По крайней мере, так утверждал Гельмольд, немецкий летописец XII века, описавший христианизацию славянских народов. По его словам, наши предки были упрямы, лживы и безжалостны. Жестоким преследованиям миссионеров не было конца. Несмотря на это, им удалось приручить «льва», зайдя прямо ему в пасть.


Смерть Бенедикта, Иоанна, Матфея, Исаака и Кристины – первых мучеников Польши. В 1003 году они были убиты при ограблении

Прежде всего необходимо объяснить, почему были предприняты столь рискованные экспедиции. Почему нашлись храбрецы, готовые принести христианскую веру язычникам, хотя была большая вероятность, что они закончат свой путь смертью, страданиями и унижениями? Почему правители были готовы тратить большие суммы денег на последующие экспедиции, когда вновь и вновь новообращенное население восставало против миссионеров и возвращалось к своим старым верованиям?

Чтобы ответить на первый вопрос, нам необходимо лучше понять менталитет людей того времени. Продолжительность жизни в средние века была намного короче, чем сегодня, а смерть была неотъемлемой частью повседневной жизни. Низкий уровень гигиены был причиной многочисленных заболеваний, по дорогам свободно бродили бандиты, время от времени вспыхивали вооруженные конфликты. Вы не могли быть уверены, что принесет завтрашний день. В этой ситуации лучше всего было обратиться к высшей силе – к Богу. Вера давала надежду, что после короткой и мучительной жизни на земле человека ждет бесконечно долгая и счастливая вечная жизнь. Однако человеческая греховность была препятствием. В средние века Бог воспринимался как строгий правитель, жадно пересчитывающий каждое человеческое зло и принимающий решение о спасении на основе почти математического подсчёта пороков и достоинств. Так что существовал реальный риск вечного проклятия. Если бы вы были священнослужителем, ситуация была бы, как это ни парадоксально, еще хуже. По учению того времени, священник отвечал за спасение душ, находящихся под его началом. Другими словами, все грехи человека, находящегося под пастырским попечением данного епископа, рассматривались как грехи этого епископа.

Однако был короткий путь в рай. Это было мученичество за веру. Каждому мученику, независимо от того, как он жил, гарантировалось немедленное спасение. По этой причине миссионерское путешествие представлялось весьма заманчивой перспективой для наиболее ревностных священников. Конечно, мы не можем предполагать, что экспедиция по христианизации воспринималась только как самоубийственное путешествие, гарантирующее спасение. Обращение неверующего народа в христианскую веру – великая заслуга в глазах Бога, поэтому, если миссионер добился успеха, он много приобрел. Также и во временном измерении – вновь созданная община нуждалась в духовном наставнике. А кто лучше подходил на эту роль, чем миссионер, который уже был признан и хорошо знал обычаи местной общины?


Святой Войцех погиб во время христианизации Пруссии. По преданию, его убил языческий жрец Сикко

Но какой интерес был у светского правителя в финансировании столь сомнительной экспедиции? Опять же, прежде всего, надо обратиться к образу мышления средневековых людей. Преобладало мнение, что веру следует распространять силой. Язычников необходимо заставить принять христианство, или в случае сопротивления их нужно истребить, потому что они состоят в опасных союзах с силами зла. Эта идеологическая подоплека служила отличным предлогом для разного рода вооруженных грабительских экспедиций. Миссионеры обычно сопровождали армию, чтобы начать работу над душами тех, кто пережил христианизацию «огнем и мечом». С точки зрения власть имущих обычно это была очень желательная процедура. Обращенные племена стали более предсказуемым и миролюбивым соседом. Обычно они платили дань, что, помимо материальных благ, означало также дополнительную рабочую силу на поле боя и, в конечном итоге, возможную ассимиляцию и постоянное расширение территории. Папство было остро заинтересовано в христианизации Восточной Европы, поскольку рост числа верующих означал также большее влияние и доходы от Дня Святого Петра (специального налога, посылаемого правителями духовному главе Церкви). В 1147 году папа Евгений III издал буллу «Divina dispensatione». В нем он освободил христиан северо-восточной части Европы от участия в крестовых походах против мусульман. Однако он приказал организовать экспедицию против язычников в Балтийском море.

Сама задача преобразования была непростой. Как писал Гельмольд, из всех северных стран только славянская земля осталась более суровой, чем другие, и менее склонной к обращению. Летописец подчеркивал, что, по его мнению, такое положение дел не было следствием халатности самих миссионеров, которые, полностью отданные делу, не щадили ни своего богатства, ни своей жизни. Отсутствие прогресса в христианизации славянских земель было вызвано необыкновенным упорством их жителей. В одной из упомянутых им старых легенд говорилось о монахах, действовавших среди прибрежного племени Ран. Проповедники поначалу добились определенных успехов, им удалось убедить жившее на острове племя сменить религию. Там даже основали молитвенный дом, посвященный святому Виту. Однако через некоторое время рани отпали от веры, изгнали жрецов и сделали святого Вита своим верховным богом, тем самым полностью исказив идеи, привитые им миссионерами.


Христианизация Литвы 1387 г.

Ссыльное духовенство еще могло говорить о большом счастье. Во время восстания 1066 года славяне похитили в Мекленбурге старца вместе с группой других христиан – епископа Иоанна. Сначала они избили несчастного палками, а затем возили его по разным городам, чтобы посмеяться над ним. Когда они достигли славянской столицы Ретры, епископ все еще не хотел отрекаться от имени Христа. Поэтому ему отрубили конечности, тело выбросили на улицу, а голову, насаженную на копье, принесли в жертву Радыгосту в знак победы. Заслуживает внимания героический настрой духовенства, представленный Гельмольдом. В тот же период группа монахов, в том числе человек по имени Ответ, была забита камнями в Рейссбурге. Когда священников вели на мученическую смерть, Ответ умолял язычников позволить ему умереть последним. Он боялся за своих спутников, он не хотел, чтобы они случайно отреклись от того, во что верили, из-за страданий в последний момент своей жизни. Удивительно, но мучители согласились на просьбу. Когда все оставшиеся монахи пали замертво, сам Ответ радостно погиб под ударами камней.

С годами христианизация территорий к востоку от империи прогрессировала. Одной из наиболее выдающихся фигур в этом процессе был епископ Вицелин. После периода учебы он с величайшим усердием стал думать о том, в каких местах он мог бы работать и какую работу ему следует выполнять, чтобы быть полезным церкви , сообщал летописец. Дело дошло до ушей уже обращенного ободржицкого князя Генрика Гоцалковца. Вицелин получил согласие гамбургского архиепископа Адальберта и под защитой Генриха он и его товарищи начали проповедовать Слово Божие в Любеке. Однако неудача преследовала миссионера: вскоре после этого Генрих умер, и страна погрузилась в гражданскую войну между его сыновьями. Священник вернулся к своему настоятелю Адальберту, который через некоторое время решил посетить земли Нордальбинга. Во время путешествия к архиепископу с просьбой пришли жители Фальдеры. Это была земля на границе христианского мира и славянских земель. Его жители своим поведением больше походили на язычников, чем на людей, верных Христу. Поэтому они попросили у Адальберта мудрого священника. Он предложил Вицелину занять этот пост, потому что их церковь станет отличной базой для миссионерских поездок. Священник с радостью согласился и приступил к работе. Затем, как описывает Хелмольд, произошло нечто экстраординарное:

Тотчас же, как только он начал рассказывать историю о Славе Божией, блаженном состоянии будущей жизни и воскресении тела, неотесанный народ, как бы великим чудом, так был потрясен новизной неизвестного им догмата о том, что тьма греховная была рассеяна сиянием лучезарной славы Божией. Наконец, едва ли можно поверить множеству людей, искавших в те дни средства покаяния, и его учение распространилось по всей стране Нордальбинга.


Крест Ответа в Эйнхаусе

Вицелин путешествовал по окрестным землям и учил простой народ. Он исправлял искаженные взгляды, примирял враждующих, сжигал языческие рощи и истреблял все проявления нечестия. По мере того как весть о его святости распространялась все больше и больше, к нему стали приходить видные священнослужители и миряне. Они заботились о больных, поддерживали бедных, молились и заботились об обращении славян. Со временем сами христианизированные славянские народы стали предпринимать походы под крестным знаменем. Недавние язычники быстро осознали преимущества принадлежности к западной культуре. Число неверных постепенно уменьшалось, а оплот христианства все дальше и дальше продвигался на восток.

Библиография:

Чаплиньский Владислав, Галос Адам, Корта Вацлав, История Германии , изд. Национальный институт имени семьи Оссолинских, Вроцлав, Варшава, Краков, Гданьск, 1981, стр. 107-110.Славянская летопись Гельмольда XII века , пер. Ян Паплонский, Варшава, 1861 г.Л*удеат Герберт, Славяне — Германия — Европа: Подборка сочинений , пер. Ян М. Пискорский, изд. Издательство Познанского института друзей науки, Познань, 2000.

Рождение средневековой Европы , изд. Генрика Самсоновича, изд. Беллона, Варшава, 1999 год.Славяне на пути к интеграции Европы: труды, посвященные 12-му Международному конгрессу славистов в Кракове , изд. Мария Бобровницкая, изд. Университеты, Краков, 1998.Урбанчик Станислав, Древние славяне: вера и культ , изд. ПАН, Вроцлав, 1991.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие