В религиозных традициях многих народов, которые еще не знакомы с мировоззрением и основами современных мировых религий, обнаруживаем легенды о «сотворении» Земли и вообще Вселенной из яйца. В нашем народе подобные легенды в чистом виде не сохранились, но отголосок таких преданий находим во многих украинских народных сказках: "Сказка о Яйце-райце" « "Сказка о Жар-Птице" «» Сказка о Курочке-Рябе " и др. яйцо в сказке выступает также предметом, в котором кроются бесчисленные отары и череды скота, роскошные дворцы из драгоценного металла и камней и много других богатств и чудес...
Людей издавна удивляло, как из яйца, что на первый взгляд похоже и похоже на самый обыкновенный удлиненный округлый белый или пятнистый камень, появляется жизнь... Подобно тому, как Святая Земля пробуждается весной и сбрасывает с себя белую оболочку снега, как святая Вода просыпается, ломая твердый прозрачно-белый лед, так и цыпленок вылупляется из твердой белой оболочки яйца, пробивая его своим еще слабеньким клювиком. Заметили наши Предки и то, что именно из куриного яйца рождаются будущие предсказатели утреннего солнца и ранней Зарницы. Петуха в народе считали символом Бога-Солнца: даже в Украинской Народной загадке " сидит петух на Иве, спустил косы к Земле», отгадка Солнце с лучами.
Из яиц вылуплялись птицы-исконные тотемы украинского народа и связисты между раем, где покоятся души наших предков, и Украиной; они каждую весну приносили весточку от предков, а в клювах приносили души детей, которые в этом году должны были родиться. По количеству аистов в народе гадали о количестве будущих младенцев. Сейчас мы видим, во что выродилось это поверье. о аисте с младенцем в клюве говорят шутя, потому что понимают этот образ буквально...
Из яйца рождаются также хозяева подземного царства-пресмыкающиеся и змеи, которых возглавляет змея-Царевна в золотой короне. Выход всех жителей подземного царства на поверхность земли был причиной празднования в украинском народе в дохристианские времена Благовещения — праздника Матери-Земли; именно с этого дня в народе начинали обрабатывать Землю.
Содержимое обычного яйца напоминало строение мира, которое в разных народах толковали по-разному: в одних случаях желток яйца рассматривали как подобие солнца, белок — как подобие воды, скорлупу — как небесную Твердь; в других случаях желток означал Землю, белок —Воду, пленка — облака, а скорлупа — Небо.
Интересное поверье подает А. Афанасьев:
"Орлиное яйцо, падая в Море, разбивается: нижняя часть скорлупы становится землей, верхняя — Небом, белок — солнцем, желток — Луной, а оставшееся от яйца — звездами"
Просматривая украинские народные сказки, Николай Сумцов подает и местное поверье о Яйце:
"в сказках образ Солнца Жар-птица может одним своим пером осветить огромный Сад. из сада ее похищают, но ей удается снести золотое яйцо, которое затем становится новым источником жизни, света и тепла"
Можно приводить и много других преданий о яйце, но неоспоримым было то, что именно из яйца рождались создания, которые могли легко вздыматься к небу и солнцу, и наши далекие Предки считали их посредниками между людьми и Богами.
Все эти наблюдения позволили человеку природы заметить в этом маленьком «камешке» великую Божественную тайну, великий божественный Закон. Люди не могли точно знать и объяснить, как творился мир, но, знакомые с рождением птиц и особенно петуха, догадывались о рождении Земли и Неба из подобного, но космического яйца — Подобия Бога. Об этом свидетельствуют и предания других народов...
Благочестивое отношение к яйцу, его обрядовое использование в украинских народных праздниках и обычаях в начале Нового лета и в течение всей весны, а также в семейных праздниках — семьях, свадьбах и похоронах,в лечебном и хозяйственном очаровании украинцев, дает полное право утверждать, что в украинском народе с писанкой знакомы не одну тысячу лет. И до сих пор на землях Украины находят керамические (глиняные) яйца-погремушки, которые, вероятно, использовались Предками украинцев в весенних обрядах за несколько тысяч лет до насаждения христианства.
С того времени, когда писанка потеряла свое сакральное значение, люди превратили писанкарство в самое обычное ремесло и начали изображать на яйцах все, что приходило им в голову. Природные красители были заменены искусственными, химическими. Если традиционные писанки имели ограниченное количество красок, имевших четко определенное магическое предназначение: на урожай, на плодовитость, на дождь, на любовь, на лечение, на подарок, на защиту от всего лихого и вредного; писанки были символическими молитвами, заговорами и образами, то современные писанки напоминают религиозные картины: количество красителей неограниченно и очень часто мотивы разных по содержанию традиционных писанок сведены уже в одну. Самое главное правило, которым сегодня руководствуются писанкари— — поразить зрителей неповторимостью и несообразностью вымышленных узоров и орнаментов; на писанках стало уже нормой рисовать портреты, пейзажи и даже детальные картины из народной жизни и быта.
Сейчас ученые предпринимают попытки выработать универсальную классификацию писанок, но продолжают появляться все новые и новые, неизвестные в прошлом технологии и способы изготовления писанок. Созданные изображения на писанках уже давно вышли за пределы традиционных рисунков. Сегодня писанкары используют для писания писанок яйца почти всех птиц и даже страусиные; стали уже расписывать яйца змеиные и крокодильи. Разве что яйца динозавров еще не расписывали мастера писанкарства. Узоры на скорлупу накладывают не только воском и красками, но и бисером и даже цветными нитями (произведение 90-х годов ХХ в.)... Понятие писанки уже вышло за пределы обычной скорлупы. Изображение яйца делают из керамики, фарфора, стекла, цветных и драгоценных металлов и камней, дерева и воска...