В Палесси до сих пор сохранилась вера в природных божеств, способствующих процветанию и плодородию земли, красоте и любви. Яркий пример – старинный белорусский обряд «Юрьевский карагод». В дохристианские времена таким же образом почитался языческий бог плодородия, весны и любви – Ярила.

В традиционной вышивке Юра часто изображается всадником на белом коне, который отпирает ключом врата в рай, едет верхом на землю, отпирая и ее. Он символизирует приход весны.

Юрия обычно праздновали в поле колядками, пением и украшениями из венков, кормлением пастухов в поле. Особое место отводилось сбору урожая, означавшему продолжение жизни. Рожь и хлеб часто были в центре георгиевского обряда.

Каравай святого Георгия, или карагод, как его называют в деревне Пагост, символизирует почву. На нем возвышается цветущее древо жизни.

Обряд «Турав Карагод» существовал во многих селах Туравщины, но полностью сохранился лишь в селе Пагост. «Юрьевский карагод» стал первым среди белорусских обрядов, охраняемых государством как нематериальная культурная ценность. В этом году эксперты ЮНЕСКО рассматривают возможность поставить «Юрьевский Карагод» в Погосте под охрану на международном уровне.

Небольшое село Пагост между Припятью и Свигаем с «боевым» коллективом «Мижречка» и его лидером Катериной Панченией сейчас известно во всем мире. Церемонию продолжают отмечать довольно ярко, а главное – по местной традиции.

«Юрьевский Карагод» начинается с выпекания праздничного карагода накануне праздника. А уже 6 мая пора украсить его «елочкой» из веток.

В этот же день девушки плетут венки из барвинка и выбирают воеводу (местного уважаемого силача). Прежде чем воевода трижды поднимет хлеб над столом, женщины кладут хлеб в чашу, посыпанную зерном, крестятся и читают молитву.



За караваем хлеба, иконой Георгия Победоносца, граблями в зеленом фартуке, которые «идут» из дома в мужских руках, в поле выходят девушки, за ними следуют женщины постарше.

Выйдя из дома, вся процессия проходит через ворота из полотенца, то же самое повторяется при выходе «Карагода» на ржаное поле. Сначала на поле выходит мужчина с иконой, затем с караваем, после чего они становятся в центр круга, девушки и женщины берут их в свой круг.

Важную роль играет уважаемая пожилая женщина, которая, прежде чем приступить к уборке кукурузы, обращается к Богу с просьбой о хорошем урожае. Затем она желает того же всем участникам обряда и удобряет землю, закапывая кусок хлеба.

Под музыку и веселые песнопения — "Ой, выйдем в поле и призовем Бога — открой землю, отпусти звезду... Где кукуруза идет, там Бог рождает рожь, а где не бывает, там оно отдыхает» — женщины и девушки водят кукурузу вокруг мужчин, а воевода тем временем поднимает каравай.

В центре карагода часто помещают пожилых людей, чтобы с помощью ритуала добавить им здоровья.

После окончания пахоты фартук на граблях меняется – с зеленого на красный, что означает потерю девственности земли и начало ее плодородия. По версии некоторых этнографов, в прежние времена это означало и потерю девственности молодых девушек, которых вывозили в поле на Юрье воевода вместе с мальчиками.

После того, как вся процессия прошла через полотенцесушители с поля, начинаются веселые бычьи песни и марши в пользу жителей деревни. Участники обряда предлагают хозяевам спеть и помахать карагодом возле своего дома ради плодородия и плодородия в своем хозяйстве и семье. Хозяева, в свою очередь, угощают девушек двумя яйцами для их будущей «пары», либо хлебом и другими сладостями.

Завершив экскурсию по селу, Карагод собирается танцевать, петь и играть в молодежные игры. Празднование может продлиться до следующего утра. При этом «Карагод-хлеб» становится угощением для участников и гостей церемонии. В селе Погост роль самой почитаемой женщины во время обряда определенно и неизменно выполняет Екатерина Панченя, прекрасно сохранившая все элементы традиции и Юрьевских песнопений.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие