Все мы прекрасно знаем про города Нижний Новгород, Арзамас и Балахна. Однако что нам известно о населенных пунктах, скрытых глубоко под ними? Кто владел здешней землей до прихода на Нижегородчину славян? Русь была всякая – Белая, Червоная, Черная, Золотая, Новгородская… Однако существовала еще и «Пургасова Русь», спрятанная в дремучих лесах между Нижней Окой, Верхней Волгой, Алатырем и Мокшей. Люди эти до сих пор зовут себя «живые». Их относят к северной ветви мордвы.

И все же родство с mordens (так готы называли потомков геродотовских «андрофагов») ограничивается языком, костюмом, некоторыми элементами культурной и материальной традиции. А вот генетика эрзян (в том числе внешний вид) роднит коренных обитателей востока Мордовии и юга Нижегородчины совсем с другими народностями. Наполовину с русскими. Наполовину — с карелами, вепсами, ижорой, коми-зырянами, меря, южными финнами и немцами ГДР. Представители этих этнических объединений очень похожи друг на друга, обладая всего 3 типами малой нордической расы. Все три чаще обозначаются как «субнордические». Эти кластеры близки восточно-балтийскому типу, распространенному еще шире. В Сев. Украине, Польше, Балтии, Беларуси и РФ. Но разговор идет все же о разных типах.

Судя по восстановленным черепам, до гуннов люди указанного типа занимали не только указанные, но и более восточные области (часть Рязанщины, Западное Поволжье, Чувашию, Татарстан, Ульяновскую и Самарскую области). А также северные области Нижегородского региона. 

"Балахна" — от "балахонце" — озерцо. БАЛХ (как ПАЛ, БОЛ и БАЛ) у индоевропейцев — "заболоченная" (БАЛАХненская) низменность. Когда-то давно Балахну называли Соль-на-Городце. Низменность-то соляная."Балахна" — от "балахонце" — озерцо. БАЛХ (как ПАЛ, БОЛ и БАЛ) у индоевропейцев — "заболоченная" (БАЛАХненская) низменность. Когда-то давно Балахну называли Соль-на-Городце. Низменность-то соляная.

Историки объясняют факт довольно понятно. В самом начале Железного века финно-угры Поволжья были еще генетически однородным этносом и даже говорили на разных диалектах единого языка («древнемордовского», «говора андрофагов», «наречия аримаспов» — называйте его как хотите). Со временем северная часть племенного союза постепенно начала сливаться с далекими потомками кордидов. А вот с 4 века уже нашей эры юго-восточная половина массива (предки марийцев, чувашей и мордвы-мокшан) стала родниться с сарматами и гуннами. Появились различия как во внешних чертах, так и в языке. Нас интересует первая группа. Как раз она именовала себя «эрзя». Это от местного глагола «эрямс» — «оставаться живым». Что ж, может оно и так.

Эрзяне упорно оставались язычниками вплоть до 18 в. Их традиционная религия зовется "озномат". Озномат - это огромная свеча, устанавливающаяся на заметном издали месте. Она "объединяет" светом всех эрзя.Эрзяне упорно оставались язычниками вплоть до 18 в. Их традиционная религия зовется "озномат". Озномат - это огромная свеча, устанавливающаяся на заметном издали месте. Она "объединяет" светом всех эрзя.

Мне же ближе версия, касающаяся народа «арса». С ним «северная мордва» граничила на юге. Причем на всей линии расселения! Этноним «арса» запросто мог перейти в слово «эрзя». Тем более, что во времена первого контакта со славянами «эрзя» еще звали себя «арза» (отсюда и топоним «АРЗАмас» — «место народа арза»). Почитайте Владимира Напольских.

Соседи тоже обозначали описываемых коренных нижегородцев. То «рзя»... То «арджа» (уже на древнетюркский манер)... Семантика? «Жизнь» тут уже ни при чем. Северные аорсы (потомки сарматов, которых арабы на торговых путях именовали «арса») могли в итоге раствориться именно в том народе, который мы именуем «эрзя»... Да! Многие жители востока республики Мордовия и юга Нижегородской области смахивают на типичных понтидов.

Видимо, именно эрзя (mordens) не дали готам и борускам, спасающимся от какой-то чумы, проникнуть на Волгу в 3-4 в. Это позже будет отражено в книгах Йордана. Он говорит: «готов разбили на холмах». Видимо, имелись в виду ландшафты речных оврагов, открывающиеся с воды в зоне низины...

Вот так мог выглядеть легендарный князь (инязор) эрзянского народа. Не случайно его прозвали Пургас - Буря. Историку Абрамову удалось собрать в единый научно-популярный труд существующий минимум сведений о нем.Вот так мог выглядеть легендарный князь (инязор) эрзянского народа. Не случайно его прозвали Пургас - Буря. Историку Абрамову удалось собрать в единый научно-популярный труд существующий минимум сведений о нем.

Ну это все пыльная старина... А как же центральный этап Средневековья (время, когда до эрзянского «медвежьего угла» с запада добрались балты-галинды, с Оки — славяне-вятичи, а с северо-востока — волжские булгары)?

Что было с эрзянами в этот момент? С конца IX столетия аборигены мирно сосуществуют с новыми соседями. Славяне, к примеру, строят Городец (в будущем — место, где изобрели особую роспись). Славяне заменили на более западном пятаке мерян по прозвищу Мурома. Однако во времена наиболее драматической феодальной раздробленности Киевской Руси (или «Русского Каганата») эрзяне уже сопротивляются русским. Движение возглавил знатный человек из рода, основанного когда-то Тюштя Инязором. Имеется в виду Пургас. На карте была «Эрсь Пургасова». А так как гласные не указывались, то некоторые источниковеды поняли надпись как «Русь Пургасова». Беседа о том, что вплоть до первых годов существования Улуса Джучи у эрзян было протогосударство с тремя крупными торгово-административными центрами. Но расширилось и масштабнее...

Развивалось оно, в том числе, и на территории мокшан (в Темниково-Водских чащах). Подчинено русскими в начале 13 века. С тех пор это уже Пургасова Волость. На север локация шла за Алатырь — вплоть до северного окончания Мордовского леса. На месте изначального расселения эрзян стоят сегодняшние Арзамас, Балахна (у обоих «коренные» названия), а также Нижний Новгород (областная «столица», бывший военный форпост Суздальского княжества). Сюда в последующем столетии будут бежать русские люди — спасаться или от ордынского гнета, или от помещичьего, «великорусского». Так в этом краю продолжали распространяться славянские гены. А сегодня, как указано, они у 50% населения названных районов России. 

Об эрзянах Средневековья довольно много можно прочесть в книге популяризатора истории А. Малышева.Об эрзянах Средневековья довольно много можно прочесть в книге популяризатора истории А. Малышева.

Чем прославился инязор Пургас (Пургаз)? Возглавил сопротивление русским княжествам, используя поддержку Булгара. Также находился в перманентной войне с мокшанами, возглавленными князем Пурешем. К слову, мокшане и буртасы, недовольные политикой мокшанского правителя, тоже бежали в Пургасову Волость. «Пургасовы» битвы шли в низовьях Мокши. Скопив войско из разных племен, князь-военачальник бился и южнее. Уже с войсками Батыя. Хотя в ордынский период Пургасова волость не упоминается.

Описанная земля сохраняла частичную независимость от Руси вплоть до постройки русской крепости Новгород Низовской Земли (Нижний) в 1221 г.                     

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 14.11.2009

Василий Бутров - Традиционная культура

Лекция школы "Русская Традиция" от 14.11.2009

Велеслав - Шуйный путь

Поиск

Журнал Родноверие