«Из всех наших соседей меньше всего можно сказать о беларусах... Белорусы всегда казались нам странно неопределенными»;

- такими словами начинается статья известного польского публициста Б. Цывинского

"Так кто же такие белорусы?..." Верна ли такая оценка? Это верно в той мере, в какой оно отражает ситуацию этнического кризиса в Беларуси, пик которого пришелся на 1970-80-е годы. За это время мы не только не имели возможности развивать национальную культуру, мы даже постоянно теряли свою национальную самобытность. Однако следует признать, что этот кризис гораздо старше советской системы.

Со второй половины XVIII века, когда белорусы начали терять свою государственность, страна переживала непрерывный кризис колонизации, последствия которого мы ощущаем по сей день. По этому поводу в XIX веке один неизвестный автор высказался так: «Земля наша не польская, не русская, а завоеванная».

Полонизация и особенно русификация в XIX веке, несомненно, нанесли ущерб развитию белорусской культуры и задержали процесс национального строительства. Что касается русификации, то она продолжалась и тогда под видом создания «единого и неделимого советского народа». Если мы присмотримся к первому встречному сегодня белорусу, то, скорее всего, увидим, что он говорит по-русски, читает российские газеты, мало знает о своей национальной истории, смотрит российское телевидение и т. д. Все это подтверждает очень низкий уровень национального самосознания типичного белоруса...

Тем не менее, белорусы невольно сохранили свою национальную идентичность. Парадоксально, но 80% этнических белорусов в ходе переписи 1989 года назвали белорусский родным языком, хотя и не использовали его в повседневной жизни. Нам нужно помнить об этом, чтобы иметь более взвешенное представление о белорусском характере.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие