Новоязычники не имели и не имеют официальной организации или печатного органа, но проповедники новой религии есть буквально во всех латвийских городах. Они устраивали домашние вечера, заявляли о себе в общей светской печати, практически демонстрировали свое учение различными церемониями.

Новоязычество целиком отбрасывает Ветхий и Новый Заветы, считает христианство «религией ублюдков». Религия, по мнению новоязычников, должна быть сугубо национальной, в то время как христианство объявляет себя всемирной религией, считает людей братьями «во Христе».

«Нам дела нет до того, — заявлял один из рижских новоязычников, — жил или не жил Иисус, о чём идут споры между христианами и атеистами. Скорее всего, правы последние, и личность эта действительно мифическая. Но живший или выдуманный Христос, равно является евреем, а потому не может быть вероучителем для латышей, точно так же, как мы не претендуем на то, чтобы евреи поклонялись нашим богам».

«Меня удвиляют православные латыши, — вещала студентка-новоязычница. — Православие — религия Востока, религия русских. У нас же, латышей, своя история и свои предки, а следовательно, и религия должна быть своей национальной, религией наших предков».

Но религия предков состояла, как известно, из обожествления сил природы, почитания умерших прародителей, поклонения вылепленным божкам и пр. Переносить всё это в современность было бы уже совершенно нелепо, и потому среди принявших новоязычество буржуазных интеллигентов нет единства взглядов на этот счёт. Из обычаев предков каждый выполняет тот, который ему заблагорассудится

Есть новоязычники, которые... прагают через костры. Есть такие, которые кладут в могилы умерших родителей их вещи. При похоронах новоязычника считается обязательным произносить следующую фразу: «Итак, милый друг, мы тебя теперь провожаем из этой нашей милой Латвии в небесную Латвию». Есть новоязычники, почитающие выточенные из дерева изображения предков.

Имена даются только языческие, и потому среди латвийской интеллигенции не редкость встретить сейчас самые странные, режущие ухо, отдающие крайней первобытностью имена.

В середине 1939 г. православный латвийкий синод счёл нужным созвать специальное широкое «пастырское собрание православного духовенства», обсуждавшее методы борьбы с новоязычеством. Католическое и лютеранское духовенство так же заявило о «необходимости солидарности христиан в борьбе с этим мерзким учением, которое только по отстутствию другого термина может быть названо таковым».

В буржуазной Латвии находились люди, которые, не примыкая к новоязычникам, находили в их религии «прогрессивные элементы», считали полезной борьбу, которую они ведут с христианством. В осуждении новоязычников христианскими церквями они склонны были видеть доказательство этой «прогрессивности».

На самом деле это абсолютно не верно. Новоязычество столь же реакционно, как и всякая другая религия. Его вред ещё усиливается шовинистическим, человеконенавистническим духом. Борьбу с христианской религией новоязычники ведут не с научных, а с реакционных позиций. Эта борьба ничего общего не имеет с той, которую должны вести безбожники-материалисты.

Новоязычество было очень модным среди латышской националистически настроенной буржуазной интеллигенции. С ростом интрнационального воспитания в Латвии «мода» на новоязычество должна будет пройти.

Из статьи В. Михайлова "Рижские проповедники"
(“Безбожник”, №6, июнь 1941 г., стр. 5-6)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие