Это был доклад, с которым я выступила на конференции по Священным книгам: 1-2 сентября 2017 г. Бангкок, Таиланд

“Священные книги и истории сотворения Мира – в поисках оригинального Космического замысла”.

“Истории сотворения мира в славянской традиции” – Моргана, Нидерланды

С 1950-х годов в неоязыческом движении возобновился интерес к дохристианским верованиям, ритуалам, мифологии и космологии. В частности, в Европе и Америке это привело к появлению новых, часто реконструируемых религий, таких как викка и друидизм. Возможно, наиболее заметное влияние оказало кельтское возрождение, но когда мы смотрим на мифы о сотворении мира, то обнаруживаем, что самые яркие истории мы находим в Северной Европе / Скандинавии и Евразии. В этой статье я хочу рассмотреть славянское язычество и истории сотворения мира в славянской традиции.

Для целей этого эссе я хотел бы ограничить классификацию славянской традиции людьми, которые идентифицируют себя как русские или болгары.

Славянский язык классифицируется как “ветвь индоевропейской семьи языков, обычно делящаяся на восточнославянскую (русскую, украинскую, белорусскую), западнославянскую (польскую, чешскую, словацкую, сербскую) и южнославянскую (старославянский, македонский, болгарский, сербохорватский, словенский)".

Что касается связи между славянским и санскритом, то, похоже, есть сходства, хотя, похоже, литовский (балтийский | ) имеет больше сходств.

Гвиддон Харвестон сказал мне:

“Литовский, безусловно, даже ближе к санскриту, чем русский! Хотя и не потому, что литовцы ближе в культурном отношении к индейцам, а скорее потому, что литовский язык самый архаичный, то есть он меньше всего изменился за тысячелетия ”

Согласно Гвиддону: основная суть историй сотворения мира в “русских” землях сводится к одному из трех мнений:

– антропоморфная версия сотворения мира – мир был создан из тела павшего гиганта. Это основано на книге апокрифов 17 века “Голубиная книга” (англ. "Голубиная книга"). Очень похожа на историю скандинавского Имира и индуистского Пуруши[1].

– дуалистическая история сотворения мира – мир был создан в динамичном соревновании света и тьмы или черного и белого

– история сотворения яйца – обычно с участием уток, гусей, лебедей и других водоплавающих птиц. Однако, эта история, возможно, пришла к восточным славянам от финно-угорских соседей, где водоплавающие птицы играют большую духовную роль, поэтому не уверен, насколько это общеславянское явление.

Он продолжает, ссылаясь на следующую статью

“Восточнославянские дуалистические легенды о сотворении мира” доктора Дмитрия Громова, впервые опубликованные в русскоязычном журнале “Мифы и магия индоевропейцев”, 11 выпуск, издательство "София", Москва, Россия, 2002. Многие исследователи утверждают, что дуалистические мотивы в славянском фольклоре обусловлены влиянием “восточных народов” – финно-угорских, алтайских или иранских (Авеста)[2], или христианских еретиков (богумилы в Болгарии), поэтому отвергают дуалистические мотивы как более поздние дополнения. Однако множество свидетельств указывает на гораздо более ранний архаичный субстрат дуалистического фольклора на славянских землях, намного более древний, чем известные иностранные влияния. Доктор Громов просмотрел 300 фольклорных упоминаний историй сотворения мира и обнаружил: 141 русское, 75 украинское, 27 белорусское, 28 болгарское и 3 сербских.

Общие элементы:

  1. Б) Боги — близкие друзья или братья, всегда вместе. Черный Бог часто является творением Белого Бога, обычно из жидкости (морской пены, слюны, мешка, наполненного водой). Часто истории сотворения мира начинаются с того, как Черный Бог был создан Белым Богом.


(Современные впечатления русского художника Максима Сухарева о Черно-Белом Боге, также известном как Чернобог и Белобог)

(Примечание: Киевская Русь была первым организованным государством на территории современной России. Ее широко рассматривают как духовную предшественницу современного российского государства.)


(Храмовая подвеска с двумя птицами, обрамляющими Древо Жизни (спереди), и геометрическими свинцовыми мотивами (сзади) – Киевская Русь, 1000-1200 гг. н.э.)

  • E) Следующий этап – сотворение Земли. РГ берет почву у БГ и создает землю. Обычно БГ оставляет немного почвы для себя, чтобы создать свою собственную землю (прячет почву). WG создает хорошую ровную пахотную землю, BG создает неровную скалистую, заболоченную, каменистую землю, непригодную для земледелия. Общие элементы – часто БГ создает землю, когда РГ спит; РГ создает слишком мягкую землю, просит БГ помочь ему уплотнить ее с двух сторон, создавая холмы и т.д. Мотивы БГ при создании земли – ревность к БГ, желание, чтобы их “помнили и почитали”, “быть как БГ" или помочь БГ – преодолевая трудности “плохих земель”, мужчины поблагодарили бы БГ за помощь в достижении успеха. Часто WG и BG создают вещи парами одновременно – WG создала человека, BG создала волка, WG создала овцу (или корову), BG создала козу, WG создает пшеницу, BG создает сорняки. БГ всегда хуже творит. Кроме того, БГ не может вдохнуть душу в сотворенного человека.
  1. F) Следующий этап — создание “ангелов и демонов”. WG создает ангелов и BG создает демонов чаще всего в одно и то же время – и чаще всего одним и тем же способом – в большинстве северных сказок (27 упоминаний) говорится, что демоны и ангелы создаются из искр, когда молот ударяет по наковальне или Мировому камню (краеугольному камню) Алатырь, центр мира или мировое древо; в южных сказаниях (16 упоминаний) говорится о каплях воды, стекающих с рук WG и BG для создания ангелов и демонов. Отличаются лишь незначительные детали – WG использует правую руку, BG левую, или искры летят направо и налево и т.д. WG благословляет ангелов, BG не знает, как благословлять.

(Алатырь, Максим Сухарев. Алатырь — это скала, которая описывается как белая и огненная одновременно, и является центром земли, так сказать, краеугольным камнем. Некоторые говорят, что Алатырь — это разновидность мирового древа. Алатырь происходит из народной традиции, потому что многие народные сказки и магические заклинания начинаются словами: ”посреди океана стоит белая огненная скала Алатырь, а на той скале ... а затем следует либо магическая формула для заклинания, либо народная сказка – использовалась в обоих случаях)

  • G) Следующий этап – соревнование за Небеса — WG и BG строят каждый для себя престолы на Небесах, все более высокие, с помощью ангелов и демонов. В конце концов БГ возводит трон настолько высоко, что либо падает с него сам, либо с помощью БГ и / или его ангелов. Если WG поручает работу своим ангелам, то чаще всего он дает им копье, дубину, меч, стрелы или гром и молнию. BG часто сражается огнем. Как только БГ падает, он и его демоны становятся “нечистыми” или злыми.

(Сотворение мира, Максим Сухарев)

Очевидно, что идеи конкуренции и антагонизма между WG и BG находятся под сильным влиянием христианства. Однако сохраняются архаичные дохристианские элементы — WG и BG по очереди создают землю, WG создает хорошую землю, BG плохую землю, очень похожие на иранскую Авесту ; сотворение ангелов и демонов путем нанесения ударов по чему–либо очень архаично, и нанесение ударов само по себе связано с магическим плодородием (например, порка в Древнем Риме), а также с искрами. ; Антагонизм WG и BG параллелен борьбе между Богом Грома (Перуном) – обратите внимание, что Перун носит дубину, молот, а также стрелы, и Противником (часто известным как Змея (дракон) – обратите внимание, что Змея также может нырять, как БГ в птичьем обличье) ; также – мотивом БГ стать противником БГ часто является гордость, вызов традиционной роли слуги, совершение того, что традиции запрещают, и наказание за это – очень распространенный элемент в архаичных фольклорных историях.


(Перун Волос, Максим Сухарев. Перун — Бог-Громовержец, Волос или Велес — Бог Подземного мира в виде быка или медведя, иногда змеи (летающая змея, что–то вроде дракона)

Сотворение человека (80 упоминаний) – отдельный элемент. 11 раз человек создается БГ, и БГ вдыхает душу в человека. Или BG создает человека, наблюдая, как WG создает ангелов, как копию ангелов, но все же обращается за помощью к WG, чтобы вдохнуть жизнь в человека. Аналогичным образом легенды говорят о создании медведей (медведи — копии ангелов БГ, но WG отказалась их оживлять, поэтому БГ вдохнул в них свою душу, таким образом, медведи почти как люди, но опасны и не имеют человеческой души), а также пчел – БГ создает пчел, но отказывается делиться медом с WG. WG смогла создать только шмелей, которые не производили мед, и WG позавидовала. WG вдыхает дух в пчелу, когда находится в доме BG, и делает ее Пчелиной маткой – Пчелиная матка затем взлетает и перелетает в дом WG, забирая с собой всех пчел. Общая тема – БГ создает внешнюю физическую оболочку, БГ вдыхает в нее дух. Чаще всего человека создают из почвы, глины, грязи. В южных сказках человека затем высушивают на солнце. Часто (20 упоминаний) – человек состоит из многих элементов – костей из камней, плоти из почвы, волос из травы, души из ветра, крови из росы и солнца и т.д.

В болгарском мировоззрении также существовала концепция двух богов-творцов, в данном случае Бога и дьявола

Как была создана Земля? (Как е създадена Земята Translated Martina Georgiev)

Согласно болгарским традиционным верованиям, вначале Земля была плоской. Именно такой ее создал бог. В фольклорных сказках и легендах говорится, что позже произошли события, которые привели к изменению ее формы. Некоторые из этих интересных историй были написаны между XIX и XX веками крупным болгарским этнографом Димитром Мариновым.

Большинство мифов и легенд основаны на библейском понимании сотворения мира. Начальный акт творения проиллюстрирован в сказках, полных персонажей животных, фольклорной мифологии и т.д. В одной из них говорится, что Бог создал Землю с помощью дьявола – своего тогдашнего сотрудника. Когда-то была только вода, и Бог жил один в мире. Однажды он шел, а потом встретил дьявола. Он был счастлив, что у него наконец-то есть компания, и подружился с ним. Но им было довольно одиноко даже вдвоем. Поэтому они решили создать Землю и людей. Бог послал своего друга в глубокие воды океана. Он сказал ему взять немного грязи (в некоторых сказках песка или морской пены). Из этого он создал Землю и трон, на которых оба могли время от времени восседать.

Вначале наша планета была маленькой – достаточно большой, чтобы на ней мог поместиться трон. Бог накрыл ее небом, как крышкой (которую традиционно надевают на глиняный горшок, используемый для выпечки хлеба). Закончив работу, уставший творец уснул на троне. Дьявол решил нарисовать его, пока он спал, чтобы Земля принадлежала только ему. Он начал тащить трон к воде, но постоянно не мог дотянуться до него. – почвы становилось все больше и больше, Земля росла, и ее конец был недостижим. Бог-дьявол испугался и разбудил Бога, чтобы тот благословил Землю. И Бог сказал ему: ‘Я благословил ее, пока спал, а ты пытался утопить меня. Поэтому оно так сильно разрослось. Тогда дьявол понял, что бог видит, слышит и совершает свои дела как во сне, так и наяву. Дьявол смутился, а его друг продолжил работать. Он создал растения и животных, но Земля продолжала расти, и небо больше не могло ее покрыть. Затем Бог ударил здесь и там своей палкой, земля приобрела форму, искривилась, и ему удалось покрыть ее. Изгибы превратились в горы и долины.

Согласно другой легенде, после того, как он сделал большую тарелку из глины, он посадил в центр грецкий орех, а затем создал базилик. Он привязал качели к дереву и заснул. Продолжение истории то же самое – дьявол думал утопить его, но тот унес его на руках в безбрежный океан.

Согласно фольклорному поверью, земля держится на рогах буйвола, панцире черепахи или находится на голове медведя, петуха или рыбы. Плоская, как блин, она окружена змеей, которая кусает себя за хвост — чтобы не раскололась из-за тяжести людей, животных, гор и моря.


(Как была создана земля… светлая и темная)

Согласно болгарским верованиям, у земли есть конец. Это называется ‘конец света’. Это так далеко, что человек начинает идти к нему еще ребенком и достигнет его, когда станет старше. И они все равно не достигли бы этого. Но были люди, которым все же удалось достичь этого. На краю света есть Самовили, болезни, драконы. Есть также замок Солнца.

Как и в других языках, в болгарском языке слово earth означает почву. В болгарских песнях, легендах и традициях сохранилось глубокое уважение к земле, которая кормит людей и принимает их после их смерти. Сохранились различные ритуалы, посвященные Земле. В те далекие времена во время сбора первого урожая мужчина обязательно выходил в поле в праздничной одежде. Он взял с собой белый домашний хлеб, откусил от него кусочек и отдал полю, сосуду для вина (если это не во время поста), жареной курице. Сначала он взял кусок хлеба, бросил его в поле, а затем отдал быку. Он ритуально окропил землю вином. И только после этого он съедал пищу и приступал к работе. Подобное бескровное жертвоприношение совершалось в начале основных сельскохозяйственных работ.

Космическое яйцо – источник жизни (от Мартины Георгиев)

Вера в то, что из яйца возникли все или почти все космические элементы, является распространенной. В мифах со всего мира, от Индии через Китай до Японии, яйцо является отражением макрокосма. Согласно Шахнович, ‘округлая форма неба, солнца и луны напоминала людям форму яйца’.

В фольклоре славянских народов сохранилась та же идея. Легенды из Чехии, Польши и разных частей России рассказывают о том, как солнце, земля и луна произошли из яйца. Болгарский фольклор также сохранил эти идеи. Они были сохранены в виде текстов, загадок как части детских игр. Подтверждение этому — два основных текста песен, датированных 70-ми годами. Основные идеи, представленные в песнях, рассказывают о сотворении и сущности Вселенной, о вечных процессах возрождения природы, первоначальной материальной субстанции, которая постоянно переходит из одной формы в другую. В первой песне говорится, что время — это цыпленок. С одной стороны, курица — это домашняя птица, а с другой — созвездие "курица" (звездное скопление Плеяды), также известное в болгарском "фольклоре как курица с цыплятами". Глядя на это, люди могли определить, сменились ли времена года, близка ли зима, будет ли год обильным и т.д., Что, конечно, было для них решающим, поскольку они полагались на сельскохозяйственные работы.

Важно упомянуть и о другой связи между яйцом и звездой. Звезды рассматриваются как символы потенциальной жизненной силы из-за сравнения звезд с яйцами. Яйца содержат в себе жизнь, яйца, вложенные курами, являются символами жизни, и отсюда звезды также символизируют жизнь. Народные загадки и пасхальные песни рассказывают о сравнении яиц со звездами. Согласно легенде, связанной с созвездием, бог спас курицу вдовы и ее цыплят от потопа, превратив их в звезды.


(Болгарские пасхальные яйца)

Землю также сравнивают с яйцом, это иллюстрирует идею о том, что земля рассматривается как часть космоса, что это звезда, и земля –яйцо тоже звезда. Но также, потому что, согласно народному поверью, земля плоская, но основная идея и отсылка заключается в том, что земля — это яйцо, потому что оно содержит в себе жизнь. Утверждение о том, что жизнь рождается так же, как курица рождается из яйца. В песне также говорится о красочных яйцах, что указывает на традицию украшать яйца и окрашивать их в красный цвет в начале весны на Пасху. В христианской мифологии яйцо является символом бессмертия. Традиция украшения яиц связана с идеей воскресения и надежды.

Вторая песня иллюстрирует сходство между яйцом и солнцем. Связь солнца с яйцом здесь заключается в том, что они в равной степени воспринимаются как источники жизни, которые постоянно продолжают жизнь, и жизненные силы в природе. Афанасьев предполагает, что яйцо как метафора солнца и молнии воспринимается как символ весны и возрождения природы. Когда зима сменяется весной, в яйце содержится семя жизни, и с приходом весны из него зарождается новая жизнь.

Тексты песен еще больше усиливают концепцию о том, что природа вечна, цикл жизни, движение бесконечны, а первым материальным элементом является само яйцо. Яйцо — символ зачатия, который сочетается с женским началом. В тексте упоминается женское имя Мара – Мария, также известная как Огненная Мария – известный христианизированный персонаж болгарского и сербского фольклора. Это также указывает на связь и персонификацию огня как источника жизни. Замена женского имени именем огня, а также косвенное превращение женской фигуры в огонь встречаются в текстах болгарского населения Македонии. Оплодотворяющая функция яйца, лежащая в его основной символике, также отражается в его символическом поглощении и невидимом переходе из одной формы в другую. Это предполагает не только отличие следующей формы от предыдущей и метаморфозу яйца. Этот мотив можно было увидеть в восточнославянских (русских) сказках о Коше Бессмертном (костлявом старике, Кощее Бессмертном) со следующим сюжетом: ‘Смерть Коше в яйце". Это интерпретируется как изображение бинарной концепции жизни и смерти. По сравнению с болгарскими текстами, болгарские показывают только связь с жизнью и бессмертием.

Вопрос, почему тексты песен, в которых мы находим существенные сложные восприятия и ассоциации, были определены как детские игры, как часть детского фольклора? Возможно, первоначальная мифология и космогония этих историй постепенно были утрачены, и в дальнейшем они были сведены к простым забавным песням и играм.

В Болгарии празднование Пасхи связано с раскрашиванием сваренных вкрутую яиц. Этот христианский праздник никогда полностью не заменял языческих ритуалов, связанных с приветствием весны. В нем сохранилась роспись яиц и восприятие их как символов возрождения, бессмертия и весны, а также начала жизни из яйца.

“О яйце в болгарской народной космогонии” (Краткое содержание статьи: Любомир Миков)

В этой статье представлены, проанализированы и сделаны определенные обобщениянекоторых космогонических идей, связанных с яйцом и нашедших отражение в болгарском фольклоре. Исследуемый материал включает устный и песенный фольклор для детей и в их исполнении, некоторые народные представления и верования об основных небесных телах – солнце, луна, некоторые созвездия, а также земля как часть вселенной. Акцент также делается на некоторых представлениях, связанных с частями и структурой яйца, в соответствии с которыми ему придается значение своеобразной микромодели Вселенной. В заключение автор отмечает, что связанные с яйцом космогонические идеи в болгарском фольклоре отражают некоторые народные представления о происхождении, структуре и природе вселенной, и они также приводят нас, в частности, к оригиналу пасхального яйца.


(В начале было яйцо: традиция украшать пасхальные яйца в Болгарии.)

Это лишь некоторые из многих мотивов славянской традиции, касающихся сотворения мира. В последние годы мы наблюдаем возрождение этих мотивов в современном искусстве, особенно среди групп фэнтези и реконструкции. Я полагаю, что именно Джозеф Кэмпбелл описал “мифологию как язык религии”, и, безусловно, истории сотворения мира по всему миру до сих пор вдохновляют нас и помогают понять наше происхождение.

Я в долгу перед Гвиддоном Харвестоном (русский) и Мартиной Георгиевой / Исрафелой (болгарка) за их вклад в это эссе. Многие литературные и академические работы, касающиеся славянских традиций, не были переведены на английский. Их переводы были бесценны, помогая мне глубже проникнуть в славянские истории сотворения мира. Надеемся, накопление материала для этого эссе побудит нас продолжить наше исследование этой увлекательной темы.

Ссылки:

http://www.dictionary.com/browse/slavic [дата обращения 23 июня 2017 г.]

http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/17.190.679 [дата обращения 23 июня 2017 г.]

Храмовая подвеска с двумя птицами по бокам Древа Жизни (спереди) и геометрическими свинцовыми мотивами (сзади) Дата: ок. 1000-1200, Культура: Киевская Русь, Материал: золото, серебро и эмаль с перегородчатой отделкой. Размеры: Общие: 2 1/16 x 1 15/16 x 9/16 дюйма (5,3 x 5 x 1,5 см) Классификация: Эмали-Перегородчатая – Кредитная линия: Подарок Дж. Пирпонта Моргана, 1917, регистрационный номер: 17.190.679 Этот круглый предмет, известный как храмовая подвеска, свидетельствует о богатстве и утонченности средневековых киевских меценатов. Изящная перегородчатая эмаль украшала каждую пару, подвешенную рядом с лицом, как часть сложного головного убора русской женщины.

С благодарностью за репродукции картин русского художника Максима Сухарева "Черно-белый бог" (Чернобог и Белобог), "Алатырь", "Сотворение мира" и "Перун и Волос".

(Работы цитирует Мартина Георгиева)

Как была создана земля? Как е създадена Земята © БНР (www.bnr.bg) Переведено Мартиной Георгиевой / Исрафела Июнь 2017

Дайнова М., 2014. В начале было яйцо: традиция украшать яйца эстер в Болгарии. Болгарское национальное радио. [онлайн] [Дата обращения 24.06.2017].

Миков Л., О яйце в болгарской народной космогонии. Онлайн-библиотека Центральной и Восточной Европы [pdf] [Дата обращения 24.06.2017]

Болгарские пасхальные яйца

https://nl.pinterest.com/pin/553168766706422634/?lp=true

Русские деревянные резные украшения

[1] В одном из ранних мифов о сотворении мира, изложенном в Ригведе, древнейшем тексте Индии, пуруша также является первобытным человеком, из тела которого была создана вселенная.

https://en.wikipedia.org/wiki/Purusha

[2] Авеста /áˈvɛstə/ является основным собранием религиозных текстов зороастризма, составленных на не сохранившемся в других источниках авестийском языке. (Википедия)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие