Выставка «Старые герои — Новый мир» интересна, так сказать, не экспозиционно. Идея собрать хоть какой-то пантеон того, что в царских учебниках богословия называлось «нечистой силой», принадлежит этнографам Северо-Западного региона.

Тезис о том, что Перун был "придуман" "дремучими древними полешуками", которые увидели, как "молния шарахнула в дерево" и испугались настолько, что выдумали себе «лжебога», происходит примерно из тех же православных учебников и там же должен оставаться. Ведь де-факто ни о Перуне, ни о ком-то менее значимом для наших предков мы не знаем в деталях почти ничего. Почему так, можно понять, прочитав хотя бы какое исследование механизмов коллективной памяти дописьменных обществ.

Поэтому любые попытки каталогизировать народные представления о существах, существующих параллельно с описанной Ньютоном реальностью, достойны уважения, делает то писатель Ян Борщевский, художник Валерий Слаук или организаторы выставки «старые герои – новый мир». Которые фактически взяли рисунки Славука и произвели на их основании не очень мастеровитую анимацию и не самые выдающиеся 3D-модели. И при этом решили брать за просмотр всего этого шесть рублей (для сравнения: вход в Дом-музей Шагала в Витебске стоит два рубля).

Но, повторюсь, респекту здесь заслуживает не экспозиция, не попытки соединить древние верования с очками виртуальной реальности, а интерес к мощному слою культуры, который до сих пор остается не охваченным визуальностью и даже литературой. И если благодаря выставке у организаторов появятся средства на более широкую и более дорогую экспозицию на ту же тему-результат будет шикарный.

В этом тексте я хотел бы изложить несколько наблюдений за тем, как структурирован белорусский пантеон «нечистой силы». Возможно, когда-нибудь эти замечания будут использованы в качестве введения в Великий кодекс вымышленных чудовищ Беларуси, потребность которого назрела еще столетий пять назад.

Домовой, Евник, злодеи, Житень, Шатаны, дедка, Лозовик и пострел – существа выставки «старые герои – новый мир» изначально были изображены (не буду использовать слово «придуманные», чтобы не уподобляться православному учебнику по перуноведению) Валерием Славуком. Их вид и краткое описание можно найти вот здесь.

Интересно при этом, что и дедка, и пострел, и все другие имеют точные аналоги как в белорусских сказках и фольклоре, так и в литературных памятниках вроде уже упомянутого Борщевского. И что бросается в глаза при первичном рассмотрении этих чудовищ – это их крестьянскость. Евник может быть встречен исключительно на селе, так как живет в банях, где сушатся снопы. Про домового и домовуху мы знаем, что они прячутся "под печкой«, или в» сенях" – и то, и то есть фрагментами крестьянской хижины. Житень, Лозовик и Лозники окружают людей, которые живут не в городах, а посреди природы, ежедневно ходят через поле и лес.

Не пришло ли время урбанизировать белорусское язычество? Неужели Виленская легенда о Големе не стоит собственного места в нашем бестиарии? Разве шляхта в поместьях и усадьбах не имела своих предрассудков? Почему же наш фольклор полнится исключительно деревенскими обитателями?

Любой бестиарий кроме каталога невидимых глазу цудилов есть еще и совершенным кодексом этики. Просматривается эта особенность даже в том подкороченном сборе, который выставлен на выставке «старые герои – новый мир». Ведь про домового мы знаем, что это существо «хорошее», ведь оно «охраняет дом» и живет у ревностных хозяев. А вот злодеи-существа "вредные, горбатые да противные". Энциклопедическое издание "волшебный мир" говорит нам, что ведутся они у "жадных» и "жадных" хозяев и есть, таким образом, чем-то вроде наказания за излишнюю алчность.

И тут снова возникает вопрос, Что касается всего нашего языческого пантеона: а что есть «добрым хозяином "и» добром" по-белорусски и что есть лихом? И кто назначает ту кару за зло? Есть ли какой-то главный бог вроде Перуна? Или это делает "мировая гармония"как таковая?

Если судить по белорусским сказкам « "хорошие" качества человека-это трудолюбие, скромность, предусмотрительность, тщательность. "Плохие" — лень, жадность, неряшливость, бахвальство. Ярость, например, к плохим качествам человека не относится и скорее воспринимается как внеэтичная категория, присущая "господам», "хозяевам", а не главным героям – мужикам, работающим в поле.

И тут сразу видно вынесенность этого "добра» и этого" зла " за пределы христианства. Ведь такие качества, как склонность к мести или зависти не имеют плохих фантастических существ, которые наказывали бы носителей. А милость или добродетель, как и вся концепция классической христианской «доброты» как сострадания к слабому, не почитаются в нашем пантеоне мифических личностей ничем добрым.

Вообще, обитателей сущего (или скорее несуществующего) белорусского бестиария нельзя называть «нечистой силой», так как это выражение выбегает из монотеизма, из противопоставленности доброму Богу и его сыну. Европейский средневековый бестиарий состоял из существ, имевших аллюзии на христианские тексты. Так, например, сказочная птица Пеликан, обнаруженная на Notre Dame des Neiges, имела склонность разрывать свою грудь клювом и питать птенцов собственной кровью – простая аллюзия на Христа.

Евник, Житень, Багник, Шатаны, Лозовик существуют параллельно Старому и Новому Завету, они наказывают за пороки, которые не всегда порочны для христианства, и награждают что угодно (рачительность, своевременное накопление зерна), но не самоотверженность или доброту.

Мне кажется, настоящий и полный кодекс фантастических существ Беларуси должен перекликаться с молитвами и шептаниями, которые можно услышать вечером в старых домах Полесья: христианские герои вроде Петра или Иуды включены там в картину мира с Перуном и местными сакральными камнями-дедами. Бестиарий вроде того, что был составлен некогда Борхесом, нужен нам, чтобы разобраться, что наша мифология считала добром, а что – пороком, так как не могут существовать страна и культура без четко очерченных представлений о добре и зле. Пока же всем, кто интересуется вопросом, советую посетить выставку «старые герои – новый мир», которая будет работать в Музее кино до 11 сентября.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие