Турбословане: факты и мифы. Генезис и история славян в последнее время стали объектами псевдонаучных интерпретаций, связанных с пропагандистами мифа о так называемой империи лехитов. Археологические источники предоставляют много важной информации по этому вопросу, показывая, что проблема не так проста, как утверждают некоторые. Каков этногенез славян в свете археологических источников?

Как сложилась история славян? В теории все выглядит банально. Название "славяне" впервые появляется в источниках, написанных в с половиной. В VI в. Согласно сведениям, в это время славянские народы оккупировали районы Центральной и Восточной Европы и начали мигрировать на юг, угрожая землям, лежащим в границах Византийской империи. Чтобы выяснить, откуда произошли славянские народы, в районах между Вислой и Днепром археологи должны найти остатки поселений, относящихся к VI в. Таким образом, определив, какие археологические памятники следует связывать со славянами, нужно искать материалы более древних, чтобы проследить их историю до открытия праколебки. Так откуда же взялся большой спор о происхождении славян? Немного опередив ход высказываний, можно сделать вывод, что речь идет вовсе не об отсутствии источников, а о различных возможностях их интерпретации.

Турбослованцы и исторические источники

Прежде чем перейти к археологическим источникам, стоит вспомнить, что мы знаем из письменных сообщений. Нет сомнений, что Склябои или склавены, которые в VI в. оказались в орбите интересов раннесредневековых авторов, составляли этнос уже давно сформированный. Источники VI-VIII вв. содержат много информации об их обычаях, образе жизни, военном искусстве или языке. Где раньше жили славяне? Некоторые подсказки могут быть упомянуты в работе Иордана VI века „о происхождении и действиях готов” ([Getica]). Летописец записал, в частности, что " венеты, происходящие от одной крови, три ныне приняли имена, т. е. венеты, анты и склавены” (ЦИТ. М. Плези). Название племени венетов напоминает племенные и географические названия, встречающиеся в источниках, созданных несколькими сотнями лет назад-у Плиния Старшего, Клавдия Птолемея и Тацита. Более того, эти названия можно с большой долей вероятности найти на землях современной польский.

Вопрос о происхождении славян решен? Необязательно. Ведь Иордан не писал, что венеты или славяне населяли польские земли всегда – — только упоминал название племени. Названия этого типа регулируются своими законами.

Хитрые имена

Непрерывность именования-это не то же самое, что непрерывность поселений. В конце концов, новые народы могли легко "унаследовать" титул от племен, ранее занимавших эти земли. Невозможно? Мы делаем ту же процедуру, используя название „британцы”. Бритты-кельтский народ, населявший центральную и южную части Британии до набегов англов, саксов и ютов в раннем средневековье. Название сохранилось до наших дней-несмотря на полное изменение народных отношений и введение нового языка. Чтобы показать, насколько запутанными могут быть имена, можно еще упомянуть этимологию названия „Шотландия”. В римский период эту территорию занимало племя пиктов. Слово Scotia в нынешнем смысле используется с позднего средневековья, однако впервые появляется уже в гораздо более ранних источниках. Этим именем римляне называли Гэлов, кельтский народ... Ирландию.


Славянские племена в VII-IX веках (авт. Jirka.h23, opublikowano na licencji Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International).

Возвращаясь к происхождению славян-упоминаний, содержащихся у Иордана, мало, чтобы доказать преемственность заселения польских земель славянами хотя бы с римского периода. Необходимо подтвердить их достоверность с помощью других источников. Пришло время отдать свой голос археологам.

Вероломные предметы

В случае интересующей нас темы стоит обратить внимание на существенное различие между историческим и археологическим повествованием. В археологических публикациях, относящихся к истории первого, третьего или даже VI вв., имя славяне встречается относительно редко. Вместо этого археологи предпочитают использовать множество единиц со странными названиями-пшеворская, Киевская, Пражская культуры. Почему вы так отстраняетесь от темы? Причина этого уже известна-существование славянских племен в некоторых районах было зафиксировано только в VI в. К сожалению, из самих археологических источников невозможно узнать принадлежность к народу, роду или языку. Пока в письменных сообщениях не говорится об обратном, археологи придерживаются своего собственного понятия-археологической культуры.

Термин археологическая культура относится к конкретным типам археологических находок, которые одновременно встречаются друг с другом на определенной территории. Таким образом, культура может включать в себя поселения, построенные по определенным правилам, специфические погребальные обычаи, другие объекты – мастерские, шахты и оборонительные сооружения, а также каталог мелких предметов – посуды, украшений, частей одежды, инструментов или оружия. Несомненно, что люди, которые в определенное время на определенной территории сохраняли определенное единообразие обычаев, хозяйства, поселений и правил изготовления предметов быта, – должны были образовывать какое-то сообщество. Однако в случае древней или раннеисторической археологии, как правило, отсутствуют достаточные письменные источники,которые могли бы помочь этим людям правильно назвать. Теоретически славяне не должны попадать в эту категорию-ведь у нас есть много сообщений, которые сообщают, где они появились и когда.

В этом случае, однако, вступает в игру еще один вопрос. Археологические категории не полностью совпадают с племенными или языковыми разделениями. По этой причине идентификация в археологическом материале народов, известных из письменных источников, всегда чревата определенной погрешностью. Например, воин, похороненный с вооружением скандинавского типа (по форме, украшению, способу изготовления), не должен был быть викингом – оружие всегда можно купить, унаследовать, получить в подарок или получить у врага. Точно так же не каждый человек, относившийся к одной из „раннеславянских” культур, должен был считать себя славянами. Археологи „создают " культуры из остатков домов, Горшков, частей одежды или погребальных обычаев – можно ли на этом основании отличить поляка от американца?


Различение археологических культур регулируется своими законами, их выделяют прежде всего на основании археологических находок. На фото: археологический музей под открытым небом в Тшцинице недалеко от ясла, в месте под названием „Карпатская Троя", один из самых интересных и наиболее сохранившихся городищ раннего средневековья, основанный на месте более старого оборонительного поселения бронзового века (авт. Diabetes, opublikowano na licencji Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International).

Революция против эволюции

Еще одна вещь, которую нужно знать об археологических культурах, — это то, как они меняются. В археологических материалах гораздо проще регистрировать длительные процессы (например, разрастание поселений или развитие кузнечных техник и создание все более совершенного оружия), чем явления, занимающие несколько, десяток или несколько десятилетий.

К сожалению, как следует из этнографических наблюдений, изменения в социальной структуре или образе мышления не происходят параллельно с изменениями в произведенных предметах. Когда в какой-то области исчезает какая-то культура и „появляется” новая, сначала нужно выбрать между двумя основными сценариями. Возникла ли новая культура в результате изменений в этой древней общине, не всегда хорошо видимых в археологических материалах, или, скорее, в этот район попали иностранные народы, которые принесли с собой свою культуру? Как мы скоро увидим, часто культурные изменения могли быть результатом одновременного возникновения этих двух основных процессов.

Мы вступаем в римский период

Если упоминания у Плиния Старшего, Клавдия Птолемея и Тацита действительно относятся к польским землям, то эти авторы, должно быть, имели в виду общины пржеворской культуры. Эта единица, которая в наибольшей степени занимала большую часть польский земель и Западную Украину, была создана в III в. до н. э. Примерно в то же время на территории северной Польши появляются древнейшие места оксивской культуры, а в центральной Украине развивается зарубинецкая культура. Что вызвало "одновременный" культурный сдвиг в таких огромных областях?


Распространение археологических культур в доримский период (VI-I вв. до н. э.). Цвет светло-зеленый: пржеворская культура, коричневый: оксивская, бирюзовый зарубинецкая (авт. Ossipro, Ulamm, опубликовано под лицензией Creative Commons Attribution-на тех же условиях 2.5).

Чаще всего предполагается, что ключевую роль сыграло влияние иностранных народов. В IV-III вв. до н. э. датируются следы проникновения в районы Центрально-Восточной Европы общин двух великих культурных кругов: ясдорфского (часто отождествляемого с германским племенем бастарнов) и латенского (племена преимущественно кельтского происхождения). В пржеворской, оксивской и зарубинецкой культурах особенно регистрируются многие черты, происходящие из второго из перечисленных культурных слоев. Среди них стоит упомянуть развитые методы выплавки и обработки железа, а также характерные погребальные обычаи, в том числе положить в могилы ритуально уничтоженное оружие умершего. Трудно найти однозначный ответ на вопрос, Кем были люди, составлявшие культуры Центральной и Восточной Европы в римский период. С одной стороны – пржеворская, оксивская и зарубинецкая культуры совершенно не соответствуют традициям прежних общин; с другой – отсутствуют следы оттока более крупных групп населения из Центральной и Восточной Европы. Поэтому на вопрос, перемещались ли в этом случае люди или просто предметы, более вероятным представляется второе решение.

Готы и их родина

Гетика Иордана является важным источником не только для размышлений о происхождении славян, но и о предыстории польских земель. Летописец описывает странствие готов и гепидов из их мифической праотцы, довольно широко расположенной в Южной Скандинавии. Германские племена бродили на юг, пока в конце III в. не начали угрожать границам Римской Империи. Отношения Джорданеса в какой-то степени соответствуют культурной ситуации на севере Польши в первые века нашей эры. На основе уже упомянутой оксивской культуры формируется новая единица-вельбарская культура. Она несет в себе отличительные чужеродные черты, известные из Южной Скандинавии (например, каменные круги в Одере, уздечки, грибницы). В то же время наблюдается постепенное расширение ареала этой культуры на юг и юго-восток. В III в. н. э. исчезает зарубинецкая культура, а ее место занимает сформировавшаяся на основе вельбарской культуры Черняховская культура. Эта культурная единица, которая на пике своего развития занимала районы Западной Украины, Молдовы и Румынии, часто отождествляется с более поздним Остготским государством Германарика.


Каменный круг вельбарской культуры в Wensiors (авт. Вольфганг Поль, общественное достояние).

В контексте сравнения письменных сообщений с археологическими данными стоит отметить несколько моментов. Во-первых, племенные подразделения, упомянутые Иорданом (готы и гепиды, вестготы и остготы), не могут быть выделены в археологических материалах. Группы в рамках вельбарской и черняховской культур носят региональный характер-не удалось выявить каких-либо особенностей поселения или погребального обряда, которые можно было бы отнести к конкретному народу. Это, конечно, не означает, что племенных подразделений не было – только то, что они, в очередной раз, проявились неуловимым образом в археологических источниках. Во – вторых, о чем молчит летописец, так это о явной роли местного населения в формировании обеих „готских” культур-вельбарской и черняховской. В свете археологических свидетельств не произошло простого” переселения " культурных образцов из Южной Скандинавии на Черное море-во время этого похода, сознательно или бессознательно для его участников, сформировалось совершенно новое качество.

Между тем на востоке

"Готское" поселение не охватило северо – восток Украины и центральную Белоруссию, где на основе зарубинецкой культуры сформировалась новая единица-Киевская культура. Сообщества этой культуры обычно характеризуются как более "консервативные", в значительной степени продолжающие традиции более старых культур этого района. С другой стороны, киевская культура не дублирует черты зарубинецкой культуры, а формируется из нее как реакция на захват соседних территорий идеями, принесенными новым населением. С Черняховской культурой ее связывают тесные контакты-большинство частей одежды или вооружения, найденных на позициях киевской культуры, были изготовлены” готскими " мастерскими или имитируют стиль этих изделий. Выделяются также группы позиций смешанного Киево-Черняховского характера.


Колыбель киевской культуры выделена желтым цветом (авт. Vissarion, опубликовано под лицензией Creative Commons Attribution-на тех же условиях 3.0).

В V в. из киевской культуры формируются три новые единицы: колочинская, Пеньковская и Пражская. Последнее подразделение будет играть особую роль в наших дальнейших размышлениях.

Конец римского порядка

В конце IV в. В Европе появляются гунны. Вместе с ними заканчивается римский период и начинается новая эпоха – период странствий народов. В течение жизни одного поколения (на языке археологов: внезапно и резко) традиционные поселения разрушаются. Племена варварской Европы начинают большие миграции, которые способствовали падению Западной Римской Империи. На территории Центральной и Восточной Европы в IV и V вв. исчезают культуры предыдущего периода – Черняховская, вельбарская, пшеворская, Киевская.

Как выглядел этот процесс? На польских землях, на кладбищах пржеворской культуры, использовавшихся в III и IV веках, как правило, больше нет могил, которые можно было бы датировать V веком. О существовании осадочных пустот в этот период свидетельствуют результаты палинологического анализа (то есть о пыльце растений). В то же время появляются новые необычные археологические памятники, не образующие единой культуры. Как правило, они трактуются как следы более короткого пребывания инородных групп населения. Среди них стоит упомянуть, например, могилу Якушовиц К. Казимежа Великого, в которой был похоронен воин с лошадью и многочисленными предметами (оружие, фурнитура конного ряда) в гуннском стиле, а также усадьбу и мастерскую по обработке янтаря в Свильчи К. Жешув, заброшенную в результате насильственных событий (усадьба была сожжена, а под полом одного из домов спрятана драгоценное сокровище).

Хаос и новый порядок

Культуры, возникшие на почве киевской культуры, оказались весьма экспансивными. Уже в V в. находки, связанные с этим кругом, встречаются почти на всей территории Украины. Неудивительно, что в VI в. Именно эти культуры занимали территории, где древнейшие письменные послания локализовали славян. На территории Юго-Восточной польский древнейшие памятники пражской культуры датируются уже полтора раза. VI в. (Бачуж, Нижний Городище). В VI-VII вв. "раннеславянские" общины также достигли территории Чехии, Моравии, Карпатской котловины и Балкан. Только в VIII-IX вв. эти народы появились в Польше на северо-западе и северо-востоке Германии.


Пражская культура (зеленый цвет) на польских землях в VI в. (авт. Palkin, опубликовано под лицензией Creative Commons Attribution-на тех же условиях 2.5).

Ранняя Пражская культура характеризуется удивительным единообразием. Хорошим примером может служить так называемый Пражский горшок-особая форма сосуда, появляющаяся на всей огромной территории, занятой этими сообществами. Умерших кремировали, а их кости складывали в урны или в неглубокие ямы, вырытые в земле, чаще всего почти без оборудования. Только позже во многих областях славянства появится обычай насыпать курганы. Населенные пункты "раннеславянских" культур характеризуются наличием специфической формы домов-квадратных, слегка утопленных в землю хижин (полусемянных) с бревенчатой конструкцией, с печью в одном из углов. Самые древние поселения расположены в долинах рек. С течением времени, начиная с VI в., на наших землях наблюдается разрастание сети городищ.

Миграция людей или блуждание предметов


Предметы, отождествляемые с киевской культурой (авт. Bard, опубликовано под лицензией GNU Free Documentation License, Version 1.2).

Как и в случае с генезисом культур римского периода, представленным выше, возникает вопрос о продолжении между более ранними поселениями и положениями культур раннего средневековья. Что касается польских земель, то особенности пражской культуры не относятся к обычаям, встречающимся в пржеворской и вельбарской культурах, а находят свои аналоги в Восточной Европе – в Киевской, а также Черняховской культурах. Таким образом, с археологической точки зрения мы имеем дело с разрывом культурных традиций и наплывом совершенно новых элементов. Это равносильно исчезновению древних культур и большой миграции населения пражской культуры с востока? Конечно, нет. Мы уже установили, что изменения в археологических источниках не должны соответствовать изменениям в живых сообществах. Как, как правило, бывает в таких ситуациях — нужно выслушать, что говорят представители других наук.

Имена и слова

Основным отличием славян как сообщества народов является использование одного из групп славянских языков. Возникновение славян отчасти также является образованием их языка, поэтому стоит взглянуть на выводы лингвистов по этому вопросу. Оказывается, славянские языки имеют много общих черт, особенно с балтийскими языками. Кроме того, выделяются элементы германского, кельтского и иранского происхождения (степного, кочевого). Среди лингвистов нет единого мнения о том, как на основе этой информации следует локализовать возможную колыбель славянских языков. Если предположить, что балтийские племена образовались в южной или юго-восточной части бассейна Балтийского моря, откуда мы знаем их с современности и современности, то в разные фазы римского периода они соседствовали как с общинами пржеворской, так и с киевской культур.

Еще один интересный вопрос-длительное выживание славянского языкового сообщества. Фонетические процессы в праславянский период, по-видимому, происходили параллельно по всей территории, занятой славянами. Возникновение отдельных славянских языков приходится только на период становления государств. Таким образом, в лингвистическом плане язык, на котором говорили славяне в VI в., является творением, образованным относительно "недавно". Очень трудно ответить на вопрос, сколько сотен лет мог длиться этот "момент"” тогда как в свете этой теории можно скорее исключить развитие праславянского языка, отсчитываемое за тысячи лет до пограничного VI в.


Следы древних народов, не только славянских, видны в названиях топографических объектов (авт. Бородавочник, опубликовано под лицензией Creative Commons Attribution-на тех же условиях 2.5).

Еще другие данные предоставляет топономастика-наука, занимающаяся географическими названиями. Если бы славяне пришли на польские земли, которые были бы совершенно пустынны и необитаемы, им пришлось бы самим давать названия рекам, деревням, озерам. Но оказывается, что это было не так – некая группа местных имен в польских землях не может быть выведена из славянского языка. Помимо имен германской родословной, выделяются также сохранившиеся старшие имена-происходящие еще от первобытного индоевропейского языка.

В поисках гена славян

В последние годы генетические исследования все чаще используются в исследованиях происхождения славян. Особую роль играют гаплогруппы-группы генов (гаплотипов), занимающие определенный участок на хромосоме. Благодаря наблюдениям гаплогрупп, которые наследуются исключительно по мужской или исключительно по женской линии, мы можем наблюдать передачу гаплогрупп в последующих поколениях без нарушений, вызванных гаплогруппами, унаследованными от другого родителя. Поскольку сходство в генетическом коде свидетельствует об общем происхождении-исследования ДНК людей из разных областей и периодов дают информацию о передаче генов и людей, которые их имели.


Распространение гаплогруппы R1a в Европе (авт. Crates, opublikowano na licencji Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International).

Разгадать загадку происхождения славян? Пока-не думаю. Как проще всего доказать Изменение населения на основе генетических профилей? Сравнить ДНК населения старой культуры с более молодой культурой. В нашем случае это были бы сообщества поздней пржеворской культуры и пражской культуры. Проблема в том, что таких исследований пока нет. В статьях, которые до сих пор появились, делается анализ ДНК сообществ пржеворской, вельбарской культуры, а также средневековых и современных поляков. Это означает, что у нас нет генетических профилей ранних,” языческих " славян с польских земель. Причина такой ситуации уже известна-погребальный обряд. ДНК в костях, подвергшихся кремации, сохраняется очень редко (стоит обратить внимание на количество неудачных попыток получить ДНК из костей пржеворской культуры, в вельбарской культуре телесные ожоги и захоронение несгоревших тел разлагаются примерно поровну). Что это меняет? Ведь мы располагаем богатой базой генетических профилей современных славян, которые ведь произошли от раннесредневековых.

Истинные предки и генетические предки

Я спешу с ответом – пока мы не знаем полной картины возникновения гаплогрупп среди общин Центральной и Восточной Европы в древнем и раннем средневековье. Если на основе изложенной очень краткой характеристики истории последних 2,5 тысяч лет в этой области возникает неясная и беспорядочная картина-значит, я хорошо их проецировала. В масштабе последних 40 тыс. лет, с момента прибытия первых homo sapiens в Европу, или даже 15 или 10 тыс. лет, когда датируется возникновение знаменитой мутации R1a1, периоды внезапного падения прежних поселений и появления нового населения случались несколько раз. Вместе с постоянно перемещающимися людьми-перемещались и их гены. Не то чтобы новая мутация появлялась вместе с новообразованным народом-наоборот, в ДНК членов зарождающегося народа уже была записана генетическая история их далеких предков. Надо помнить, что изучение генезиса славян-это не выслеживание одного человека, а поиск ответа на вопрос, как, где и почему происходило формирование этого этноса. Мы можем описать материальную и духовную культуру славян, формирование их языка, политическую историю – но о процессах формирования славянской идентичности мы знаем очень мало.

Неудобные вопросы

Так откуда же родом славяне? С археологической точки зрения-раннеславянская культура на польских землях берет свое начало с востока, из круга киевской культуры. Таким образом, проблема заключается в том, произошел ли обмен населением в период переселения народов или Пражская культура была принята общинами пржеворской культуры. Есть ли в период переселения народов следы оставления польских земель древним населением? Интерпретации имеющихся данных противоречивы.

Но стоит задать другой вопрос: почему общины пржеворской культуры не покидали оккупированные ими земли в период скитаний народов? Так поступили племена, принадлежащие к их культурному кругу. Если предположить, что они остались-что в раннем средневековье побудило их внезапно отказаться от своих прежних обычаев и захватить чужую восточную культуру? Почему племена пржеворской культуры просто не продолжили свое традиционное производство, как это делали другие народы Западной Европы?


Приняли ли население пржеворской культуры обычаи народов, связанных с пражской культурой, или переехали в другие районы? На фото: могила, связанная с этой культурой из района Санока, видны пепельница, человеческие кости и ритуально сломанное оружие (авт. Silar, opublikowano na licencji Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported).

Надо признать, что даже самые ожесточенные археологи-аллохтонисты (сторонники теории „пришествия” славян с востока) не утверждают, что польские земли, занятые в VI в. славянами, были полностью обезлюдели. Какими бы многочисленными ни были последние группы населения римского периода-они были „поглощены” новыми сообществами достаточно быстро, чтобы не оставить после себя археологических следов. Свидетельством контактов между первыми славянами и остатками древних народов являются топономастические (и генетические?). Кем было население пржеворской культуры? Или она считала себя славянами? Как мы уже успели установить, возможности археологии в воспроизведении убеждений, взглядов и идентичностей индивидов сильно ограничены.

Библиография:

  • Энциклопедия истории Украины [дата обращения: 2 марта 2017 года] <[http://resource.history.org.ua]>.
  • Герловский Казимир, первоначальные обители славян. Подборка сочинений, под ред. Михал Парчевский, Институт археологии Ягеллонского университета, Краков 2000.
  • Juras Anna, Dabert Miroslawa, Kushniarevich Alena, Malmström Helena, Raghavan Maanasa, Kosicki Jakub Z., et al., Ancient DNA Reveals Matrilineal Continuity in Present-Day Poland over the Last Two Millennia, „PLoS ONE”, 9(10), 2014 [dostęp 25 lutego 2017] <[http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0110839]>.
  • Качановский Петр, Козловский Януш Кшиштоф, древнейшие истории польских земель,” великая история польский", т. 1, изд. ФОГРА, Краков, 1998.
  • Качановский Петр, Парчевский Михаил (ред.) Археология о происхождении славян. Материалы конференции, Краков, 19-21 ноября 2001 г., Институт археологии Ягеллонского университета, Краков, 2005 г.
  • Лавецкая Дорота, введение в археологию, научное издательство PWN, Варшава, 2010.
  • Период странствий народов в бассейне реки Одер и Висла [дата обращения: 2 марта 2017 года] <[http://www.mpov.uw.edu.pl/pl/projekt]>.
  • Онущук Ярослав І., До проблеми єтнокультурної приналежності пам’яток пізноримського часу Волино-Подільского пограниччя [w:] Олег В. Петраускас, Сергій А. Горбаненко (red.) Черняхівська культура. До 120-річчя від дня народження В. П. Петрова, OIUM 4, Национальная академия наук Украины, Киев, 2014, стр. 156-164.
  • Парчевский Михал, праотец славян в источниковедении [в:] тень Святовита или пять голосов по этногенезу славян, ред. Анджей Коковский, университет Марии Кюри-Склодовской в Люблине, Люблин 2002, стр. 23-68.
  • Плезия Марианская, греческие и латинские источники к древнейшей истории славян. Ч. I (до VIII века), Польское народное общество, Познань-Краков, 1952.
  • Поповская-Таборская Ханна, ранняя история славян в свете их языка, изд. Ossolineum, Вроцлав-Варшава-Краков 1991.
  • Renfrew Colin, Bahn Paul, Archeologia. Теории, методы, практика, изд. Proszyński и S-ka, Варшава, 2002.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие