Мужской хороводный танец. Подготовка и репетиции проходят в атмосфере рождественского сочельника. Его можно считать ритуальным танцем.

Он органично связан с космическим переживанием возрождения Солнца (зимнего солнцестояния) и рождением ребенка искупления, в том же духе, что и Никейский собор (325 г.). Культ Митры сделал день памяти воплощения Христа на земле днем рождения Христа-спасителя. Солнце. это также относится к периоду карнавала. Танцоры, одетые в разноцветные ленты и шумовые устройства (погремушки, шпоры) и держащие в руках кирки или лопатки, исполняют свой круговой танец, состоящий из повторяющихся мотивов (один, два, три и турецкая борика), которые принимают различные формы, под руководством ведущего танца. Символом этого обычая было "тебэ" (сосновый наконечник с позолоченными плодами), у фигур в масках, сопровождавших танец, на боку был деревянный меч, на талии — капюшон, а в руках — хлыст, и в их пантомимической игре также фигурировали символические смерть и оживление..

Наш единственный сохранившийся мужской танец чанго. Поскольку, помимо лесозаготовок и сельского хозяйства, основным занятием чанго был транспорт, они занимались торговлей товарами в Брашове. Во время своих путешествий они побывали в нескольких регионах и изучили местные обычаи и танцы. Борица — это танцевальное попурри, в котором были созданы различные вариации олахских, сербских, болгарских, албанских и турецких танцев. Голеностопный сустав, очевидно, является пережитком секлерского хоровода. Борицы сопровождались корзинами и фигурами, одетыми в шеи животных. Они также танцевали во дворе одного фермера. Они прошли во двор, выстроившись в шеренгу, теби, парень, держащий Сосну, шел впереди. На сосне висели позолоченные плоды. За ними следовали двое или трое цыган: флейтист, скрипач и сапожник. Затем шла армия борика, возглавляемая двумя их предводителями, которые были лучшими танцорами. За ними следовали мусорщики, которые старались держаться от толпы на достаточном расстоянии. В самом конце шли баскетболисты и шашлычники, которые несли мясо, яйца, сосиски и хлеб, которые они получили. Если хозяин оставлял что-то из мелкого хозяйственного инвентаря, например топор, колун или тормоз, и это обнаруживалось в мусорном ведре, оно не возвращалось до тех пор, пока хозяин не заменял его крекером.



Танец Пуркерец-Борица, кука


Танец Зайзон-Борица, два парня в масках, лежащие перед группой


Танец Пуркерец-Борица


Пуркерец-турецкая борица



Танец Пуркерец-Борица, переворачивание танца


Зайзон-Борица


Реквизит для танца Борица (Венгерский национальный музей): 1. Мусорная голова, 2. Кирки,
3. Хлыст, 4. Ремешок от колокольчика, 5-8 шт. Лопатки.


Порядок танца

Обычаи и символика танца Борица

Это традиция, которой придерживается община...

Борица появилась очень давно, в XIX веке. до первой половины века это место считалось карнавальной забавой венгров Баркании, они посещали его в первый день карнавала, на Богоявление, то есть 6 января, и этот день считался настоящим праздником, своеобразным шествием, так как в назначенный день жители Баркании посещали его в первый день карнавала. жители деревни всех полов и возрастов вышли на улицы, чтобы дождаться прибытия борической армии.

Два лидера "борикас" и "бинс" отправились к самому уважаемому владельцу, чтобы попросить разрешения станцевать "борикас". В этой чести нельзя было отказать, поскольку сообщество сочло бы это позорным поступком.

Вначале порядок был следующий: впереди шел сторож, который держал в руках гору сосен, к которым были привязаны позолоченные плоды. За ним следовали музыканты, обычно двое или трое цыган, с флейтами, скрипками и цимбалами.

Затем вперед вышли борики, возглавляемые двумя своими лидерами; они вошли во внутренние дворы, перепрыгивая друг за другом. Роль мусорных баков заключалась в том, чтобы отгонять толпу и в то же время шутить с собравшимися. Позади шли носильщики корзин, которые несли всю еду, пожертвованную почетными фермерами после армии. Танец Борика исполнялся в такт музыке. Они образовали круг и по команде ведущих начали танец Борика, музыка которого проста, но его исполнение сложно и требует большой физической силы.

В конце борики парни пригласили на танец присутствующих девушек, с которыми они станцевали социальные танцы. После того, как это тоже было завершено, ведущий объявил борикам о пожертвовании, полученном от мастера, за что парни поблагодарили их троекратными криками "Да здравствует". В полдень и вечером они возвращались к нанятым поварам, и вся компания ела и пила в изобилии. Но в этом пиршестве принимали участие все бедные и увечные жители деревни. Таким образом, целью хождения за вином была благотворительность, а не только развлечение.

"Борица ушла в могилу вместе со многими другими древними праздниками",

- сообщает Зайцони в 1861 году.

Я рад сообщить, что Зайцони был неправ, завершив свою статью о Борице этим скорбным заявлением. Борица сегодня, в XXI веке. ее также танцевали в начале XIX века, хотя уже есть много примеров того, как ее иногда пропускали.

В связи с различными социальными и историческими изменениями, которые затронули деревенскую общину, практика соблюдения обычаев была упрощена, их место и роль в жизни общины были коренным образом изменены, хотя о их нынешнем виде также можно сказать, что это органично живущая практика, поддерживаемая местным сообществом, а не организованная под воздействием внешних сил. Сегодняшней "Прогулке за вином", как и в прошлом, предшествуют несколько недель подготовки. Сегодня эта подготовка проходит в доме культуры, принадлежащем церкви.

Чтобы соответствовать обычаю, во время репетиций они также контролируют, обучают и направляют танец маленьких виноградарей, чтобы выучить танцевальные движения как можно более красиво и точно. Маленькие борики, 13-17-летние мальчики, прошедшие конфирмацию незадолго до конфирмации или всего несколько лет назад, которые еще не получили полноценного вступления в ряды больших. 24-летний или 25-летний холостяк, достигший совершеннолетия, теперь считает себя слишком взрослым для участия в танцах, поэтому в этом возрасте его обычно уже не выгуливают.

В первой половине 90-х годов большинство "бориков" Зайзона состояли из танцоров в возрасте от 22 до 30 лет. Сегодня "бориковская армия" обновилась, их средний возраст составляет около 22 лет. Два 24-летних ватафа (руководителя) также взялись организовать Винную прогулку только для того, чтобы обучить малышей этой практике. Лучших танцоров также вывозят в деревню, обучают дирижерским словам и мотивам, с целью передачи обычаев, поскольку в этом году, согласно их собственным заявлениям, они подали в отставку со своих постов, в следующем году они больше не будут дирижировать или вести танец.

Традиционные элементы винной прогулки в Зайзоне основаны друг на друге следующим образом:

Репетиции начинаются в первую неделю декабря, что означает проведение встреч три раза в неделю: во вторник, четверг и субботу ближе к вечеру. Старикам борикам сообщают об этом событии устно, новость заранее распространяется среди малышей в школе.

Роль организатора исполняет лучший танцор из старших мальчиков, которого борики негласно признают своим лидером. Он назначает время репетиций, входит в хоровод малышей, танцует Борику вместе с ними. Желательно прислушиваться к его командам, его слову, его дисциплине, в противном случае старшие часто используют телесные наказания в качестве примера, и для обуздания невнимательных, озорных подростков применяются даже более мягкие формы рукоприкладства. Каждый из малышей хотел бы проявить себя как можно лучше, потому что его выводят в деревню, на публику только из-за его способностей и умелого танца.

Быть бориком раньше означало статус, сейчас эта характеристика не так ярко выражена, помимо всего этого, парню из борика непозволительно допускать ошибки в танце, быть шокированным своим поведением, потому что это тоже позор для всей армии, и пишется в основном за счет о компетентности руководителей.

Следующий шаг — это сбор рано утром на второй день Рождества в специально отведенном месте. (Перед Домом культуры или у Дома руководителя). Здесь ватафимы дают свои последние наставления, а затем, как в старые времена, они чествуют первым танцем первого хозяина деревни, которым обычно является местный лютеранский пастор. Был предварительный пример, основанный на рассказах ребят, что определенные конфликты и личные дела также проскальзывали в отношениях между бориками и церковной канцелярией, несмотря на все это, было невозможно не принять бориков, так как в деревне об этом очень много говорили.

Танец Борика длится до поздней ночи и исполняется только в деревне.

Если сегодня деревня не так открыта и восприимчива к танцам, потому что закрытые ворота встречаются чаще, чем обычно, то дома мальчиков из Борицы определенно используются для танцев. Издалека доносится звук погремушек, прикрепленных к ботинкам мальчиков. Фермеры обычно гуляют во дворе, а те, у кого нет такой возможности, — на улице. Мальчик из Борицы и один из мусорщиков заранее заходят во двор и спрашивают, получат ли они Борицу. Чтобы ответить утвердительно, ребята, выстроившись в очередь у ворот, один за другим входят во двор, желая жильцам дома счастливого праздника и Нового года.

Затем, по желанию мастера, исполняется выбранный танец борика. В репертуаре борика четыре вида танцев, которые можно отличить по мотивам, сопровождающей музыке, силе и продолжительности тактов. Именно так исполняются первая, вторая и третья борицы, а также самая динамичная и красивая турецкая борица в своем составе и самая богатая по мотивам. По словам бориканцев, этот танец обязателен в большинстве мест.

В зависимости от суммы денег, которую фермер намерен пожертвовать, он может даже исполнить все танцы Борика.

В конце танца аккомпанирующий музыкант, который превратился в единственного человека, играет на аккордеоне вальс, под который приглашают танцевать девушек в доме. На танец приглашаются и другие деревенские девушки, которые прячутся за воротами и наблюдают за происходящим из соседних деревень.

После окончания парного танца ведущий обращается к борикам со следующими словами:

"Ребята! Слушайте внимательно! Мастер Янош Балинт подарил нам иксу и бутылку бренди. Спасибо". На это ребята трижды прокричали "Да здравствует" и "большое вам спасибо" соответственно. В это время девушки в доме угощают парней тортом, пастой, глинтвейном и бренди, которые парни, танцующие с утра, с удовольствием употребляют в морозную зимнюю погоду. Затем молодой человек говорит фермеру: "Мы рады приветствовать его и его прекрасную семью на винном балу"

Раньше у бориков было четыре мусорных контейнера в масках, сегодня армию сопровождают две фигуры в масках, одетые в пуфейки, чье снаряжение состоит из коровьих стручков, прикрепленных к поясу, деревянных мечей с хлыстами. К поясу также прикреплен пучок соломы поменьше, который иногда зажигают более игривые жители деревни. В то же время другие танцоры "мусорных контейнеров" ("немые") развлекают собравшуюся компанию забавными сценками из пантомимы, пытаясь незаметно украсть что-нибудь у хозяина, сбить шляпы с голов мужчин и убежать с этим, что может быть выкуплено только жертвами за определенную цену. Клоунский мусорный бак защищен от толпы армией Борицы (точно так же, как мусорный бак выполняет роль сотрудника правоохранительных органов: Борица, который не преуспел в танце, наносит ему удар мечом), но были и экстремальные случаи, когда разгневанные фермеры отстраняли слишком некомпетентных работников. мусорное ведро на дереве, подвешенное вверх ногами. В этом случае борики не могут вмешаться, они должны позволить мусору искупить свой грех.

*

Безличные игры, такие как борица, в основном архаичны по форме.

Традиция карнавала восходит к нескольким пережиткам языческого периода. Эти "языческие" обычаи часто сохраняются в той же форме или с новыми христианскими чертами. С течением времени содержание более или менее затемняется, но на протяжении веков оно сохраняло определенные формальные черты, сохраняя и выражая восприятие мира людьми древности.

"Динамичные, претенциозные обычаи относятся к архаичному слою венгерской народной культуры",

- пишет Ньювари.

Мы можем показать в них архаичные элементы, которые, с одной стороны, сохранились от культуры венгров до завоевания, а с другой стороны, они демонстрируют родство с обычаями европейских народов, что означает, что венгры также были вовлечены в культурный круг, который в эта область также означала особую ориентацию на европеизм.

Одной из традиционных традиций, созданных сочетанием разных во времени мотивов и значений, является танец борика чанго из севенфалуси.

По словам Пола Питера Домокоса, он демонстрирует жанровую близость с одним из самых распространенных европейских культовых танцев — мореской, а также с румынским "Чаллу миннесари". Среди пятидесяти шести разновидностей морешки — борица из трифала, танец матахала у чангошей Молдавии на масленицу, танец гирч в Чуче и Клужском уезде, танец пастуха с вертепами в Секлерланде, небольшие праздники и свадебный танец турок из кунсентмиклоша. Некоторые из них сохранились и в XX веке. они вымерли в XIX веке.

Персонажи в других версиях "Морески" также исключительно мужского пола. Они также могут быть связаны ношением инструментов и реквизита, используемых в обрядовой практике, таких как колокольчики, погремушки, сторожевые колокольчики, заколки, капюшоны, а также мечи, палки, кнуты, плети и маски в качестве оружия.

Борица была хороводным, сугубо мужским танцем. Эта особенность хоровода позволяет предположить, что, будучи одной из древнейших форм венгерских народных танцев и мужского танца, он может быть одной из поздних, игриво-символических форм прежних боевых танцев.

Магда Чере

Борика как магия плодородия, обряд инициации, магическое действо, карнавальный обычай, нарушающий мировой порядок

Этнографический словарь определяет борицу как "карнавальный драматический танец, переплетенный с ритуальными элементами, связанными с традиционным кругом зимнего солнцестояния", и литература, изучающая этот танец, согласна с этой классификацией.

Чтобы определить жанр танца Борица, который является частью карнавальной традиции, мы взяли за основу классификацию Золтана Ньювари по отношению к карнавальным традициям. Согласно Ньювари, карнавальные традиции можно разделить на две группы:

1.) Индивидуальное проявление мира верований каждого человека, основанное на традиции, которое в основном включает в себя магические материалы, связанные с урожаем и изобилием, и

2.) публичные, совместные претенциозные драматические игры, охватывающие все сообщество, небольшие или более крупные группы.

В соответствии с этой типологией и принимая во внимание оценку Гезой Рохеймом характерных черт карнавальной традиции, согласно которой: "эти обычаи повсюду связаны с образом плодородия, брака, любви и их символическим представлением", борицу можно определить как драматический танец, но в то же время в то же время это также может быть понято как магия плодородия, обряд инициации, акт сотворения мира, игра, которая разрушает мир, и более мягкая форма принуждения.

Выявление архетипических символов в танце может помочь классифицировать и более точно определить жанр борики.

Пространство и время исполнения танца имеют символическое значение; кроме того, архаичные элементы, имеющие символическое значение, можно обнаружить при изучении роли пассивных или активных персонажей, участвующих в игре, страшных масок, сопровождающих Борику, "мусорных баков".

Винный тур по семи деревням раскрывает природу и самые древние исторические аспекты Зимнего фестиваля в нескольких аспектах.

Обычай этого обширного острова венгров существовал на протяжении всего карнавала, начиная с 70-х годов прошлого века, только на второй день Рождества.

Таким образом, борица естественным образом вписывается в ряд карнавальных игр, распространенных по всей Европе.


Борики из Зайзона

Карнавал, особенно в Южной Европе, был крупнейшим праздником года, исключительным временем, когда можно было относительно безнаказанно и открыто выражать то, что до сих пор было выражено только в наших умах. Это был праздник временного освобождения от господствующей истины и существующего порядка, временного прекращения иерархических отношений, привилегий, норм и запретов. В нем время, перемены, обновление праздновали сами себя. Карнавальные аттракционы, восходящие к средневековью, все формы и символы карнавального языка пронизаны пафосом обновления, радостным осознанием относительной природы господствующих истин и сил. Его характерными чертами были логика "переворачивания", видение "задом наперед", видение "задом наперед", видение сверху и снизу, взаимозаменяемость поверхности и осадка.

Понижение в должности, профанизирующие высказывания, насмешливое возвеличивание и лишение гражданских прав были обычным делом. (например, на гравюрах мы видим, что это также изображалось как физическое переворачивание: люди, стоящие на голове, города, парящие в небе, лошадь, идущая задом наперед, на которой всадник также сидит перевернутым) они использовали возможность перевернуть отношения между мужчиной и женщиной: слуги давали приказы, мирянин отслужил мессу, король шел пешком, крестьянин ехал верхом на лошади, муж успокаивал ребенка и фон, жена курит и орудует оружием. Эти изображения символизировали хаос, беспорядок и неразбериху в глазах высших классов. Карнавал был отмечен подрывной деятельностью, заявлявшей о том, что они хотят перевернуть мир с ног на голову. Конечно, они предполагали, что существующий порядок — это естественный порядок вещей, а все другие альтернативы ведут к хаосу.

Некоторые авторы придерживаются мнения, что карнавальный период — это время распада естественного миропорядка, возвращения к хаосу. Карнавальные костюмы позволяли мужчинам и женщинам меняться ролями. В таких случаях людей специально поощряли нарушать повседневные табу на проявление сексуальных и агрессивных инстинктов.

Для участников карнавала этот период был временем экстаза, освобождения.

У карнавала были три основные темы, как реальные, так и символические: еда, секс и насилие. Они ели много свинины, говядины и других видов мяса, которые были символически представлены. Слово "мясо" также использовалось в другом значении. Сексуальная активность возрастает во время карнавала, во время которого почти обязательно петь двусмысленные песни.

Карнавал — это время не только сексуальности, но и агрессивности, разрушения, святотатства, грубых выходок. Насилие, как и сексуальность, в большей или меньшей степени сублимировалось в обрядах. Вербальная агрессия также была разрешена. Агрессивность проявлялась по отношению к жертвам, которые едва могли защитить себя (собака, кошка, петух — последний считался символом похоти).

В таких и подобных случаях люди прекращали работать, ели, пили и тратили все, что у них было.

Карнавал, часто представляемый аллегорически в образе пузатого, румяного, добродушного мужчины, которому навязывают деликатесы (колбасы, птицу), — это праздник изобилия, установленного порядка, отмены законов, регулирующих культуру, раздачи выпивки, о переутомленной, поразительной одежде, о расточительстве; это институционализированная путаница, набор ритуалов, основанных на переворачивании. Неудивительно, что современники называли это периодом "безумия", когда глупость берет верх. В дополнение ко всему этому, карнавал как особое состояние мира также является символом обновления, возрождения в соответствии с лучшими принципами во всех культурах.

*

Появление карнавала в Венгрии можно отнести к средневековью, главным образом, в результате немецкого влияния.

Об истории карнавала мы знаем больше, чем о прошлом других народных обычаев. Поскольку карнавал сопровождался шумом и беспорядками, светские и церковные власти придерживались единого мнения в оценке этого явления: было издано множество сохранившихся указов о запрете.

В проявлениях карнавальной концепции мира прослеживаются элементы, заложенные в разное время: от магии плодородия до примитивных церемоний инициации и "языческих" жертвоприношений людей и животных. В этом смысле народный танец, в нашем случае борица, как карнавальная традиция, можно понимать как систему человеческого общения, по фразам, несущим послание, можно прочесть тайны ушедших эпох, прежние человеческие образы мышления и отношения к миру.

Во время прогулки за вином совершается определенный обряд. Все зимние ритуалы народов Европы связаны друг с другом. Представление, составляющее основу карнавальной игры, является одной из характерных черт европейских карнавальных обычаев.

По словам Гезы Рохайма,

"одного из демонически могущественных самозванцев, будь то карнавал, Рождество или весенний праздник, убивают"

Сегодня этот обычай сохранился максимум в шутливых вариантах.

*

В карнавальной борике ксанго севенфалуса также был момент, который можно рассматривать как характерный элемент формы и содержания, связанный с исполнением. Непременным атрибутом танцевальной команды из шестнадцати-двадцати парней был маскарадный персонаж, то есть мусорный бак, четверо из них отправились в армию. Мусорный бак — забавный, глуповатый парень, но за его шутками скрывается глубокий смысл. Его лицо закрыто маской, которая наводит ужас, ведь ее владелец стремился подняться до высот своей профессии. Маска была вырезана из дерева, вместо усов висела свиная щетина, а вместо бороды — коровий хвост. В руке он держал ХЛЫСТ с полуметровой рукоятью, на которой висел кусок кожи. В качестве мусорщиков обычно выбирались люди, которые умели дурачиться и шутить, а также могли как следует развеселить зевак.

Пока остальные танцевали, они шутили, прикалывались и пытались украсть у хозяина что-нибудь (лопату, мотыгу), что как раз "было у них в руках", поскольку на карнавале право собственности менее свято и неприкосновенно, чем в другие дни. Они могут быть выкуплены фермером в обмен на пожертвование. Пока один из мусорщиков был занят этим, другой, чтобы не отставать от своего товарища в его глупости, снял с чьей-то головы кепку, убежал с ней и был готов вернуть ее только за выкуп.

Атмосфера бездонного карнавального мира была "приправлена" дальнейшими нелепостями: они скомкали большой снежный ком, насадили его на лопату и сунули в духовку, чтобы он испекся. Один из мусорщиков встал на четвереньки, а его товарищ взвалил сани себе на спину, и так они катались на санках по двору.

*

В дополнение ко всему этому наши клоуны в масках разыграли своеобразную маленькую комедию. История игры восходит к древней традиции, согласно которой смена времен года осуществляется сверхчеловеческими силами. В борьбе зимы и весны они пытаются примитивным образом помочь весне и прогнать зиму прочь.

Суть игры заключается в следующем: в определенный момент корзины, сопровождавшие борику, упали друг на друга, трое более сильных победили, а более слабого смяли. Своими деревянными мечами они символически разрезали его, содрали с него кожу и расчленили его тело.

После всего этого, раскаиваясь в своем ужасном поступке, они начинали качать головами, плакать, а затем через рукоятку хлыста, которая была прикреплена к ушам, спине, рту жертвы, они вдували в него как бы душу. Они очень радовались воскрешению "воскресшей" жертвы и поддерживали его первые шаги, так как он был еще слаб, но вскоре им это надоело, и они снова взмахнули кнутами. Тогда возрожденный товарищ убежал от них, как "степной жеребенок". Идеалистическое содержание игры, как весенней формирующей привычки, можно рассматривать как проявление своего рода психического поведения: она символизирует борьбу между старым и новым, изгнание зла и обещание плодородия.

В этом смысле магический акт плодородия может быть показан в "Борике севенфалуси". Соревнование между закромами и казнью на самом деле можно интерпретировать как борьбу зимы и весны с точки зрения функции. Разрушение мусорного бака до основания выражается в том, что зима побеждается как символическое воплощение зла, а возрождающаяся весна, как символ добра, символически одерживает победу над злом.


Томос Фейри: Борика

Момент казни также можно считать остатками человеческого жертвоприношения. Это также связано с символическим исполнением карнавальных традиций европейской культуры, но его более глубокие связи можно найти в более примитивных религиях или даже в саманистической концепции мира. По представлениям первобытных людей, влияние внешнего мира, природных стихий, которые господствуют над человеком, могло быть достигнуто только через человеческие жертвоприношения, и память об этом моменте можно найти в культурах разных народов наряду с жертвоприношениями животных. Позже, с прекращением прежних человеческих жертвоприношений, символический объект, заменявший жертвенный предмет, был брошен в воду, сожжен или разорван на части, или же сам человек был символически казнен и убит самозванцами, имитировавшими прежнюю форму.

Последний момент можно увидеть в игре "Закрома семи деревень борикас".

О происхождении и формировании формы "кука" пишет Геза Рохайм, который фонетически приравнивает "КУКА" к болгарскому "кукер", но по смыслу оно связано с "муту", исполняемым соседними народами ола в танцевальной игре "К единству миннесарии". Рохайм предполагает, что если болгарские предки болгар знали кукеров, то их венгерские соседи, возможно, переняли этот обычай в заранее установленной форме.

Кука из семи деревень пугает меня игрой в пантомиму. Его маска как бы освобождает его от традиционных ограничений, от форм поведения, которые относятся к "Я", но ему не разрешается говорить во время его бохо-игр. В семи деревнях это уже стало притчей во языцех и явлением: "тихо, как в мусорном баке".

Молчание — это, так сказать, время обнажения, Святое начало. Оно символизирует своего рода очищение, благодаря которому возрастает магическая сила. Карнавальная прогулка за вином — это тоже своего рода магическое действо. Акт воскрешения, на который способны только нечеловеческие существа, является символом всемогущества. В то же время Воскресший становится посвященным, который обязан своим возрождением божественному вмешательству (см. "В него была вдунута жизнь").

В этом отношении игра также является магией плодородия и обрядом инициации, особенно если мы обратим внимание на то, что сообщество достигло половой зрелости, молодые 16-20-летние красивые парни ходят на танцы или стоят в мусорном баке. Хороводный танец борика и, как таковой, круг по своей природе символизируют исключение или, наоборот, закрытие зла. Это одна из самых естественных форм защиты.

Ту же функцию могут выполнять погремушки, сторожевые колокольчики, установленные на ботинках, или шум мусорных баков. Колокольчик — атрибут святого Антония Отшельника в христианской мифологии. Его задача — отводить порочный соблазн, зло, бурю, отгонять ее прочь.

Танцующие парни из племени Борика держат в руках красиво расписанные палочки и резные лопатки. Посох является символом возрождения жизненной силы человека, и с этим дополнительным значением он, возможно, попал в руки парней.

Магда Чере

Татрангон воскресил борику

2003. 27 декабря, в Иоаннов день, по традиции, на Татранге состоялась винная прогулка.

После трехлетнего отсутствия нам удалось вновь организовать традиционный танец Борика. Мы встретили Старый год с помощью ритуала, оставшегося от наших предков, и встретили новый год.

В этом году празднование Борицы также придало деревне особую торжественную атмосферу на третий день Рождества, благодаря 15 молодым людям из Венгрии, которые с начала декабря ходили на репетиции танцев в поисках платьев Borica.

12 танцоров из Борицы, ватаф (лидер), шампуры и мусорные баки отправились в путь под музыкальное сопровождение, чтобы поприветствовать фермеров деревни, пожелать им счастливого Нового года и принести удачу своим танцем. Экскурсия по деревне также прошла по традиционному сценарию: сначала борики станцевали вокруг церкви, а затем позвали пастора. Только после этого они отправились в гости к фермерам деревни.

Интересно отметить, что в первый день Рождества борики выступили в качестве приглашенных монахинь и успешно познакомили публику с красочной традицией Татранга.

Спасибо всем, кто внес свой вклад в возрождение танца татранги Борица, особенно молодому поколению, которое в течение двух лет успешно работает над возрождением утраченных традиций (Карнавальные забавы, Бал урожая).

Борица: Мартин Саксонский

Борица в музее Брашова

В 1861 году раб Иштван Зайзони представил миру эту народную традицию семи деревень, описав ее в "Зеркале страны": "Как и многие другие древние праздники, он сходил в могилу". Уже во вступительной части текста он указывает, что цитирует этот обычай из Библии. прошел мимо, и из обзора видно, что сам он по нему никогда не ходил.

Красочные, вызывающие воспоминания описания этого необычного обычая стали основой для презентаций и исследований borica. Орбан Балажс, как и Лайош Колумбан, доволен тем, что полностью взял на себя руководство проектом.

Антал Хоргер направляет исследование в сторону сравнений в роли урн, он считает, что были обнаружены следы шаманских ценностей. После исторического исследования Пола Питера Домокоса и этносемиотического исследования Чиллы Кончей, конечно, еще долгое время нельзя будет сказать ничего нового об этом чудесным образом возродившемся из пепла городе.

*

Этнографический музей Брашова, открывший свою выставку в конце прошлого года, знакомит румын с венгерскими обычаями семи деревень. (Может случиться так, что радость от открытия подтолкнет исследователей музея к тем областям, которые венгерский этнограф не пробовал на борице.)

Из коллекции бывшего Саксонского музея были обнаружены принадлежности для Борики, которые хранились на складе десятилетиями. Это и стало главным сюрпризом выставки: лопатки и маски для мусора, приобретенные в 1887 году, палочка Борики, "яблочко". Организационным успехом стало то, что три деревни, живущие по традиции: Татранг, Зайзон и Пуркерец, "показали" образец того, что характерно для их деревни. А в зале было несколько бывших "ватафов, живущих сегодня".

Среди венгерских авторитетов в области этнографии доктор Ференц Пожони, заведующий отделом этнографии Университета Клуж-Напока, поднял рейтинг открытия, поблагодарив семью борика за их усилия по сохранению ценностей и поздравив этнографический музей с успешной работой.

Серия фотографий "Борика", которой музей удивил всех интересующихся, также является организационным достижением. В дополнение к Габриэле Чиру, которая отредактировала публикацию, Алине Мандай, которая с энтузиазмом занималась исследованиями борики, Анке Крачун, которая разработала дизайн этой работы, работы фотографа Арпада Удварди отличаются европейским качеством. Румынская этнографическая группа из Брашова под руководством г-жи Фулги, директора музея, попыталась воплотить европейскость венгерской народной традиции в Баркании в 21 веке.

Короткометражный фильм о Борице знакомит посетителей музея с сегодняшней версией этого обычая.

Я бы порекомендовал эту выставку как горожанам, так и сельским жителям. Это показательно и интересно, как люди, рожденные в других культурах, рассказывают об одной из загадочных традиций нашего прошлого.

Хотя время не раскрывает, а, скорее, приумножает секреты, последние пятнадцать лет не только способствовали искажению borica и превращению ее в сценическое шоу, но и сохранили интерес исследователей, которые долгое время поддерживали отношения с практикующими специалистами. Благодаря их диалогу жители трех деревень узнали о содержании, которое исчезло из памяти общины. Если мы можем расположить временные версии ритуальных принадлежностей борицы (лопатка, мусорное ведро, маска, кирка, жезл, метательный жезл, кнут для мусора, пинтин) рядом друг с другом, то различия формулируют у нас вопросы, которые также указывают на историю функционирования этого ритуала. обычай.

В процессе этой операции сущность, которая, вероятно, создает привычку, изнашивается все больше и больше. На отношение сообщества к своей собственной традиции влияют не только "меняющиеся времена", но и запреты, условные повторные авторизации, интеллектуалы, поощряющие привыкание, инклюзивность, коллекционеры, исследователи.

Мода на борику иногда усиливается, и к ней обращаются не только посвященные, и даже намерения посвященных не всегда чисты.

*

Я смотрю на 19-20. на рубеже XIX века он сфотографировал ритуальную атрибутику борицы, множество фотографий практикующих обычаи, а также предметы, хранящиеся в бывшем саксонском музее, были представлены на выставке этнографического музея в Брашове, и я считаю хорошим, что нынешняя выставка возродила разговор о Борице и его традициях. диалог между элементами обычая и сообществом, а также общественностью вокруг нас.

Дьюла Хохбауэр

Борика — вопросы на карнавале

1. Есть ли у вас привычка бывать в Борике?

Иштван Раб из Зайзона описал ритуальное значение игры Борицы в кука в Тейфалуси (чиллагош, современная Словакия: Млие Миннесно) этнографу из Дебреценского университета имени Лайоша Кошута Золтану Ньовари (см.: танец борицы и смерть куки в: Золтан Ньовари: карнавальные обычаи. Дебрецен, 1991. 112-113 л.)

Давайте посмотрим на описание раба Иштвана из Зайзона: ...четыре корзины упали друг на друга, и более слабая была сброшена на землю тремя более сильными. Тогда они достали свой деревянный меч, срезали с него шкуру, стянули ее и повесили, как мясник поступил бы с коровой. Когда это произошло, они начали сожалеть о своем ужасном поступке, всплеснули руками, покачали головами и пролили слезы по несчастному парню. Но внезапно в их головах вспыхнула божественная идея, они приставили рукоятки кнутов, одну ко рту "жертвы", другую к уху, а третью к спине, и начали хлестать по жирным кнутам, дуть на них, причинять им боль, и вот, наконец, они увидели, что чудо из чудес, "убитый" человек начинает двигаться, жизнь возвращается, и приятели выражают огромную радость по этому поводу. В конце концов "восставшего" поднимают с земли и уводят, потому что он еще очень "слаб", но такое гуманное обращение длится недолго, приятелям становится скучно, они думают об одном, и пиф-паф, начинает щелкать кнут, и тогда "слабый" человек становится сильным и бежит, как жеребенок по пустыне.

Мы не утверждаем, что племя борица — это переселенческая версия племени чиллагош, но между ними может быть связь, потому что интеллектуалы чиллагошского происхождения были пасторами и школьными учителями в венгерских общинах Баркаша в 17 веке. с конца века: Шели 1. Джордж Чернатфалу, пастор, 1665. IV. 12.-1667. XI. 12.; Шели 1. Исаак в Чернатфалу, 1692-1693; Сели 2. Джордж, 1704. II. 15.-1706. III. 12; Сели 2. Исаак был школьным учителем в Пуркеречене в 1718 году и пастором в Пуркеречене в 1722 году. VII. 10.-1723. IV. 16.; Йозеф Шели был пастором в Лонгфалу в 1757-1763 годах. VII. 19. — давайте узнаем из книги Пауля Биндера "История и номенклатура венгерских лютеранских приходов и школ в Трансильвании (1542-1866)" (95-98). л.)

Впервые внимание исследователей привлек этот нестандартный элемент Антал Хоргер: "Возможно, эта сцена была одним из самых древних игровых жанров. Стоило бы рассмотреть церемониальные танцы восточных сородичей, в которых маска незаменима, а также шуточные шаманские заклинания."(Антал Хоргер: танец борика племени чанго из семи деревень, в книге "Этнография — народная жизнь". X. 113 л.)

*

Я не знаю, как долго и почему этот предмет не использовался в Борике. Вероятно, потому, что его значение утратилось для тех, кто придерживается этого обычая. Это обычай, который наиболее тесно связан с карнавальным кругом.

Рассматривая культовые и ритуальные элементы народных игр и обычаев в масках, Золтан Ньовари, цитируемый в другом месте, пишет: "В основе игр в масках лежат те обряды, в которых человек пытается с помощью маски овладеть высшей силой плодородия, чтобы достичь самой важной цели своей жизни. обряды, связанные с передачей силы плодородия от одного вегетационного периода к другому.Он ссылается на выводы немецкого исследователя Мартина П. Нильсона. ("Новый Золтан: народные игры и обычаи в масках", Дебрецен, 1997, 61 л.)

*

2. Роль девушки в "Борице".

Я начал заниматься этим, когда захотел познакомить пятиклассниц из семи деревень с Борицей, что вызвало чей-то резкий протест: "Потому что борица — типичный мужской танец!"Конечно, это было правильно, что я сорвался, потому что никто не отрицает, что борика — мужской танец. На самом деле, по словам Пола Питера Домокоса, подобные ему танцы в стиле мореска исполняются по всей Европе: в Стаффордшире, Северном Йоркшире, Гвенте, Каслтауне, Флинтшире, Линкошире (Англия), Инсбруке (Австрия), Блютенбурге, Санкт-Петербурге. Трунд (Германия), Рим, Урбина, Мантуя, Флоренция (Италия), Страсбург, Лион, Севилья (Франция), Бинш (Бельгия), Порту (Португалия), Валахия, Молдавия, Трансильвания, Кастория, Водени (Болгария), галицийские поляки, Буковина, деревня портного (Молдавия), Георгени, Чук Сентдомокос, Киде (Клужский уезд), в Сентстване (Марош-Турда), Кунсентмиклош. (Домокос Пауль Петер: мореска в Европе и традиции венгерского народа, в: Домокос Пауль Петер, взгляд в прошлое, Bp., 1990. стр. 277-321.) в XII веке средневековья. это началось еще в прошлом веке.

Однако, поскольку обряды плодородия и инициации в семи деревнях Борицы неоспоримы, дочери общины являются основными проводниками этой практики.

Парни доказывают всему деревенскому сообществу, что их можно "очеловечить", их также можно выбрать для девушек. Уже во время подготовки, когда поздравления были приняты во внимание, лидеры общины, помимо родственников бориков, также перечислили дома подходящих девушек.

Украшение "Кучмы Борицы" также было задачей любовника молодого человека: декоративный цветок был приобретен-изготовлен и приколот к Кучме.

Завершение танца Борица также было ее задачей.

Во время шествия по Борице между деревнями танцоры — в Пуркереце и Зайзоне в два ряда, в Татрангоне в один ряд — были окружены толпой, маршировавшей вместе с ними с двух сторон. Роль мусорных баков в то время заключалась в том, чтобы обеспечить раздельное шествие бориков и зрителей с забавными прыжками. В зале были все девушки, чьи возлюбленные были бориками, но также и другие. Среди них борики "затащили" девушек в таверну в конце борицы.

Если они оставались вечером в других деревнях, "то приходили в дом к более состоятельным девушкам, хозяин хорошо за ними ухаживал, а девушка должна была утром начистить пояса для игры в бочче у парней и починить тебе, если что-то упало с него при ходьбе и вставании."(Антал Хоргер. 114. l.)

А на балу в Борике девочки превратились из второстепенных персонажей в главных героинь.

*

Вот почему я говорю, что девочки тоже должны знать Борику. Но, конечно, не только для них. Правда, только в том случае, если мы хотим вернуться во все более желанную европейскую столицу.

Дьюла Хохбауэр

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие