В последние десятилетия 20 — го века-первые десятилетия 21-го существенно возрос интерес к теме этнических процессов в Галиции в течение первого тысячелетия новой эры. Это закономерно и понятно, принимая во внимание, что эта тема довольно долго оставалась неисследованной по разным причинам (возможно, прежде всего субъективным). Целью этого исследования стали прежде всего поиск, сбор, анализ материалов, сведений о населении Галичины по данным «описания Градов и краев к северу от Дуная». Довольно детальный анализ текста дали Й. Герман, Л. Войтович, В. Пименов, Б. Томенчук, П. Шафарик, А. Назаренко и другие. Наиболее продуктивную идею относительно принципов локализации высказал Й.Герман.


Исчезновение рабочей карты с примечаниями в процессе работы над исследованием

В последние десятилетия 20 — го века-первые десятилетия 21-го существенно возрос интерес к теме этнических процессов в Галиции в течение первого тысячелетия новой эры. Это закономерно и понятно, принимая во внимание, что эта тема довольно долго оставалась неисследованной по разным причинам (возможно, прежде всего субъективным). Целью этого исследования стали прежде всего поиск, сбор, анализ материалов, сведений о населении Галичины по данным «описания Градов и краев к северу от Дуная». Довольно детальный анализ текста дали Й. Герман, Л. Войтович, В. Пименов, Б. Томенчук, П. Шафарик, А. Назаренко и другие. Наиболее продуктивную идею относительно принципов локализации высказал Й.Герман.

Й. Герман, Л. Войтович, Б. Томенчук сделали хороший анализ локализации этносов, но подошли к вопросу довольно обобщенно, иногда с манипулированием названиями, которые воспроизводили в кириллическом варианте без надлежащего языкового объяснения. Из общего списка племен (народностей) лишь часть была расположена на торговых путях, которые проходили через Галицию и смежные земли, поэтому в этой части исследования детально проанализированы будут только те племена, которые, вероятно, находились в Галиции, а относительно других будет краткое описание.

Почему именно Галиция? Ибо именно часть Галиции (а точнее верхнее Поднестровье и верхнее Побужье) выступают не только поприщем этногенезы славян, но и поприщем центрально-славянской этничности, которая долго сохраняла как общеславянские черты, так и имела (и имеет) свои собственные.

Об этом в последние десятилетия все чаще отмечают разные авторы: Михал Парчевский констатировал, что существенных различий, которые бы служили этноограничивающими факторами на Волыни и Прикарпатье в 6-10 вв. не зафиксировано; Александр Головко отмечал, что

" в контексте прошлого Восточной Европы бужане-волыняне по своему культурно-хозяйственному типу были ближе к соседям на западе-вислян-лендичей, чем, например, к вятичам или радимичам..."; о "Галицком типе русской культуры «писали И. Русанова и Б. Тимощук, о близости материальной культуры от Галичины к лужице говорил А. Корчинский, а В. Ляска написал, что" имеем все основания утверждать... карпато-Волынскую доминанту в славяно-русское время на Побужье, которую подчеркивают приметные особенности материальной культуры автохтонных жителей» [8; 9; 14; 17; 25; 26; 30; 32]

При рассмотрении данных описания Градов и земель к северу от Дуная сложилось впечатление, что автор не придерживался точного порядка расположения племен, а мог менять местами соседние этносы (например, так, вероятно, произошло при описании первых 13-14 этносов, порядок расположения которых не совсем совпадает с историческими данными — поменяны местами именно соседи). Также может быть, что в описании указаны государственные образования и этносы, которые в них входили (например, назвал сначала ободричей и после дал перечень народностей, которые входили в их государство: бетеничи, глиняне, смелдинги; одно из известных племен моричан входило в союз с вильцами;долеминцы входили в сорбы и т.д.). [1; 23; 33]

Учитывая исторические данные и вероятный принцип расположения в описании народностей на торговых путях, можно предположить следующее:

1. группа племен, проживавших на границе с империей франков и на пути от южной Балтики до Дуная (от варяг до греков). Начинается ободричами (северными), завершается болгарами. Учитывая, что все этносы известны из других письменных источников, в том числе и их расположение, выделение группы было техническим делом. Указан исторически-географический порядок, с севера на юг и с запада на восток.

* В Усти Лабы (Эльбы) проживали ободричи (северные) немецкоязычных источников — Nortabtrezi, еще известные как Варины, Варны, вагры, варяги (использовано патронимическое название ободричи вслед за исследованиями А. Пауля о ее происхождении от княжеской династии). По описанию, имели 53 града. Ареал обитания-нижнее течение Эльбы (Лабы), Запад современного Мекленбурга, восточная часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточная часть современной Нижней Саксонии (области, к востоку от города Люнебург – Вендланд, район Люхов-Данненберг). В их штат также входили песчаники – Смолдингон, глиняне – Линаа, у которых было 7 Градов, и бетеничи – Бетеничи, которые жили на правом берегу Лабы (на другой стороне реки были саксонские земли). Находясь в сложных обстоятельствах, часть этих народностей долгое время противились немецкому завоеванию и христианизации, сохраняя свою культуру. Варины даже приняли участие в англо-саксонском завоевании Британских островов. [8; 21; 22; 23; 33]

* К востоку от ободричей, ближе к устью р. Одра проживали вильцы немецкоязычных источников – Uilci, самоназванием которых была великаны, а другие славяне их называли лютичами. По описанию имели 95 Градов и делились на 4 края. Вильцы проживали на территориях нынешних немецких федеральных земель Мекленбург-Передняя Померания и Бранденбург (север Земли). Под их управой также были упомянуты моричане – Morizani, которые по данным описания имели 11 Градов и проживали к югу от исполинов между Мюрицким и Доленским озерами. Вильцы прославились как беспощадные воины, в их землях была одна из крупнейших языческих святынь полабских славян – Ретра. [8; 21; 22; 23; 33]

В тексте описания перечень несколько иной, что наводит на взгляд, что автор или авторы изначально писали главный этнос региона, а после — меньшие или зависимые племена. Конечно, может быть и другая причина такого порядка записи-например, особенности пролегания торгового пути на конкретной местности.

* К югу, над течением Лабы у реки Гаволи жили гаволяне-Hehfeldi, известные также как стодоряне, по описанию имевшие 8 Градов. Некоторое время входившие в состав саксонских государств, Союза вильцев, также относительно долго сопротивлялись христианизации. [8; 21; 22; 23; 33]

* Еще южнее располагались сорбы-Sorbi, имевшие 50 Градов, согласно описанию, которое их называет многочисленным народом. Племя сорбов населяло во второй половине 1-го тысячелетия земли к северу от Рудных гор между реками Заале и Мульда в их верхнем течении на территории современной федеральной земли Саксония. Остатки народа сохранились до 21 века. В союз с сорбами входили далеминцы-Talaminzi, которые имели 13 Градов, и проживали в районе города Дрезно и к западу от него. В объединение также входили этносы, упомянутые в списке описания позже. [1; 8; 33]

* К югу от сорбов в описании указаны жители Богемии (название возникло от имени галльского этноса бойев) — Beheimare. У них было 15 Градов. Их соседи на торговом пути-Моравы-Marharii, имели 40 Градов. Во время создания описания упомянутые территории входили в состав Великоморавского государства, а местные христиане скомпилировали для славян письмо, которое по имени одного из авторов было названо «кириллицей». [1; 8; 17; 33]

Историчность упомянутых выше этносов подтверждается разнообразными авторами, начиная от Птолемея и Тацита, продолжая упоминаниями у Адама Бременского, Титмара, Гельмольда и других. Некоторые из упомянутых этносов (например, Варины) проживали в этих краях еще до их славянизации. Расположение последующих этносов часто является дискуссионным. [21; 33]

* На торговом пути упомянуты такие вероятные балканские славяне, как болгары — Uulgarii, о которых указано, что имеют лишь 5 Градов, но являются многочисленным народом. Возможно, под градами в случае Болгаров подразумевалось их государственные объединения, которые назывались «славиями». Также упоминаются Merchanos, которых п. Шафарик и Й.Херрман считали балканскими моравами. У них было 30 Градов. В тексте описания изначально упомянуты болгары, после них балканские Моравы, что может быть указанием на то, что упомянутый позднее этнос был подчинен упомянутому скорее, как это было в случае с полабскими славянами. Возможно, есть другая причина логики такого упоминания. [1; 8; 33]


Карта расположения этносов по описанию от юго-западной Балтики до Моравии,на карту нанесена для ориентирования часть древних городов (реконструкция: Борис Явир Искра)

2. группа племен, проживавших от границы с империей франков на путях от Магдебурга через реку Нотец до реки Висла и далее ответвлением "Янтарного пути" на Днестр и Черное море. Начинается ободричами (восточными), завершается этносом Chozirozi. Часть народностей на выделенном пути известна из других источников, часть, к сожалению, более нигде из известных достопримечательностей не упомянута, поэтому их расположение довольно дискуссионное. Указан исторически-географический порядок, с севера на юг и с запада на восток.

* К юго – востоку от ободричей северных, указанные ободричи восточные-Osterabtrezi, имевшие 100 Градов и короткое время своей истории называвшиеся рергами, или также «мекленбургские славяне», упомянутые в анналах королевства франков 824 году. По-видимому, это были ободричи, которые не подвергались в то время немецкой колонизации или были язычниками и сохранили свою ненемецкую государственность. Вероятно, земли рерогов простирались к северу от Эльбы, к востоку от крепости Мекленбург и к западу от устья реки Варнов. [8; 23; 24; 33]

* К востоку от Одры, вероятно, проживал этнос, упомянутый как Miloxi. У них было 67 Градов. Вероятными с точки зрения принятой концепции И. Германа являются догадки г. Ловмянского и С. Закшевского о расположении этноса на берегах р. Могельница, притоки р. Варта. Л. Войтович настаивает на версии А. Краличека об отождествлении их с мильчанами, но в описании названия одних и тех же этносов при повторных упоминаниях переданы по меньшей мере подобно, при чем количество Градов тождественно или близко, поэтому такая версия отпадает. [8; 33]

* Дальше на восток по реке Нотец, вероятно, находились Phesnuzi, у которых было 70 Градов. С. Закшевский их название связал со словом "песок", указывая, что они могли селиться в песчаной области Палуки, что выглядит приемлемым и в совпадает с контекстом описания. [8; 33]

* В районе озера Гопло можно разместить гоплян-Glopeani, как это делали П. Шафарик, г. Ловмьянский и другие. По описанию, гопляне имели 400 или даже больше Градов. Учитывая, что в районе озера археологами не было найдено столько городищ, польские исследователи предположили, что гопляне — название части более крупного этноса, который проживал в те времена в регионе и зафиксирован в других письменных источниках — западные поляны, основавшие польское государство. При таком предположении информация в описании становится реалистичной и логичной. [2; 3; 8; 33]

* Соседями гоплян по описанию являются Thadesi с более чем 200 градами. С географической точки зрения и контекста описания является логичным предположение й.Геррмана, что Thadesi и Thafnezi являются дублетом, то есть названиями одного и того же этноса. Разница в написании может быть ошибкой переписчика из другого, более раннего источника. По признакам оба этноса сходны: расположены на территории современной восточной Польши (к западу от червян и к юго-востоку от лендичей), почти тождественное количество Градов (Thadesi имели «более 200», Thafnezi имели 257). Польские исследователи пытались расположить упомянутый этнос не по всей Польше или даже Галиции, или даже привязать названия Thadesi или Thafnezi к далеким от созвучия названиям этносов, известных из других источников, но их поиски слабы в обосновании. Л. Войтович вслед за П. Шафариком и Л. Нидерле назвал их танянами и поместил круг р. Танва, притока р. Сан, хотя с точки зрения традиции славянских названий логичнее было бы перевести как таничи (использовав патронимический суффикс, такие как [Nort]abtreziободритыободричи). Географически такое предположение выглядит логичным, но из контекста описания выглядит, что территория их расселения была довольно шире, чем Междуречье Сана на Танвы — между лендичами, червянами и круг гоплян (полян западных). Бассейн реки Танва беден археологическими находками, что вызвало предостережение исследователей, но объяснением может быть предположение, что этносы Волынской группы периодически творили между собой политические союзы с названием от племени-гегемона. [8; 17; 33]

* К северо — востоку от вероятных таничей (Thadesi/Thafnezi) жили черви, упомянутые в описании дважды-как Zuireani и Zeriuani. Мнение, что эти этнонимы являются дублетом, высказал й.Геррман. I. Крипьякевич предлагал zeriuani читать как «червяне», то есть племя, связанное с «градами червенскими "русских летописей: название червян сохранилось в Ипатьевском своде — о походе Владимира 981 года, упоминание "июньское" под 1157 год (учитывая контекст, вероятно, здесь фигурируют жители собственно города Червена), а также отражена в топониме Июняне (Черляны, Львовской области). Л. Войтович так объяснял этимологию названия в немецком искажении: zeriuani = czeruiani = czerweni = червяне. Эти предположения косвенно подтверждаются контекстом описания-оба этнонима (Zuireani и Zeriuani) расположены к востоку от племен, участвовавших в этногенезе поляков (например, лендичи, которые были расположены на средней Висле), являются соседями племен, известных по русским летописям (например, бужане, проживавшие в истоках р. Буг).. [8; 16; 17; 33]

Рассматривая вопрос локализации этносов по описанию, л. Войтович считал, что Волынь на протяжении 7-10 веков была заселена несколькими родственными племенами (червяне, бужане, волыняне, лучане и Дулибы), которые периодически творили между собой политические союзы с названием от племени-гегемона. Возможно, в определенное время название червяне, стало общим для родственных между собой, хоть и не единых этнически, «жителей червенских Градов» (например, современные галичане – «жители Галичины»), что опосредованно подтверждается тем, что русское и Белзское воеводства в 16-17 веках называли Красной Русью (Червеная Русь?), а часть хорватов, пришедших из Галиции в Далмацию назывались «красными». Учитывая письменные и археологические данные (В. Ляска посвятил этому вопросу отдельную статью) , можно считать, что основную ось поселенческих структур червян, а позже и Червенской земли, определяла долина р. Гучва; южная граница расселения червян с таничами и засянами, очевидно, простиралась Расточьем и водоразделом Р. Солокия и Р. Гучва; восточную границу с бужанами можно условно провести водоразделом между верховьями р. Гучва и Р. Варенжанка, а дальше на север-Междуречьем Р. Букова и Р. Варенжанка к течению р. Буг, Левобережье которого занимали волыняне (летописный Волынь находился при впадении р. Гучва к р. Буг); на Севере граница расселения червян проходила по Грабовецкому горбогорью; западная граница территории червян с лендичами проходил Долиной р. Вепрь, возможно, до среднего течения его левого притока-р. Пор, и далее наземь Р. Гораец. [8; 17; 33; 38; 39]

В первом упоминании описания о червянах сказано, что имели 325 Градов, во втором упоминании сказано, что в них

«одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род»

Похожий сюжет происхождения славянских народов зафиксирован в произведении арабского историка Абу-л-Хасана Али ал-Масуди

«золотые прииски и россыпи самоцветов» (947 год)

Есть основания полагать, что содержательная параллель между сообщениями ал-Масуди и описания является очевидной, ведь в обоих произведениях присутствует информация о существовании у славян определенного этнополитического объединения в близких географических рамках, от которого выводятся другие славянские народы, а червяне были его частью. Эти письменные сообщения коррелируются с информацией об этногенезе славян, которая по данным различных научных дисциплин (языкознания, истории, археологии [большая археологическая культура пражско-корчацкого типа], антропологии, генетики), перед миграционными процессами происходила в верховьях Днестра и Западного Буга. Описание, вероятно, является самым ранним источником, который передает традицию происхождения многих славян из племен между Бугом и Днепром, Ниманом и Богом. Выгодное расположение на торговых коммуникациях, а именно контроль над ответвлением Янтарного пути Неманом-Западным Бугом-Днестром и над путем из Киева через Междуречья Западного Буга и Вепря в Краков и Прагу определили исключительное геополитическое положение территории червян: их земли во второй половине 10-первой трети 11 веков стали объектом интересов и военной экспансии княжеских династий Пржемысловичей (чехи владели частью земель до р. Буг на севере ориентировочно до 979 года), Рюриковичей и Пястов (русы/варяги и ляхи в 979-1031 годах посменно владели землями между истоками р. Буг и средним течением р. Висла), а также поприщем борьбы за самостоятельность. [8; 17; 33; 39]

* Дальше на восток и юго – восток от червян, в верховьях р. Буг жили бужане-Busani. По данным описания, имели 231 град. Практически все исследователи считают, что в описании упомянуто Волынское племя бужан, известное из летописей. Локализация их в верховьях р. Буг (от которого, очевидно, получили свое название), где был главный племенной град Бужеск (современный Буск), подтверждается также разнообразными письменными Известиями (например, в «Повести прошлых лет» при перечислении племен, говоривших на славянских языках) и значительным количеством археологических материалов. После включения в состав Русского государства в конце 10 века, бужане утратили свою независимость и больше не упоминаются в исторических источниках. [8; 16; 33]

На их просторах с 11 века в Летописи русской упоминаются волыняне; В. Седов отметил, что некоторые исследователи считают, что бужане и волыняне ранее назывались дулибами, а Л. Войтович – что Волынь на протяжении 7-10 веков была заселена несколькими родственными племенами (червяне, бужане, волыняне, лучане и Дулибы), которые периодически творили между собой политические союзы с названием от племени-гегемона. Учитывая, что на небольших просторах, которые занимали как бужане, так и червяне или волыняне, трудно разместить упомянутое в описании количество Градов, логичным будет допустить правильность взглядов как В. Седова, так и, тем более, л. Войтовича. А разница в количествах Градов лишь указывает, что не все этносы Волынской группы одновременно признавали превосходство общего гегемона. [8; 16; 17; 27; 28; 33]

* Соседями бужан были Sittici, о котором в описании указано, что это “край, в котором народа и Градов без счета”. Некоторые исследователи выражали необоснованные версии локализации от Житомира до Боснии, с Р. Житавой, притоком Нитры, в районе устья Заале при Лабе. Л. Войтович отмечает, что все эти локализации никак не связаны с контекстом названий в описании, поэтому наиболее приемлемой выглядит версия, которую первым высказал й.Геррман, его поддержали Б. Томенчук, л. Войтович и автор исследования. Оба разместили их к востоку от бужан по Днестру. Поскольку бужане "сидели по Бугу" — на Волыни, а уличи до переселения в сторону Поднестровья (между 920 и 940 годами) должны были находиться на среднем Боге, понятно, что вероятных ситичей и их соседей стадичей стоит размещать как раз в Верхнем и Среднем Поднестровье (территория современной Галичины), через которые проходило разветвление " Янтарного пути " от Буга на Днестр. По современным исследованиям, это-бывшие хорватские земли на Левобережье верхнего и среднего течения Днестра, гдепоборяне (название части местного населения по месту жительства, упомянутое в пражской привилегии) образовали княжество с предполагаемым центром в Стылске, а затем на его основе возникло Звенигородское, росту и расцвету которых способствовали подсоння и торговая и политическая ситуация. [1; 8; 13; 30; 39]

На вероятных землях ситичей археологами обнаружены десятки городищ, святилищ и других поселений, часть из которых — огромных размеров (например, производственные комплексы типа Рудниковского металлургического, городища Зудеч, Звенигород, Солонско ,Стуло (агломерация раскинулась на десятки км2, включая княжеский город с городищем 250 га, культовые языческие комплексы, пригороды, городища-спутники), Луковище, Рогатин и другие, которые были в десятки раз больше современных им городов Руси). Этот регион богат археологическими находками, ведь является одним из поприщ этногенезы славян. находки 5-7 веков относятся к культуре пражского типа, являются родственными с находками из поприщ западных славян, более поздние находки указывают на "Галицкий тип русской культуры"по словам И.Русановой и Б. Тимощука. Археологические исследования этих территорий (А. Корчинский, М. Филипчук и другие) отмечают экономический подъем, начавшийся в начале 9 века и повлекший, вероятно, резкое расслоение общества, в первую очередь по профессиональному признаку; позволяют предполагать, что на этих землях функционировало развитое расслоенное общество, способное к созданию государственных организмов. Интересно, что на карте Птолемея (2 век н. э.) К северу от Карпат, к востоку от истоков Вислы и к западу от амадокского озера и Певкинских гор расположен народ Arsiete. [8; 9; 14; 26; 36; 38; 39; 40; 41; 42]


Карта городищ региона (автор Орест Корчинский)

Учитывая уже известные союзы племен, торговые пути и топонимы, ситичей можно разместить вблизи современного Львова и к югу от него, западная граница расселения ситичей, вероятно, тянулась от истоков Днестра до Расточья, где ситичи могли граничить с червянами, после граница поворачивала на юго — восток и уходила севернее Львова, Грибовичей в сторону летописного Рожного поля (возле Золочева), где была древняя граница Галичины и Волыни (севернее, в истоках Буга, на малом Полесье, жили бужане). Условной границей между ситичами и стадичами границей мог быть «Галицкий коридор» — территории от Золочева до Днестра с выходом на один из перевалов через Карпаты (по этому коридору авары поднимались к Волыни и позже Дулибы мигрировали на юг и Запад). Южная граница расселения ситичей проходила, вероятно, по карпатским хребтам, где проживали бойи (они не упоминаются в описании, следовательно не находились на важном торговом пути, но в почти равновременном документе «об управлении империей» Константина Багрянородного бойи упомянуто неоднократно). Обозначенная территория-это в целом территории Звенигородского княжества, которые в 7-9 веках были густозаселенным массивом, что вполне может быть «краем, в котором народу и Градов без счета». А ареал стадичей мог занимать значительную часть Юго-Восточной Галиции (позднейшие теребовлянское и Галицкое княжества [эта информация корректирует данные исследования охорватах]). Вследствие природного богатства и выгодного расположения на торговых путях, геополитическое положение территории было нестабильным: их земли во второй половине 10 – первой трети 11 веков разделили судьбу соседних червян и стали поприщем борьбы между династиями Пржемысловичей( чехи владели частью земель до р. Буг на севере ориентировочно до 979 года), Рюриковичей и Пястов (русы и ляхи в 979-1031 годах посменно владели землями между истоками р. Буг и средним течением р. Висла), а также борьбы за политическую и религиозную (долго сопротивлялись христианизации) самостоятельность, которая в 1099 году увенчалась успехом — войско галичан победило русов на рожном поле. [8; 12; 17; 33; 38; 39]

* Дальше на восток и юго-восток от ситичей проживали Stadici, в которых было, по данным описания, 516 Градов и «множество людей». Догадки о расположении стадичей представлены многочисленными версиями от Руси до Центральной Боснии (например, С. Стадице над Р. Билиной, Стадингия над Нижним Везером), но они слабо аргументированы. Наиболее обоснованным выглядит предположение И. Геррмана, его поддержали Б. Томенчук, л. Войтович и автор исследования: этот этнос находился в Приднестровье. [8; 33; 39]

Народ, который по описанию имел аж 516 городов и «множество людей», вполне мог проживать на густозаселенной в тот период территории позднейшего Теребовлянского княжества, а по месту более раннего проживания выходцев из тех земель могли называть требовянами (аналогично, части населения тогдашней Галиции могли по месту жительства называться засянами, требовлянами и поборянами — эти этнонимы упомянутые в Пражском привилегии). Ситичи изначально располагались в районе современной Теребовли (Требовль-Тренбоул-Теребовля) в бассейне Среднего Днестра. Этот район густо заполнен археологическими памятниками соответствующего периода, столица позднейшего княжества уже в 8-9 веках была укрепленным городом. Вероятно, к краю стадичей принадлежали такие города и их предшественники, как Теребовля, Галич (первоначально был в пределах Теребовлянского княжества), Микулин (Микулинцы), Збараж, Ушица (Старая Ушица), Бакота, Каменец и другие. В этом регионе автором обнаружены созвучные по названиям урочища, хутора Стадники, стадная. Западная граница расселения, за которой жили ситичи, шла залесненными горбогорами от Рожного поля до Днестра и оттуда до Карпат (так называемый «Галицкий коридор»), на юге поселениястадичей достигали Карпат и выходили на восток до срединного Днестра, а граница с себирами тянулась ориентировочно Медоборским хребтом с северо-запада на юго-восток. По состоянию на 8-9 века господствовало мягкое подсоння с большим количеством осадков, что способствовало существованию источников воды довольно высоко на холмах, благодаря чему даже на поднятых участках успешно основывались и существовали Грады и сопутствующие поселения (например, Луковище, Стуло, Звенигород Збручанский, Теребовля и другие). Мягкий климат способствовал хорошему для ведения хозяйства увлажненности приречных долин или долин без стока. Через территории стадичей пролегали как большое ответвление "Янтарного пути" (Днестром к Черному морю), так и менее важные пути (Галич — Теребовля — истоки Богу — Киев, Галич — Теребовля — истоки Богу — Меджибож). Подсоння и субъективные факторы способствовали как внутреннему развитию региона, так и активным внешним связям. Из-за природного богатства и выгодного расположения на торговых путях геополитическое положение территории было бурным: их земли во второй половине 10-первой трети 11 веков имели схожую судьбу с соседнимиситичей (вероятных данных о чешском, Моравском, польском владении этими землями нет, а Владимиру Святославовичу так и не удалось преодолеть сопротивление местных хорватов, судя по скупому сообщению в летописи) и были поприщем борьбы за политическую самостоятельность от Руси, которая в 1099 году увенчалась успехом — войско галичан победило русов на рожном поле. Долго противились христианизации, оставаясь язычниками. [8; 12; 17; 33; 38; 39]


Карта городищ Прикарпатья (предоставил Орест Корчинский)

Очевидно, именно стадичи и ситичи — «многочисленные народы» (союзы племен) составляли основу населения тогдашней Галичины, а сами названия, по мнению Л. Войтовича, вполне соответствуют земледельчески-скотоводческому характеру занятий здешнего населения. При том, стоит заметить, что в описании не упомянуто хорватов. Возможно, на время создания документа (820-840 годы), хорватского государства уже не было (раннее государственное образование хорватов, известное эллинам, принадлежало Великой Моравии где-то от 860-х годов) и еще не было, ведь первое упоминание о позднем государственном образовании содержится в дополнении английского короля Альфреда и Великого (879-899 / 901) к хорографии испанского священника Павла Орозия, что базировалось на разнообразных сведениях современников, в частности добытых при дворе Арнульфа, германского короля (887-899) и римского императора (896-899), воевавшего против Великой Моравии и других соседних славян, где хорваты (Horoti, Horiti) фигурируют как северо-восточные соседи Моравии. Подтверждается мнение, чтохорваты были лишь частью местного населения (этнос и даже большой род), которой удалось на некоторое время объединить разнообразные близкие славянские племена и создать мощное государство, известное из разнообразных письменных источников. После убийства чешского князя Вацлава князем Болеславом в 929 году, его мать княгиня Драгомира бежала на восток в хорватов – за пределы влияния Болеслава. Но уже со второй половины 10 века до 979 года Земли к северу до г. Буг принадлежали государству Пржемысловичей (о восточной границе чешского влияния ничего неизвестно). Едва ли не в последний раз хорваты упомянуты в Пражском привилегии 1086 года, который описывает границы тогдашнего пражского епископства, причем хорваты делятся на две отдельные группы – первые наряду с пшованами (в пределах Чехии), а вторые, "другие хорваты" — отдельно, на востоке, исходя из контекста памятки, что может указывать на то, что и после утверждения Ростиславичей на галицких престолах, территории, заселенные ситичами и стадичами западным соседям были известны еще как хорватские. [8; 13; 37; 38; 39]

* Дальше к востоку от стадичей жили Sebbirozi, которые по данным описания имели 90 Градов. Это первый в ряде этноним с загадочным суффиксом-ozi, что может указывать на родство соответствующих этносов, или хотя бы на происхождение названий из одного или близких языков (например, язык информатора). Вполне логично предположить, что Sebbirozi жили к востоку от стадичей (Й.Геррман, располагал их на среднем Днестре, Б. Томенчук-южнее нынешней Буковины, л. Войтович считал, что это был густозаселенный массив на правобережье Днестра в Галицкой части территории карпатских хорватов), и их территория примыкала к торговому пути Днестром. Географические названия и гидронимы указывают на то, что регион заселения Себбирози в целом совпадает с более поздней так называемой Болоховской землей, по крайней мере, в западной ее части. Древние карты (например, Lithvania Gerard Merkator,Europae Tabula VIII Giacomo Gastsldi,Landtafel des Ungerlands) терн истока рек Збруч, Случь, Жердь (приток Горыни), Бог показывают как Амадокское озеро, некоторые — как очень заболоченную местность. Эти сведения древних картографов являются указанием на, по меньшей мере, заболоченную малопроходимую иссеченную истоками великих год местность — Авратинскую возвышенность. Также в этом поприще есть нагромождение подобных топонимов и гидронимов, отраженных на древних картах: Зеборов (Зборов), Себруче, Себровче (Збруч), Сбара, Сбарас, Сбараж (Збараж) (на картах Estas de la Couronne de Pologne..., Haute Podolie…, Qvae Podolia Palatinatus Vulgo Dicitur..., Typus Generalis Ukrainae..., Гийома де Боплана); также к югу от Збаража на отрогах Медоборов есть гора Сабариха. Подобные названия (названия рек) также известны в других землях, куда мигрировали славяне с территории их этногенезы: Р. Себира и оз. Сабро в России, реки в Центральной Боснии. Эти названия могут указывать, как на древний корень *bar (у древних славян означало «багульник», «мокровиння»), так и на корень *sbr. Учитывая, что в языке тракийцев, оставивших в этом регионе немало названий (Серет, Липа, Днестр, Стир, Стрый и другие), такого корня не обнаружено, есть потребность поисков прежде всего в языках населения, проживавшего здесь до их прихода. Подтверждением давности корня являются данные В. Стецюка об этнонимах серб, Сабир, которые сопоставляются с Большим Гнездом слов разных языков со значением «сосед, друг, побратим»: украинское сябер, Сябро, белорусское Сябар, болгарское сябр, сербское себар, русское себер, литовское sebras, мордовское шабра, албанское sеmbеr и другие, что, вероятно, принадлежат еще к палеолитическому наследию. [4; 8; 15; 30; 33; 38; 39; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51]


Фрагмент карты г. де Боплана, где показано, что М. Зборов-Зеборов, р. Збруч-Р. Себручно. [44]

Через земли вероятных себиров проходили пути, которые соединяли Киев с Европой и были ответвлением более важных путей, описанных в предыдущей части исследования. В частности, к ним относятся путь из Галича через Теребовлю к истокам Бога, а оттуда на Киев, а также вдоль Бога к Черному морю через более поздние болоховские города Межибоже, Божский, Болохово. Учитывая исторические данные, себиров можно разместить в пределах, где позже размещались жители Болоховщины: верхний Бог, Случь, Тетерев; с Запада — такие приграничные города (находились за пределами Болоховской земли): Волынские-Выгошев, Шумск, Тихомль, Гнойница (Полесское), Изяславль( Изяслав), Острог, Дорогобуж, Сапогинь (Сапожин) и Корческ (Корец); Галицкие — Збараж, Микулин (Микулинцы), Теребовль (Теребовля), Моклеков, Звенигород (Звенигород (на Днестре) или Звенигород (на Збруче)); на севере вероятной границей мог быть летописный чертов лес-массив между правобережьем среднего течения р. Случ и левобережьем верхнего Тетерева; на юге Земли себиров доходили низовья, где из порубежных Галицких городов упомянуты Калиус (Калюсик), Бакота и Ушица (Старая Ушица); на востоке терн ограничивался верховьем р. Тетерева. В пределах обозначенной территории зафиксировано несколько десятков городищ, поселков и могильников. О преобладании славянских элементов (некоторые исследователи высказывали мнения, что на поздних болоховцев могли быть существенные тюркские, половецкие влияния, что не подтвердилось ни генетически, ни археологически) свидетельствуют предметы бытового обихода, наборы ювелирных украшений (первоначальное преобладание элементов, характерных для дулибско-Волынской общности). В общем, черты материальной и духовной культуры указывают, что на население этих земель в культурном плане повлияли с севера волыняне (вполне логично, учитывая разнообразные миграции с Волыни в предыдущие века), а с юга – уличи (между 920-940 годами они мигрировали в среднее Поднестровье). Население региона долгое время боролось против русской оккупации и христианизации-среди археологических находок, касающихся позднего Средневековья, в вероятных землях себиров найдено много вещей, связанных с языческими верованиями славян. [10; 11; 12; 16; 26]


Карта расположения этносов по описанию в районе Центральной Европы, на карту нанесена для ориентирования часть древних городов (реконструкция: Борис Явир Искра)

* Дальше на восток по течению Бога жили Unlizi, по данным описания, «многочисленный народ», имевший 318 Градов. Самое невероятное, это-уличи, чье название происходит от слова «угла» – «угол» (вероятно, изначально жили в углу — изгиб Днепра в районе порогов). В период 8-10 веков заселяли земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Черного моря. Уличи и соседние тиверцы долго противились русам, но были завоеваны с особой жестокостью. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов. Набожья и низовья были заселены уличами в ходе колонизации 920-940 годов – они были вытеснены на север кочевниками (по распространенной версии), отсюда логично предположить, что на момент написания "описания" все еще занимали территории между Днестром, Богом и Днепром. [1; 8; 12; 16; 33]

* Где-то рядом с уличами описание упоминает этнос Neriuani, которые имели 78 Градов. Локализация противоречива. Б. Томенчук разместил их у устья Днестра, Л. Нидерле отождествлял их с неврами, упомянутыми Геродотом (512 год до н. э.). Около среднего течения Днепра Птолемей указал этнос Nauari, а в разноплеменной армии Аттилы, по свидетельству Аполлинария Сидония, были neurees. Возможно, они долго сохраняли свое название, при том, под влиянием кочевников мигрировали из-над Днепра на левобережье Днестра, что коррелируется с данными археологии о славянской группе памятников на среднем Боге, откуда вместе с уличами сдвинулись дальше на запад — на Збруч, в нижнем течении которого известны топонимы Ниверка, Нивра. [8; 33; 41; 42]

* Южнее вероятных неврян на пути Днестром к Черному морю были Attorozi, которые по описанию имели 148 Градов, причем было указано, что «народ, самый разнузданный». Очередной этнос, в названии которого есть суффикс-ozi, что может указывать на родство народностей с подобными названиями в просторах Набожия, Поднестровья и нижнего Дуная. Локализация этого племени спорна, но вероятными можно считать взгляды И. Геррмана, П. Шафарика, л. Войтовича, В. Седова, что это — летописные тиверцы. Эта версия хорошо вписывается в порядок названий после уличей и неврян (невров). Дублетом Attorozi можно считать Aturezani, которые имели 104 града и контекстуально должны были бы быть в примерно том же регионе (их размещали между Карпатами и Дунаем). В междуречье Днестра и Прута сохранились остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Экимауцы, Царевка, Рудь и другие), идентифицируемых с летописными тиверцами, которые в том регионе поселились в 9 веке, а их поселения доходили до Дуная. На Западе их ареал граничил с землями Волохов. В середине 10 века земли тиверцев были жестоко завоеваны Русью, а с 12 века вследствие набегов печенегов и половцев этнос сдвинулся в среднее Поднестровье, где постепенно смешались с соседними славянскими племенами южной Галиции. [1; 8; 12; 17; 33; 35]

Интересно, что на карте Птолемея (2 век н. э.) в низовьях Днепра и Таврии расположен народ Torreccade. Также стоит заметить, что эпитет «турецкий", которым называли поселения, городища, связанные с языческим культом на юге Галиции (например, святилище турецкая Кирница), может касаться прежде всего не турок, а туречан/турчан, а уже в более поздние века мог быть переосмысленным, в соответствии с новыми историческими условиями. [41; 42]

* К югу от тиверцев проживали Eptaradici, которые по описанию имели 243 градины. Из всех версий наиболее убедительно выглядит версия А. Краличека и А. Назаренко, которые в названии усматривали сочетание греческого «マπτά» со славянским «родственники», то есть «семь родов» — межплеменное объединение славян, известное с 602 года, что вместе с булгарами и другими славянами с 679/680 годов стали основой Первого Болгарского царства. Вероятно, проживали в Буджаке — между нижним течением Дуная и Черным морем, вписывающимся в порядок по описанию. [8; 33]

* Далее в тексте описания упомянуты едва ли не самые загадочные этнонимы, расположение которых, на взгляд л. Войтовича, информаторы подробно не представляли, но знали, что они расселены где-то дальше за тиверцами. А. Краличек считал их сверхдунайскими болгарскими племенами. Как по мне, этносы с суффиксом-ozi могли быть родственными и проживали на близких просторах, то есть их всех стоит располагать в бассейне Днестра. К ним относятся Uuillerozi, которые по описанию имели 180 Градов. Также в обозначенном регионе были Zabrozi, которые имели 212 Градов и Л. Войтович связывал этот этноним с этносом Saboci, которые на карте Птолемея (2 век н. э.) расположены к северу от Карпат и Певкинских гор, считая, что древний этнос по каким-то причинам мигрировал в междуречье Прута и Днестра. Тоже в регионе Нижнего Днестра, вероятно, были расположены Znetalici, имевшие 74 града. Aturezani со 104 Градами упомянуты ранее (идентифицируются как тиверцы или их часть). Л. Войтович вслед за П. Шафариком считал, что chozirozi, имевшие 250 Градов, это-хазары, но ничем, кроме созвучия, своей позиции не обосновал, а в описании названия одних и тех же этносов при повторных упоминаниях переданы по меньшей мере подобно, при чем количество Градов тождественно или близко, поэтому такая версия отпадает-хазары упомянуты позже, на другом пути. [1; 8]

3. группа племен, проживавших от окраин Великой Моравии до Балтики вдоль ответвления Янтарного пути. Начинается этносом Lendizi и завершается этносом Uuizunbeire. Часть народностей на выделенном пути известна из других источников, часть, к сожалению, более нигде из известных достопримечательностей не упомянута, поэтому их расположение довольно дискуссионное. Указан исторически-географический порядок, с юга на север и с запада на восток. По мнению Л. Войтовича, данные о ней могли быть получены от Мефодия и его окружения.

* На момент написания описания к северо – востоку от Моравии находились Лендизи-лендичи с 98 Градами. Согласно» Повести временных лет", предки Ляхов изначально жили на Дунае (вероятно, территории Паннонии), но из-за нашествия Волохов переселились на север и осели в бассейне р. Висла. Этноним происходит от праславянского слова «леда» и означал «обитатели шалости», «земледелец, курящий лес». В произведении Константина Багрянородного» Об управлении империей " указано, что племя lеnzenionoi платило Киеву дань во времена регентства Ольги – в середине 10 века они некоторое время могли удерживать верховья Припяти и участвовать в Днепровской торговле с Византией и платить какую-то долю Киеву. Возможно, бужане, волыняне или другие Волынские племенные княжества находились в какой-то период под их гегемонией. В 10 веке лендичи локализовались у северных великоморавских границ. На юге лендичи сталкивались с уграми, имевшими под протекторатом Перемышль в начале 10 века. Восточная граница территории лендичей с червянами проходила Долиной р. Вепрь, возможно, до среднего течения его левого притока-р. Пор, и далее наземь Р. Гораец. В общем, вероятно размещать лендичей в Сандомирско-Люблинской земле. [8; 17; 35]

* К юго-востоку от лендичей упомянуты Thafnezi (вероятные таничи), имевшие 257 Градов. О них написано раньше.

* К северо — востоку от вероятных таничей (Thadesi/Thafnezi) жили черви, упомянутые в описании дважды-как Zuireani и Zeriuani. О них написано раньше.

* После червян в этой части описания упомянуты Prissani, попытки отождествления которых с пужичанами в Поморье, племенем Brizani, соседним с гаволянами или даже пруссаками хибируют значительным географическим “скачком” и очевидным отрывом от текста источника. Исходя из локализации соседних племен в контексте памятника, можно считать, что это – присяги, то есть племя, живущее на р. Сан. По Пражской привилегии 1086 года императора Генриха IV для епископа Яромира (отражает границы чешского государства на вторую половину 10 века (до рубежа 980-990-х годов)), тогдашние границы Пражской епархии охватывали хорватские племена в Прикарпатье, среди которых упомянутые Zlasane (можно идентифицировать как засян). Географический контекст описания и Пражской привилегии, этимологическая связь обоих этнонимов с Сяном и данные языкознания позволяют отождествить племена засян/присян, разместив их к югу от червян – в верховьях и среднем течении Сана с ячейкой в Перемышле. По описанию, у них было 70 Градов, а в районе Перемышля – Сянока найдено почти столько же городищ и поселений. Присян указано после червян, вероятно, по принципу важности в Союзе: сначала упоминалось племя-гегемон, а после него — зависимые этносы. [8; 17; 33; 38; 39]

Центром земли присян был Перемышль, который в 9 веке уже существовал. Название Перемышля происходит от Пшемысла – имени, вероятнее всего, хорватского князя, ведь на время написания описания эти территории еще были независимыми от Великой Моравии (принадлежали ей ориентировочно в 855-895 годах, а между серединой и концом 10 века принадлежали государству Пржемысловичей). В 979/981-1031 годах за эти поприща продолжалась борьба между Польшей, уграми и Русью, а с 1084 года на престол Перемиского княжества сел Рюрик из Ростиславичей, которые во главе объединенного войска галичан в 1099 году победили русское войско на рожном поле, обретя Галичине независимость от Руси. На основе Говоров присян возникает надсянский диалект, являющийся подтверждением этнической преемственности и обособленности, а предел его распространения может указывать на ориентировочный ареал обитания древнего этноса. [8; 33; 39]

* После присян в описании упомянут этнос Uelunzani, которых польские историки пытались связывать с поморским городом Волынь. А. Новосельцев заметил, что в 9 веке в Поморье не существовало волына (на середину 9 века город приморских волынян называли Юмна, позже – Юлин). Волыняне упоминаются в» Повести временных лет " в именном списке племен Руси в начале повести, где еще нет летоисчисления, в части до прихода Рюрика.

Арабский географ аль-Масуди (черпал информацию о восточных славянах от ал-Джарми и Харуна ибн Яхья, освободившихся из византийского плена, соответственно, в сентябре 845 года и около 900 года, а их информация касается 840-880-х годов) в 947 году сообщал о племенах «валинана» и «дулаба» (в исторической литературе принято считать волынянами и дулибами):

"из этих племен одно имело когда-то в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все другие славянские племена; ибо (верховная) власть была у него, и другие цари ему повиновались...»

Русские летописные и арабские сведения, в конце концов, как и топонимика, дают основания полагать, что Uelunzani — волыняне — является восточнославянским племенем или племенным союзом (вероятные взгляды В. Седова, л. Войтовича по этому вопросу указаны при рассмотрении бужан) и локализовать их на территории Волыни. По данным описания, имели 70 Градов. По состоянию на конец 10 — Начало 11 века волыняне известны в бассейне верхнего течения Западного Буга и вблизи истоков Припяти. Главными городами были Волынь, Зимно. В 979/981 году киевский князь Владимир Святославич захватил Червенские Грады, присоединив заодно Волынь к Руси, а в 988 году посадил на княжение во Владимире-Волынском сына Всеволода, образовав Волынское княжество. [8; 16; 17; 27; 28; 33; 38; 39]

* Севернее волынян упомянуты Bruzi, тождество которых с прусами выглядит вполне вероятной. В описании сказано, что их» всюду больше, чем от Эниса до Райна", что может указывать на незначительное распространение Прусов на обширной территории Восточной Европы (возможно, какой — то миграции), а в упомянутых просторах-большую плотность их населения. Что и неудивительно, ведь между средними течениями Вислы и Немана до Балтийского моря была их родина. Пруссы-не столько этноним, сколько экзоним для населения южной Балтики, которое было довольно пестрым в языковом и этническом плане, но отличалось от соседних племен общностью верований и материальной культуры. Часть пруссаков (ятвяги) долго сопротивлялись польскому, русскому и немецкому завоеванию, а также христианизации. [1; 8]

* Недалеко от пруссаков на Янтарном пути Л. Войтович разместил загадочный этнос Uuizunbeire. Если отбросить все фантастические и нелогичные попытки расположения, то заслуживает внимания вариант локализации в районе Визны над Нарвой, лучше всего подходящий и с точки зрения названия (uuizun – Визна, bei – при, круг, возле), искаженной в немецкой передаче. [8]

4. группа племен, проживавших на востоке Европы. Начинается этносом Caziri и завершается этносом Ungare. Часть народностей на выделенном пути известна из других источников, а часть, к сожалению, больше нигде из известных достопримечательностей не упомянута, поэтому их расположение довольно дискуссионное. Указан исторически-географический порядок, с востока на Запад.

* Не самое восточное от создателя описания проживали Caziri, которых уверенно идентифицируют с хазарами. В Юго — Восточной Европе они проживали в 4-11 веках, а с середины 7 века покорили часть болгар, кавказские племена и племена славянские-северян, полян, вятичей и радимичей по Днепр на Западе, создав Хазарский каганат, первую государственную формацию на востоке Европы. Защитили Восточную Европу от проникновения арабов. На территории Хазарского каганата относительно мирно сосуществовали иудаизм (ведущий слой), Ислам, Христианство и славянское язычество. В 835 году с помощью византийских строителей на Дону построен укрепленный город Саркел, где было много русских, хазарских, греческих, иранских и среднеазиатских купцов. По данным описания, хазары имели 100 Градов. Вследствие пролегания значительных торговых путей, этот регион стал поприщем борьбы между соседями, сила которых росла: в конце 9 века печенеги с востока и русы с севера значительно ослабили Хазарский каганат, а поход князя Святослава Игоревича 964-965 годов нанес ему окончательный удар. Последнее летописное упоминание о хазарах датируется 1079-1083 годами и относится к тмутороканскому княжеству. [8; 25; 33; 34]

* Следующим в описании упомянут этноним Ruzzi. На взгляд разнообразных авторов, тождество Ruzzi с русами беспрекословно. Л. Войтович считает, что Русь и русы – это Киевский каганат, возникший вскоре после завоевания полян варягами, чья власть заменила хазарское превосходство. Ориентировочно в начале 860-х Аскольд занимает Киев, в Летописи русской его считают членом дружины русов, которые под предводительством Рюрика ориентировочно в то время пришли в Ладогу из Южной Балтики. Их пребывание на землях Руси, очевидно, и подтверждает созданное в 9 веке «описание Градов и земель к северу от Дуная». После Caziri (хазарами) и перед Ungare (венграми), которые тогда кочевали в Приазовье, русы и их спутники упомянуты как «Ruzzi. Forsderen. Liudi. Fresiti». Объединил названия " Forsderen. Геррман, по версии которого, "Forsderen Liudi» – «Erste Leute», «Vorderste Leute» или «Fuhrendes Volk» — это "первые, руководящие люди". Таким образом, на взгляд л. Войтовича, подчеркивалось превосходство русов в Киевском каганате. Подобный взгляд имеют И. Мицько и автор исследования. С. Закшевский сочетал Fresiti и wariazi, а его взгляды нашли подтверждение в современных исследованиях исторических процессов на юге Балтики, лишь с тем замечанием, что фризы не были варягами, но оба этноса имели руководителей из одной династии, в частности легендарного Рюрика, который по происхождению был благородным варягом, но воспитанным при королевском дворе данов (его отца, герцога Годлиба, убили во время похода на славянский град Рерик) и как надел получил земли во Фризии, откуда его выгнали. После скитаний и разбойничьих походов, Рюрик вроде бы по приглашению местного веча оказался в Ладоге и оттуда началась экспансия на другие восточнославянские земли. Вместе с варягами также пришли фризы, что подтверждается различными источниками, в том числе и описанием. [8; 19; 21; 33]

* Неподалеку русов упомянут этнос Serauici. Если отбросить целый ряд необоснованных версий, можно принять как вероятные версии К. Цейсса и Л. Нидерле, которые отождествляли Serauici с северянами, что ввиду контекста описания выглядит обоснованным. Северяне платили дань хазарам в 9-10 веках, а в 907 году при князе Олеге были присоединены к Руси. Последний раз северяне упоминаются летописью в 1183 году. Учитывая порядок названий, вероятно, уже на время написания описания были под властью русов. [8]

* Следующими на торговом пути, вероятно, южнее северян, были Lucolane, которые размещались на просторах так называемого Лукоморья в устье Днепра. [8; 19]

* Еще южнее в степях у Днепра упомянуты этнос Ungare, идентифицируемые с уграми, которые в середине 9 века еще находились где-то вблизи Черноморского побережья. Они из бассейна Нижней Камы в I тысячелетии мигрировали в причерноморские и Приазовские степи и были под властью хазар и булгар. Угры приняли участие в болгаро-византийском конфликте 836-838 годов. В 896 году вследствие давления печенегов под предводительством Арпада и Курсая они пересекли Карпаты (по "Gesta Hungarorum", перед переходом венгерский правитель долгое время гостил у хорватского князя в Галиче, где, вероятно, договаривались о сотрудничестве, которое длилось веками), разбоями заняли Трансильванию, Паннонию, сегодняшние земли Восточной Австрии и Южной Словакии, приобщились к упадку Великой Моравии. [8; 38]

5. группа племен, проживавших в центре Европы, в пределах Великой Моравии. Начинается этносом Vuislane и завершается этносом Golensizi. Часть народностей на выделенном пути известна из других источников, а часть, к сожалению, больше нигде из известных достопримечательностей не упомянута, поэтому их расположение довольно дискуссионное.

* Вероятный путешественник-Информатор автора описания, видимо, начинал свой путь с Кракова, в окрестностях которого были Vuislane — осляне, которые с 7 века проживали в Малопольши (верхняя Висла с притоками Нида, Нидица, каминная, Дунаец, Раба, Скава, нижний и средний Вислок, Нижний Сян). В начале 9 века осляне создали государство с центрами в Кракове, Сандомире и Страдуве, а где-то с 855 года включены в Великоморавию и вынуждены принять крещение. По данным Ибрагима ибн Якуба ал Ат-Туртузи, который в 965-966 годах бывал в славянских землях центральной Европы, государство чешского князя Болеслава и жестокого простирается “от города Фрага до города Кракова”. А в конце 10 века земли вислян были завоеваны полянами и включены в состав Польши. [1; 6; 7; 8; 17]

* К западу от ослов были Слинзане. Племя локализуется на верхней одре, в окрестностях Р. Слензы (Slenza) и горы Слензы (Slenz; откуда название) – в Нижней Силезии вплоть до города Вроцлав и известно как слензяне, шлензаки. По описанию, имели 15 Градов. В 9 веке были подчинены Великоморавии, а с 990 года-Польше. Со временем составили основу силезцев. [1; 5; 6; 8]

* Дальше на Запад располагались Lunsizi (лужичи), проживавшие на территории Нижней лужицы в русле Спревы i Нисы лужицкой, севернее Мильчан. Принадлежали к сорбским племенам и являются предками нижних лужичан. В 870-920х годах оживленно строили оборонительные города в связи с ростом угрозы франков. По данным описания имели 30 Градов с 932 года были под властью немцев, в 1002-1031 годах принадлежали к Польше. [6; 8]

* Наряду с лужичанами в нижней лужице проживали Dadosesani, известные между нижним течением бобра и средним течением Одры в районе современных польских городов Глогув и Шпротава. В 1000 и 1015 годах дядюшаны упоминались Титмаром как Diadesisi в пражской привилегии 1086 года как Dedosize. Входили в состав племенного союза слэнзян, имели 20 Градов. [6; 8]

* К югу от лужичей проживали Milzane, города которых локализуются к западу от Гвизды и Лабы в верхней лужице, населяли марку Мишна (Мейссен) в Саксонии. Мильчане входили в союз сорбов, вместе с далеминцами, лужичами и другими. Также известны из пражской привилегии 1086 года. По описанию, имели 30 Градов. Являются предками верхних лужичан. [6; 8]

* Также, вероятно, в верхней лужице в верховьях реки Ниса Лужицкая в районе современного польского города Згожелец проживали Besunzane, которые имели два градуса. Локализация основывается прежде всего на указаниях о расположении соседних племен. Подобно, где-то между лужицкими и чешскими этносами находились Uerizane, имевшие 10 Градов. Их идентифицировали как wkrzani, или же размещали на р. страже, и без должного обоснования. [6; 8]

* Чешские этнические группы, вероятно, включают Fraganeo. По к. Цейссу, это – пражане, то есть жители пражской земли, ведь Ибрагим ибн Якуб ал ат-Туртузи писал о городе “Фрага”, имея в виду Прагу. По п. Шафариком-fergunna (Hercynia silva – собирательное название полосы гор и лесов от истоков Дуная до Карпат, скорее Крушные горы), при том, что известное готское fairguni – гора, взгорье, то есть, речь может идти в общем о горцах. По описанию, имевшим 40 Градов, данные совпадают со сведениями об этносе Marharii, что может указывать на дублет. [6; 8; 17]

* К востоку и северо-востоку от пражана находились Lupiglaa. Наиболее обоснованная локализация-Глупчицы (Głubczyc e) в Верхней Силезии в бассейне Рик Одра, Особлонга и Страдунь. В других источниках упоминается в 1107 (Glupcicih), 1131 (Glubchiz) годах. По описанию, имели 30 Градов. [6; 8]

* Дальше на восток проживали Opolini-ополяне, локализующиеся в верхнем течении Одры в районе города Ополе. По описанию, имели 20 Градов. Неподалеку, на территории Верхней Силезии у истока Одры, к юго-востоку от Есеник и к северо-западу от истока Вислы проживали Golensizi, имевшие 5 Градов. [6; 7; 8]

Отдельно в описании упомянуты:

* Sueui, о которых сказано, что “не народ, а полународ”, вероятно, потому, что это было собирательное название населения полиэтнической Восточной Германии в начале I тысячелетия. Возможно, по исторической традиции, и почти тысячу лет спустя некоторые народы региона называли свевами.

* В пределах империи франков, по соседству с Великой Моравией проживали бавары, названные Beire. В описании говорится, что они”называются не баварами, а боярами реки Боя". Были германизированным галльским племенем бойев-Boii, часть которых осела в Баварии, Богемии, Бойковщине, названия которых произошли от этнонима.


Вместо выводов. Карта вероятного расположения племен, по данным описания (реконструкция: Борис Явир Искра).

Послесловие. Довольно интересными и продуктивными могут быть параллели информации из описания и древних карт. Можно предположить, что прикарпатское племя, переданное Птолемеем как arsyete и размещенное к северу от Карпат и Днестра, частично сохранило свое этноназвание и составителям описания было известным как Sittici, потеряв за века вероятный префикс ар — и получив свойственный славянам патронимический суффикс-А. Меньшее сходство в названиях, но интересующее, имеют Птолемеевы stauani (исследователи размещают их в верхнем течении Буга и даже указывают на передачу одного и того же значения этнонимов ставаны и славены) и Stadici из описания (идут за Sittici); также nauari (на карте – за порогами Днепра на левом берегу) и Neriuani (в описании – идут дальше на юго – восток за Unlizi), torreccade (на карте между нижним течением Днепра и Крымом) и Attorozi (идут дальше на юго-восток за Neriuani), bessi (на карте-к северу от Карпат) и Besunzane (где-то в Карпатском регионе по описанию). Как Птолемей, так и составитель описания могли совершить некоторые ошибки в воспроизведении названий племен (историческая традиция, сложность передачи чужого языка на письме или другие причины), или в приблизительном размещении (особенно, если сами не бывали в тех краях, а писали из преданий), поэтому существует вероятность, что созвучны названия племен, которые еще и были расположены в одном регионе, могут быть названиями одного и того же племени, которое странным образом сохранило этноназвание. [1; 9; 32; 41; 42]

Может ли быть, чтобы этнос на протяжении веков и даже тысячелетий сохранил название? Может. Примеров предостаточно: на той же карте Птолемея содержатся Venede (так тысячелетиями называли славян германцы и финно-угры), на других картах почти того времени есть Varini (известные через тысячу лет в тех же краях как Варины/вагры), Rugii (известные в тех же краях как руги, Руяны) и другие. [21; 22; 43]

Насколько вероятны такие предположения, могут быть показаны более подробные исследования, в частности, по сравнительной антропологии, генетике и лингвистике. Тем не менее, ко всему, что приходит к нам из седой древности, стоит быть очень сомнительным, ведь сейчас трудно установить, как было на самом деле, поэтому все выше изложенное – теории, требующие проверки, дополнения, исправления или, конечно, принятия таковыми.

Источники:

1. Bavorsky geograf – prva pisomna zmienka o Nitrianskych Slovenoch

2. Gerard Labuda, Mieszko I, Ossolineum 2002

3. Zofia Kurnatowska, Początki Polski, Poznań 2002

4. Thracian language

5. Slavic tribe Slezans mentioned as Sleenzane in Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii 845 AD

6. Tyszkiewicz L. A. Słowianie i Awarowie. Organiacja plemienna Słowian. — Wrocław: Zakład Narodowy im. Ossolińskich, 2009. — S. 164.

7. Początki państwa Opolan.

8. Войтович л. "баварский географ": попытка этнолокализации населения Центрально-Восточной Европы IX в. // украинский исторический журнал. — К.: "Диез продукт", 2009. — вып.5, (№488). — 241 с.

9.В. Д. Баран, Д. Н.Козак, Р. В. Терпиловский. Происхождение славян. — К.: научная мысль, 1991

10. Статья " Болоховская земля "в"Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона”

11. М. Дашкевич. Болоховская земля и ее значение в русской истории. Эпизод из истории Южной Руси в XIII и XIV веках. — К., 1876. — с. 8-9, 12. (рос.)

12. Михаил Козлов. Русские князья и языческие восстания. // Родина: российский исторический журнал. – М.: ФГБУ "Редакция журнала "Родина", №07 / 2015 (июль).

13. Конча С. Белые хорваты и население украинского Прикарпатья в ІХ-ХІ в. / / украиноведение, №15/2011

14. А. Корчинский. Раннесредневековый город на верхнем Днестре. // Материалы и исследования по археологии Прикарпатья и Волыни. Том. 12. 2008. С. 267-282.

15. Крищук М. М. Топонимика Тернопольщины. Учебно-методическое пособие. — Тернополь, 2008. — 200 c.

16. Летопись Русская...

17. Ляска В. между Прагой, Киевом и Гнезно. Zeriuane /zuireani "географа баварского": к проблеме этнопотестарных структур Волыни в раннем Средневековье // В. Ляска / княжеская эпоха: история и культура. — 2014. — Вып. 8. – С. 9-72.

18. Совет Михайлова. Из политической, этнодемографической и культурно-художественной жизни летописной Болоховщины. // Художественная культура. Актуальные проблемы. Сборник научных трудов. — 2008. — вып. 5. — С. 315-316.

19. Игорь Мицко. Генеалогическое древо наших древнейших правителей.

20. Норики и венеды (Тацит, Плиний, Клавдий Птолемей).

21. Андрей Пауль. Англы и варины: судьбы двух народов.

22. Андрей Пауль. Балто-славянские реликты на южном берегу Балтики.

23. Андрей Пауль. Варины, которых называли ободритами.

24. Андрей Пауль. Славянские племена Германии в "Орозии короля Альфреда"

25.И. В. Пименов. Анализ «Баварского Географа».

26.И. П. Русанова, Б. А. Тимощук. Языческие святилища древних славян. – М.: «Ладога-100», 2007. – 304 с.

27. Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв.. — Москва: Наука, 1976.

28. Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование. — Москва: Языки славянской культуры, 2002. — (Studia Historica).

29. Славяне и скандинавы: Пер. с нем. / Общ. ред. Е.А.Мельниковой. – М.: Прогресс, 1986. — 416 с. с илл., 24 с. цв. илл.

30. Томенчук Б. баварский Географ и речные пути и Грады в геополитике средневековой Европы // Карпаты: человек, этнос, цивилизация. Научный журнал. — 2009, № 1

31. топонимический словарь Украины. С.

32. А. Д. Удальцов. Племена Европейской Сарматии II в. н. э. // Вопросы этногенеза, — No 1, 1946, с. 41-50.

33.И. Херрман. К вопросу об исторических и этнографических основах "Баварского географа" (первая половина IX в.).

34. хазары. Малый словарь истории Украины / ответ. ред. Валерий Смолий. — Киев: Лыбидь, 1997.

35. Шамбаров В.Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 448 с.

36. Борис Явир Искра. Галичане-западные славяне?

37. Борис Явир Искра. Хорватский вопрос: к проблематике славянских племенных союзов на территории Галиции. Галицкие хорваты.

38. Борис Явир Искра. Хорватский вопрос: к проблематике славянских племенных союзов на территории Галиции. Исторический фон: этногенез на территории Галиции.

39. Борис Явир Искра. Хорватский вопрос: к проблематике славянских племенных союзов на территории Галиции. Предположения основаны на доступных научных данных.

40. Борис Явир Искра. Старый Рогатин и загадочные городища.

Карта по Птолемею:

41. Ptolemey Merkator. Europe map VIII Keln 1584.

42. Первокарта (Карта созданная по Географии К.Птоломея).

Карта по Тациту:

43. Ancient_Germania_-_New_York,_Harper_and_Brothers_1849

Другие карты:

44." Специальный и подробный план Украины " Гийома Левассер де Боплана.

45. Lithvania Gerard Merkator.

46. Europae Tabula VIII Giacomo Gastsldi.

47. Landtafel des Ungerlands.

48. Estas de la Couronne de Pologne...

49. Haute Podolie...

50. Qvae Podolia Palatinatus Vulgo Dicitur...

51. Typus Generalis Ukrainae...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие