"Я есмь Сущий" (Исх. 3:14 СП)

Первоначально Хэллоуин праздновался древними кельтами с 31 октября по 1 ноября как день Самайн/Сауин и как кельтский Новый год. Кельты верили, что в этот день мертвые возвращаются в мир живых. Это событие, по-видимому, вызывало страх, о чем свидетельствуют две традиции: (1) сбор еды (позже перешедший в Хэллоуин), связанный с верой в то, что мертвых, которые голодны, нужно кормить, когда они стучатся в дверь, чтобы они не попали в дома людей; (2) ношение пугающей одежды и голов животных (в современности — масок) с идеей, что духи будут напуганы и поэтому не причинят вреда людям.

Формирование современного Хэллоуина связывают с реакцией папы Григория IV, который в 835 году объявил 1 ноября Днем всех святых. Таким образом, видимо, была задумана христианизация дня Самайна, и то, что получилось в результате, и есть Хэллоуин. Это была не такая уж плохая идея — сохранить форму праздника, но изменить его суть, возможно, в надежде когда-нибудь отказаться от первого. Однако в настоящее время отброшен христианский смысл, а вокруг языческого ядра праздника сформировался светский "праздник". И хотя сегодня Хэллоуин — это в основном маскарад, он не совсем безобиден, поскольку пытается романтизировать смерть и зло, делая их привлекательными и "веселыми". Таким образом, стирается грань между добром и злом, подрываются духовные критерии человека, а отсюда один шаг до сознательной практики зла. Через популярную хэллоуинскую фразу "Кошелек или жизнь" дети узнают, что мстить тому, кто не исполняет твои желания, — это нормально. Таким образом воспитывается эгоизм, наглость и непослушание.

Для болгар не в новинку отмечать языческие праздники. Вместо православного календаря святых и Господних праздников он предпочитает языческий календарь традиций. В этот языческий календарь он включает праздник Кукери, Бабы Марты, танцы нестинариев, а Хэллоуин, хотя и новый для него праздник, постепенно интерполируется как дополнение к этому ряду языческих праздников. Последний до сих пор считается неприемлемым для большинства болгар. Но каковы причины этого? Главный мотив — не в том, что из-за православной веры мы должны быть осторожны и не поклоняться темным силам, не бояться их, а в том, что праздник чужой, "католический" и нехарактерный для нашей культуры. Однако на практике все обстоит не совсем так. Хотя то, что Хэллоуин чужд нашему народу, является фактом, следующие два утверждения неверны.

Во-первых, Хэллоуин — это не католический праздник, а результат смешения Дня всех святых и Дня Самайна. Сам День всех святых, хотя и празднуется на Западе, принадлежит к общему наследию все еще неразделенной христианской церкви, когда Восток и Запад были географическими понятиями, касающимися церковной юрисдикции, а не отдельными церквями. На православном Востоке также существует праздник Всех Святых, который является подвижным и отмечается в первое воскресенье после Пятидесятницы*. Но, конечно, его языческой западной версии уделяется гораздо больше внимания.

Во-вторых, нельзя сказать, что Хэллоуин нехарактерен для нашей культуры — его аналогом является кукеризм, где, опять же подражая злым силам, их нужно отпугивать. В отличие от Хэллоуина, рогоносец считается в полном порядке, потому что он принят как болгарский обычай**, который должен вызывать восхищение и патриотизм. И именно в этом контексте Хэллоуин считается отвратительным — не из-за его сути, а просто потому, что он не имеет счастья быть болгарским. Кукеризм может быть аналогом Хэллоуина, может быть языческим, но предполагается, что "по крайней мере, он наш". И тут возникает вопрос: поклонялись бы мы Сатане, если бы он был болгарином? Приняли бы мы ислам, если бы именно он, а не православие, был традиционным для нашего народа? Любой патриотизм, который находится вне Бога и уводит от Него, не стоит и ломаного гроша. Очень печально видеть, как сегодня болгарская душа растворяется в язычестве. Уход от Бога в ту или иную сторону — вот основной смысл понятия "грех". А суеверие и страх перед темными силами, которые выражаются либо в Хэллоуине, либо в кукеризме, ведут именно туда. Болгары на данном этапе не могут осознать, что средством противостояния Хэллоуину являются не наши традиции, а наша вера. Альтернатива мертвому язычеству есть, и это живой Бог.

Проблема язычества не столько в форме, сколько в сути. Вера в то, что зло можно изгнать, каким-то образом испугав человека, несостоятельна. Таким образом, наше внимание привлекается к злу вне нас, а не к злу внутри нас. А последнее гораздо опаснее. Если бы человек научился духовной гигиене, то то, что находится вне его, не беспокоило бы его. Оно перестанет быть источником испуга, страха. Ведь темные силы не имеют власти над верующим, если он действительно предан Богу. Но когда в своих мыслях, словах и поступках человек удаляется от Бога, он становится подвластен им. Последних не пугают костюмы и маски, колокольчики и тыквы, хоры и костры, а только свет Божий, сияющий в человеке. Вот почему мы находим защиту от зла не через маскировку, а через праведную и святую жизнь в Церкви, которая дает нам средства для новой жизни, в которой больше нет места страху перед демонами, злом и смертью.

Негативная реакция против Хэллоуина среди болгар, к сожалению, является результатом не сильной православной веры, а неприязни к чужому. Она носит не конструктивный, а деструктивный характер. На самом деле, как бы ни нападали на Хэллоуин некоторые "традиционалисты", он прекрасно вписывается в болгарский языческий контекст, где люди ходят в церковь, потому что такова традиция, детей крестят "для безопасности", где священник — своего рода маг, свечи — средство здоровья, место под куполом храма — "место для заряда энергией", мартеница — талисман, могилы — места, где оставляют еду "для мертвых", Ванга — пророчица и святая, а Иисус Христос — просветленный человек, наряду с Буддой, Ганди и Дуновым, но не Господь Бог. Проявления язычества различны, но объединяет их отдаленность от истинной веры, которая подменяется фальшью. Хэллоуин — лишь еще один кусочек этой головоломки.

* Скользящий праздник — это тот, который переносит свою дату в зависимости от того, когда наступает Воскресение. В воскресенье после Дня всех святых (то есть во второе воскресенье после Пятидесятницы) отмечается День всех болгарских святых.

** Что, однако, не соответствует действительности — кукеризм характерен для всего Балканского полуострова.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Хорс-Даждьбог, Жрец Богов

Поиск

Журнал Родноверие