Характерной чертой религии всех эскимосов и алеутов является анимизм, т. е. представление о том, что вся природа населена разными категориями антропоморфных духов. Основное положение этой религии состоит в том, что структура мира представляет собой естественную гармонию и нейтральна или даже хорошо расположена к человеку, если он не вызывает у нее гнев и раздражение неумением правильно обращаться с ней, безрассудством, небрежностью или преднамеренным неповиновением. Религиозная практика эскимосов и алеутов по существу является прагматической системой для общения с силами природы («контролем» над погодой), обеспечения пищей, защиты против всякого зла и болезней, прогнозирования будущих событий.

В структуре эскимосско-алеутской религии обнаруживается пять категорий сил, которые взаимодействуют друг с другом, и их система взаимодействия есть modus operandi вселенной и средство, пользуясь которым люди могут осуществлять контроль над вселенной. При этом существуют определенные различия между Аляскинским регионом и регионом Центральной и Восточной Арктики. Характерным только для эскимосов Аляски и алеутов (и отсутствующим дальше к востоку) является наличие в верованиях представлений о духах-охранителях, духах-хозяевах животных (птиц и др.), коллективные церемониальные действия при малом значении шаманского комплекса.

Первой категорией сил по эскимосско-алеутским религиозным представлениям являются разного рода обереги (талисманы, магические заклинания и песни), которые скорее относятся к магии, чем к анимизму, и, очевидно, сохранились с древнейших времен. Однако на Аляске они стали интегрироваться в анимистическую часть религии, поскольку оберегающая сила «исходила» от духов-хозяев живых существ, предметов или местностей.

Второй категорией сил являются души людей и животных, которые бессмертны. Души могут уходить из тела и возвращаться; в соответствии с идеей перевоплощения могут переходить от людей к животным, и наоборот. Ушедшие или невоплощенные души могут влиять на снабжение дичью и на здоровье людей, перемену погоды, природные явления; могут обернуться демоническими духами.

Третья, наиболее распространенная в эскимосско-алеутской религии категория сил — духи-хозяева предметов, отдельных местностей, явлений природы.9 Это — inua в эскимосских языках инупиак (от залива Нортон до Гренландии) и уаи — языках опик (от залива Нортон к Тихоокеанскому побережью). Они представляются антропоморфными существами. Для ареала Аляски особенно характерны верования еще и в духов-хозяев животных. Они также имеют человекоподобный облик и являются как бы главными в определенном виде животных. В близком родстве с верованиями в духов-хозяев являются у эскимосов Аляски и алеутов концепции о наличии личных духов-охранителей, а также публичные общинные церемонии с целью установления благожелательных отношений людей с духами-хозяевами животных, а этих духов — с душами животных и охотничьими принадлежностями (например, каяком). Личные духи-охранители выводятся из категории духов-хозяев, главным образом животных, птиц, рыб, беспозвоночных, растений, неживых важных объектов (подобных каяку). Публичные церемонии обычно были сосредоточены вокруг духов-хозяев животных и других духов, включая духа-хозяина вселенной, а также составляли поминальный праздник для мертвых. Изображение на такой церемонии духа-охранителя в его маске или костюме должно было трансформировать самого их носителя в его охранителя, чтобы овладеть его силами.

Четвертую категорию сил составляли демонические духи, или демоны. Они жили вдали от мест человеческого обитания, были объединены в группы подобно людям, охотились, женились, размножались. Их считали монстрами, они были враждебны людям. Многие из них произошли из вышедших из людей и животных душ, плохо обращавшихся с людьми. Их представляли обычно карликами или гигантами. Первых часто с ядовитыми головами, большой силой и охотничьей сноровкой. Иногда это были полулюди, полузвери, нередко — женщины-каннибалы. Из этой категории выводили и духов-помощников шаманов. Шаман определяется в Юго-Западной и Южной Аляске термином: «тот, который имеет демона».

Пятая категория в иерархии сил — это духи-хозяева природы. В Аляскинском ареале существовало представление о главных силах неба и верхней атмосферы как мужской силе, а земли и моря — как женской. Среди эскимосов чугачей хозяин неба ассоциируется с солнцем, а хозяйка моря и земли — женщина. В Алеутском ареале верховное божество, называемое создателем, также ассоциируется с солнцем, дневным светом. Наряду с ним был неопределенного пола хозяин моря. Главное божество в Аляскинском ареале считалось регулятором основных сил природы и превращения душ, а также, по-видимому, основателем традиционных правил жизни. Ему посвящались публичные церемонии.

У эскимосов же Центральной и Восточной Арктики доминантной силой вселенной считалась женская сила, определяемая в разных группах как «старая женщина моря», «та ужасная» или «женщина внизу», Седна и др. Она мать всех морских животных, полностью контролирующая их поведение. Кроме того, она основатель традиционных регламентаций и установлений — «правил жизни», обеспечивающих пищевое довольство и защиту от опасностей во время промыслов.

На фото мужчина в охотничьем костюме. Алеуты. Алеутские острова, остров Умнак, село Никольское. Поступила от Владимира Ильича Иохельсона, снимок сделан 16 апреля 1910 года.


Р. Г. Ляпунова "Празднества эскимосов острова Кадьяк"

Поиск

Журнал Родноверие