В следующем году мы будем отмечать 1050-летие Крещения польского. Это событие считается моментом создания польского государства. А что было раньше?

Школьная версия рождения польский. Поляки, Польша и поляки-это триада понятий, определяющих основы нашей национальной идентичности, происходящая от древнего племени, которое дало династию пястских правителей. Постепенно они подчинили себе соседние народы, признавшие ведущую роль Полян в объединении родственных друг другу польских племен, именуемых когда-то лехитскими. Кульминация строительства территориального государства наступила при нашем первом историческом правителе жиле и, который взял на себя верховную власть над территорией, которую он называл гнезненским государством. Своим обращением в 966 году он привел пример подданных, которые в унисон пошли по стопам своего правителя. Это породило Христианское государство, сохранившееся до наших дней.

Эта красивая история, уже известная каждому ученику, имеет один существенный недостаток-она в значительной степени не соответствует действительности! В основном это касается ее племенного начала, которое соткано из догадок с таким низким уровнем правдоподобия, что мы можем в лучшем случае назвать его легендарным видением. В оправдание ее последователей можно сказать, что исторические источники, относящиеся к этому периоду, очень немногочисленны и неясны. Тем более, однако, следует избегать переинтерпретаций, изображаемых как правдивая история.

Культурная стагнация. Ее проверку нужно начинать с введения в более ранние времена, когда древние комментаторы видели в Центральной и Восточной Европе склавинов, то есть славян. Проблема их происхождения, вероятно, неразрешима на современном уровне археологических и исторических знаний. Ибо ни скромные письменные источники, сохранившиеся до наших дней, ни археологические находки не могут решить обстоятельства появления в VI в. на карте Европы нового народа, который мог прибыть из другого региона или быть продолжателем многовековой местной традиции. Новый импульс к этой дискуссии могут принести, пожалуй, только массовые исследования ДНК костей людей, похороненных в раннем средневековье в Польше и в других частях Европы. Возможно, это позволит установить ход демографических процессов и генетические связи между жителями разных частей континента.

Однако это не имеет большого значения для формулировки ответа на вопрос, какова была ситуация на польских землях до выхода пястовского государства на геополитическую сцену Центрально-Восточной Европы во второй половине X в.

До начала IX в. Здесь, казалось, доминировала простая культура, ориентированная на адаптацию и выживание, а не на развитие и расширение. Не видно элит, проявляющих свой статус, отличающихся материальным богатством. Нет никаких признаков более широкого открытия снаружи в виде предметов, импортируемых с большего расстояния. Там не так много оружия, но и богатства, которые нужно защищать от потенциальной угрозы. За редкими исключениями не видно мест, которые можно было бы считать центральными-например, культовыми центрами. Неспециализированная аграрно-животноводческая экономика, дополненная собирательством и охотой, не обеспечивала излишков, которые можно было взять на себя для финансирования какого-либо политического проекта.

Появление городищ. После столетий культурного застоя только IX век принес более заметные изменения, отраженные в археологических находках. Самой важной новинкой было строительство городищ, окруженных деревянно-земляными валами. Их подъем менял политическую топографию, поскольку они создавали центральные места, вокруг которых сосредоточились социальные и экономические отношения. Мы не знаем, выполняли ли эти первые укрепленные поселения скорее оборонительные или скорее символические функции, как материальное проявление существования местных центров власти.

Однако они указывают на то, что произошло разделение недифференцированной до сих пор сети сельских поселений на центрированные вокруг городища „ячейки”. Их создатели и управляющие составляли социально-политическую элиту, которая демонстрировала естественную склонность друг к другу конкурировать за статус, влияние, размер контролируемой территории и прибыль от занимаемой центральной позиции в организационной структуре. Желание укрепить и расширить сферу своей власти могло привести к прямой конфронтации, что привело к падению одних центров и росту значимости других.

В то время как с VII-VIII вв. мы знаем только изолированные примеры из Подляша (хаки) и Мазовия (Шелиги), где славяне построили возвышенные поселения, окруженные валами, а с VIII в. немногочисленные укрепленные поселения из Малопольски, позже гроды появились во всех регионах. Это считается показателем ускорения расслоения обществ, среди которых появились элиты, проявляющие свое присутствие вставкой в культурный ландшафт объектов, поражающих своими размерами.

[видео]

Ловушка у Баварского географа. По совпадению сохранился короткий документ того времени. Это текст, написанный после 844 года в одном из Восточно-франкских монастырей, например, в Фульде. Автор не подписал его, поэтому в XIX веке его назвали баварским географом. Это единственный письменный источник (так называемые „каролингские записи”), который позволяет некоторое представление о периоде динамических изменений, захваченных археологами. В нем содержится своего рода брифинг – удобный ярлык знаний о землях, расположенных к востоку от границ Восточно-Франкского государства, установленных тогда на Эльбе и Дунае. Эта записка была сделана для короля Людовика Немецкого, который, вероятно, запросил информацию о народах, проживающих к востоку от его государства. Заказ был выполнен в попытке собрать имеющиеся в то время знания. Очевидно, она была далека от точности, что приводит к проблемам интерпретации сегодня.

Правитель получил географически неупорядоченный перечень названий каких-то народов, которым были присвоены конкретные цифры каких-то чивитатов. Уникальность этого текста заставила склониться над ним поколения польских медиевистов, знавших надежду найти ключи, освещающие ситуацию, предшествовавшую возникновению пястовского государства. Исследователи посчитали, что это список территориально организованных племен, а чивитаты с готовностью отождествили с их городищами. „Этнические " названия, искаженные автором, пишущим на латыни, были искажены с помощью простых ассоциаций: Приссани-Пыричание, Милзане-молчание, Веризане-Верчание, Ополини-Ополянье и т.

Такая процедура позволила составить карты, на которых эти племена располагались в местах, где имеются отождествленные с ними географические названия: Пыжице, Мильско, Верица, Ополе и т. Относительная сила этих организаций была установлена, руководствуясь числом civitates, присвоенным им баварским географом. Пустые места на таких картах постепенно заполнялись племенами, изобретенными историками и археологами (например, Староподлясянами, Плоцчанами или Сандомирзянами), что позволило покрыть всю территорию современной польский территории территориальными организациями.

Проекция племен. При этом в дискуссиях о допогосударственном периоде тщательно избегали точного определения раннесредневекового славянского племени. Это позволяло интуитивно приписывать такому творению черты развитой организации, обозначаемой именем и постоянно занимающей определенную территорию. Оно могло разрастаться по мере того, как небольшие племена превращались в большие племена, и они образовывали еще более крупные союзы, управляемые племенными князьями. В середине X в. в этой договоренности должно было доминировать Центрально расположенное племя полян, правители которого дали новому государству династию Пястов.


Зарождение христианства, образ Иоанна Матейко (общественное достояние)

К сожалению, никто не смог описать механизм этой эволюции, в результате которой территории родственных друг другу племен постепенно слились в централизованную организацию раннесредневекового государства. Самой большой слабостью этого привлекательного своей простотой видения является отсутствие какой-либо достоверной информации о существовании ключевых для этого рассуждения полян, от которых, в конце концов, было получено название государства и его жителей. Неопределенность также касается многих других польских племен (например, знаменитых Вислян и Волинян), долгосрочное существование которых кажется все более сомнительным.

Эти сомнения проистекают из Прогресса антропологических исследований традиционных обществ, среди которых не было обнаружено функционирования постоянно узнаваемых крупных территориальных организаций. Так охотно описываемые в XIX в. африканские, американские или австралийские племена оказались конструкциями самих исследователей, которые стремились разделить описываемые популяции на какие-то четко выделенные группы, характеризующиеся разрозненной культурой.

Руководящие организации. Сегодняшняя антропология уже отказалась от выделения и описания объективно существующих племен, введя гораздо менее точное понятие этнической принадлежности как субъективного восприятия мира. Она позволяет отдельным людям узнавать своих и чужих, но изменчива, неустойчива и зависит от текущей ситуации. Нигде, кроме относительно изолированных районов, не было обнаружено сообществ с устойчивой культурной однородностью. Напротив, подчеркивается динамика и взаимопроникновение различных сфер – например, языка, религии или материальной культуры, масштабы которых не совпадают друг с другом.

До-государственные общины описываются сегодня, скорее, ссылаясь на концепции так называемых вождистских организаций, в которых не объективно существующее культурное сходство, а воля конкретных людей определяет возникновение и сохранение более крупных организаций. Это вождь, который благодаря своим способностям (например, военным), харизме и простому счастью завоевал господствующее социальное положение, подвергает свой контроль различным сферам общественной жизни. Однако его власть обусловлена согласием сторонников, которым он должен обеспечивать внешнюю безопасность и внутреннее процветание, что приводит к их политической поддержке. В противном случае они могут свергнуть его и перейти под крыло более ожидаемого соседа или выбрать нового кандидата на лидерство из числа присутствующих в каждом обществе конкурентов к власти.

Такая система чревата постоянной неопределенностью, поскольку постоянная конкуренция за лидерство придавала политической ситуации огромную изменчивость-одни центры власти продолжались и росли в силе, а другие падали. Эта динамика, по-видимому, отражается в распространении городищ, жизнь которых могла быть столь же недолгой, как и карьера людей, инициировавших их строительство. Ибо именно конкретные люди, а не культурное сходство, языковая однородность или общее этническое название определяли организационную сплоченность надлокальных групп населения.

[видео]

Команда Живет. Такая система многих конкурирующих центров власти могла продолжаться долго, не становясь явным лидером. Это происходило до тех пор, пока общая угроза не заставила меньших вождей объединиться или когда один из них ввел в свою организацию новые военные, политические или экономические решения, которые позволили ему подчинить себе более слабых соседей. Возможно, это был процесс, напоминающий эффект снежного кома, который по мере роста приобретает скорость и разрушительную силу.

Так поступил Мешко и, который, согласно рассказу Ибрагима ибн Иакова в 965 году, окружил себя вспомогательной командой, удерживаемой за счет прибыли от достигнутых с ее помощью военных успехов. Замена экстренной мобилизации, как реакции на конкретную ситуацию (оборону или нападение), постоянно готовой к действию военной силой, зависящей от Решения одного человека, также дала эффективный инструмент быстрого разрешения споров.

Это нововведение позволило Сильверу вырваться из-под контроля „митинговой демократии” и навязать свое бесспорное единовластие. Вскоре это было подкреплено-подтвержденным крещением правителя-продвижением новой религии, которая должна была идеологически унифицировать растущее государство. Затем высшая политическая власть была окончательно монополизирована родом житий, из которого, как писал Галл Аноним, произошли прирожденные лорды королевства, позже названные Пястами.

Текст представляет собой отрывок из историко-политического деятеля " Рождение польское”:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие