Самостоятельно придуманные заклинания вместо фиксированных молитв и священство для каждого-неоязыческие культы удовлетворяют человеческую потребность в демократизации: мы сами хотим установить, во что и как мы верим.

Одна из главных улиц Салема, центральная улица, напоминает косую улицу, известную по книгам о Гарри Поттере. Вместо фирменных сумок и кофе в бумажных стаканах местные магазины предлагают стеклянные шары, фаршированные совы и травы. В Broom Closet вы можете запастись метлой, на которой, по общему признанию, невозможно летать, но, как утверждают продавцы, „она обеспечивает постоянную защиту дома и здоровья его жителей”.

Владелец Aroma Sanctum ведьма Акуура кулак, специалист по ароматерапии, поможет разработать индивидуальный аромат, который усилит вашу ауру, а в магазинах одежды на Эссекс-стрит вы можете выбрать одежду, стилизованную в средневековом, ренессансном и готическом стиле. С остроконечной шляпой на голове легко смешаться с толпой, которая в конце октября-начале ноября заполняет улицы этого города, расположенного недалеко от Бостона, связанного с судом над ведьмами 1692 года. С 90-х гг. В 1990-х годах здесь живет волшебный туризм – даже полицейские носят миниатюрные ведьмы на униформе, а на фестиваль мертвых, который проходит вокруг Хэллоуина, привлекают сотни тысяч туристов. Часть приезжает не для развлечения-Салем является одним из главных центров неоязыческого культа викканских современных ведьм, которые приезжают сюда в ночь с 31 октября на 1 ноября, чтобы отпраздновать Самайн, начало нового года.

Последователи Викки составляют почти 10 процентов. жители поселка. Среди них живет одна из главных ведьм Америки-Лори Кэбот. Викка родилась на Британских островах в 1951 году Джеральдом Гарднером. Этот отставной чиновник в 1939 году добрался, как он утверждал, до одного из последних собраний ведьм, жриц богини. Там он прошел посвящение и описал религию и ее обряды в 1951 году в работе „колдовство сегодня”.

Викка быстро находила последователей, в том числе за океаном. Согласно данным американского опроса по религиозной идентификации, число заявленных викканов увеличилось с 8 тысяч в период с 1990 по 2001 год. до 134 тыс., а неофициальные оценки достигают 800 тыс. Число язычников также растет в Великобритании — по данным переписи 2001 года, в Великобритании более 42 тыс. человек назвали себя „язычниками". жителей. Вид друидов, поклоняющихся священным деревьям, викканов, обводящих магические круги на поляне, а в Польше – родных, приверженцев веры первых славян, топящих с полной серьезностью Марзанну, перестает быть чем-то необычным.

Казалось, что девятнадцатый и двадцатый века обесценили религии. "Но человек-это homo religiosus; потребность в духовности, духе, который упорядочивает хаос, первична и должна быть удовлетворена”, – говорит д-р Варфоломей Благодетельски, психолог из Ягеллонского университета, занимающийся m.in. феномен Нью Эйдж и связь между духовностью и психикой. Как он отмечает, зверства ХХ века сильно поколебали христианские ценности Запада.

"К этому пришла демократизация жизни, которая ведет к прогрессивной приватизации религии: точно так же, как мы сами выбираем политиков и машину в салоне, мы также хотим выбирать духовные ценности. Мы составляем из них свою религиозную корзину: любовь к ближнему да, вера в ад не обязательно",

- добавляет Благодетельский.

Первоначально в религиозном мире преобладал монотеизм: христианство, ислам, иудаизм.

"С 50-х гг. западный мир испытывал последовательные волны увлечения восточными религиями: буддизмом и индуизмом, затем к ним присоединились неоязыческие течения, такие как Викка, и происходящие из первобытных культур, например индейских, типа шаманизм”,

– перечисляет он.

Постепенно эта мода проникала и в Польшу, и в конце 90-х годов. обмен знаниями о новых течениях между заинтересованными лицами был облегчен интернетом.

Эненна не похожа на ведьму. На первую встречу в кафе Варшавского кино Муранов приходит обычная одетая тридцатилетняя женщина, специалист в области людских ресурсов. Не щеголяя своей верой, пентаграмма незаметно прячется под блузкой. Эненна заинтересовалась виккой в 1995 году, десять лет спустя она стала первым человеком, живущим в Польше, который был инициирован в британской ковене (или местном собрании Викки).

"В подростковом возрасте меня похитила фигура богини Луны и рогатого бога”,

– говорит она.

Ее очаровывали ритуалы: магический круг, свечи.

"С тех пор я прошел через разные этапы. Теперь для меня важен транс-аспект и другой опыт пересечения границ. Я чувствую, что я активен, это не просто созерцание и размышления”

Ведьма вместе с польским Ковеном празднует в конце октября-начале ноября Самайн, подробности ритуала она сама придумывает.

"Я также культивирую польскую традицию посещения могил близких 1 ноября и частную традицию приготовления тыквенного супа",

— добавляет он.

В то же время Ратомир Вильковский, Варшавский ученый-компьютерщик, жерка (то есть священник) и богослов родной Польской Церкви, отмечал славянские деды.

"Нет жестких, устоявшихся практик. Я обязательно зажгу свечи на могилах близких и оставлю обивку для духов мертвых, а живых приглашу на ужин в память о предках, не забывая при этом о дополнительном накрытии для них за столом”,

– перечисляет он.

На домашнем алтаре у Ратомира не будет недостатка и в жертвоприношении богу Велесу, хранящему опеку над скобами (то есть душами умерших).

Ратомир особенно ценит свободу вероисповедания и естественность, которую дает родное воспитание:

„это возможность выбрать наиболее подходящий для себя способ сближения с Богом, богами, Абсолютом, не вступая в конфликт с догмами, вытекающими из только правильных, так называемых, откровенных истин”

Новые культы, которые в основном происходят из устной традиции, не имеют кодифицированных книг, институтов. На их место приходит импровизация.

"Отсутствие догм — их сила. Это религии "Сделай Сам": они дают поле для демонстрации творчества последователей. Перуанский или сибирский шаман каждый раз создает ритуал заново, поет новую песню, потому что каждый случай, с которым он сталкивается, отличается”,

– говорит Благодетельский.

В Викке каждый является священником. Он сам решает, будет ли он проводить ритуал в гостиной или на лесной поляне, зажечь красные или синие свечи, наметить магический круг ножом Атама или усыпить его травами. Он сам придумывает текст обращенных к богам просьб.

"Последователям новых культов не хватало институциональной церкви, потому что она могла предложить им только машинально отпущенное исповедание веры. А они хотят быть субъектом, сами что – то создавать”,

— объясняет психолог.

Хорошо, потому что первобытно

Поворот к дохристианским культам объясняется также необходимостью вернуться к”религии предков".

"Ранее выбранная и по сей день применяемая мной жизненная философия нашла верное отражение именно в конфессиональной системе, которая является родным, а не в доминирующем в нашей стране католицизме, который всегда казался мне чуждым и неестественным для этих территорий”,

– подтверждает Вильковский.

Неестественным для многих является и христианский патриархат, который не допускает женщин к полному участию в обрядах, например, к выполнению священнических функций.

"Отсюда и поворот к неоязыческим религиям, в которых женщины могут быть жрицами, а женский элемент в форме богини здесь почитается выше или наравне с мужским”,

– объясняет доктор Благодетельский.

Эненна признает, что часто встречается с этим аргументом среди викканок, но для нее самой это не так важно:

„в католической религии много богини, все эти Богородицы. Возможно, я воспринимаю гендерный баланс как естественный, и поэтому он не поражает меня как нечто, что выделяет Викка. Феминистская-это так называемая Викка дианическая, в которой богиню ставят на первое место. В традиционной Викке Бог и богиня равны"”

"Неоязыческие культы наряду с индивидуализмом также содержат в себе модные экологические темы. Неоязыки, хотя обычно являются жителями больших городов, живут в гармонии с природой, с календарем, ритм которого определяется меняющимися сезонами, фазами Луны. В ритуалах они поклоняются богине-матери-Земле, деревьям, часто также являются вегетарианцами”,

– перечисляет Благодетельский.

Аспект поиска истинного контакта с природой особенно подчеркивается шаманами.

"В центре затемненного зала находится ритуальный стол. Входящим подают чай из более чем ста амазонских трав для подготовки к эмоциональному очищению. Ритуал начинается с танцев, медитации и дыхательных упражнений, проводимых церемониймейстером в ритме индийской музыки. ( ... ) Затем пришло время дать Cingeo, сок, закапанный в нос с помощью гребешка. Он помогает участникам ритуала очищать тело, дух и душу и освобождает от негативных влияний. Последующая глубокая медитация открывает пространство, в котором кристаллизуются индивидуальные представления о личных ощущениях участников беспорядка.

Когда они подходят к ритуальному столу по одному, их ауры очищаются с помощью двух вулканических камней, втираемых друг в друга. В кульминационный момент ритуала шаман тянется к двум сверкающим в темноте мечам, и тогда время и пространство исчезают, оставляя только чистое сознание, энергию и утешение и, прежде всего, чувство выполненного долга. В заключение всем дают жевать Hierba del Dragon, насекомоядное растение, произрастающее в Амазонии. Шаманы утверждают, что она входит в тело и »съедает« любые сложные эмоции”

– так в ежемесячном эзотерическом журнале „четвертое измерение” описывают Mesa Chamanica, ритуал, проводимый амазонским шаманом Херардо Писарро, Владимиром Осинским и доктором Славомиром совкой.

Такой ритуал шаман провел в прошлом году впервые в Варшаве. Желающих, готовых заплатить 350 зл за "связь человека с природой и всем космосом", не хватало. Те, кто не понял, могут переодеться в другие предложения. Эзотерические форумы набухают от предложений тренингов и семинаров, предлагающих курс лечебной диетологии по пяти преобразованиям вместе с курсом кулинарии по пяти преобразованиям, в сочетании с обучением выпечке хлеба, курс лечения водой, травами, камнями, упражнения с шаманским барабаном, ходьба по раскаленным углям или медитация с камнями. Цены начинаются от 100 зл, заканчиваются на несколько тысяч. Это предложение, которое отвечает на стремление к первозданной незапятнанной природе. Мы горожане и охотно верим, что первобытные народы, живущие в гармонии с природой, обладают знаниями, которые мы, цивилизовавшись, потеряли.

Не стоит забывать, что за популярностью новых культов стоит целая бизнес-машина.

"Тоска по миру, снова умагизированному, полному сверхъестественного, очевидна хотя бы в поп-культуре, в списках бестселлеров сохраняется Поттер, триумфы сияют очередными сезонами "свежей крови". Просто "волшебные продажи",

- убеждает доктор Благодетельский.

Вопрос в том, где заканчивается религия и начинается мода, игра в реквизит, где духовность реальна, а где просто ярлык, который позволит вам лучше продавать продукт.

Викканцы уже несколько лет переживают „набег " молодых фанатов, которые „хотели бы стать ведьмами, как Гарри Поттер”.

"Есть больше любопытных, чем действительно заинтересованных",

- говорит Эненна.

Викка-это не игра в „возьми глаз жабы и брось очарование”. Он не летает работать на метле и не бросает чары на босса, который был напыщенным.

"Я также знаю, что ведьмы вряд ли смогут заставить нас выиграть тотализатор. Слишком много ведьм пытается одновременно",

— смеется он.

"Да, я бываю очарован повседневными делами, здоровьем и материальными делами, но побочным эффектом в Викке является обретение уверенности и хитрости, которые позволяют вам справляться с трудными ситуациями, не прибегая к чарам. Кроме того, практикующие викканцы хорошо себя чувствуют. Хорошая практика ведет к хорошей жизни. Похоже, то же самое происходит и с йогами”

Эненни не нравится, что Викка становится похожей на психологические курсы.

"Таким образом, он превращается в еще один семинар по личностному развитию. Психологическая интерпретация-это кастрация Викки. Ядро Викки-это ритуальный и мистический опыт, который я воспринимаю как гораздо более сильный. Визуализировать себя на лугу для расслабления? Это не Викка",

- говорит он.

То же самое относится и к коренным народам, чьи ритуалы часто путают с историческими реконструкциями, проводимыми рыцарскими братствами, с увлечением игрой „древних славян”.

"Относительно часто мы сталкиваемся с вопросом: действительно ли государство в это верит? Чаще всего мы отвечаем тогда, что если бы мы не относились к своей вере серьезно, то, прежде всего, мы бы не организовались в религиозные союзы. Вместо этого мы бы присоединились к любой из групп исторического воссоздания. Однако родное дело-это наша истинная вера, которую мы культивируем и к которой трудно относиться иначе, чем вполне серьезно. Религия — это не какое – то там хобби-будь она им, мы могли бы купить себе льняные гезлы, заказать мечи у кузнеца, сделать щиты из фанеры и покататься на рыцарских злотых. Но это наши реальные убеждения, наши боги, все еще живая культура и традиции... то, во что мы действительно верим”,

– говорит Вилковски.

Большинство посетителей Салема в этом году будут относиться к купленному здесь котлу или метле как к классному, но ничему не заслуживающему внимания сувениру.

Настоящие ведьмы не обязательно запасаются волшебной посудой в профессиональных магазинах аксессуаров, потому что, как говорит Эненна,

„не гаджеты делают ведьму”.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие