Как известно, в начале каждой весны, особенно с приближением Тодоровдня (когда бы он ни выпал) и марта месяца, болгарам массово предлагают вернуться к язычеству предков. Не то чтобы СМИ и государство открыто и насильно заставляли нас быть язычниками, но вся обстановка в стране в этот период, сознательно создаваемая различными институтами и социальными группами разного рода, просто подталкивает нас к язычеству.

Мартеницы, амулеты, кукерские представления и всевозможные "народные" причуды заполоняют площади, леса и луга и даже проникают в наши собственные дома. И все это делается для того, чтобы прогнать холод (то есть холод уступил место весне), чтобы год был удачным, а урожай — большим.

Но то, что старые языческие верования смешиваются с христианскими мотивами, никого не смущает, а многие даже могут не знать, что такое христианские элементы праздника, потому что они настолько исказились, что стали своей противоположностью.

"Куши и кони: празднуем День святого Тодорова"

- таковы заголовки сегодняшних новостей о Дне святого Тодорова, который в этом году выпадает на субботу, 4 марта.

Конечно, СМИ упоминают, что кушиай, кукерские танцы и т. д. Они связаны с христианскими событиями, с началом Великого поста и с днем Феодора Тирона, святого, выступившего против императора-отступника и утвердившего христиан в истинной вере во Христа, но это лишь мимоходом, гораздо важнее для болгар знать, что происходит в это время года и как будет изгнано зло и обеспечено плодородие и успех.

Статья под заголовком "Около 800 кукери прогнали зиму и зло в Стара-Загоре" начинается так:

"В канун Тодоровдена Стара-Загора приветствовала кукери, бабугери, арапи и другие пугала, которые прогнали зиму и зло, чтобы встретить весну"

Я упоминаю Стара-Загору потому, что этот город известен как хранитель болгарского и традиционного и в то же время как "ограничитель" прав и свобод болгар ("Свобода за кажди" неоднократно писала о нарушениях конституции муниципальными властями Стара-Загоры), хотя этот муниципалитет претендует на звание центра Вселенной (см. статью "Свобода за кажди"). Что же является болгарским и традиционным, что должно быть сохранено в нашем народе? А как же кукерские танцы, мартеницы, амулеты и т.д. О христианстве не может быть и речи. А даже если бы и было, то это было бы кстати.

1 марта болгары и иностранцы приезжают в аэропорт, и их встречают дети с мартеницами, которые дарят каждому вновь прибывшему пассажиру. А иностранцы спрашивают: что это такое, в чем его смысл, почему в Болгарии так любят мартеницу и т.д. Более просвещенные пассажиры, возможно, где-то читали, что Болгария — христианская страна, но прямо здесь, в аэропорту, они понимают, что мартеница и "народные" обычаи — это на самом деле вера болгар, а не вера в Христа. Как иначе истолковать все эти призывы по всей стране 1 марта всем надеть мартеницу, а по окончании месяца повесить ее на цветущее дерево на счастье и плодородие.

А попробуйте дать крестик пришедшим — вас тут же оштрафуют, а могут и арестовать. Потому что вы не имеете права навязывать свою веру другим. А ваши языческие обычаи и верования — пожалуйста, без проблем! Даже чем больше в празднике, обряде или ритуале язычества и чем меньше в нем христианства — тем лучше. Или вот еще: попробуйте сказать другим, что искренняя молитва Богу принесет народу гораздо больше успеха, плодородия и процветания — вам не только никто не поверит, но обязательно скажут: бабкины отступления, виноградник не молиться будет, а мотыжить. И приведут вам примеры из болгарской истории, "подтверждающие", как велика была роль "народных" обычаев, магии, "тайных" ритуалов и т. д. для благополучия народа и разных регионов страны.

Как иначе понять живучесть этих "народных" обычаев, которые в наши дни через средства массовой информации все больше овладевают умами и сердцами болгар. Сегодня каждый может понять, кто такие кукери, что их "также называют чауши, бабугери, станчинари, дервиши, старчи, сурати или джамалари" и что "игры кукери направлены на то, чтобы с помощью специальных магических танцев и страшных масок отпугнуть и навсегда изгнать злых духов и отрыжку, чтобы в следующем году был богатый урожай". "А ведь еще несколько десятилетий назад, не говоря уже о столетиях, мало кто знал, что такое кукер. А вот дервишей и джамаларов многие знали, кто они такие.

В ноябре СМИ в нашей стране, а также многие христиане говорят о "западном" Хэллоуине — о том, какой он сатанинский и нехристианский, но, видите ли, мартеницы, сверчки, амулеты и все остальные языческие атрибуты, обычаи и ритуалы — они "народные" и "болгарские", и мы должны их уважать.

Жаль видеть, насколько языческие и христианские понятия размылись в сознании "современного" болгарина, якобы претендующего на христианство, — до такой степени, что для него не имеет значения, идет ли речь о языческой магии или о христианском смысле того или иного действия. Не говоря уже о том, что иногда сами христиане, особенно православные, и в своей личной церковной жизни смешивают "народные" языческие обычаи с практикой своей христианской веры. И пока продолжается языческое "давление" на ум и сердце болгарина, число верующих христиан в нашей стране будет продолжать сокращаться (помимо других причин, конечно). Пока христианам не разрешают открыто проповедовать свою веру другим, не малое количество болгар будет продолжать погрязать в языческих заблуждениях. Именно поэтому государство, СМИ, институты, общественные объединения и группы должны в первую очередь заботиться о христианстве в нашей стране, а отдельные языческие заблуждения оставлять тем, кто еще не избавился от них, а не видеть государственные органы, СМИ и всевозможные объединения массово распространяют и подчеркивают "народный" и "болгарский" характер этих антихристианских обычаев и заблуждений, а когда христианская организация хочет поделиться своей верой с другими, ее преследуют законными и не очень способами, доходя даже до антиконституционных решений и действий.

Я не знаю, как долго будет продолжаться язычество в нашей стране, но я знаю, что Бог верен Себе и говорит нам, что многие призваны, но немногие избраны. И под словом "избранные" я подразумеваю не только фаталистическое богословие Божьего избрания, но и нашу собственную веру, подтверждающую, что мы входим в число избранных Богом. А вера и язычество не могут сосуществовать: либо мы отказываемся от одного и принимаем другое, либо продолжаем жить в заблуждении, даже если считаем себя христианами.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие