Человек в своем естественном желании привести вещи в порядок пытается установить конкретную дату начала и конца события или процесса. В случае становления государственности это непростая задача. Истоков польского народа и государства может быть как минимум несколько, ведь государство-это не только форма организации общества, но и абстрактная ценность, с которой мы чувствуем себя связанными.


Польское государство при первых Пястах (авт. Marcin Sobiech / EXGEO Professional Map).

Как выглядело крещение? Источники не уточняют, в каком месте и при каких обстоятельствах правитель принял христианство. Мы можем только догадываться, что он должен был войти в специальный бассейн крещения, где вода доходила до пояса. Затем священник обливал голову катехумена или на мгновение погружал его в ее „обмороки”. Возможно, это произошло в Великую Субботу во время Пасхальной литургии. Именно этот праздник обычно ассоциировался с приемом в ряды верующих новых верующих. Ее символика, связанная с переходом между смертью и жизнью, была обязательно связана с Крещением. А если считать, что дата 966 года достоверна, то это произошло, скорее всего, 14 апреля. Круг присоединившихся к акту крещения был небольшим, ограничиваясь князем и его ближайшим окружением. Поэтому в баптистерий были приглашены жилец, его команда и, возможно, люди, служащие в переборке (хотя это кажется сомнительным). Среднестатистический житель гнезненского государства сознания крещения не имел. Влияние первоначальной церковной организации было ограниченным и не выходило за пределы самых больших городищ. Если же подданные даже слышали о крещении, то считали его просто признанием очередного Бога, которого без труда можно было пригласить в довольно примитивную славянскую систему верований.

Lex est rex

Говоря о крещении Польши, нужно знать, что эта "Польша" отождествляется с Мешко и его двором. Это не необоснованно. Первый исторический правитель нашей страны был больше государством, чем Людовик XIV, который говорил, что государство-это он. Поэтому страна, расположенная между Одером, Вислой и Вар, называлась не Польша, а просто государство житье или гнезненское государство – как это определено в документе Dagome iudex. Названия государств появляются позже, когда стало неловко называть страны по именам их правителей. Государством Болеслава на рубеже X и XI веков можно было назвать как Польшу, так и Чехию, обеими странами управляли Болеславы. Номенклатура не меняла характер государства. Он по-прежнему был частной собственностью его правителя. Таким образом, не было абстрактной ценности для его жителей, чья „польскость” означала не столько приверженность традициям и истории, сколько просто верность князю или королю.


Казимир Великий как " король крестьян”, картина Марчелло Баччарелли (общественное достояние)

Когда государство отходит от правителя? Этот процесс начинается с раскола района. Рост городов и приток поселенцев из Чехии и Германии начинают осознавать этнические различия, а усилия по объединению показывают, что Польша-это больше, чем просто княжеская или королевская собственность. В борьбе за власть в Кракове все большее значение приобретают местные вельможи и рыцарство, за чьими соображениями начинают ухаживать претенденты на престол. Немаловажным является также эпизодический выход за пределы династии Пястов и временный приход к власти чешских Пржемысловиков. Таким образом, государство начало становиться чем-то отдельным от правителя, высшей ценностью перед властью. Монархия Локетека и Казимира Великого больше не является типичным патримониальным государством. Формируется понятие короны Королевства, в котором король является случайным „чиновником”, обладающим властью. Хотя эта власть по-прежнему носит сакральный характер, она уже не так сильно связана с собственностью, как еще во времена жизни.

Таким образом, мы можем сказать, что не позднее XIV века Польша уже становится государством, которое испытывает чувства независимо от того, кто имеет власть. Таким образом, Польша получает свою собственную отдельную абстрактную идентичность. Углубление этого процесса происходит после смерти Хедвиг Анжуйской. И Ягайло, и его потомки уже осуществляют власть по воле вельмож, а не по рождению. Таким образом, собственниками государства перестают быть правители, а становятся их подданными, от воли которых власть зависела. Таким образом, начинается формирование нации, осознающей свою самобытность и ценности, определяющей свое достоинство и права. Это было время, когда принято говорить, что „lex est rex " – "закон-король"”

Нация или народы?

Конечно, не все субъекты были включены в этот процесс. Более 90% населения функционировало вне политической системы. Сарматская культура стремилась исключить горожан и крестьян из представления о нации, пытаясь указать, что они отличаются от третьего сословия как этническим, так и культурным углом. Содружество было основано на двух общинах-национальной общине, сосредоточенной вокруг дворянства, оказавшего влияние на государственную политику, и подданных, чье место в обществе по-прежнему регулировалось анахроничными правилами принадлежности. Эта тоже была двоякой, потому что часть горожан и крестьян функционировала в патримониальной системе королевской собственности, а часть зависела от частных собственников, наделенных монаршей властью правовыми и имущественными привилегиями. Польша между XV и XVIII веками представляла собой смесь средневекового феодализма с современным видением государства, основой которого были гражданские права, во главе с правом на создание реальности.


Аллегория Конституции 3 мая Даниила Ходовецкого. Среди фигур видные крестьяне (общественное достояние).

С кризисом государства в XVIII веке все чаще стали говорить о необходимости расширения понятия нации. Дворяне, несмотря на свой культурный и экономический потенциал, все меньше чувствовали себя в силах быть единственным обладателем власти. К этому добавлялись просветительские мыслительные течения, которые все сильнее подрывали феодальные отношения в мире. Конституция 3 мая, хотя и в довольно консервативной форме, стала включать в понятие нации и третье государство. Однако это была лишь декларация.

Процесс создания современной нации должен был только начаться. Это сопровождалось тяжелым периодом потери независимости и возникающими вместе с ней вопросами о существовании польского народа. Однако именно во время разделов идея польского государства оказалась укоренившейся, по крайней мере, в шляхетском и Мещанском слоях. Гораздо хуже было с негражданством деревни, для которой все же польскость была больше связана с феодальным угнетением, чем свободой. Чувство этнической общности в конечном итоге победило в деревне, но не полностью включило прежние владения в нацию. В межвоенное двадцатилетие поляки входили не только разделенными на три раздела, но и с враждебностью и социальными событиями, которые то и дело вспыхивали, разрушая чувство национальной общности. Период раздела и восстановления независимости-это, впрочем, создание уже совершенно нового государства, правда, опирающегося на древнепольскую идентичность и историю, но в то же время стремящегося начать все заново, самым ярким доказательством чего был отказ от монархии в пользу республиканизма. Дух былой эпохи, однако, остался, то ли в литературе, то ли в именовании, то ли в культуре.

Итак, начало?


(Общественное достояние)

Таким образом, процессы формирования государства и нации не имели ничего общего с самим актом крещения. Скорее, они были связаны с освобождением последующих групп от патримониальной власти монархов до отказа от монархии в пользу современной Республики. На мой взгляд, это решило три периода-раскол района, исчезновение династичности престола и падение Речи Посполитой. По отношению к этим событиям крещение 966 имеет значительно второстепенное значение.

Не стоит ли праздновать 1050-летие этого события? Не следует придавать ему слишком большого значения, хотя для целей систематизации хронологии назначение в день Крещения начала государства не совсем необоснованно. Хотя в то время трудно говорить о государстве как универсальной ценности и нации как существующем бытии, ведь крещение жителя было выражением его воли к созданию отдельного и самостоятельного политического творения. Он был первым известным актом международного значения, сделавшим человека (и, следовательно, страну) центром в отношениях между государствами. Таким образом, хотя именно эмансипация последующих социальных групп сформировала Польшу, идея независимости возникла именно тогда. И хотя, конечно, сегодняшняя Польша выходит далеко за рамки представлений о житии и (А я, вероятно, принял бы ее с неохотой), тогда, в 966 году, она дала сигнал о желании создать отдельное государство. Все остальное зависело исключительно от нас и от того, как сложится судьба этих земель.

В честь этого неочевидного, хотя и важного события, Польский национальный банк выпустил специальную банкноту с изображением жития и Добравы номиналом 20 злотых.

Текст является частью тематического дополнения к Histmag.org, разработанного в сотрудничестве с Национальным банком Польши, посвященного 1050. годовщина крещения польский. Источником вдохновения для публикации стала банкнота НБП „1050. юбилей польский крестины " номиналом 20 зл:


1050. годовщина крещения польский номинал: 20 зл. размеры: 144 x 77 [мм] тираж: до 35 000 шт. Дизайнер: Кристиан Михальчук

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие