Вырубали дубравы, сеяли просо, занимались ремеслами и отстаивали свои рубежи. Куриловский археологический комплекс под Суджей помогает реконструировать жизнь ранних славян. На памятнике несколько сезонов работают экспедиции Института археологии Российской академии наук.

Солнце в зените, а они у печи. Начинающие археологи занимаются расчисткой очага, огонь в котором горел почти полторы тысячи лет назад.

Юлия Сероштан, участница экспедиции:

«Это моя любимая работа, мне очень нравится ее разбирать. Она стала как родная»

Служила эта глинобитная печь и для обогрева, и для приготовления пищи. Ее конструкция помогает археологам датировать открывшуюся постройку.

Власта Родинкова, научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель экспедиции:

«До конца сахновского этапа, до конца VII века, таких печей глинобитных на территории левого берега Днепра неизвестно. Как сделана? Был большой куб глины, в нем вырезалась — вот — топочная камера. И была перекрыта вот такими круглыми штуками. Это вальки»

Подтверждает время и керамика, найденная рядом. Возможно, эти обломки замуровывались в стенки для укрепления конструкции. Не исключено, горшок просто стоял рядом с печкой. Она отапливала небольшую полуземлянку. Стены жилища были деревянными, предполагают археологи. Подпирались столбами. Очертания постройки хорошо видны на раскопе.

Куриловский комплекс — это несколько островков жизни, которые никогда не заливаются водой. Хотя рядом находятся две достаточно капризные реки — Псел и Суджа. Ученым на сегодня удалось установить пять таких останцов. Эти места привлекали человека еще в эпоху неолита.

Власта Родинкова, научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель экспедиции:

«Но основные периоды освоения — их два: первый — это раннеславянское время. Люди здесь жили, если грубо, то с III по IV века нашей эры. То есть 600 лет»

Второй этап освоения относится к XVII веку. Но археологов привлекает прежде всего жизнь древних славян. Ее реконструируют комплексно. Рядом с археологами работают археоботаники, почвоведы, гидрологи. Одно из исследований грунта показало: здесь были все условия для произрастания широколиственного леса. Судя по анализам пыльцы, здесь шумела дубрава.

Власта Родинкова, научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель экспедиции:

«Чуть подальше был шурф, показал, что здесь был лес. Его свели путем подсечного земледелия. Сеяли просо, мы его нашли. Потом эту делянку забросили. И опять там начал расти лес»

Жили без особого взаимодействия с окружающей средой за пределами селения. Неподалеку от его границ природа не замечала присутствия человека.

Власта Родинкова, научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель экспедиции:

«600 лет люди строили, сеяли, пахали. А в 120 метрах от этого места очень слабый антропогенный сигнал. Это говорит о том, что люди очень избирательно меняли среду. Только в пределах своего прямого обитания»

Сохранность органики в черноземе — редкость. Наша почва слишком агрессивна. Но в этом году, надеются археологи, им повезло обнаружить следы дерева — темно-коричневое пятно возможно, больше тысячи лет назад было деревянным настилом. Установить природу предстоит в лабораторных условиях. Что касается находок, на памятниках такой давности много их быть не может. Куриловский комплекс удивляет. Не только количеством. Артефакты говорят о том, что раннеславянский период был не только временем глиняных горшков.

Власта Родинкова, научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель экспедиции:

«Вот самые интересные находки. Это наконечник ременной, а это накладка на ремень. Это детали наборного пояса. Это льячка. Фрагмент льячки. Это емкость, в которой плавили металл»

Плавить металл — подобно нашим предкам — пробовали и участники экспедиции. А еще пытались повторить цикл изготовления глиняной посуды. Это практические задания летней молодежной археологической школы, занятия в которой проходят параллельно с раскопками.

[видео]

Поиск

Журнал Родноверие