Как ни странно на первый взгляд, но даже в таком мегаполисе, как Москва, где вроде бы все уже давно закатано в асфальт и бетон, можно найти артефакты древних культур. Одни из них — курганы, которые насыпали в XI–XIII веках вятичи, жившие на верхней и средней Оке и на Москва-реке.

Это славянское племя не сразу интегрировалось в состав Киевской Руси, хотя формально было включено в нее к середине XI века. В XII–XIII веках территория вятичей была поделена между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами, и бывшее племя уже по-настоящему вошло в состав русского народа.

Карта восточнославянской колонизации на земли финно-угорских аборигенов (из общедоступных источников).

Как выяснили археологи, долина Москва-реки в пределах российской столицы была освоена людьми уже в эпоху железного века. Славянские колонисты были далеко не первыми обитателями этих мест, а процесс освоения края для них было заметно упрощен предыдущим населением.

Племя вятичей переселилось на территорию современной России поздно по историческим меркам – к IX–X векам. Сохранились свидетельства об их приходе «от ляхов», то есть с территории современной Польши. Скорей всего, вятичи были не восточно-, а западнославянским племенем, чье название имеет одну основу с древним племенным наименованием части индоевропейцев – венедов. Учитывая их историю, не исключено, что переселение далеко на восток было вызвано нежеланием подчиняться насаждавшейся в польских землях христианской церкви.

Информационная табличка о курганах вятичей в парке Царицыно.

Киевские и черниговские князья потратили не один век в борьбе за контроль над вятичами и за их христианизацию. Так, в 981 году киевский князь Владимир «Вятичи победи и возложи нань дань от плуга, якоже и отец его имаше». Под следующим годом известие: «Заратишися Вятичи и иде на ня Владимир и победи е второе». Владимир Мономах «в Вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих первую зиму». (Ходота считается одним из «князей» вятичей). Характерно, что вятичей и пришедших вместе с ними «от ляхов» радимичей не считали собственно русскими: «… пришедъше ту ся вселиша, и платят дань Руси».

Вятичи в составе Черниговской земли в середине XII в. Вятичей «поделили» между собой сразу несколько княжеств. Карта из книги А. К. Зайцева «Черниговское княжество X–XIII вв.» (Москва, «Квадрига», 2017).

На территории современного парка Царицыно на юге Москвы поселения вятичей располагались по берегам реки Язвенки. Археологами были обнаружены следы порядка 10 таких поселений. В XI–XIII веках вятичи освоили все земли по берегам рек Язвенки, Городни и современных Царицынских и Борисовского прудов (ранее на их месте протекала река). Здесь были найдены следы их селений, пашен, ремесленных мастерских, курганов. В 2003–2006 годах при обследовании берегов Нижнего Царицынского и Борисовского прудов были обнаружены 6 селений XII-XIII веков.

Курганы вятичей отмечены на современных картах для посетителей парка Царицыно.

Археологические исследования курганов вятичей в Царицыне и его окрестностях проводились еще со второй половины XIX века. В 1872 году член Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ) Н. А. Попов провел раскопки вятичских захоронений около железнодорожной станции Царицыно, у деревень Борисово и Братеево. В 1879 году член ОЛЕАиЭ В. Н. Бензенгр предложил начать показательные раскопки в удельном имении при селе Орехове. Они прошли недалеко от Царицына, в имении Тарычёво. В 1881 году членами и слушателями Императорского Санкт-Петербургского археологического института были проведены раскопки курганов вятичей около села Царицыно. В конце 1890-х годов историк И. Е. Забелин и археолог В. И. Сизов проводили раскопки курганов в Царицынском парке.

Карта памятников вятичей на территории парка Царицыно и в его окрестностях. (Источник — Археология парка «Царицыно». По материалам исследований экспедиции Института археологии РАН 2002–2008 гг., автор-составитель — Н. А. Кренке, Москва, 2008).

В 1928 году археологом Л. А. Евтюховой были раскопаны два кургана группы Орехово-1. В 1937 году в районе сел Сабурово, Шатилово, Братеево, Борисово и Беседы раскопки курганных могильников провел археолог О. Н. Бадер. В 1960–61 годах курганы раскапывала Т. В. Равдина. В 1998 году археолог Л. Л. Галкин раскопал курган из группы Царицыно-1. В 2002–2008 годах специалисты ИА РАН под руководством археолога Н. А. Кренке вели масштабные работы по изучению археологических памятников музея-заповедника Царицыно, включая курганы вятичей.

Карта памятников вятичей на территории парка Царицыно и в его окрестностях. (Источник — Археология парка «Царицыно». По материалам исследований экспедиции Института археологии РАН 2002–2008 гг., автор-составитель — Н. А. Кренке, Москва, 2008).

Основная часть курганных групп была обнаружена в парке Царицына. Это объекты «Царицыно-1», «Царицыно-2», «Царицыно-3», «Царицыно-4», «Орехово-1», «Орехово-2», «Орехово-3», «Орехово-4», «Орехово-5», «Орехово-6», «Орехово-7», «Орехово-9». Несколько курганных групп находятся сравнительно далеко от парка Царицына — курганы «Сабурово», «Шипилово-1», «Шипилово-2», «Царицыно-5».

Находки из курганов вятичей в Царицыне. Иллюстрация из путеводителя «Прогулки в Царицыне. Прогулки с археологом», П. Б. Ермолов, ГМЗ «Царицыно», 2018.

В общей сложности, в этих местах найдено около 130 вятичских погребений. Среди находок археологов: металлические гривны, височные кольца, плотницкий скобель, медные и бронзовые нательные кресты, различные обереги, подвеска-лунница рубежа XII–XIII веков. Шейные гривны в Киевской Руси носили знатные люди, поэтому в курганах вятичей их находили только в богатых захоронениях. Нередко гривны находят в кладах, зарытых в преддверии штурма города татаро-монголами.


Вятичская шейная гривна, найденная экспедицией А. В. Арциховского, представляет собой согнутый обручем металлический жгут из четырех сдвоенных проволок с раскованными пластинчатыми завершениями. (Источник – ГМЗ «Царицыно»).

Самые древние гривны известны по кладам IX века, больше всего найдено гривен XI века. На рубеже XII–XIII веков они постепенно «выходят из моды». Многие типы шейных обручей известны также у балтов, финно-угров, скандинавов. Возможно, в какой-то период шейные гривны играли роль денежных знаков, поэтому позже название «гривна» перешло на слитки серебра, которые использовали в качестве денег.

7-лопастные височные кольца вятичских женщин, найденные в Царицыно во время работы археологической экспедиции 1944 года. (Источник – ГМЗ «Царицыно»).

Но наиболее характерный для вятичей предмет – 7-лопастные кольца. Это серебряные, бронзовые или медные украшения женских головных уборов, распространенные на территории расселения славян в XI–XIII веках. Их закрепляли около висков на лентах или ремешках, в волосах, иногда продевали в мочку уха, как серьги. По характерной форме височных колец археологи отличают вятичей от других славянских племен.

Реконструкция височных колец в костюмах славянских женщин (краеведческий музей пгт Шилово Рязанской области).

Реконструкция височных колец в костюме вятичской женщины. Иллюстрация из путеводителя «Прогулки в Царицыне. Прогулки с археологом», П. Б. Ермолов, ГМЗ «Царицыно», 2018.

В 1944 году, во время ВОВ, археолог А. В. Арциховский нашел в одном из царицынских курганов височное кольцо, на котором были изображены крест, двойные топоры и… свастика! Разумеется, ученые давно знали, что свастика – очень древний символ, известный у многих народов, но для обстоятельств того времени это, конечно, было своего рода потрясением. Поэтому находку отправили в хранилища, а в отчете Арциховского о ней даже не упоминали. Ученые заново открыли ее только в 1992 году! Сейчас это височное кольцо вместе с другими находками археологов можно увидеть в музее Царицыно. Изображения на нем – это древние обереги, связанные с культом Перуна и солнца, то есть чисто языческие.

Свастика на прорисовке изображений-оберегов на височном кольце, найденном археологической экспедицией А. В. Арциховского. Иллюстрация из путеводителя «Прогулки в Царицыне. Прогулки с археологом», П. Б. Ермолов, ГМЗ «Царицыно», 2018.

Отношение вятичей к религии – довольно особенное. Известно, что в течение длительного времени русские князья, давно принявшие христианство по византийскому обряду, не могли побороть элементы языческого культа среди вроде бы покоренных вятичей. На это указывает даже «Повесть временных лет» (начало XII века): «И если кто умирал, то устраивали оп нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи». Также известно, что инок Киево-Печерского монастыря Кукша в начале XII века был замучен язычниками-вятичами во время своей миссионерской деятельности с учеником Никоном в их землях. Считается, что окончательно христианство в землях вятичей укрепилось только к XV веку.


Некоторые дорожки в современном парке Царицыно проложены прямо между курганами вятичей. Фото автора.

Больше того, вятичи перенимали языческие обычаи у финно-угров. Например, известное у финно-угорских племен употребление конины, восходящее к периоду городецкой и дьяковской культур, было заимствовано и вятичами. Расколотые для добывания мозга лошадиные кости были найдены в курганах вятичей в некогда подмосковных Черемушках. Отмечено употребление в пищу лошадей и в Старой Рязани в X–XIII веках. В других древнерусских городах употребление в пищу лошадей встречалось крайне редко — только в случае голода. Антропологическая близость вятичей и мордвы была отмечена еще Е. М. Чепурковским. Народный костюм южнорязанских крестьян веками также был очень схож с марийским и мордовским.

Конечно, обычай устраивать могилу в кургане, окруженном небольшим рвом, — чисто языческий. Но при этом многие покойники в курганах вятичей в Царицыне похоронены по христианскому обычаю. Вид на курганы и неоязыческое капище родноверов. Фото автора.

С другой стороны, в царицынских курганах найдено множество медных и бронзовых нательных крестиков, говорящих о распространении среди вятичей христианства. Многие покойники были похоронены в деревянных гробах (а не сожжены, после чего прах помещен в урну, как обычно поступали при языческом захоронении), на спине головой в западу или северо-западу – по христианским обычаям. Таким образом, большинство похороненных в царицынском парке можно считать не язычниками, а христианами.

Неоязыческое капище родноверов у одной из групп вятичских курганов в парке Царицыно. Фото автора.

В наше время у одной из группы вятичских курганов организовано неоязыческое капище с идолами Перуна, Велеса и Лады работы художника Н. Н. Сперанского. Сюда приносят пожертвования: еду, бусы, ленточки и пр. Община неоязычников родноверов официально зарегистрирована, так что капище охраняется законом как место отправления культа.

Один из идолов работы художника Н. Н. Сперанского и пожертвования ему на неоязыческом капище родноверов у одной из групп вятичских курганов в парке Царицыно. Фото автора.

Интересно, что на территории парка Царицыно около романтической башни-руины (построена в 1804–1805 годах), где археологическая экспедиция ИА РАН в 2003 году раскопала поселение Царицыно-3 рубежа XII–XIII веков, были обнаружены остатки древних железоделательных сыродутных горнов. Такие же горны были распространены в Восточной Европе с раннего железного века вплоть до периода Киевской Руси. Увы, к середине XIII века это поселение прекратило свое существование, что историки связывают с нашествием на Русь монголо-татар.

Башня-руина, недалеко от которой были обнаружены остатки вятичских железоделательных горнов. Фото автора.

Вообще многие царицынские поселения вятичей захирели уже в древности: документы XVI века отмечают в этом районе многочисленные пустоши, то есть заброшенные поселения. Та же судьба постигла многие городки вятичей к югу от Москвы, на территории современной Рязанской области. Из-за разорения и общего спада экономики при ордынском иге многие из них если не прекратили существование вовсе, то превратились в села и деревни, как, например, современный пгт Шилово, основанный еще в XII веке как город Неринск, городки Колтеск, Тешилов или Лобынск.

Реконструкция полуземляночного жилища вятичей. Иллюстрация из путеводителя «Прогулки в Царицыне. Прогулки с археологом», П. Б. Ермолов, ГМЗ «Царицыно», 2018.

Влияние вятичей прослеживалось в части русского народа еще многие века. Так, по Рязанской земле проходила выделяемая этнографами граница между южно- и северовеликорусским населением. Первому были присущи хаты с земляным полом, распространенные на территории современной Украины, а второму – приподнятые над землей бревенчатые избы. Полуземляночные жилища были известны и предкам финно-угров, и вятичам, и жителям Среднего Поднепровья. А вот бревенчатые избы были характерны для славянского племени кривичей, обитавшего в регионах с сырой почвой и суровым климатом.

Эти различия сохранялись у русских крестьян веками, в соответствии с потоками колонизации кривичей и вятичей. Баня у рязанских крестьян также была популярна преимущественно среди потомков кривичей. Эта же этническая граница соответствует естественной границе между лесной и лесостепной зонами, а также совпадает с известной филологам границей аканья и оканья в диалектах русского языка.

(Продолжение следует).

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция и практика школы «Русская Традиция» от 20.02.2010

[видео]

Велеслав — Духовное самопознание. Беседа первая

Лекция школы «Русская Традиция» от 10.10.2009

[видео]

Алексей Блинов (Бахарь) — Магическая символика

Поиск

Журнал Родноверие