У выдающегося российского и советского этнографа Дмитрия Константиновича Зеленина (1878—1954) читаем:

«Древнехристианский номоканон гласит: „При постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана или быка или козла“ (P. Sartori, Ueber das Bauopfer, 8). <...> У датчан и шведов долго жило обыкновение — под каждую строящуюся церковь зарывать или замуровывать живое животное. Датчане замуровывали под алтарем храма живого ягненка, чтобы храм стоял нерушимо (R. Andree, Ethnographische Parallelen und Vergleiche, Stuttgart 1878, S. 22). В Швеции, на о-ве Готланде и в других местах, для той же самой цели живьем зарывали в фундамент церкви или ягненка (чаще всего, вероятно под влиянием христианского символического агнца), или жеребенка, быка, свинью. Верили, что дух этого животного живет тут; этот дух носил наименования: „церковный баран“, „церковная свинья“ или „церковное привидение“ — Kyrkogrimmen (из материалов Фольклорного архива в Упсале). Про тень-привидение такой церковной лошади датчане говорили, что она каждую ночь подходит на трех ногах к тому дому, где кто-либо должен умереть (P. Sartori, Über das Bauopfer, 19).

Кроме названных животных, в качестве строительной жертвы фигурировали овцы, козы, собаки и кошки, рогатый скот, заяц, петух, курица и другие птицы, лягушки и змеи (там же, 19–23). <...> Когда в 1876 г. разрушали монастырский храм в Сербии, то нашли при входе, под церковным порогом, в специальной нише скелет петуха и цельное яйцо, которое пролежало тут по крайней мере 600 лет: церковь эта была построена в XII в. первым сербским королем из дома Неманичей»

Цит. по изд.: Зеленин Д.К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. Москва–Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1937. С. 12, 25, 26.

Поиск

Журнал Родноверие