Почитание предков — это одна из немногих тем, на которой сходятся все язычники. Сложно найти язычника, который сказал бы: не, предков почитать не надо, обойдемся Богами.


Отпечатки рук в пещере Куэва-де-лас-Манос, Аргентина.

Но дьявол, хоть и не существует в язычестве, все же кроется в деталях.

Как и каких предков надо почитать? Стоит ли при этом уважать их личный религиозный выбор? Учитывать ли национальный состав?

Простой ответ — универсализация предков.

Предки после смерти сливаются с неким воплощением идеи предка, и соответственно, почитая его, почитаешь автоматически всех предков. Это удобно с учетом нашего низкого знания генеалогии и гетерогенности культуры как в территориальном, так и в временном размахе.

Очень удобно предположить, что дед-сталинист примиряется с прапрадедом-старовером, а двоюродная прабабушка-иудейка с родной прабабушкой, исповедующей при жизни традиционные верования Северной Осетии. Мол все они, как идеи предков, становятся частью единого славянского Рода, который и есть обожествленная идея предков.

В связи с этим возникает ряд вопросов:

А всех ли предков включает в себя Род?

А если не быть славянским язычником, то можно ли почитать своих предположительно славянских предков?

А если предки явновыражено не славянские, то с ними что сделает Род? Отвергнет, мол, дед, чемодан, вокзал, Небесный Израиль, или же напротив, важна вера потомка сейчас? А если важна вера потомка, то не отправят ли культ его собственного почтения в какую-нибудь церковь, дацан или космическую гондолу уже его собственные потомки?

Ответы на эти вопросы выражаются либо в агрессивном рычании, либо в философском бульканье, в общем, конкретики не получить.


Общий вид пещеры Ласко, Франция

Вся проблема в том, что мир, в котором жили наши далекие языческие предки, был более примитивным и выражался либо чаще всего в единстве крови, либо, пореже, в единстве культуры (как в развитой Античности).

За двадцатый век мир претерпел колоссальные перемены. Идеологические, нравственные, территориальные.

Пытаться вытащить из-за пазухи тысячелетий древние культы так, как они есть, и пытаться их с серьезными лицами принимать довольно наивно. Пытаться сегрегировать предком по национальному и мировоззренческому признаку — глупо. Тем более, что всякие непрерывающиеся династии волхвов с IX века обычно свойственны всяким проходимцам и сектантам.

Я предлагаю следующее.

Примем за аксиому, что почитание предков является для нас несомненным. Мы все, даже последние фанаты археологических раскопок — любители жизни, а предки, все, до последнего колена — это те, кто нам эту жизнь подарил.

  1. Личность предка безусловно важна. Пытливый сторонник исторической справедливости может трясти мануалами, что мол, нет, для наших предков эта самая личность была не важна, они все растворялись в едином гомогенном организме, названным, допустим, Родом. Но они и жили-то когда? Тогда это был вполне понятный дискурс и габитус, а теперь, когда мы знаем такие слова, мы понимаем ценность личностей и особенностей.
  2. При этом, для причисления к почитаемым предкам не важна ни национальность, ни вероисповедание. Это — их выбор (или не-выбор), они исполнили свою главную функцию — способствовали передаче генетического и культурного материалов дальше. И стоит им быть за это благодарными.
  3. Оскорбляться за предков вполне себе можно, когда речь идет о конкретике. То есть, если вам кто-то говорит, что ваша покойная прабабушка была гулящей женщиной, вполне себе стоит отвечать на этом порчей лица. При том, стоит принимать и голые факты. Если выяснится, что далекий предок был далёк от идеала, не стоит сжигать архив, из которого вы это узнали, а стоит задуматься, как бы не повторять таких ошибок. И всегда нужно понимать, что куда большим днищем является коллективная обида за обезличенного предка, к которой любят апеллировать нынешние власти.
    То есть, если какая-либо личность называет русских солдат времен ВОВ убийцами и насильниками, стоит уточнить, что он имеет ввиду, и не имеет ли он ввиду вашего какого-то конкретного предка, и каковы его доказательства, чтобы так говорить. И здесь либо говорящий сливается, говоря что насильники и убийцы среди солдат были (и не стоит выглядеть идиотом, убийцы и насильники были среди солдат любой армии), либо высказывается утвердительно и справедливо уже совершенно получает по лицу.
  4. Безусловно, среди наших предков могут встречаться редчайшие мудаки. Я выступаю за понимание, принятие и искупление их мудачества, но это — выбор каждого. Для меня отказ от предка куда позорнее признания, что мол предок-то был очень не очень. По-хорошему, стоит найти потомков тех, кому предок накозлил, и как-то перед ними извиниться, если чувствуете в этом необходимость. Но, вместе с тем, требовать с других ответственности за предков — это как-то не очень.
  5. Ритуалы для почитания предков каждый себе может выбрать сам, но у меня есть универсальная форма почтения предков, которая решает все вопросы по поводу национальности/вероисповедания предка — устный нарратив. Это крайне языческая форма, доставшаяся нам от самых первых язычников и во-многом сохранившаяся в неизменной форме (см. Илиаду и Проппа)

Это означает, что вы складываете о своих предках устную историю, и в тот момент, когда рассказываете её кому-то — вы почитаете своего предка.

Например, я люблю рассказывать историю про своего прадеда Василия, который воевал под Сталинградом, возглавил командование взводом, когда убили командира, был ранен и потерял ногу, но все равно дожил до более чем 90та лет и никогда не терял веры в жизнь и здорового мужицкого оптимизма.
Каждая из этих историй может углубляться и расширяться, в зависимости от фабулы и контекста, и люди, наблюдавшие, как я рассказываю эти истории за кружкой пива знают, что одно и то же можно рассказать и за 5 минут, и за несколько часов.

Конечно, можно эту историю и записать.

Но когда она передается устно, с добавлением эмоций и личного отношения, она не может быть отчуждена от говорящего и она словно начинает жить сама, когда становится семейной легендой.

И именно так и обретается бессмертие.


Петроглифы 5000 до н. э. Хакасия.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие