Защитная магия сопровождала наших предков во всех сферах жизни, от рождения до смерти. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами амулеты, кости и другие предметы, найденные в фундаментах домов, валов или на славянских кладбищах,

- убеждает археолог доктор Жанна Вавженюк.

"Прежний, + магический образ мышления + имеет много общего с феноменом, определяемым как религиозность народного типа. Несмотря на прогресс христианизации, следы древних верований славян, они были прочно вплетены в религиозный обрядовый цикл, которые присутствовали до недавнего времени в сельских общинах, присутствуют также в явлении, называемом очарованием",

— объясняет в беседе с папой доктор Джоанна Вавженюк из Института археологии Университета кардинала Стефана Вышинского в Варшаве, которая изучила духовность славян, населявших ныне территории Польши с VII по XIII в.

Вездесущий страх был главной движущей силой защитных действий, утверждает исследователь. Отсюда славяне широко использовали различные методы лечения, связанные с защитной магией, называемой апотропаизмом.

"Меня удивило то, что апотропные действия сопровождали славян на протяжении всей жизни — от рождения до смерти на каждом более или менее важном празднике, связанном с семейным и ежегодным обрядом. Апотропные действия также использовались в повседневной домашней и ремесленной деятельности",

- говорит доктор Вавженюк.

От различных форм зла защищали специально приготовленные амулеты, но в принципе любой предмет, правильно созданный и подготовленный, мог выполнять эту функцию, отмечает археолог.

Амулеты должны были защищать людей. Напротив, в домах или под ними славяне приносили жертвоприношения.

"Они были выражением заботы о будущем доме и его обитателях",

- говорит археолог.

Однако с сегодняшней точки зрения эти жертвы могут удивить. Например, в Гданьске под полом жилого дома сложен скелет младенца или недоношенного ребенка. В других случаях археологи обнаружили только человеческие или животные черепа. Возможностей для умиротворения злых демонов было много — Согласно исследованиям доктора Вавженюка, потому что иногда под полом археологи обнаруживают сосуды, которые, как они предполагают, изначально были заполнены пищей. Этот предназначался для демонов, чтобы они не беспокоили обитателей хижины.

"Апотропные эффекты могли быть достигнуты только после произнесения соответствующих заклинаний перед нужным человеком в нужное время",

— отмечает доктор Вавженюк.

Это могли быть жрецы, колдуны или гадалки.

После смерти опасность для живых представляла умерший и его дух. От него защищали себя, совершая жертвоприношения на могиле циклическим образом — благодаря этому у умершего не было причин причинять вред родственникам. Однако исследователь отмечает, что смерть началась раньше — еще до физической смерти. Из этнографических данных следует, что верили в предвестники смерти в виде m.in. вой собаки с мордой вниз или необъяснимые звуки в доме.

Сначала славяне практиковали телесные ожоги. Со временем они отошли от этого обычая в пользу ингумации — к X-XI вв. на территории нынешней Польши, под влиянием прогрессирующей христианизации, практиковались оба ритуала.

Выжженных мертвецов складывали в курганы.

"Каменным и деревянным конструкциям приписывалась магическая функция ,поскольку они представляли собой символическое закрытие могилы+ и тем самым отгораживали умершего от мира живых, защищали от доступа злых сил, являясь эффективной для их изоляции",

— утверждает эксперт.

Со временем, с растущим влиянием христианства, умерших стали класть на плоские кладбища. Однако долгое время оставался обычай ограждать могилы, будь то дерево или камни — так хотелось изолировать умершего от мира живых, опасаясь их возвращения в мир живых. В могилах, как и в более ранние века, вместе с умершим были помещены амулеты.

Пространство-еще одна категория, которую славяне очень хотели понять и приручить, что они выражали в магических действиях.

"Подтверждением этому были применяемые в раннем средневековье подношения под валами городищ. Подобные процедуры применялись и на перекрестках дорог, на границе поселка или полей",

- перечисляет доктор Вавженюк.

Доктор Джоанна Вавженюк изучила один из аспектов магического мышления, используя различные источники-данные раскопок, которые она сопоставила с содержанием хроник и проповедей той эпохи. Она также извлекла выгоду из этнографических исследований К. Свои выводы она опубликовала в книге "Защитная магия славян в раннем средневековье на польских землях", которая вышла в этом году издательством университета кардинала Стефана Вышинского в Варшаве.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие