенским задворкам. С осени, начинается гон копытных, 👉"Олень(Перун) копыто обмочил"(*Ильин День), это время выхода лося, начинается и период (👉"Пир Козла") соответствующих олених праздников, апогей которых приходится на зимнее солнцестояние, когда проводится обряд 👉"вождения козы", прибегает 👉"Златорогий Олень" несущий солнце, символ Божича, прибегает он судя по этн. данным из 👉Нижнего Мира, куда и уносит ночью(зимой) светило. Весна время выхода медведя, период медвежих праздников.

Погоня Медведя и Лося символизирует бег времени. Звездной же проекцией космического Лося (а позднее "Перуновой Повозки") является как мы знаем созвездие Б.Медведицы.


Скифская Бронза. Минусинская котловина 8-7 в. до н. э. Оборотная сторона зеркала служила календарем, где бег времени передавали фигурки оленей и горного козла.«З восенi воз стаiць на калесах, ён поўны дабра, сабранага з палёў i агародаў, а вясной Воз перавернуты дагары калесамi – дабро з’едзена» (Лунинецкий р-н, Беларусь).

- В народном быту славян -Воз, Вазок, Карэц (белар.Б.Медведица) ориентирует на сезоны года и служит для определения времени ночью[Пяткевіч 2004] . Использование подобного астраномического календаря можно обнаружить еще в скифское время на примере зеркал 8-7 в. до н. э. из минусинской котловины.

С той же целью и для ориентации в пространстве задействовались Плеяды("Волосожары"), Полярная Звезда("Столб"), Млечный путь ("Бадеева дорога").

Наиболее известное упоминание такого практического применения созвездий описано еще у Афанасия Никитина в «Хождениях за три моря» (15 век):

«Во Индеи же бесерменской ..смотрил есми на Великую нощь на Великый день Волосыны(*Плеяды) да Кола(*Орион?) в зорю вошли, а Лось главою стоит на восток» – А.Никитин вспоминая, что в пасхальные весенние праздники у него на родине первые два созвездия всегда скрываются в лучах Солнца – «в зорю входят», а Б.Медведица в пасхальную полночь стоит головой на восток. Эти сведения могут свидетельствовать о существовании на Руси соответствующей традиции астрономических наблюдений" (Серяков, 2012)

В Украине можно встретить такое выражение:

«Вiз як заходе(*солнце) серед лита, то киньми стоит у гору, а к свитови(*рассвету) киньми повертаеться у низ»

«Вiз на небi вниз повертавсь»(И.П. Котляревский) «глянув на зорi, аж Вiз уже доко чуеться геть-геть» (Г.Ф. Квитки-Основьяненко)

Информанты из Арханг. обл. рассказывают о тех или иных способах использования этой россыпи звезд в качестве «компаса» и «часов»(М.Э. Рут):

«Лосиха хвост опустила – видно, за полночь перешло»

«Лось в зорю хвостом упер, вставать надо». Ковшик(/Ложка) еще хвостом на север, пахать рано» ..

В полночь она на лете(*на юг) стоит»

«Кипятила кипяток, дак ночью вставала, когда Конь Горбатый с Телегой появится, по нему время определяла»

«Перекинула воза» – определяют время по перемещению этого созвездия вокруг полюса неба на Полтавщине

Крестьяне Новгор.губ. руководствовались при молотьбе хлеба Б. Медведицей и называли ее Лосем. Обмолот хлеба шел ночью и начинался с Покрова (1/13 октября) -«когда Лось стоит на небе с обращенным хвостом книзу». Если же кто из крестьян запоздает, то ему обыкновенно говорили: «смотри, пора, Лось начал поднимать свой хвост к заре».

Беларусы:

«Даўней казалi: «Ужо карэта павярнулася» – i зналi сколька врэмя. У гэтай карэце Элияш ездзiў» (Виленский павет),

«Волосожар у ноч как солнце, коўшык такiй, як перевернецца, так поўноч» (Брагинский р-н),

«С севера Вос переходит на юг – ужо утро близко» (Волковысский р-н)

«Iллеў воз ужо на поўднi» (Чашницкий р-н)

4.Как телега "криво пошла". "Соломенная дорога" и упашие с воза. Дневное возвращение Солнца.

Прусы называли созвездие б.Медведицы Düneke («сёдла»), . Литовцы — Повозка Перкунаса, Źvai-gzdziu Karieta 'Звездная карета'. Рассказывают, что воз оказался на небе, потому что Илья не справился с тремя запряженными в него конями, которые разбежались во все стороны (бел. витеб.; укр. черниг.).

В части мифов телега была повреждена, из за того что лошадей кто то напугал, или напал, иногда этим объясняется движение телеги по кругу. Воронежская обл. Воловий Воз/Косая Телега, укр. Поламаний Вiз, слвн. Kriva Kola. Латыши: Lielie Greizie Rati- "Большая кривая повозка":

Литовцы.

Повозка Св.Ильи (*Перкунаса) зацепилась за угол – появилась Повозка Григаса (имя Grigas от Griżulas — круг, в коем объезжают коней). Месяц ехал на повозке и задел за угол ада, повозка перевернулась.

Лужичане:

"Однажды кучер ехал и задним правым колесом <со стороны кучера> заехал в ад, и поэтому до сих пор колесо сдвинуто вбок на 6 дюймов – потому что ось <повозки> пошла криво". Бог(*христианизированный Бог неба) ехал по М.Пути, Перкунас(*скорее тут понимается черт) напугал лошадей, повозка перевернулась и дышло сломалось [литовцы]

В смежной славянам, венгерской версии, более подробно раскрывается еще одна причина "кривизны" хода небесной телеги:

Оглобля повозки Св. Петра(*читай Громовержца) кривая, ибо когда тот вез солому, напали волки, волы рванули, повозка перевернулась, но волы продолжали бежать и рассыпавшаяся солома образовала Млечный Путь). Или Св.Петр вез солому, его конь слеп, столкнулся с повозкой цыгана(*т.е. черта), солома рассыпалась. ср. Белорусы: Бог ехал и рассыпал солому (М. Путь). Плеяды – это женщины, упавшие c воза[поляки].

У Солнца и ее дочери по повозке; однажды лошади перепугались(<некто напугал>, повозки перевернулись, Солнце и ее дочь остались на небе -этот литовский сюжет можно рассматривать как метафору дневного возвращения Солнца ср. с сибирским мифом о медведе-охотнике хватающем лося и освобождающем солнце.

5.Перунов Воз и Волк . Эхо дикой охоты и космическая эсхатология.

В ряде славянских преданий можно видеть отголоски мифа о космической погоне за повозкой Перуна (*некогда Лосем, напомним что это один из его эпитетов) хищного зверя (*некогда, вероятно, собаки Дикого Охотника или его самого в образе Медведя, часто в этой роли Алькор).

"В созвездии Медведицы, народ видит коней, вероятно, Свантовита. Чёрная собачка, олицетворение Чернобога, каждую ночь хочет перегрызть упряжь, чтоб разрушить весь организм творения, но не успевает, потому что перед рассветом побежит пить к студенцу, а тем временем упряжь срастается"[Костомаров 1847]: Головацкий 1860 цитирует Костомарова, дополняя замечанием, что он это слышал от гуцулов, у которых упряжь грызет сучка.

Д.О. Святский(1913) также сообщает о южнорусском поверье о псе, который прикован к Большой Медведице. Его стерегут Три Сестры — Заряницы, когда он перегрызет железную цепь, настанет конец света.

"Видите, вон семь больших звёзд вместе? Это зовётся «Воз»: то четыре звезды – колёсики, а те три, что вроде протянулись, то дышло. Видите, вон возле средней звезды ещё есть маленькая звёздочка. Она зовётся « Собачкой ». Старые люди говорят, что она всё придвигается к той средней звезде, а как уже совсем дойдёт до неё, то что-то там перегрызёт, а тогда уже и будет Страшный Суд. Да уже, верно, скоро оно и будет, потому что видите, как уже близёхонько"(Гринченко 1895 (Харьковская) [пересказ в Потанин 1899)

Большая Медведица – "Воз"; четыре звезды ковша – колеса повозки; две звезды ручки – два вола, третья – погонщик; небольшая звезда – собака; она силится перегрызть упряжь и через это нарушить весь строй мироздания, но перед концом света захочет пить, побежит к воде, в это время ремни вновь срастаются [Гринченко 1895, Черниговская губ.]. Около Воза есть маленькая звезда Собачка, которая стремится добраться до одной из звезд хвоста созвездия; когда доберется и перегрызет что-то, будет Страшный Суд [Савченко 1906 (киевская)].

В Екатеринославской губернии относительно Алькора говорят, что здесь

«зиньске щеня: грызет уздечку у коня и когда перегрызет, тогда и свету конец минет»

Под именем «зиньске щеня» народ разумеет слепыша из семейства кротообразных. (*есть т.ж. вариант в котором удила бесконечно стремится полевая мышь).

Сама эта космическая погоня является эпитетом бега времени. Конец погони(поимка звездной упряжки охотником) означает конец времени (ср. с саамо-казахским(*срубно-андроновским?) 👉сюжетом)

Одно из эстонских названий Большой Медведицы – Раттад (П.К. Пюллер переводит его как Колеса), а три звезды перед Колесами означают первая – «дышло», вторая – вол и маленькая звездочка около него – волк.

Алькор Медведицы волком или медведем называют сербы, болгары, марийцы, ливы, румыны, французы, украинцы.

Как видно древний образ Медведя — Охотника нередко перемещается между Орионом/Сириусом, и Алькором/Медведицей.

Между тем Сириус «Песьей звездой» называют лужичане, словенцы, поляки, литовцы(Сириус и Процион — собаки), кашубы ("волк", «звериная звезда»).

Македонцы:

"пахарь (Бетельгейзе Ориона) вернулся за забытым поясом и оказался чуть поодаль от волов с плугом (осн. часть Ориона); поэтому волки(Сириус и Процион) собрались напасть на волов"

6.Дикий Погонщик

В некоторых мифах, на месте нападающего на повозку медведя или собаки, имеется антропоморфный персонаж(Алькор, Мицар, Альтаир), завладевший, или пытающийся завладеть Перуновым возом или другим имуществом(соломой, лошадьми), возможный отголосок Дикого Охотника. Кучер угрожающий своими действиями повредить повозку, вор, цыган, или уже 👉знакомый нам как польский эпитет Ориона — Люцифер. Напомним что поляки видели в Орионе превращенный в звезды посох, которым "Люцифер"(*Велес-Trzygłów?) хотел ударить Бога(*Перуна)

Лужичане:

"У повозки есть четыре колеса и три лошади, и рядом со средней лошадью кучер. Когда кучер запрыгнет на самую молодую лошадь, то придёт Судный день"

В эсхатологической перспективе на этой повозке в конце света по миру будет ездить "антихрист" и соблазнять людей, чтобы они забыли Бога (бел. брест.). Кашубы: Алькор и Мицар – « возничий на дышле »). Болгары: созвездие на Севере, называют Кола (Воз); 4 звезды считаются возом, 2 звезды – двумя волами; вторая звезда, которая немного в сторону на юг, – человек, а на вторую поменьше, которая близко к волу, как будто придерживается им, говорится, что это волк, за воз говорят, что он возвращается на одно и то же место вечером.

Ср.марийцы:

"Большая Медведица это лось с детенышами и охотник с собакой, <последние осуждены вечно кружиться по небу за то, что умертвили первых>)

Венгры:

Цыганенок вёз на Карловом(*читай Громовержцевом) Возе солому (harl) ; рассыпал по дороге, образовался Млечный Путь.

Сербы:

солома просыпанная Св.Петром, когда его преследовали евреи. Возница Люцифер ехал в ад, сломал дышло и не может ехать дальше (поляки). Млечный Путь – «цыганский путь»; на нем солома, которую украл цыган. Темные пятна на Млечном Пути – следы лошади похитителя(болг.). Сербы: на Млечном Пути лежит солома, которую один кум украл у другого.

Еще шумеры называли Алькор «звездой, которая на дышле Повозки стоит», но ассоциировали не с погонщиком, а с лисой и с богом войны Эррой.

6. Илья Пахарь (Перун Волопас) и Волы

"Ярмо" — три звезды ручки ковша Большой Медведицы. Название зафиксировано в донских говорах. Первоначальное значение слова ярмо — осособый род деревянного хомута для пары (или большего количества) волов. Этот образ может быть связан и с образом воза (см. воз), который небесные волы влекут по небу (тогда воз — сам ковш), и с образом плуга — ведь на юге России, где был записан астроним, вол был основным тягловым животным. "Плуг и Воловы" (‘плуг и волы’) название для Большой Медведицы, записаное еще сербским исследователем Буком Караджичем. "Сошник"(соха). ручка ковша — это одна из ручек плуга, а сам ковш — лемех. "Чипёга" (рукоятка плуга) — название медведицы зафиксированое в донских говорах, украинцами применяемое к созвездию Ориона.

Древние римляне называли Медведицу Septentrionts, т.е. "Семь волов" (по количеству звезд), этих волов пасет (созв.) Волопас, у Negidius и Варрона Волопас – пахарь. Арат Солийский в "Явлениях" пишет об Волопасе: "Арктофилак — у людей именуется он Волопасом, Ибо, как кажется им, он правит Медведицей- Возом". Нонн Панополитанский (V в.) в «Деяниях Диониса» называет Волопаса Пахарем. На северном побережье Черного моря и в пределах Екатеринославской губернии звезда Арктур известна как Волопас, а вместе со звездами Медведицы называлась пастухом с гирлигой(*длинная с клюкой палка овечьего пастуха), у хорватов Арктур называется vlasozelas — влах — название пастуха.

Грамота Алексея Михайловича 1649 г. осуждала тот обычай, что «на Москве… в навечерi Богоявленiя Господня (Водосвятье) кликали плугу». В Червонной Руси кое-где накануне Но­вого года вечером ходят по хатам с плугом и, показывая вид, что орют, посыпают овсом и кукурузою.

При этом поют:

Twoji woły, moji woły; 
- Hej, hej!  A w peredi dwa medwedi; 
- Hej, hej!  A w pryhoni dwi woron; 
- Hej, hej!  W kolisnici dwi senyc; 
- Hej, hej!  Sij, rodysi, żyto, pszenyci,  Wszylaka pasznici! 
- Hej, hej!  (Pauli, 1839-1840) 


Волопас — "Аратай" (бел.)

Вероятно, что плуг и оранье относятся к подателю плодородия полей, Илье — Перуну. Илья ходит по земле именно около Рождества, об чем говорится в Малороссии при обряде засеванъя на Новый год. Такие выводы делает о семантике плуга[Потебня А.А. 2000]. Можно предположить что тот же образ относится и к созвездия Медведицы(Перун-Пахарь-Волопас?).

Литовцы называли божество коней и колесницы "Ратайнича" – у Ласицкого Ratainicza, от лит. rãtai «колесница». Отметим созвучие лексических конструкций «Ratáj» (или ратай – «пахарь») — полесского названия Волопаса (по М.Федоровскому «Ratáj – Wolarz) и «rãtai» — лит. колесница или близко к латыш. kaujas rati. Можно предположить что ранее, как и в древнеримском примере, Б.Медведица(Перунова Колесница) и Волопас выступали в качестве некого единого мифологического компонента (*Перун-Волопас, медведица его волы или кони).

Интересно что в вышеприведенной западно-русиньской песне, впреди пашущего идут "два медведя". Болгарская исследовательница балканской астрономии Дарина Младенова, приводит болгарскую легенду о нападении волка пли медведя на небесную повозку с впряжёнпым(и) в неё волом (волами). Юноша(Перун-Волопас?) отправился с повозкой, запряженной двумя волами, чтобы нарубить дров. В лесу он распряг волов и пустил их пастись. Но из лесу на повозку напал Медведь и съел одного вола. Юноша, однако, оказался силачом и не робкого десятка, вместо погибшего вола в повозку он впрягает хищника(*в других вариантах волка), убившего вола.

В сказках сохранилась память об оранье змеем, мифическое значение коего очень сходно со значением волка. Победитель змея запрягает его в соху, роет русла рек. Интересно при этом, что в некоторых славянских регионах, особенно на Балканах, роль плуга(или пахаря) переносится на Орион.

Словенцы считают что первая и вторая звезды ручки ковша Б.Медведицы – впряженные в повозку Святым(*Перуном) вол и волк(медведь), Св.Мартин (либо Св.Наум) на телеге вез из лесу дрова; напал волк (медведь), съел вола, Святой впряг его вместо вола; волк (медведь) тянет к лесу, оставшийся вол – из леса.

Украинская пословица говорит

«вовка в плуг, а вiн к черту в луг»

Эстонцы:

"Волкам заповедано нападать на волов в ярме; Пееду вел повозку, в нее запряжены волы; на одного напал волк; П. запряг его вместе с волом, это Алькор при Мицаре; волк тянет в лес, поэтому ручка ковша изогнута"

7.Братья Медвежатники и Волосожары

Медвежатники(курск.новг.) это семь сыновей царя-пахаря. В новгородской легенде рассказывается о Царя-пахаре(*Солнце), у которого было семь сыновей(Звезды Б.Медведицы) и восемь дочерей(Плеяды и Алькор?)[Потанин 1883].

-Этот древний образ известен еще в ведах: «ибо Семь Риши изначально прозывались Медведями»(*звезды Б.Медведицы)[«Шатапатха брахмана» (не позднее VI в. до н.э.)] Их покровитель Рудра(Сириус/Орион). Женами Семи Риши считались восемь Плеяд. Позднее семь ушли к Агни, осталась лишь одна верная Арундхати(Алькор, ср. греч. Электра). Интересно что иранское название Плеяд "Perune", а Агни суть пламенная ипостась Громовержца.

Миф о жене-плеяде сохранился и у славян: Как уже упоминалось, у поляков Плеяды(Baby, Волосожары) – это женщины, упавшие с Воза, т.е. как и в Ведах, отделившиеся от Б.Медведицы. Одна звезда-Волосыня осталась — "Мицар и Алькор – жена с младенцем"[макед.]. Гайдуки(звезды Б.Медведицы) украли одну из звезд Плеяд; теперь это слабая звездочка Б.Медведицы; Плеяды до сих пор за ними гонятся"[болг.].

У одной из хакасских этнических групп(*Южная Сибирь) Большая Медведица, или «Семь царей», истолковывается как три брата, преследующих с двумя собаками двух маралух, олицетворяемых двумя звёздами, удалёнными от ручки ковша, космоним "семь медведей" представлен и в хотано-сакском языке.

«...Они (крестьяне) думают, что это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей и что медведи живут под его защитой. За воровство и кражу, Сажары наводят сон на медведей на всю зиму. Когда Сажары глядят на землю, тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека. Основываясь на этом предании охотники пускаются в лес только при появлении Сажар»

- И.П.Сахаров(1849) относит это, записанное им предание к звездам Б.Медведицы, но более логично картина выглядит если речь идет о плеядах(чаще именуемых народом [Воло]Сожарами, М.Э.Рут). Плеяды не "глядят на землю" ранней весной, когда медведи выходят из спячки и опасны для охотников.

Интересную поговорку(уже определенно о Б.М.) приводит А. Ермолов:

«Сожар-колесница не медведица, а на охоту манит»

Лешачий Хвост — это уникальное название Б.Медведицы информант объяснил следующим образом: Леший хотел луну своровать, да ему не дали, руки поотрывали, один хвост остался с задом. Его на всё небо лучше и ярче всего видно, гли-ко [смотри-ка], страм какой (Волог. обл.). Получается, что четыре звезды ковша — то, что осталось от лешего, т. е. его зад, а ручка — и есть тот самый лешачий хвост, по которому названо созвездие. — Волки стремящиеся сожрать Луну или Солнце распространеный сюжет славянской мифологии.

Один из "Семи Медвежатников"(или Трицарь) становится уже знакомым нам прообразом медведя, волка, собаки, или Люцифера, преследующего повозку Элияша-Перуна(Еленя).

8.Бадеева Дорога и небесный Косарь

Итак, последним элементом, которого мы уже касались в мифе о возе с сеном и преследователе небесной повозки, это Млечный Путь, дорога небесного охотника, известная нам из сибирских мифов.

Славянские представления о Млечном Пути можно разделить на несколько групп образов:

Сохранилось общеславянское представление о М.Пути как зримой проекции дороги душ в Ирий, Птичьей Дороге (лит. pauksclq kelias/ takas букв, «птичья дорога / тропа»; белорус, птушачая дарога, дзиких гусей, журавлиная дорога). Т.ж. дорога к некому сакральному центру: «Небесная дорога», калуж. Дорога из Киева, укр. Шлях в Київ, Дорога На Крым, "Божий Путь".

Но это также дорога гостей из чужого, нередко враждебного мира: Бадеева дорога, БатыеваДорога, Становище("По тому-то Становищу хаживали татары на святую Русь прямо от железных гор"), Зырянская Лыжня, Чумацкий Шлях.

Запись названия М.Пути была сделана в полевой сезон 1999/2000 года в рязанской Мещере это обозначение М.Пути как Путь Волка(ср."Лисьева Дорога").

Была записана и легенда, объясняющая название:

«Однажды, когда Бог прогневался на людей, один из Архангелов решил помочь людям. Чтобы пройти незамеченным свой путь на землю, он обернулся волком и, прячась между звезд, спустился с неба на землю. Вот почему, когда волки воют, они поднимают морды к звездам. Когда А. спустился на землю, то и другие волки стали помогать людям. Через какое-то время потомки этих волков стали собаками»

Л.Н.Афанасьев в своем труде отмечал, что в Тул. губ. голову М.Пути называют Косари по той причине, что в начале этого созвездия стоят четыре косаря и рубят всякого, кто хочет пройти. Представление же о том, что по М.Пути направляются души умерших, является общеиндоевропейским. Очевидна и связь между балто-славянским названием Ориона "Косцы", и обозначением начала М.Пути в тул.губ.. Логичной становится и связь с мифом о краже сена. ср. рус. названия М.П.- Путь Соломщика, Соломенная дорога.

👉Литература

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Календарь и Коло жизни человека

Поиск

Журнал Родноверие