«Если вы спросите о рунах,
священное писание,
это исходит от богов
который провидец раскрасил,
это умно говорить, ты знаешь
и разумно промолчать».
"Задавать вопрос
и привести к ответу
мудрый человек должен.
Доверьтесь только одному
никакой другой
тайна шепота трёх трав».
(Хамавал – Высшие высказывания)

Если вы читаете эту статью, чтобы узнать, нужно ли вам медитировать в связи с языческими религиями, то мы сэкономим вам драгоценное время. Это не так. Вот и все.


Один, помимо всего прочего, покровитель магии, стремления к знаниям и поиска их

Медитация в языческом контексте, тем не менее, является забытой темой, о которой сравнительно мало книг в зарубежной литературе и лишь минимум веб-сайтов. В чешской среде эта тема пользуется таким же отсутствием интереса, несмотря на то, что многие язычники регулярно посвящают себя этой дисциплине. Упоминания о медитации мы встречаем то тут, то там в различных дискуссиях, без более детального рассмотрения этой темы. Только когда общаешься с людьми лично, застенчивость исчезает и вдруг кажется, что почти каждый второй человек занимается каким-то видом деятельности. Вероятно, это потому, что тема медитации никак не определяется язычеством, а скорее дополняет его. Другая причина в том, что опыт медитации — дело личное, даже интимное, и поэтому большинство предпочитает хранить молчание. Исключения весьма спорадичны и осторожны.

Например, один язычник, называющий себя Гормаком, так описал свою практику медитации в дискуссии на сайте «Паганский круг»: «Во время моего ритуала в лесу, когда я один у костра, я держу в руках кожаный барабан и смотрю в Огонь. Это своего рода медитация или восприятие окружающего без слов «Мне нравится покой». Нам кажется, что это общее описание характеризует понимание медитации у значительной части чешского язычества. Однако мы не думаем, что эта тема может быть исчерпана. Мы знаем по крайней мере две традиции, в которых медитация является необходимой и неотъемлемой частью духовной практики. Это и традиция Викки в первоначальном значении этого слова, т. е. в той форме, которая заложена Джеральдом Гарднером, и современное друидство и в их случае широко используемые техники активного воображения. Тем более, что это чисто жречески ориентированные языческие школы, где непосредственный опыт невидимого мира является одним из главных стремлений или, если хотите, одной из главных целей. Но это не значит, что последователи других путей не разделяют этих целей.

По нашему мнению, техники медитации также может использовать любой язычник, не отправляясь в хитрое и сложное путешествие по познанию внутренних реалий, как бы вы их ни называли. Медитация может иметь разные цели и разные преимущества не только с сакральной точки зрения, но и для повседневной жизни, наполненной обычными повседневными делами.

Самое главное в медитации — это то, что она тренирует волю и концентрацию. «Медитация» — это на самом деле просто слово, которое мы используем из-за отсутствия других терминов. Многие язычники делают это с большой неохотой из-за определенного привкуса «нью-эйджа», который несет в себе это слово. На самом деле, это главным образом тренировка ума и души и их активное исследование. В идеале такое развитие должно привести к определенному образу жизни в присутствии, мудрости, отстраненности, перспективе, проницательности и саморефлексии. Конечно, это может быть не всегда так. Духовный путь полон ловушек, и многие из тех, кто идет по нему, застревают в тупиках самообмана.

Чтобы этого с нами не произошло, нам нужно с самого начала отказаться от идеи, что медитация делает нас лучше или духовнее человека. Необходимо воспринимать в перспективе и себя, и те образы, которые могут прийти к нам посредством медитативных упражнений. Отличить самообман и проекцию собственных желаний от реальных соприкосновений со священным сложно даже язычникам, практикующим десятки лет. Поэтому надзор необходим. Медитация сама по себе не принесет нам ни языческих добродетелей, ни знаний. Подобные вещи проявляются скорее в обычных вещах, таких как помощь с подготовкой или уборкой на мероприятиях, понимание недостатков других, также проявляется в щедрости или даже в простом молчании, когда нечего сказать. Тренировать ум на самом деле так же хорошо, как и тренировать тело. Единственное, что имеет значение, это то, что наш разум или наше тело принесут хорошее или плохое в этот мир и наших детей.

Так какая польза от тренировки ума язычнику? Прежде всего, это способность защищать отвлекающие факторы и преодолевать искушения нашего окружения, чтобы справиться с различным балластом, который действует как сорняки в саду нашей души. Под этим мы подразумеваем такие вещи, как социальные сети, смартфоны, телевидение, радио, марки автомобилей, дизайнерскую одежду, рекламу и множество бесполезных разговоров и пустых слов. Эту травку легко не впустить в душу, когда живем посреди леса или еженедельно отправляемся в поход. Любой может отключиться. А что если, например, мы вернемся с удивительного языческого мероприятия посреди леса с идеально очищенной головой, наполненной смыслом священного, и нам на следующий день придется идти на работу? Через несколько дней это вдохновение и ясность исчезли. Внезапно мы снова полдня смотрим в экраны, и наш эмоциональный настрой зависит только от количества лайков в (анти)социальной сети. И вот здесь раскрывается смысл медитации для сегодняшнего язычника. Цель медитации не в том, чтобы закрыться от окружающего мира и питать себя какой-то духовной иллюзией. Цель состоит лишь в том, чтобы показать всем сорнякам, питающим нас на этот раз, включая духовные идеи, где им место, и просто взращивать изо дня в день наше языческое намерение и осознание присутствия Богов. Перестаньте без надобности болтать вслух и про себя и осознайте, что происходит на самом деле. Здесь и сейчас. А именно, то, на что мы обращаем внимание, определяет, кто мы и каков наш мир. А практика медитации означает контролировать это внимание хотя бы частично.

Также хотелось бы отметить, что для укрепления воли и тренировки ума нет необходимости в храмах или специальных помещениях, алтарях, святынях и т.п. Медитировать можно, например, по дороге на работу или во время прогулки по дороге. в магазин. Те из нас, кому посчастливилось работать руками, легко могут медитировать полдня, поскольку уровень отвлечения в этих профессиях гораздо меньше. Напротив, тем из нас, кто работает в основном головой, приходится выделять специальное время для медитации и чаще «выдергивать сорняки», чтобы это приносило им хоть какую-то пользу.

Но даже прежде чем говорить о чем-то конкретном о техниках медитации, необходимо открыто признать, что медитация на самом деле не является исторически документированной деятельностью с точки зрения язычества. Можно с уверенностью заключить, что созерцанием и медитацией занимались греческие философы, провидцы различных древних оракулов или жрецы. Однако мы до сих пор не знаем значимости отдельных техник медитации с точки зрения индоевропейской духовности. Мы можем только предполагать. А собственно, почему бы и нет? Давайте вместе немного порассуждаем.

Исконная европейская духовность постепенно исчезает из истории в период после четвертого века нашей эры. Мы (мы оба) считаем разрушение Александрийской библиотеки во время правления императора Феосодия I началом конца первоначальной европейской мудрости. Это разрушение распространилось затем по Европе в последующие столетия, и за исключением. В результате короткого вздоха в эпоху Возрождения первоначальная европейская духовность фактически может считаться впавшей в состояние глубокой спячки.

Лишь в течение двадцатого века появились первые попытки развития почти мертвой духовности. Эти попытки начинаются с Викки и Друидизма как первых живых политеистических систем, следующих первоначальным языческим обычаям, и продолжаются другими традициями последних десятилетий прошлого века, для которых характерно следование духовности одной конкретной этнической группы (астура, родство и т. д.). .). Вопрос, который мы часто задаем себе, звучит примерно так: как бы на самом деле развивалась наша первоначальная вера, если бы не наступили темные века? После каждого на ум приходит одно место – индуистская Индия.

Индуизм на самом деле, как и язычество, представляет собой некую совокупность огромного количества культов и религий с огромным количеством разных Богов и разными способами их познания, поклонения им и переживания их присутствия. Индия и ее политеистическая духовность породили такие жемчужины человеческого знания, как буддизм, тантра, випассана, йога и многие другие. Ни в коей мере не идеализируя Индию, мы можем видеть в ее бесконечном разнообразии источник вдохновения для тех аспектов индоевропейской духовности, которые получают шанс в европейской среде, возможно, впервые за 1500 лет. Практика медитации может быть одним из них. Наше, возможно, глупое предположение состоит в том, что если бы естественное духовное знание было возможно в Европе, мы могли бы сегодня наслаждаться таким же разнообразием культов, религий и духовных техник. Поэтому нам не следует бояться медитации.

Духовные упражнения, практикуемые современными язычниками, с некоторым преувеличением можно разделить на две группы. Скорее, это своего рода непрерывный спектр, который определяется методом и намерением. Одна из двух крайностей — это активное воображение, отточенное поколениями и основанное на сложном символизме и мифологии традиционной Викки. Активное воображение в более простых и свободных формах далее применяется в колдовстве вообще и отчасти в друидстве. Об этом методе мы поговорим во вторую очередь. Другой полюс — различные техники «смотрения», основанные на простом восприятии тела, дыхания и присутствия. Между этими двумя существуют различные комбинации, такие как, например, «Медитация двух сил», опубликованная в «Коловрате» Филиппа Кубина, медитация на священной роще, являющаяся основой активного воображения, используемого в друидском ордене ОБОД, некоторые упражнения в система Вида, шаманские тропы, рунические упражнения и многое другое. Эта область техник медитации более универсальна, поэтому мы рассмотрим ее сначала и немного подробнее.

Описание отдельных техник медитации, используемых современными язычниками, заняло бы, вероятно, целую книгу, причем книгу, которая, вероятно, еще не написана, потому что такая задача чрезвычайно трудна. Итак, мы постараемся хотя бы очень поверхностно взглянуть на техники, с которыми мы так или иначе соприкоснулись в нашем путешествии. Мы намеренно опускаем wyda, поскольку об этом пишут другие авторы в другом месте.

Очень популярная техника медитации – это простой взгляд во многих формах. Многие люди делают это неосознанно «медитируя» и просто воспринимают пейзаж без движения, воспринимают течение настоящего момента и наполняют всю свою душу его красотой. Однако существуют методы, позволяющие углубить простой взгляд. Прежде всего, это сознательное замедление дыхания и переключение внимания на дыхание. Когда мы сознательно возвращаем внимание к дыханию, нам легче разорвать цепи отвлекающих мыслей. Тогда нам не придется так много бороться с тревожащими мыслями. Не то чтобы их стало меньше, но мы можем просто уйти от них, снова обратив внимание на дыхание, не развивая их дальше и не теряясь в них. Для удержания внимания также поможет, если мы сознательно вдохнем животом, как бы в центр тела (на несколько сантиметров ниже пупка), при этом слегка положим язык на верхнее небо и представим, что эти две точки (центр тела и прикосновение языка к верхнему небу) как одно целое и в своем единстве сливаются с настоящим. Мы можем сознательно воспринимать, как реальность возникает из настоящего и вливается в наше восприятие через эту единую точку. Однако это лишь один из многих способов. Пристальный взгляд — это техника, которую можно углубить разными способами, и на совершенствование которой уходит много лет.

Такому искусству учиться трудно и долго, и о нем написаны горы книг. Это никоим образом не означает, что вам нужно заниматься аскезой или устанавливать какие-то строгие планы тренировок или что к этому как-то сложно подготовиться. Однако не помешает прочитать хотя бы немного о родственных техниках, зародившихся в Индии, которые можно использовать и адаптировать к местному ландшафту осознанным взглядом. Техника, которая по своему этимологическому значению очень близка нашему созерцанию, называется випассана. Значение на санскрите можно перевести как озарение, ясное видение или глубокое видение. Это техника, истоки которой уходят в V век до нашей эры, а возможно, и глубже. Из-за своей простоты ее может легко освоить любой, и именно эта простота одновременно делает ее такой сложной и из-за которой в этой технике не существует потолка, которого можно достичь. Это чистое видение состоит именно в концентрации на дыхании и простом восприятии всех ощущений, звуков, чувств и мыслей, не называя, не развивая, не описывая и не следуя за ними каким-либо образом.

Чешская Википедия весьма лаконично резюмирует основной принцип следующим образом: Мы намеренно и сознательно учимся распознавать свои переживания, а не реагировать на них желанием или сопротивлением, а лишь наблюдать за ними. Со временем такая настойчивая тренировка даст нашему мышлению небольшое пространство, небольшой промежуток времени между ощущением и реакцией на него. В этот редкий момент мы видим вещи такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими мы их создаем; мы обретаем возможность выбора и тем самым становимся свободнее.

Об этой технике написано множество книг и сайтов. Поэтому здесь нет смысла вдаваться в подробности. Главное — неподвижность тела и зрения, концентрация на дыхании, восприятие всего происходящего, включая мысли и чувства, никак не оценивая и не развивая это. Мы возвращаем внимание к дыханию всякий раз, когда наше внимание начинает блуждать. Для этого не нужно посещать какие-либо коммерческие семинары. Вы можете начать в любое время, прямо сейчас.

Поза может быть практически любой, но идеальной является сидение или стоя на коленях на пятках с прямой, но расслабленной спиной без опоры.

Випассана может быть вдохновлена ​​только различными техниками созерцания, и это главная причина, почему мы упоминаем ее. Также очень легко найти бесплатные десятидневные курсы этой техники, на которых вы сможете проверить свои пределы и встретиться со своими «демонами» в интенсивной практике медитации по десять часов в день с соблюдением очень строгой дисциплины. Это просто отступление. Но важно то, что эта техника зародилась в индоевропейской среде и по своей сути нерелигиозна и идеально вписывается в природу.

Некоторые из описанных ниже вариантов сработали лично для нас, чему мы научились либо сами, либо от разных людей в разных местах.

Например, не зря пристально всматриваешься в пламя свечи. Таким образом, пламя свечи может стать олицетворением настоящего и символом течения времени из будущего в прошлое. Когда мы не можем выйти на улицу, пламя свечи — очень хороший выбор. Мы не должны быть ни слишком близко, ни слишком далеко. Достаточно, если мы сядем чуть дальше одного метра. Свеча должна находиться в центре нашего поля зрения.

Продвинутый вариант пристального взгляда — смотреть на белую стену. Он используется в школах дзэн и представляет собой проблему, заключающуюся в том, что наш разум сталкивается с чистой поверхностью и создает гораздо больше конструкций. Если наша воля сильна, на пустой поверхности эти конструкции легче предстают такими, какие они есть на самом деле (здесь пусть каждый напишет свой философский ответ, патента на разум у нас действительно нет).

В лесу мы можем сидеть на расстоянии одного-двух метров от дерева и смотреть на то место, где дерево превращается в корни. Это место представлено символом. Это точка, где корни превращаются в дерево и крону. Это метафора будущего, перетекающего в прошлое. Мировое Древо. Эта точка внешнего мира может стать воплощением присутствия во внутреннем мире. Когда мы используем технику сознательного дыхания, блокируя центр тела, мы можем идентифицировать эту точку в нашем собственном теле с точкой на дереве, на которую мы смотрим, и таким образом соединиться с деревом перед нами и деревом мир, как еще одна форма течения времени в пространстве.

Мы можем найти палку, сесть на склон и держать ее вертикально перед собой обеими руками. Мы можем наблюдать пейзаж через этот посох, который является символом вертикали, неизменной воли.

Мы также можем просто смотреть в окно движущегося поезда.

Вариантов много, и в конце концов они всегда об одном и том же: сосредоточении ума, наблюдении за миром, перенаправлении внимания на настоящее и, в конечном итоге, на Богов, которые связаны с ним и с природой.

Несколько описаний подобного типа медитации можно найти и в германских религиях. Для германских народов (и не только для них) огромное значение имели сны и пророчества, что само по себе близко к медитации, хотя бы в том, что бодрствующий разум спит, а бессознательное может говорить. Одним из пассивных методов, похожих на созерцание, является утисета , который заключается в сидении на природе или на курганах предков. Благодаря этой технике понимание, видение или вдохновение могут исходить примерно из трех источников; от Богов, предков или духов (ландваттир), которые являются духами мест, мифическими существами.

Новые методы включают рунические медитации, при которых человек работает со звуком, формой, голосом, дыханием или значением руны, на которых концентрируется сознание. Они ближе к активному воображению. Еще одним явлением являются карты для медитации, ориентированные, например, на богов. Такие карты можно использовать везде, в помещении, в поезде и на улице, если они у вас есть в фольгированной, запечатанной или другой упаковке.

Если вы находите эти варианты отвлекающими, сложными или иным образом неуместными и вам хотелось бы практически начать с чего-то совершенно простого и более внутреннего, вы можете начать с простого очищения ума, которое, по сути, является формой сознательного расслабления. Создайте приятную обстановку, можно зажечь ароматическую палочку или смесь трав и свечу и включить музыку для медитации. Одного устроит музыка для медитации с YouTube, другого — прослушивание звуков природы. Примите удобное положение, например, можно сидеть, скрестив ноги, но можно и на стуле, в кресле или лежа. Однако, если вы ляжете, вы можете заснуть. Выполнять эту медитацию просто. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на своем дыхании, вы можете считать свое дыхание (например, 4 раза вдохнуть, 4 раза выдохнуть). Постарайтесь замечать только свое дыхание, если ум отвлекается, плавно вернитесь к счету. Продолжайте столько, сколько захотите, а затем медленно вытяните конечности и откройте глаза. Вы можете дополнительно разнообразить эту базовую медитацию, переключив свое внимание на медитативную музыку после определенного периода концентрации на дыхании. Уделите ей все свое внимание. Почувствуйте, как ваш разум полностью поглощен настоящим. Продолжайте до тех пор, пока вам будет комфортно. Из-за частичной сенсорной депривации также могут приходить какие-то образы или намеки на видения. Это нормально. Однако с помощью этой техники мы уже переходим от взгляда в сторону противоположного полюса нашего разговора.

Это активное воображение или «путешествие». Активное воображение напрямую связано с магией и гаданием и может стать способом углубить ваши навыки в обоих случаях. Техники, основанные на взгляде, которые мы обсуждали до сих пор, предполагают медитацию с открытыми глазами и осознание настоящего. Активное воображение, которого мы коснулись в последнем упражнении, является полной противоположностью, поскольку мы закрываем глаза и сознательно создаем образы и контент в своем сознании. В то время как техника созерцания во всех его формах направлена ​​непосредственно на качество нашего обычного опыта и ежедневных отношений с богами, активное воображение направлено на отношения между внутренним и внешним мирами, потенциально на места между нашим миром и подземным миром. По этой же причине этим занимаются лишь некоторые языческие традиции, и обычно делают это постепенно и очень осторожно.


Велес, владыка подземного мира и покровитель магии

Медитация с активным воображением не так проста, как предыдущие примеры, и обычно требует хотя бы небольшой подготовки. Для этой группы медитативных техник типичны вводные упражнения. В качестве одного из них вы можете использовать, например, Медитацию Двух Сил, о которой я уже упоминал, или Медитацию Раскрывания Дерева из книги «Спиральный танец» Стархока. Используются и другие техники, целью которых является вызвать легкий транс. Их можно охарактеризовать как энергетическое упражнение, которое само по себе основано на простом активном воображении. Мы представляем себя деревом и с каждым вдохом представляем, как корни черпают силу, которая поднимается к кроне и течет обратно в землю вокруг нас. Важно то, что эта визуализация заставляет нас обратить внимание на дыхание и на область тела, через которую проходит позвоночник, что вызывает легкий транс.

Второй вариант – просто использовать погремушку или шаманский бубен и воспринимать активное воображение как шаманское путешествие, где мы отправляемся во внутренние миры, например, через колодец, пруд, кроличью нору или любую водную поверхность. Эту шаманскую технику используют не только шаманы.

Третий вариант – выполнение медитации в рамках ритуала, если он содержит элементы, вызывающие легкий транс.


Геката (автор: Дана Гловер), богиня ведьм и хранительница порога. У нее можно попросить защиты, прежде чем отправиться в дальнее путешествие….

Используем ли мы медитацию двух сил, открывая дерево, барабан или погремушку, мы можем затем приступить к воображению в форме путешествия, которое в разных традициях принимает разные формы, но часто создает в нашей жизни своего рода внутреннее священное пространство. разум, из которого мы предпринимаем наши исследования и в котором мы познаем Богов и их истории. Чаще всего это просто лес или круг деревьев. Здесь мы можем просто общаться с Богами или предками, исследовать различные символы, такие как руны, посещать глубины и делать многое другое, в идеале в соответствии со здравым смыслом. Тот факт, что в некоторых традициях своеобразные системы символов и мифических тем, предназначенные для активного воображения, не должен нас беспокоить, потому что в этом нет необходимости. Совсем. Не существует универсально правильного представления о том, как должен выглядеть внутренний ландшафт и что там должно происходить. Также вполне достаточно время от времени встречать в таком месте внутреннего ландшафта Богов, которым мы поклоняемся, обращаться к ним и просить, например, наставления или благословения. В простоте есть сила. Такая короткая медитация может стать, например, подходящим дополнением к ритуалу. На самом деле это сознательное углубление ритуального опыта, который в своей обычной форме не называется медитацией, но тем не менее может принести аналогичный опыт. В конце концов, как мы уже говорили, медитация — это всего лишь слово.

Однако во всех случаях полезно закончить путешествие так, как мы его начали, с целью осторожного выхода из транса и восстановления нормального сознания. Этого можно добиться, например, представляя остановку потока силы из земли во время техники раскрытия дерева и его постепенное втекание в землю (тогда это, вероятно, называлось бы замыканием дерева), или просто концентрируясь на границы тела и положить ладони на землю, чтобы осознать, где мы находимся в физическом мире. Также полезно съесть и выпить что-нибудь небольшое.

Иногда путешествие может привести нас в места, которые могут принести нам не только чудеса, но и важные уроки. В таком случае уместно выразить благодарность хотя бы небольшим подношением одному из Богов или Богинь, управляющих подземным миром и магией. Для таких случаев тоже неплохо вести дневник. Транскрипция в письменное слово закрепляет столь важный опыт в нашем мире и нашем сознании. Наоборот, неосторожная болтовня о наших путешествиях ее скорее растворит...

Одним из активных методов медитации, очень похожим на активное воображение, является сейд, который, по некоторым данным, начинается с наведения транса посредством монотонного пения, которое может длиться несколько часов. Далее идут разговоры об ударах по ветту , что это было никто не знает; так что это мог быть или барабан, или даже крышка бочки. Важное значение имеет ритмичное избиение, аналогичное многим другим известным шаманским приемам. Мы также можем упомянуть саамов, чьи контакты с северянами подробно задокументированы и которые также использовали ритмическую игру на барабанах в своих шаманских практиках. Однако сейчас мы подходим непосредственно к шаманским путям, и они тематически выходят за рамки данной статьи.

В заключение не простим себе небольшого предупреждения. Разум – очень хороший советчик. Но еще лучшим проводником является интуиция. А не делать того, что интуитивно неприятно, обычно очень разумно. Иногда также очень разумно не делать даже того, что кажется очень заманчивым, например, прочитав эту статью, попробовать книгу-другую по медитации и начать организовывать платные семинары для населения. Или, что еще хуже, пойти на такой семинар в качестве участника. В частности, активное воображение может быть очень сложной техникой и формой манипуляции. Когда мы учим этому себя, это вполне безопасно, если действовать осторожно. Если мы сами хотим научить этому кого-то, мы берем на себя большую ответственность и нуждаемся в огромной дистанции, граничащей с практическими навыками в психологии или традиционной процедурой, передаваемой через несколько поколений. В идеале оба. Люди вокруг нью-эйджа, нашедшие источник своего дохода в духовности, обычно не имеют этой дистанции, потому что их доход зависит от опыта, который они вам передают. Активное воображение и связанные с ним методы также опасны для людей с определенными психиатрическими диагнозами.

И это действительно все. Это всего лишь попытка простого разреза темы, которая во много раз интереснее и сложнее того, что здесь описано. Поэтому мы просим рассматривать эту статью лишь как своего рода очертание возможностей того, что мы можем сделать самостоятельно в своей практике, и где мы можем черпать вдохновение. Мы не преподаватели и, конечно, не думаем, что этот короткий отрывок может служить самостоятельным учебным пособием. Мы даже не думаем, что без этих вещей невозможно обойтись. В конце концов, церемонии с подношениями, общением и празднованием в любом случае не заменят этого.

Спасибо:

Мы благодарим Шарку Седлакову за то, что она поделилась с нами своими знаниями о медитации в германском язычестве и тем самым обогатила нашу статью.

Ссылки и ресурсы:

Кубин Филип, Медитация двух сил, Коловрат .
https://en.wikipedia.org/wiki/Уничтожение_библиотеки_Александрии .
В.М. Пфау, Алеша А. Шварц, Рональд П. Швеппе — Целительная сила друидов, Альтернатива, 2001.
Институт исследований Випассаны .
Спиральный танец, Р. Гарсия Робертсон и Стархок, Харпер, 1979.
Викканские медитации: путь ведьмы к личной трансформации, Лора Уайлдман, 2002 г., Kensington Publishing Corporation.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие