О сказах Бажова критики сразу начали спорить: это он сам придумал или русский народ? Это записи фольклора или авторское творчество? Правы все: это придумал и русский народ, и сам Бажов.


Фото : Фото предоставлено М.Золотаревым

Будущий сказочник Павел Бажов был единственным сыном горного мастера Петра Васильевича Бажова и его жены Августы Стефановны. Родился он в маленьком городке Сысерти 15 (28) января 1879 года. Фамилия семьи тогда писалась как "Бажевы".


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым

Жизнь первая: среди рабочих

Отец работал на металлургическом заводе. Характер у отца был сложный — отсюда, возможно, и его прозвище — Сверло: ехидные остроты, адресованные фабричному начальству, не раз стоили ему должности. Семья то и дело кочевала — отец работал то на одном заводе, то на другом.

"Работал отец в пудлингово-сварочных цехах в Сысерти, Северском, Верх-Сысертском и Полевском заводах, — писал Бажов в автобиографии.— К концу своей жизни был служащим — "рухлядным припасным" (это примерно соответствует цеховому завхозу или инструментальщику)"


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым

В годы учебы в Пермской духовной семинарии. Конец 1890-х годов

Мать была круглой сиротой. В детстве ее взяли в "барскую рукодельню", где она выучилась плести кружева и вязать; ее кружева и узорчатые чулки пользовались спросом у местных дам, а заработки помогали семье выживать, когда Петр Васильевич сидел без работы.

Автобиографическая повесть "Зеленая кобылка" дает некоторое представление о детстве Бажова в маленьком городке, где мальчишки воюют улица на улицу, торчат целыми днями на рыбалке, а возвращаясь домой, получают нагоняй от матери и кусок хлеба от доброй бабушки. Мальчик заслушивался сказками сысертских стариков — в особенности бывшего горного мастера Василия Хмелинина, или дедушки Слышко, о котором Бажов рассказывает в "Уральских сказах". Дедушка работал сторожем дровяного склада при заводе, и маленький Павлуша с приятелями бегал в хмелининскую сторожку-"караулку" на Думной горе слушать истории о старом времени.

В земской трехлетней школе Павел был лучшим учеником. Оказалось, у него была великолепная память: раз библиотекарь в шутку сказал ему, что второй том Пушкина выдают тем, кто выучил первый наизусть — и Бажов выучил наизусть весь первый том Пушкина! О чудо-мальчике услышал ветеринарный врач Смородинцев, который посоветовал родителям отдать сына в Екатеринбургское духовное училище: плата за обучение там была гораздо ниже, чем в гимназии. На первых порах мальчик жил дома у Смородинцева в поселке Верх-Исетского завода, затем перебрался в ученическую квартиру. В духовном училище Павел проучился с 10 до 14 лет, а в 1893 году поступил в Пермскую духовную семинарию.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым Сысертский завод. 1894 год

Жизнь вторая: семинарист и учитель

Здесь Бажова за красноречие прозвали Ритором. Семинарию он окончил "по первому разряду", с третьим результатом, ему предложили поступать в Киевскую духовную академию на казенное содержание. Бажов отказался: он не собирался становиться священником. Надеялся поступить в Томский университет — один из трех университетов в Российской империи, куда принимали семинаристов. Но денег на оплату обучения у него не было. Отец его умер, когда он был в четвертом классе семинарии, у матери стало слабеть зрение, она больше не могла заниматься рукоделием. Поэтому Бажов уехал работать учителем начальной школы в деревне Шайдурихе под Невьянском. Через три месяца по хлопотам Смородинцева молодого учителя отозвали в Екатеринбург, где он начал преподавать в духовном училище, в котором сам учился. Преподавал русский и церковнославянский языки, русскую литературу и даже арифметику, чистописание и черчение. Это и была его первая настоящая работа.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым П. Бажов (стоит справа) в группе преподавателей и учениц Екатеринбургского епархиального училища. 1910 год

С 1908 года он работал и в епархиальном училище, где готовили учительниц. На одной из своих выпускниц, Валентине Александровне Иваницкой, он женился в 1911 году.

Ариадна Павловна Бажова, дочь писателя, рассказывала в одном из интервью:

"Мама говорила, что папой восхищались все ученицы. Правда, к нему женщины всегда были неравнодушны, притом что он ни за кем никогда не ухаживал — был предан моей мамочке. А учителем был строгим, критиковал ее за сочинения, но на выпускном (видимо, присмотревшись) сделал предложение. И они счастливо прожили сорок лет"


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым С женой Валентиной Александровной вскоре после свадьбы. 1911 год

Учителем Бажов проработал до 1917 года. На длинные летние каникулы он уезжал в экспедиции, в которых изучал быт рабочих, условия их труда, собирал крестьянский и рабочий фольклор. Весь собранный материал, жаловался Бажов в автобиографии, пропал вместе с его библиотекой во время Гражданской войны, когда Екатеринбург был под властью белых.

Сам Бажов к 1917 году был уже убежденным красным. Но большевиком он стал не сразу.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым С бойцами отряда "Красные орлы". 1918 год

Жизнь третья: революционер

В 1905 году, во время Первой русской революции, Бажов участвовал в рабочих маёвках и даже попал в тюрьму, где просидел два месяца: по одной версии, из-за маёвки, по другой — из-за участия в "учительском союзе". В партийной анкете он потом писал, что участвовал в это время в "анархо-народнических группировках". Но первая его книга — "Программа трудового крестьянства (к вопросу о крестьянской организации)", которую он издал летом 1917 года, — близка к программе эсеров. В советское время Бажов пытался отмежеваться от эсеров, объясняя, что был, скорее, анархистом и блокировался с ними по тактическим соображениям.

Однако первый его опубликованный текст — педагогический: "Мамин-Сибиряк как писатель для детей" ("Екатеринбургские епархиальные ведомости", 1913). А с 1917 года Бажов начинает регулярно печататься, причем в центре его внимания уже не педагогика, а выборы в Учредительное собрание, свобода слова... Он публикуется в газете "Заря народоправства", иногда подписывается псевдонимом Деревенский.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым Дом в Камышлове на улице Карла Маркса, 11, где с 1914 по 1918 год жила семья Бажова

Сразу после женитьбы Бажов решил обзавестись собственным домом: взял кредит и начал стройку. Большой бревенчатый дом с высокими потолками, в котором он потом прожил почти всю жизнь, был построен к 1914 году. Но началась Первая мировая война. Бажовы с двумя детьми, погодками Ольгой и Еленой, уехали в Камышлов, где жили родители Валентины Александровны. Здесь Бажов тоже преподавал, но с началом революционных событий активно занялся политикой. В августе 1917 года даже стал городским головой — и в этом качестве 29 октября подписал опубликованное в городской газете "Воззвание революционного комитета". В 1918-м он уже член исполкома Камышловского уездного Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, а затем — комиссар просвещения. Летом того же года, когда Камышлов заняли белые, Бажов пошел добровольцем в Красную армию. Воевал в составе 29-й дивизии, редактировал газету "Окопная правда".

В конце 1918 года белая армия пошла в наступление; этот период в советской истории Гражданской войны называют "Пермской катастрофой". 29-я дивизия отступала на Пермь через Нижний Тагил, но Пермь была уже занята белыми, и отступать оказалось некуда. Ловушка захлопнулась, попавших в нее красноармейцев истребляли безжалостно, впрочем, дикой жестокостью в этой войне отличались обе стороны. Бажов, к тому времени не только редактор газеты, но и секретарь партийной ячейки Уральской дивизии, попал в плен к колчаковцам. Позже, в 1933 году, ему предъявили обвинение в том, что в плен он сдался сознательно.

В записке партследователю Бажов ответил на это обвинение так:

"Когда человек выбегает из зажженного им вагона и сразу попадает под удар прикладом, а потом после зверского избиения уводится в бесчувственном состоянии в тюрьму, то трактовать это как сдачу — значит — либо не понимать действительного смысла этого слова, либо злоупотреблять им в каких-то особых целях"

Из тюрьмы он сбежал через пять дней.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым С селькорами в редакции "Крестьянской газеты"

По белогвардейским тылам он шел домой в Камышлов, где осталась семья. Дома он обнаружил, что белые арестовали двух сестер жены, зятя и тетку, зарубили шашками племянника: в маленьком Камышлове все знали, что Бажов большевик. Недавно родившую жену в больнице положили в холодный барак, где лежали больные скарлатиной. Жена и новорожденный сын Константин заболели. Мальчик не выжил — Бажов застал умершего ребенка и тяжелобольную жену.

Оставаться в Камышлове было невозможно. Бажов связался с подпольщиками, получил задание найти в Омске конспиративную квартиру. Сбрил бороду, разжился поддельными документами и отправился в Омск. Найти нужного подпольщика не удалось. Бажов из Омска еле выбрался: его документы показались белым подозрительными. Потом он партизанил в Томском урмане, добрался до Барабинска, затем до Каинска; здесь получил документ учителя и несколько месяцев преподавал в глухой деревне Бергуль (ныне — Новосибирская область). Сейчас в Бергуле есть музей Бажова.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым Иллюстрация к сказу "Золотой волос". Художник А.Н. Якобсон

Он связался с местными партизанами. Из Бергуля после разгрома партизанского отряда перебрался под Усть-Каменогорск, где выдавал себя за страхового агента Бахеева (в выданных ему документах фамилию написали криво, "Бажев" стал "Бахеевым"; так было даже удобнее). Бахеев, немолодой мужчина с окладистой бородой, разъезжал по губернии, не столько страхуя имущество, сколько занимаясь организацией партизанского движения на Алтае.

При первой возможности он сообщил жене, что жив; она взяла детей и отправилась к нему. Когда Усть-Каменогорск заняли красные, Бажова выбрали председателем уездного комитета партии большевиков. Он фактически устанавливал в городе советскую власть, устраняя двоевластие: одним центром власти были красные партизаны, вторым — партизаны под руководством атамана Козыря. Бажов—Бахеев успел посидеть в тюрьме, когда козыревцы стали арестовывать красных; успел разагитировать часть козыревцев на митинге, а потом занимался в качестве оперуполномоченного ЧК ликвидацией остатков козыревских формирований.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым Писатели С.В. Михалков, П.П. Бажов и К.М. Симонов. Свердловск. 1939 год

Жизнь четвертая: журналист

Когда мирная жизнь вошла в колею, Бажов организовал в городе две газеты: "Известия Ревкома" и "Советскую власть". В "Советской власти" он был и редактором, и метранпажем, и сам писал передовицы. И городским отделом образования заведовал. Николай Анов, знавший его в те годы как Бахеева, вспоминал, что заведующий обратил внимание на плачевное положение казахских школ, лично занялся подготовкой учителей-казахов для них — и подготовил 87 человек. Бажову—Бахееву принадлежала идея создания Алтайского крестьянского университета — чего-то вроде будущей Высшей партшколы. Особенно замечательна описанная Ановым сцена, где Бажов рассказывает в темнеющем зале о ленинских планах электрификации страны, а свет в зале слабеет и наконец гаснет. Заканчивал доклад Бажов при церковных свечах, которые кто-то притащил из соседнего собора.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым В кругу семьи. 1930-е годы

В 1921 году Бажов тяжело заболел и решил вернуться в Камышлов. Он ехал совсем больной — с тифом и малярией, жена выхаживала его всю дорогу. Трехлетний сын Вова простудился в пути, заболел пневмонией и умер.

В Камышлове Бажов снова занялся журналистикой: редактировал газету уездного исполкома "Красный путь", там же печатал свои заметки о недавно пережитом: "По колчаковии в 1919 году: из воспоминаний невольного туриста". В газете много его публикаций — в основном под псевдонимом Камышловец. Названия их говорят сами за себя: "Хлеба нет, а самогонку и пиво ковшом черпают", "Недостаток семян кормовых трав", "Общегражданский налог для восстановления народного хозяйства"...

В 1923 году семья вернулась в Екатеринбург — в свой дореволюционный еще дом, из которого пришлось по суду выселять самовольно занявших его жильцов. Бажов начал работать в "Крестьянской газете". Его главные темы — борьба с религией, состояние образования, повседневные крестьянские проблемы. Он печатал в газете очерки из истории Урала. В 1924 году вышла его первая художественная книга — "Уральские были", воспоминания детства и очерки о жизни рабочих в Сысерти и окрестностях. Затем вышло еще несколько книг: "За советскую правду", "Потерянная полоса", "Пять ступеней коллективизации". В 1930 году Бажова приняли в Уральскую ассоциацию пролетарских писателей — в секцию очеркистов.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым С дочерью Ариадной. 1939 год

В "Крестьянской газете" он до 1930 года заведовал отделом крестьянских писем, много ездил по деревням. В 1931–1932 годах возглавлял Уралобллит, то есть работал цензором. Работа эта его тяготила.

Сергей Дианов, исследователь уральской цензуры, рассказывает:

"Он очень иронично относился к своей должности и в письмах к своим друзьям писал: "Вы ко мне, если соберетесь в гости, имейте в виду, что на моей двери висит табличка, где прописано очень грозными буквами "Старший инспектор по делам печати и зрелищ". Не пугайтесь, как обычно, постучите, я вас приму". Дианов выяснил, что в 1932 году в город приехала комиссия Главлита и оказалась недовольна Уралобллитом, который "ни в какой степени не стал оперативно-организационным центром политконтроля в области". Бажова уволили, и он стал политическим редактором и заведующим сектором сельскохозяйственной литературы в Уралогизе. Эта работа закончилась строгим выговором за "небрежность в редактировании сельскохозяйственной литературы и привлечение в качестве консультантов политически и агрономически неграмотных людей"

В 1933 году обком партии откомандировал Бажова в Истпарт — Комиссию по истории Октябрьской революции и ВКП(б). Там же в это время работал участник Гражданской войны, а впоследствии заведующий Шадринским окружным архивом Михаил Кашеваров, который сыграл в жизни Бажова скверную роль.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым Иллюстрация к сказу "Медной горы хозяйка". Художник А.Н. Якобсон

Жизнь пятая: черная полоса

В бытность руководителем Уралобллита Бажов не пропустил в печать книгу Кашеварова "Истории Шадрина", которую охарактеризовал как "густо-черносотенную". Автора это глубоко задело. В декабре 1933 года в Истпарте шла партийная чистка. Кашеваров обвинил Бажова в присвоении дореволюционного партстажа. И дополнил обвинение еще пятью пунктами, в числе которых — дореволюционный чин коллежского асессора, дававший право на личное дворянство, протест против разгона Учредительного собрания в 1918 году, членство в партии эсеров, пребывание в плену у белых... На заседании объединенной парторганизации Истпарта, Партархива и Музея революции его исключили из партии.

В 1934 году решение об исключении отменили, но вынесли строгий выговор за

"несообщение в момент чистки о незаконности стажа"

В 1935 году семью Бажовых постигло горе. Семнадцатилетний сын Алексей, последний из трех сыновей Бажова, проходил практику на заводе и погиб при случившемся там взрыве.

А впереди были новые испытания.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым Иллюстрация к сказу "Синюшкин колодец". Художник А.Н. Якобсон

Истпарт издавал книги об истории уральских частей Красной армии. Бажов решил взяться за историю Камышловского полка 29-й дивизии. У него уже был нужный опыт: по заказу Истпарта он написал и опубликовал историю крестьянского полка "Красные орлы", входившего в ту же 29-ю дивизию. Истпарт одобрил идею и дал материалы из своего архива. Книга "Формирование на ходу" была написана и вышла в ноябре 1936 года. Но именно в это время были объявлены троцкистами и контрреволюционерами главный герой книги, начдив 29-й М.В. Васильев, и два участника событий — М.П. Панов и Г.В. Никонов, чьи воспоминания легли в основу книги.

Бдительный Кашеваров сообщил об этом парторганизации. 25 января 1937 года бюро Свердловского горкома ВКП(б) объявило книгу антисоветской, троцкистской и контрреволюционной, постановило изъять ее, а Бажова исключить из партии. Лишился он и работы в издательстве. В феврале Бажов подал апелляцию в Комитет партийного контроля, оправдываясь тем, что грубую политическую ошибку совершил по незнанию, а не преднамеренно. Апелляция почти год пролежала без движения — пока троцкистами не объявили партийцев, которые исключали Бажова, и не началась борьба с перегибами. Только в конце января 1938 года Бажова восстановили в партии — а книга пролежала в спецхране до самой хрущевской оттепели.

Целый год он сидел без работы; всю семью кормила сестра жены на свою учительскую зарплату. Именно тогда Бажов решил заняться тем, до чего в ежедневной текучке у него никак не доходили руки.

Писатель Стариков приводит в воспоминаниях разговор с Бажовым в ноябре 1939 года:

"Не всякий свою тропку в жизни сразу находит, — медленно заговорил Павел Петрович своим глуховатым голосом. — Вот и я тому пример... А сказы, да... — Он помолчал. — Выдалась такая невеселая полоса, что я оказался не у дел. Ну и взялся давние задумки обрабатывать. Так и получилась эта книжка. Как говорится, велению сердца подчинился..."


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым Дом Бажовых в Свердловске

Жизнь шестая: настоящая

Толчок к работе над книгой дал сборник фольклора, выпущенный Владимиром Бирюковым. Фольклор был собран в основном крестьянский. Редактор сборника Блинова спросила, где же рабочий фольклор, Бирюков ответил, что у него такого материала нет. И Бажов принес им "в виде образца", по его собственным словам, свой первый сказ, "Дорогое имячко", а потом еще несколько — для включения в сборник. Нет, сказала редактор, включить не могу, это фальсификация фольклора. Первые сказы вообще неохотно брали в печать.

В 1936 году Бажов поступил на заочное отделение в Литинститут. Тогда же опубликовал первые сказы в "Красной нови" — и среди них уже была "Медной горы хозяйка". Подписаны сказы были так: "Записано П. Бажовым". А к началу 1938-го, к моменту восстановления в партии, у него уже было написано 14 сказов — в том числе "Малахитовая шкатулка" и "Каменный цветок". В 1939 году друзья издали эти сказы отдельной книгой и подарили ее Бажову на шестидесятилетие.

Критики спорили о книге: а что тут, собственно, авторского? Ну записал за дедушкой старые сказки, что такого? В чем авторский труд? Ах, все авторское? И выдается за народное творчество? Но это же фальсификация! За Бажова вступился Демьян Бедный, вспомнивший, что у Семенова-Тян-Шанского в примечаниях есть что-то про Азов-горы, так вот это оттуда фольклорный мотив в "Дорогом имячке".

Сейчас вполне понятно: сказы Бажова — не обработка фольклора, а самостоятельное творчество писателя — самостоятельное, возможно, в той же мере, что и основанные на древних бродячих сюжетах гётевский "Фауст" или пушкинский "Каменный гость".

Что сделал Бажов с рабочим фольклором — ну, кроме того, что привнес в него правильные оценки и нужную идеологию, как сам сказал в автобиографии? Он выстроил особый сказочный мир, который в фольклоре существовал фрагментарно; драгоценности в нем — не символ зла, как это часто бывает в фольклоре, а символ скрытых сокровищ народной души, уникальный дар природы, красоту которого может выявить только настоящий мастер. И Урал в бажовских сказах вырос в полный рост и предстал перед читателем во всей своей грозной красоте — становой хребет России, ее сокровищница, ее кузница, ее сила. И русский человек оказался не вечным страдальцем, как в литературе XIX века, а могучим и талантливым мастером. Так что это оказалась очень полезная, очень духоподъемная книга. И Сталинская премия второй степени в 1943 году, и орден Ленина в 1944-м — свидетельство того, что именно сейчас стране было очень важно понимать, что у нее есть силы, мощь, неисчислимые богатства и необыкновенные люди.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым Депутаты от Свердловской области в зале заседаний Верховного Совета СССР. П.П. Бажов, К.К. Николаев, Г.К. Жуков. Москва. 1950 год

Работая над сказами, Бажов отказался от традиционной, еще к фольклористам прежнего столетия восходящей структуры книги с единым рассказчиком. Объединяет его сказы не рассказчик, а единство художественного мира, восхищение красотой природы и красотой созидательного труда, острое чувство справедливости — и необыкновенный язык. Именно работа над языком оказалась особенно трудной для Бажова. Он внимательно и строго читал предшественников — Лескова и Горбунова. Его задача — любовно сохранить узорчатую народную речь, не снисходя к неграмотному старику-рассказчику, не посмеиваясь над ним, не скатываясь к простому воспроизведению диалектизмов и региональных фонетических особенностей. Сказовая речь Бажова — ясная, ладная, выразительная; она переливчата, как сокровища, о которых повествует.

Кажется, лучше и не скажешь про подземные богатства, чем бажовским слогом — не столько пышным, сколько нежным:

"Земля тут, как простая глина, а по ней кусты черные, как бархат. На этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовы и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми цветками сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют"...

Жизнь седьмая: руководитель и депутат

Читатели "Малахитовую шкатулку" приняли сразу и безоговорочно — и полюбили навсегда. И начался стремительный писательский взлет.

Бажова приняли в Союз писателей, и очень скоро он уже возглавил местную писательскую организацию, быстро превратившись из опального публициста в патриарха уральской литературы. Даже старый партийный выговор с него сняли. "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым Обложка последнего прижизненного издания "Малахитовой шкатулки" П.П. Бажова с иллюстрациями художника А.Н. Якобсон. Ленинград. 1950 год

А потом началась война.

Уральская писательница Елена Хоринская вспоминала:

"В первые же дни войны Павел Петрович пришел в обком партии и сказал, что считает себя мобилизованным на любую работу, чтобы заменить тех, кто уходит защищать Родину"

С июня 1941 года Бажов руководил Свердловским областным издательством, с 1942-го — журналом "Уральский современник", да еще его выбрали писательским парторгом. В Свердловск стали прибывать эвакуированные писатели — и со всеми своими бедами шли к Бажову.

"И Бажов старался помочь, — вспоминала Хоринская, — одного устраивал на работу, другому находил жилье, третьему помогал отыскивать близких, четвертого помещал в больницу. Приходилось срочно доставать телогрейки, валенки. Первая военная зима оказалась необычайно суровой. А большинство эвакуированных приехали в летней одежде — в чем застала война..."

Его больше всего волновало в эти дни, как сберечь силы людей, способность писать:

"Что для литературы пропало, то и для народа пропало",

— сказал он писательнице Анне Караваевой.

Он терпеливо тащил воз обязанностей; современники вспоминают, что Бажов никогда не раздражался, не кричал, старался всех понять, уладить все конфликты, отличался невероятным терпением. Уже старый и больной, он организовывал писательские поездки и ездил в них сам, выступал на литературных вечерах в школах, в госпиталях, на производстве. Защищал писателей, когда их пытались выселить из переполненного эвакуированными Свердловска. Он не опаздывал, всегда был безукоризненно вежлив и точен, много работал — хотя исхудал так, что почти светился. И не жаловался.

Единственную, кажется, жалобу запомнил писатель Стариков, заехавший в Свердловск с фронта в 1942 году:

"Тягости у всех одинаковые...

— И тут же, не удержавшись, добавил:

— Да вот беда — на немощного старика взвалили руководство писательской организацией. Ну и не справляюсь... Чувствую, что не справляюсь. А не освобождают. Ну, да не будем об этом толковать. Расскажите-ка, что повидали"

В доме Бажовых перебывали все свердловские писатели, все эвакуированные, все приезжающие из Москвы или с фронта. Всех поили морковным чаем и угощали молоком от коровы Зоны, которую Бажову подарили в 1944 году. Бажов сам копался в огороде — говорил, что у него "кулацкое хозяйство". Валентина Александровна дома шила, Бажов работал под стук ее швейной машинки и уверял, что ему работается хорошо.


Фото: Фото предоставлено М. Золотаревым С украинским драматургом А.Е. Корнейчуком у здания Верховного Совета. 1950 год

В войну он продолжал писать сказы, в том числе новые, идейные — о Ленине, о немцах.

Андрей Комлев, изучавший историю бажовского руководства уральскими писателями, пишет:

"Е.Е. Хоринская приоткрыла мне, что в некотором он пересиливал себя — душа сказителя не лежала к пропагандистскому, но патриот и большевик Бажов искренне осознавал это своим святым долгом"

Писать ему между тем становилось все труднее: Бажов терял зрение, с рукописным текстом вообще работать не мог — не видел написанного. А заботы все добавлялись: в 1946 году он стал народным депутатом — и к нему пошли избиратели, и не только в обком, но и домой — каждый день, потоком. Жена расстраивалась: только ляжет отдохнуть — опять кто-то приходит. И не будить нельзя: рассердится. Он говорил: люди специально к депутату ехали, а у них ведь тоже работа, и поважнее писательской. Депутатскими привилегиями он не пользовался: жил в доме с печным отоплением, без водопровода, от машины отказался, на работу ходил пешком.

Он старел, плохо себя чувствовал. Хотел отказываться от депутатства — не под силу было тащить эту тяжесть, у него уже был рак легких. Но его убедили переизбираться в Верховный Совет на второй срок. В Москве на одной из сессий ему стало плохо. Его увезли в Кремлевскую больницу, где он и умер. Тело писателя привезли в Свердловск, провожать его пришли тысячи людей — в декабре, в мороз. Похоронили его на Ивановском кладбище на вершине холма...

Семь жизней Бажова, непохожих одна на другую. Но только когда он прожил несколько жизней, несколько раз почти умер сам и пережил смерть детей, когда потерял работу и остался наедине с пустотой и страшной простотой жизни, когда уперся в вопросы "что ты теперь можешь?" и "чем теперь будешь жить?" — только тогда стал самим собой. Поздний взлет — не вдохновенное наитие юности, а мудрость и мастерство старости; он теперь тот самый мастер-творец, который выявляет скрытую красоту. И сказки, что оказываются не записью, не обработкой, не почти народными — а в самом деле народными, совершенно архетипичными, совершенно настоящими. Они настолько прочно упираются в основы бытия, что без швов смыкаются с фольклором — с подлинной жизнью — с вечностью.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие