Другая земля с центром в городе Рязань, в будущем из этой части образовалось Рязанское княжество. У И.И. Срезневского в «Материалах для словаря древнерусского языка» найдём этимологию названия «рязань», которая произошла от слова резать, рязанские вятичи граничили со степью, поэтому должны были уметь защищаться, вспомним Евпатия Коловрата. Еще в XIV - XV веках московские летописцы помнили, что гордые и воинственные рязанцы были потомками непокорных вятичей.

В Большой Российской энциклопедии, составленной академическими историками и учеными озвучена официальная точка зрения современной исторической науки на союз вятичей: «Вятичи, со­юз вост.-слав. пле­мён в бас­сей­не верх­ней и сред­ней Оки, р. Мо­ск­ва и, ве­ро­ят­но, в вер­ховь­ях р. Дон (см. Бор­шев­ская куль­ту­ра)

Эт­но­ним «В.» вос­хо­дит, со­глас­но вер­сии «По­вес­ти вре­мен­ных лет», к име­ни Вят­ко – пред­во­ди­те­ля груп­пы сла­вян, ко­то­рые при­шли с за­па­да на р. Ока. Ран­ние па­мят­ни­ки В. (9–10 вв.) кон­цен­три­ру­ют­ся в верх­нем те­че­нии Оки. С 8 в. В. пла­ти­ли дань Ха­зар­ско­му ка­га­на­ту, с сер. 10 в. – Др.-рус. гос-ву. Позд­нее В. рас­се­ли­лись к се­ве­ру от пер­во­на­чаль­но­го ареа­ла, в 11–12 вв. на их пле­мен­ной тер­ри­то­рии воз­ник­ли го­ро­да Во­ро­тынск, Де­до­славль, Ко­зельск, Кол­теск, Мо­сальск, Мо­ск­ва, Се­ренск и др. Упор­но со­про­тив­ля­лись вла­сти ки­ев­ских кня­зей, в 1080-е гг. кн. Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах вое­вал с кн. В. Хо­до­той. В кон. 11 – нач. 12 вв. сре­ди В. рас­про­стра­ни­лось хри­сти­ан­ст­во, поч­ти не за­тро­нув­шее по­гре­баль­ную об­ряд­ность. В нач. 12 в. тер­рито­рия рас­се­ле­ния В. ока­за­лась раз­де­лён­ной ме­ж­ду Чер­ни­гов­ским, Ря­зан­ским и Рос­то­во-Суз­даль­ским кня­же­ст­ва­ми, а В. по­сте­пен­но ста­ли ча­стью др.-рус. на­род­но­сти»

По – нашему мнению самоназвание название вятичей произошло от «вятшие», что означает древний, родовитый.

Восточн - славянский союз племен вятичей занимал земли бассейна Оки, верхней и средней её части. Земли вятичей занимали территории современных Брянской, Воронежской, Калужской, южной половины Московской области, Липецкой, Орловской, Рязанской, юго - восточной части Смоленской, Тульской областей, что больше площади занимаемой современной Белоруссией.

Земли вятичей были поделены на три части (подробнее в моей статье «Женское начало русской души, России. Пояс кривичей и круг вятичей»).

Одна из них - земля будущего княжества Московского (южная половина Московской области) вошла в состав Ростово-Суздальской земли. Особенность этой части вятской земли в том, что она обильна лесами и реками, много болот. Поэтому при опасности можно было уйти в лес спрятаться, в летописях часто говорится о сожженных городах, но через короткое время восстановленных, вернувшимися жителями. Для отхода или эвакуации, города оставались защищать воины, их можно назвать отрядами прикрытия, отсюда жертвенность, «положить голову за други своя». То есть северные вятичи были более рациональными, они могли уйти в лес при опасности, и обдумать сложившуюся ситуацию. Не отсюда ли поговорка о том, что «Русский мужик долго запрягает, но быстро едет», северные вятичи были более прагматичными, менее эмоциональными.

Другая земля с центром в городе Рязань, в будущем из этой части образовалось Рязанское княжество. У И.И. Срезневского в «Материалах для словаря древнерусского языка» найдём этимологию названия «рязань», которая произошла от слова резать, рязанские вятичи граничили со степью, поэтому должны были уметь защищаться, вспомним Евпатия Коловрата. Еще в XIV - XV веках московские летописцы помнили, что гордые и воинственные рязанцы были потомками непокорных вятичей. «Где рязанский конник, там враг покойник.» Близость степи оказывала влияние на рязанских вятичей, они были недоверчивыми, опасливыми, более внимательными, осмотрительными, откуда пословица «В Рязани даже грибы с глазами». Времени на раздумье у них было мало. Из степи на них шли постоянные нападения об этом рязанская поговорка «Что ни год, то рать. Что ни десять, то нашествие.», отсюда быстрота принятия решения, боевитость, готовность к борьбе, большая эмоциональность, непокорность.

И третья часть, сохранила название Вятичей, она номинально принадлежала сначала Чернигову, но сохраняла свою автономию и большую независимость. Центром этой Вятской земли (включавшей земли сегодняшних Тульской, Калужской, Орловской областей с прилегающими районами) был город Дедославль. Непосредственное управление осуществляла местная знать, а верховным органом власти было вече, собиравшееся в Дедославле. Край получил название «Верховские княжества». Через них проходил торговый путь из южных земель и Киева, их соседями были северяне. Поэтому западные вятичи были более коммуникабельными, больше общались были в курсе потребностей у соседей, для которых были важны сельхоз орудия для обработки плодородной земли и оружие для защиты, обилие леса и болотного железа способствовало развитию кузнечного дела. В результате чего у западных вятичей выработались такие качества, как усидчивость, терпение, внимательность, смекалка, фантазия. Назовём их «верховскими вятичами».

Поэтому они были хорошими мастеровыми. Все знают татарский колчан, где хранятся стрелы, а древнерусский тул, означающий «скрывает стрелы», забыт. Впрочем, корень ту до сих пор употребим – туман, Тула, тулица, туес и так далее. Поэтому позже Тула стала кузницей русского оружия и местом где появился знаменитый Левша. О чем говорят пословицы и поговорки: «Дай туляку железо, он из него сотворит чудо», «Туляки блоху подковали и на цепь посадили», «Туляки тем хороши, что все родом от Левши».

Имея оружие, укрепленные города, леса, вятичи отстаивали свои традиции и языческое, вернее ведическое мировоззрение. Они долго не покорялись киевским князьям и христианизации, в большей степени это относится к верховским вятичам.

В 882 году князь Олег создал объединенное Древнерусское государство, но вятичи не покорились и не вошли в его состав, но жили по - своему отдавая дань хазарам.

Только спустя 82 года: «В 964 году киевский князь Святослав вторгся в пределы самого восточного славянского народа. У него была хорошо вооруженная и дисциплинированная дружина, но он не хотел братоубийственной войны. Состоялись его переговоры со старейшинами вятичей. Летопись об этом событии сообщает кратко: "Пошел Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей и сказал им: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хазарам". Святослав снял с вятичей власть хазарского каганата, они стали платить дань ему… Однако скоро вятичи отложились от Киева.

Дважды воевал с вятичами и киевский князь Владимир Святославич. В летописи сказано, что в 981 г. он их победил и возложил дань — от каждого плуга, как и отец его брал. Но в 982 г., как сообщает летопись, вятичи поднялись войною, и пошел на них Владимир и победил вторично. (статья «Ходота князь вятичей и герой!»)

Автор статьи «Ходота князь вятичей и герой!» обращает внимание на то, что: «Примечательно, что в былинах об Илье Муромце его переезд из Мурома в Киев дорогою «прямоезжею» через вятическую территорию считается одним из его богатырских подвигов. Обычно предпочитали ее объезжать кружным путем. С гордостью, как об особом подвиге, говорит о своих походах в эту землю и Владимир Мономах в своем «Поучении», относящемся к концу XI в. Следует заметить, что он не упоминает ни о покорении им вятичей, ни об обложении данью. Видимо, они управлялись в те времена независимыми вождями или старейшинами. В «Поучении» Мономах сминает из них Ходоту и его сына.

До последней четверти XI в. летописи не называют ни одного города в земле вятичей. Видимо, она была по существу неведомой для летописцев»

В 1082 - 1086 годах вятичи опять поднимаются против Киева. Во главе их встают князь Ходота с сыном. О Ходоте известно, что он был вождем «верховских» вятичей. Ходота с сыном упоминаются в «Поучении Владимира Маномаха»(в Лаврентьевская летописьи), в котором говорится о двух зимних походах в землю вятичей, и на их столицу Кордно

В 1113 году в земли вятичей приходит монах, миссионер Киево-Печёрского монастыря Кукша проповедовать христианство. В результате чего Кукша был убит вятичами.

Так, например даже в начале пятнадцатого века отстаивали свою веру: «В самом центре земли вятичей - городе Мценске (Орловской губернии) язычество находилось в упорной борьбе с христианством, и одна современная легенда, которая относит принятие христианской религии жителями этого города только к началу пятнадцатого(XV) !!! столетия, рассказывает об этом событии таким образом: в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать…» (Журнал Министерства Внутренних Дел апрель 1837 года)

Как видим из выше сказанного вятичи упорно и отстаивали свои интересы и независимость. То есть в до монгольский период киевским князьям не удалось до конца подчинить «верховских» вятичей.

Подчеркнем на наш взгляд избирательное нападение и разорение "монгол - татарами" городов «верховских» вятичей. В русских летописях не говорится о взятии татарами многих городов «вятичей» (для завуалирования этих фактов, было придумано определение - домонгольские города)

Приведем примеры.

Древний город «верховских» вятичей, их духовный центр Дедославль, или Дедослав (совр. Дедилово), который впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146-1147 годах в котором проходили собрания вятичей (вече). Считается, что город исчез в XII–XIII веках, но не указан в летописях, как разоренный при нашествии "монголо – татар".

Город Корьдно или Кордно - столица земли «верховских» вятичей существовавший в VII—XIII веках, есть три версии его местоположения Одни исследователи считают, что он располагался на месте Городни в Калужской области, другие помещают его у села Карники в Тульской области, а третьи у деревни Кандари в Орловской области.

Воротынск, впер­вые был упомянут в 1155 в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си, как город Во­ро­ти­неск: «Вхо­дил в со­став вла­де­ний нов­го­род-се­вер­ско­го князя Святослава Ольговича. Пер­во­на­чаль­ное ме­сто­рас­по­ло­же­ние В. яв­ля­ет­ся пред­ме­том на­уч. дис­кус­сии. Вы­ска­за­ны два осн. пред­по­ло­же­ния: го­ро­ди­ще близ с. Во­ро­тын­це­во в 8 км от г. Но­во­силь Ор­лов­ской обл. и го­ро­ди­ще Спас-Го­ро­док у с. Спас Ка­луж­ской обл. близ устья р. Уг­ра.» (БРЭ)

Можно предположить, что «монгол – татары» не разоряли города, и земли которые были не зависимы от Киева. И где не было администрации киевских князей. Не подтверждает ли эти факты, мнение доктора исторических наук А.В. Пыжикова. Что: «Под «монголо-татарской упаковкой» надёжно скрыто освободительное движение от западной агрессии. Родина этого движения, конечно, никакая не далёкая Монголия, как нас уверяют не одну сотню лет, а Волжский бассейн с прилегающим к нему Яиком (Уралом). Названные регионы и есть подлинная колыбель России.» (из книги А.В. Пыжикова «Славянский разлом. Украинско-польское иго в России»)

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 06.06.2009

[видео]

Алексей Почерников — Планировка культовых мест

Лекция школы "Русская Традиция" от 08.11.2009

[видео]

Богумил Мурин — Значение снов и сновидений у славян

Поиск

Журнал Родноверие