Наши предки еще с древних времен установили, что вода необходима для существования жизни – без воды все могло бы погибнуть. Помимо сохранения жизни людей, животных и растений, это было необходимо и для телесной чистоты. Эти закономерности способствовали пониманию божественного характера воды и постановке этой природной силы на очень высокое положение в языческом мировоззрении. Об этом свидетельствуют старые болгарские традиции, поскольку на большинстве праздников на первое место ставится вода и с ее помощью совершаются многие ритуалы.

По представлениям наших древних предков, вода была в три раза больше земли и располагалась как в недрах земли, так и на ней, а вся земля была окружена огромным морем. Считалось, что в источниках в горах обитают самойвы, а потому запрещалось черпать из них воду ночью, так как нарушитель навлек бы на себя гнев стражей. Похожая картина рисовалась и в отношении рек – они также были населены самодивами, и потому ночью их приходилось избегать, а если и нужно было переправиться через них, то это нужно было делать в полной тишине. Помимо самодив, считалось, что в более глубоких местах (бассейнах) рек обитает и другая нечисть. Ежегодно весной каждой реке приносилось жертвоприношение, чтобы она была умилостивлена, а не забрала жизни людей и скота. Трепет перед мифическими повелителями рек, кажется, установил запрет сбрасывать грязь в реки.

Языческие обряды некоторых праздников, таких как Новый год , Цветница , Герман , Бабинден и др. обязательно проводились у реки, то же самое относилось и к лечению обливанием водой — так называемым полив. Считалось, что колдуны и ведьмы приобретали сверхъестественные силы в результате ночного общения с нечистыми духами, населявшими реки. Представление об очистительной функции тела и духа воды закрепилось в представлении о том, что несчастье, грозившее дому недевственной девушки после свадьбы, можно было предотвратить только в том случае, если невеста искупалась в реке. (правда, зимой, когда был период свадеб). И источники, и реки, и озера считались владениями Самодивов, но кроме того, там обитали халлы и драконы, поэтому подход к этим местам всегда был связан с принесением больших несчастий. По верованиям наших предков, в море – самом большом водоёме – жил ​​морской змей, который был прекрасен, как Венера (Венера) и мать всех болезней. Кажется весьма вероятным, что когда-то ее также считали матерью всех Самодив и что она имела общее происхождение или была идентична змею, которая, согласно мифологии, окружала весь мир. На морях еще жили бури и вихри, которые бунтовали воду и ветры и топили корабли и лодки.

Примечательно, что по народному поверью утопленники были носителями злых духов, поэтому их не хоронили на общих кладбищах и не совершали никаких обрядов в их память, а хоронили в непосредственной близости от своего долевого места. Считалось, что в отличие от вод, которые находились под землей, на ней и вокруг нее, воды, пришедшие с небес, имели другую природу и подчинялись другой божественной силе.

Торжественное празднование праздника Никулден говорит о глубоком почитании у болгар божества (или божеств), которое было повелителем водной стихии . Прежде всего, следы былого языческого культа можно увидеть в народном образе святителя Николая как крылатого богатыря (!), обладавшего властью над реками, морями и морскими ветрами и помогавшего кораблям достичь земли невредимыми. Трудно точно определить, когда праздновалось языческое божество, так как дата 6 декабря взята из жития святителя Николая и, конечно, не соответствует древнему языческому празднику по времени, но вполне возможно, что оно имело место в ранняя весна. В большинстве действий Никульдена можно заметить старые языческие обычаи, которые превращают праздник в уникальное явление, характерное сегодня только для Болгарской земли. Отличительными особенностями празднования Никульдена являются приготовление жертвенных яств, их сожжение, исполнение священных песен и соблюдение определенных обычаев.

Для жертвоприношения, как дара божеству водной стихии, повсеместно использовался карп, который (по господствовавшим представлениям о жертвоприношениях) должен был быть живым и убитым путем пролития крови, но в некоторых случаях соленая рыба также использовался. Перед запеканием карпа фаршировали булгуром (или рисом), сушеным виноградом и грецкими орехами и целиком помещали под сковороду. В недавнем прошлом вместо запеченного карпа гораздо более распространенной была традиция готовить рыбный пирог, который представлял собой продолговатый хлеб с особым украшением, в сердцевине которого находился карп. Среди жертвенных продуктов, кроме рыбы или рыбы, заказывались и священные хлебы, имевшие круглую форму и разнообразные узоры и чаще всего называвшиеся боговицей. Перед тем, как сесть за стол, жертвенную пищу сжигали под аккомпанемент обрядовых песен, и в течение дня стол не поднимали. Кости никульденского карпа не выбрасывали, а сжигали или закапывали в землю. В этот праздник каждый домовладелец широко открывал ворота своего дома для гостей и путников.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие