Что ж, теперь давайте попробуем пронзить время и пространство и попытаемся заглянуть в прошлое. Что бы примерно оценить и представить, как жил человек в эпоху викингов. О чем он думал, как представлял себе мироздание, что им двигало. Сразу оговорюсь, мой очерк не претендует на какую-то историческую точность. Я начитанный дилетант, не более того. Ну ещё краевед и любитель истории как науки, а следовательно вымысла тут будет по-минимуму.

Для начала осмотримся. Где же это мы оказались. Мы находимся на безлесом морском островке, вокруг куда ни кинь взгляд видны шхеры, морская зыбь и подобные же островки. Лишь вдалеке маячат холмы, поросшие низким кустарником. Нам не очень хорошо видно, что именно происходит вокруг, но мы видим достаточно много столбов дыма, поднимающихся в небо – то есть вокруг так или иначе живут люди. Просто их жилища не всегда заметны издалека, так как сливаются с мхами, травой и камнями. Вокруг незнакомая местность, и мы с трудом можем поверить, что находимся на берегах озера Меларен. Нет никакого озера, нет знакомых берегов. Есть лишь длинный солёный фьерд со множеством островов и полуостровов. Лесов не видно, лишь изредка попадаются выкорчеванные пни – следы хозяйственной деятельности человека, однако вокруг достаточно много размеченных каменными оградками пастбищ где пасутся козы, овцы и коровы.

Представим, что наш замаскированный дрон в прошлое может летать, мы двигаемся над пастбищами и небольшими полями, засеянными ячменем, овсом и рожью, и зависаем над неким поселением, которое мы, современные люди, скорее всего определили бы как хутор. Прежде всего в нём выделяемся некое большое строение, формой отдалённо напоминающее корабль с дерновой крышей. На ней пасутся козы. Это строение окружено другими похожими домами, а также избушками на столбах, подземными погребами и просто деревянными сараями. Если мы посмотрим повнимательнее, мы различим пивоварни, пекарни, кухни, кузницы, конюшни, скотный двор, хлебный амбар и множество построек, назначение которых нам, людям 21 века, не вполне ясно с первого взгляда. Весь хутор огорожен небольшой насыпью из камней и частично нисходит к морю, где мы видим рыбацкие хижины, сушащиеся сети и корабельные сараи. На пристани — множество лодок, кроме того мы видим несколько кораблей, которые мы можем определить как драккары и кнэрры. Между домов разбиты некие шатры или палатки. В хуторе чрезвычайно людно. Мы видимо, что все люди, одетые побогаче и победнее, заняты хозяйством. Это и земляные работы, и починка и строительство, и бог знает что ещё... Этакий муравейник, по которому бегают ещё и стайки детей. На холме явно упражняются воины под руководством пожилого рубаки. Женщины и мужчины на улице так или иначе снуют вперемежку, но дома явно разделены. К тому же люди, одетые победнее явно базируются в большой но простой землянке. На пристани суета — на корабле прибыли гости. Лежат две кучи дорогих вещей, можно догадаться, что хозяева и гости обменялись подарками, которые постепенно разносятся по своим местам. Люди, которые приехали на корабле, одеты очень ярко – их одежда крашена, на них много железа и меди, у них очень широкие шаровары. Это сильно отличает гостей от местных жителей, одетых попроще, хотя многие женщины носят богатые серебряные и золотые украшения.

Представим, что наш дрон может сканировать людей и мысли, а также проникать внутрь зданий. Перво наперво мы видим, как на скале, выдающейся в море стоит старый Орм. Он держит в руках копьё, на нём очень богатая одежда. Он седой, но крепкий старик. В каком мире он живёт, что за мир видят его старые глаза...

Он одальман, владелец усадьбы-Одаля. Всё, что мы видим, принадлежит ему и его роду. Многие из тех людей, что как муравьи трудятся в одале, это его родственники: братья, племянники, внуки, правнуки, жена, её родственники, приехавшие погостить... В усадьбе у очага сидит его старый ослепший отец. А в курганах недалеко от дома лежит прах мириадов его предков. Его земля досталась ему по наследству и достанется по наследству его старшему сыну. В молодости он был лихим викингом и повидал что называется «чудеса семи морей». Он бывал в гардах, франках, во фрисланде, в земле англов и саксов, самолично видел грозных грекландцев и черных как смоль арабских купцов. Через его руки проходили и арабские дирхемы и китайский шёлк и римское золото и множество диковинных товаров. Но он уже давно не ходил в вик. Разбогатев, он почти всю жизнь занимался устройством обустройством приданого дочерей и наследством младших сыновей. Кроме того, он не скупился, и потратил немало серебра на рабов, именно их мы видели в более простых одеждах. Жизнь раба вряд ли можно назвать сладкой в то время, но мы видим, что этих людей никто не бьёт, не держит в цепях. Они достаточно хорошо питаются, иначе не смогут хорошо работать. Более того, несколько рабов – кузнец, ювелир и гончар — уже выкупились из рабства и остались жить в его одале как вольноотпущенники.

Усадьба старого Орма неделима и он скорее перегрызёт глотку волку Фенриру, чем отдаст хоть клочок земли соседу. Соседи кстати живут не близко. Это хутора на горизонте. Некоторые из владельцев этих хуторов тоже близкие родственники Орма. Все знают друг друга на протяжении множества миль. Кроме того, на горизонте мы видим некое поселение на берегу, уже отдалённо похожее на город, а на холме мы видим крепость с частоколом. По морю кстати плывет достаточно много лодок и кораблей. Вокруг удивительно людно. Ну... Не сравнить конечно с современностью, но и не пустота.

В каком мире живёт Орм? Его мир очень интересен и богат. Он переливается яркими красками. Ну во-первых он не просто, как бы мы сказали, верующий. Он абсолютно убеждён, что боги, тролли, дверги, йотуны и много кто ещё существуют. Существует и колдовство. У него у самого пол хутора женщин умеют колдовать и предсказывать судьбу. Если бы вы ему сказали, что этого всего нет, он бы вас просто не понял. Это точно такая же часть его мира, как часть вашего, скажем, Австралия. Вы там никогда не были, но не сомневаетесь, что она существует. Но ваше знание основывается на фактах, а его знание на традиции. Его традиция это его теле- радио вещание, его интернет и социальные сети. Его марвел, DC и книги. Он может с лёгкостью перечислить деяния своих предков и родичей колена до десятого. Назубок знает, где они похоронены, когда жили, чем знамениты и т.д. Если бы он встретил Вас он очень удивился, что вы еле еле помните прадедушку. Наверное он бы даже пожалел Вас как сироту.

Орм живёт в Мидгарде, серединном мире. Это высокая изгородь из бровей и ресниц Великана Имира, которого убили его боги- Асы. Его волосы – леса, кровь- море, череп – небосвод. И для Орма это всё не фигуры речи. За пределами Мидгарда расположен страшный Утгард, земля великанов. Над Мидгардом расположен Асгард – дом его богов, и Ванахейм – дом богов пришлых, но заключивших мир с его богами. Под землёй расположен Хельхейм – мир мёртвых. Все 9 миров нанизаны на Иггдрасиль – мировое древо, а вокруг Мидгарда опоясался Мировой Змей – Йормурганд. Он кусает себя за хвост и именно его мы видим на рунических камнях вдоль дороги, ведущей к усадьбе Орма. Да и само имя Орма означает Змей. За пределами его мира опасно, дорога по определению может привести куда то в страшные места, где живут колдуны и зловредные твари.

Оболочка тела Орма называется хамр. Некоторые могут менять форму хамра в определённые ночи, в моменты страха или гнева. Так могли делать некоторые предки Орма, обращавшиеся в волков. Одна из его наложниц может оборачиваться в ворона – она вальравн. Но её глаза всегда остаются человеческими.

Внутри хамра у Орма находится хугр. Его брат-христианин называет это мудрёным словом «душа», но суть хугра не передать ни одним современным словом.

Хугр сочетает в себе черты личности, темперамента, характера и особенно ума и отражает суть человека, его естество, квинтэссенцию, свободную от всякого притворства или поверхностного влияния. Она может оставлять хамр во сне и существовать после смерти.

Где-то глубоко внутри Орма живёт хамингья – олицетворение удачи. Хамингьяр (множественное число) могут покидать тело и странствовать вокруг, невидимые для всех, кроме людей, обладающих особым зрением. Хамингья обладает независимой волей и в зависимости от поступков или перипетий судьбы может покинуть человека.

Четвертая и последняя часть Орма называется Фюльгья. Это женский дух, даже несмотря на то, что Орм — мужчина. Фюльгья обитает внутри, но совершенно обособлена. Она -страж и защитник, олицетворение предков-хранителей Орма, его связь с ними. После его смерти она перейдет к одному из его сыновей или дочерей. Фюльгью можно увидеть только во сне, в котором она может дать предостережение или совет.

Судьба Орма заранее предопределена. Но судьба это не отсутствие выбора, а скорее проявление в реальности изначально существующей истины, которую при рождении спряли Орму Норны. Разумеется, Орм обладает свободой воли, но проявление этой свободы неизбежно приведет его к превращению в того человека, которым он был на самом деле всегда. И нет большей доблести для человека, чем с честью принять свою судьбу, какой бы она ни была.

Старший сын Орма – Торстен — скальд. Он испил Мёда поэзии и благословлён Одином. Он легко сочиняет кеннинги и соблюдает размеры. Но для него это не хобби или способ самовыражения, не тяга к прекрасному или выпендрёж перед девушками. Это такое же его свойство, как цвет волос, рост и т.д. Свойство это заключается в том, что он особенным образом говорит о том, что видит вокруг себя или о том, чего его попросили сказать, но ни в коем случае нельзя сочинять о том, чего не видел – иначе прослывешь лгуном и насмешником. Торстен может написать драпу и увеличить удачу и славу человека. Если он сочинит нид – удача человека покинет. Торстена боятся и уважают.

Средний сын Орма – Альрик – викинг. Он вернулся из похода, именно его и его людей мы видели на пристани. Скоро зима, и Альрик вернулся зимовать к отцу. Он привёз богатые дары, и Орм радуется. Никто не посмеет посягнуть на усадьбу, когда в ней столько воинов, да и лишние крепкие руки всегда пригодятся в хозяйстве – мастерить щиты, копья и стрелы, чинить корабли. Орм найдёт гостям занятия, достойные воинов. Долгими зимними вечерами они будут все сидеть возле очагов и рассказывать истории и саги. Альрик страшно задаётся и хвастается, но это не считается зазорным. Только брат Орма – христианин Спют недовольно качает головой. Странные они ребята, христиане. Но какая разница, если их бог в иных землях приносит своим людям столько удачи и богатства. Богов много.

Младший сын Орма – Ёнав ни на шаг не отходит от брата, вернувшегося из морского похода. Тот страшно задаётся и смотрит на Ёнава свысока, ну и пусть. Ёнав уже достаточно взрослый, и Орм строит ему корабль! Для этого множество женщин в женском доме уже ткут ему парус из овечьей шерсти, собранной весной, а в гавани в корабельном сарае трудятся его дяди и двоюродные братья, строя великолепного длинного морского змея. Многие из людей в поместье – гости. Это друзья и соседи Орма. Их дети росли вместе с Ёнавом, и вся округа знает, что Орм строит сыну корабль. Гости приехали к Орму с богатыми дарами, среди которых даже капуста и пшеница! Они будут просить Орма взять их детей на корабль как товарищей Ёнава. Орм знает об этом, но только полный невежа сразу говорит о деле. Сперва нужно как следует принять гостей, устроить им пир, обустроить их быт и ночлег.

Старый Орм хитёр и богат. Он выстроил специальный зал для приёма гостей – медовую палату. Зала походит устройством на обыкновенный дом, только красивее и пышнее. Вечером будет пир в честь гостей. Рабы-трэлли и батраки-карлы приводят палату в достойный вид. Столбы украшены искусной резьбой, стены завешивают дорогими гобеленами. Лавки покрывались блестящими, дорогими, "грекландскими" полавочниками. Не только на креслах, но и на лавках лежат великолепные подушки. В палате зажигают продольный огонь во всю длину. Через огонь будут проносить рога и кубки. Между столпами, подпирающими потолок сооружаются места для сна. Пол палаты – земляной. В палату ведут два входа – с восточной стороны для женщин и с западной для мужчин. Крыша покрыта тесом, древесной корой и дерном. Стены обмазаны дегтем. Вокруг палаты – ритуальная ограда из камней.

По длинным стенам дома из угла в угол идёт ряд длинных лавок. Лавка у Южной стены самая почётная, там стоит кресло самого Орма. Лавка вдоль северной стены тоже очень почётная. Напротив Орма на такое же кресло сядет сегодня его сын Альрик. И хозяйское, и гостевое сиденья — несколько выше лавок и с обеих сторон отделены от них спинками и двумя большими столбами – кресловыми опорами. В этих столбах живут духи, охраняющие дом и домочадцев. Лавки столь широки, что можно положить рядом с собой щит и меч если угодно. Перед лавками столы, а за лавками кровати со ступеньками, способные закрываться как современные шкафы. Это тоже для гостей. В углах дома оборудованны небольшие чуланы для хранения еды для пира но гостей сегодня столь много, что кухни, пекарни и пивоварни работают на износ. Вдоль стен стоят многочисленные лари и сундуки, запертые на висячие замки. Ключи от всех замков в усадьбе носит на поясе старая Сигрид – супруга Орма. Все предметы покрывает затейливая красивая резьба. На них изображены герои и боги, звери и птицы, деревья и цветы.

Сигрид властна, её голос звучен и видно, что она привыкла отдавать распоряжения. Орм знает, что если он будет отсутствовать дома и если вдруг умрёт раньше супруги, она прекрасно справится не только с хозяйством но и с организацией обороны, с торговлей и планированием урожая... Она настоящий компаньон и товарищ. На неё можно положиться.

Заглянем на кухню. Что готовят к пиру? Свежая и сушеная рыба, жареное, вареное и вяленое мясо за- это главные блюда. Конина и ветчина в качестве лакомства. Молоко, свежее и кислое, сыр, масло. Каша и хлеб. Капуста как диковинка. Но главное это много пива, медовухи и даже заморское вино будет разлито по маленьким серебряным чарочкам. Столов в доме строго говоря два – мужской и женский, чай не свадьба. Но уже понятно что парни и девушки будут приглядываться друг к другу. Так как в доме много отцов, можно будет в специально выстроенном доме для бесед и обсудить дела «политические». Женитьбу, тинги, войну, грабежи и многое многое другое. Но это будет потом, точно даже не в день пира. Пить будут неумеренно! Слагая висы и драпы, произнося речи, отрывки из саг. Будут хвастаться добычей, походами, достижениями, и сплетутся в речи люди и ожившие мертвецы и боги и тролли, и альвы и дверги, и купцы и франки, и греки и гарды, и колдуны финны и девы водопадов.

Орм богат и успешен. У него много сыновей и дочерей от жены и наложниц. Норны наградили его хорошим жребием, сильным родом и велика удача его. Ему есть за что благодарить Тора и Фрейра. Вот только Альрик речёт странные речи, будто бы Один не бог-колдун, а Отец Богов и страшно сказать... отец самого Тора. Орм рад видеть сына, но его удивляют столь странные речи. Он решает про себя после пира навестить годи в Уппсале и выспросить его об этих речах. Но всё это будет потом. Что ж, давайте пожелаем Орму удачи и вернёмся в настоящее. Мы только что приоткрыли одну тайную дверь для себя, и мы уже не будем прежними... Нечто ледяное и огненное одновременно обожгло наши сердца и души... Пора выныривать в настоящее.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие