Одной из основ любой религии является догма о сотворении мира. Антропологи и религиоведы на протяжении веков пытались найти его реликвии в более поздних, старохристианских историях и верованиях.

Согласно упомянутому мифу, последователями которого были первые славяне, мир изначально был покрыт морем, по которому в лодке дрейфовал Бог Одерон. Он встретил некогда плавающего в воде дьявола, которого пригласил в лодку для долгой беседы. Затем он послал его под воду, чтобы выловить со дна немного земли. Из вытянутой песчинки Одерон создал остров, представляющий собой первый элемент надводного мира, который со временем получил название Земля. Первые славяне, как видно, верили, что в круговороте сотворения Земли участвовало и добро, и зло.

На протяжении многих веков среди славянских племен, населявших нынешние территории, расположенные рядом со Святым Крестом, культивировался обычай, заключающийся в Великом поклонении дьяволу и Богу Одерону, создавшему земли как жилище для людей. Ученые из Сорбоннского университета на основе этнографического и исторического материала, касающегося жителей указанного региона, нашли гипотезу о трехстороннем разделении мира на небо, землю и землю мертвых. Для того, чтобы люди в древние времена, как можно позднее, попадали в землю мертвых, они поклонялись богам, хранящим опеку над этой землей, в культе, называемом Громовым. Во время такого обряда старейшины племени во время грозовых разрядов пели хвалебные песни, воздавая тем самым честь божествам подземного мира.

В то время, когда на польских землях уже навсегда утвердилось христианство, некоторым народам, первоначально проживающим на нынешних свентокшиских территориях, было трудно отговорить, что они поклоняются языческим божествам. На этих же территориях был известен и широко культивировался подкупный обычай, заключающийся в том, что ангел Урия бросил в гроб копейку, чтобы заплатить за открытие врат рая. Веря в загробную жизнь, люди, жившие в свентокшиских землях, до Первой мировой войны поклонялись солнечным божествам, чтобы они должным образом повлияли на их урожай, собранный из полевых загонов, и чтобы по полевым нивам не прогуливались по ночам проклятые упыри и стригои.

Тогда богам приносили Луну, Вилуну и Радагуну, цветы и самые красивые буханки хлеба. Во время таких обрядов жгли священные костры и пели в честь упомянутых божеств. Раннехристианская церковь закрывала глаза на частные обычаи и верования, которые в то время были насквозь пропитаны демонологией и язычеством. Таким образом, возвращаясь к святым землям, до конца эпохи Возрождения, на них действовал культ Перуна и Святовита, заключающийся в принесении им в жертву большого количества вин и различных спиртных напитков, которые, как считалось, обожают упомянутые божества. Этот обычай послужил основой для наблюдательного обычая, заключающегося в том, чтобы сжигать священные костры у своих домашних владений, чтобы богине Нуми было лучше и виднее присматривать за возделываемыми зарослями и домашними зарослями древних жителей этих земель.

На территории современной Малопольской, а также Свентокшиской области в позднесредневековые времена существовал культ, приносящий жертвы, состоящие из горячей пищи, различным демонам и злым хранителям лесов и рощ. Среди этих демонов были идол Леша, боров, Борута и Дед. Им приносили жертвы, чтобы те не обманывали бродящих по лесным духам собирателей вкусного руна и сухого хвороста.

Очень распространенный мотив враждебного женского демона, так называемого лесного бабы, проникшего в сказку Как Баба Яга, культивировался и на территории Святого Креста. Обычно она принимала облик старой и некрасивой женщины, живущей в глухой хижине на куриной ноге, и ее ежедневное занятие состояло в том, чтобы убивать случайных прохожих. Она охотилась на бродящих по лесу детей, которых, поймав, готовила в котле. Она также нападала на невнимательных взрослых, задыхаясь от них своими обвисшими грудями.

Наиболее распространенным примером демона-покровителя внезапной смерти был Тополь и водяные богини, называемые русалками. Эти существа обычно представлялись вечно молодыми и соблазнительно красивыми девушками, находившимися на берегах водоемов. Они привлекали своей красотой прохожих, а затем приводили к их гибели и гибели. А им приносили в жертву тучную козу, чтобы они не сбивали с пути заблудших в лесных глубинах людей.

Отдельную группу демонов составляли те, которые были связаны с домашним хозяйством. Обычно их считали, вероятно, духами предков, живущими в темных углах, под порогами, за печкой или на чердаке старого дома. Эти столь мелкие демоны, называемые бедными или нечестивыми, в обмен на жертвы в виде еды и питья должны были обеспечить благополучие и заботу о доме.

В окрестностях современного Нового шлюпа, был известен до первых лет XX века, обычай празднования, заключающийся в посыпании пеплом прощальных дорог, на которых, как считалось, пугают души осужденных. В этой местности культивируется даже до наших дней постный обычай, заключающийся в том, что люди, отправляющиеся в дальнее путешествие, не принимают жирную пищу. Этот обычай был призван упростить демону путь, чтобы он не обманывал путешественников своими неприятными выходками. Хотя у нас уже есть XXI век, когда редко кто верит в демонов и лесных личей, ничто не мешает узнать их хотя бы из газет или послушать о них старые истории и рассказы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие