m1
Рис. 1. Каменные идолы из с. Ставчаны: 1,2 – лицевая и обратная стороны идола; 3 – лицевая сторона конического изваяния с солярным знаком

В 1848 г. в районе с. Гусятина, на границе современных Хмельницкой и Тернопольской областей, в р. Збруч (левый приток Днестра) было выявлено каменное изваяние, сочтенное многими исследователями за изображение древнеславянского божества Святовита. Через некоторое время Збручский идол был доставлен в Краковский археологический музей, где он хранится и ныне. Збручский идол привлек к себе самое пристальное внимание ученых, и за более чем столетие, минувшее со времени его открытия, этому уникальному памятнику посвящено много работ.

В статье Ф.Д. Гурсвич собран и систематизирован большой материал, касающийся обнаружения и исследований, проведенных в связи со Збручским идолом, в отечественной и европейской литературе, с момента открытия изваяния и вплоть до 30-х годов XX в.1 В последнее время появилась большая сводная статья польского исследователя Г. Ленчика, в которой обращено внимание на целый ряд важнейших вопросов относительно интерпретации и этнической принадлежности памятника. В этом исследовании приведена и новая европейская литература, касающаяся Збручского изваяния2.

Не останавливаясь более подробно на историографии вопроса, укажем, что до 1875 г. это изваяние стояло как бы особняком, ему не было найдено непосредственных аналогий или хотя бы более или менее близких параллелей. В 1875 г. в том же с.Гусятине обнаружена новая интересная находка. Здесь был найден еще один идол; он также четырехликий, как и первая находка из р. Збруч. Местные крестьяне, однако, разбили это изваяние на три части и использовали камень для строительных надобностей. В результате, эта статуя практически не стала достоянием науки3.

Прошло довольно много времени, прежде чем были открыты новые каменные изваяния в Поднестровье и проведены археологические исследования, которые смогли пролить свет на датировку и этническую принадлежность этих исключительно важных памятников. В 1952 г. в с.Иванковцы Хмельницкой области В.И.Довженок и М.Ю.Брайчевский исследовали остатки языческого капища4. Тут выявлены три идола. Указанные изваяния и все капище в целом связываются их исследователями с культурным слоем Черняховского поселения, на территории которого и найдены идолы5.

В 1963 г. в с. Ставчаны Хмельницкой области, в том же днестровском районе, при земляных работах выявлено каменное изваяние. Как выяснилось при обследовании места находки6, изваяние обнаружено на приусадебном участке колхозника С.И. Громяка. Усадьба расположена на берегу безымянного ручья, впадающего в р. Калюс (приток Днестра). На глубине 0,5–0,6 м С.И. Громяк наткнулся на каменное изваяние. Антропоморфный идол лежал плашмя, лицевым изображением к земле. Это одноликий идол, представляющий собой фигуру бородатого мужчины в головном уборе конической формы. Волосы подстрижены и находятся на уровне затылка. С тыльной стороны хорошо показаны спина и плечи. Вогнутой к плоскости камня прямой линией подчеркнута рельефность спины и плеч. Эта линия заканчивается округлостью лопаток и до подстриженных на затылке волос не доходит. В нижней части спины выбито силуэтное изображение коня. В руках антропоморфного изваяния рог (рис. 1, 1, 2; 2,1). Скульптура изготовлена из днестровского известняка. Она имеет высоту 1,9 м. Ширина ее основы 0,52 м, толщина 0,28 м.

Установив при помощи очевидцев первоначальное положение идола, мы произвели расчистку вокруг изваяния. Буквально впритык с идолом, на расстоянии 0,15 м, найдено второе каменное изваяние – подтесанный столб конической формы. Он также высечен из глыбы днестровского известняка. Высота его 1, 2 м; ширина основания 0,7 м. На лицевой стороне в верхней части выбит круг (диаметр его 0,24 м.). Пo-видимому, это солярный знак. Острым концом конусовидное изваяние лежало по направлению к голове антропоморфного идола, как бы составляя с ним единую прямую линию (рис. 1, 3; 2,5). Конусовидное изваяние так же, как и антропоморфный идол, лежало вниз лицевой стороной с изображением солярного злака.

Вокруг антропоморфного идола и конусовидного изваяния на глубине 0,6–0,7 м выявлены при зачистке остатки древних кострищ, в расположении которых улавливается определенная система. Кострища представлены скоплениями обожженных камней, золы и древесного угля (рис. 2, 3).

2
Рис. 2. Идолы из с. Ставчаны (прорись) и план раскопа, где они были найдены: 1 – прорись лицевой и обратной сторон идола; 2 – прорись обратной и лицевой сторон ионического изваяния с солярным знаком; 3 – план раскопа, где были найдены каменные изваяния. Условные обозначения: а – камни; б – обожженная земля; в – зола; г – угольки; д – кости животных; с – обломки сосудов

Тут же обнаруживались обломки костей животных и черепки Черняховской посуды (рис. 3).

3
Рис.3. Фрагменты Черняховской посуды из кострищ

Два кострища сохранились довольно хорошо, два других значительно разрушены. Диаметр сохранившихся кострищ от 1 до 1,2 м. На всей площади вокруг изваяний прослежены следы обожженной земли и прослойки золы (рис. 4).

4
Рис. 4. Расчистка кострища (деталь)

Выявленные каменные изваяния располагались в юго-восточной части поселения черняховской культуры и были, судя по черепкам Черняховской посуды, найденным в кострищах, непосредственно связаны с указанным селищем. Полагаем, что находка в описанной ситуации антропоморфного идола и конусовидного изваяния с солярным знаком должна быть отнесена к остаткам жертвенника черняховской культуры. Реконструкция, которая может быть предложена по ситуации находки, показывает, что антропоморфное изваяние и конусовидный камень с солярным знаком должны были стоять друг против друга. Расстояние между ними было примерно 3 м. Вокруг зажигались костры. Сюда, очевидно, приносили жертвы – мясо убитых животных и птиц. Солярный знак показывает, кому поклонялись и приносили жертвы жители поселения. Антропоморфное изваяние могло, скорее всего, олицетворять солнечное божество.

В 1964 г. во время исследований на территории летописного города Бакоты7 производились разведки и на ее периферии. На левом берегу Днестра в урочище Кушкаревка, на месте Черняховского поселения, наше внимание привлекло небольшое возвышение. Это возвышение, как и все черняховское поселение в целом, расположено в месте, где безымянный ручей впадает в Днестр. На упомянутом возвышении лежало два обломка тесаного камня-известняка. Камням придана правильная форма. Они имеют прямоугольное поперечное сечение (ширина их 0,50–0,55 м; толщина – 0,29–0,30 м). Обломки складываются – это, надо полагать, разбитые детали одного каменного подтесанного столба. Высота сохранившейся части (если сложить оба обломка) достигает 1,7 м. На одном из обломков в верхней части имеется округлость.

На месте обнаружения указанных обломков каменного столба был заложен небольшой раскоп. На глубине 0,25–0,30 м попадались фрагменты Черняховской керамики, а также куски обожженного камня.

На глубине 0,35–0,50 м прослеживалась черняховская керамика и кости животных. В связи с тем, что обломки тесаного столба лежали на месте Черняховского поселения, а также имея в виду Черняховскую керамику непосредственно из раскопа, можно предполагать, что перед нами остатки каменного идола, смещенного и разбитого в древности. Ситуация находки напоминает местонахождение Ставчанского языческого изваяния, открытого в 1963 г. Тут также встречены обожженные камни, кости животных и т. п. Может быть, здесь, так же как в Ставчанах, находился древний языческий жертвенник.

Из с. Калюс, расположенного в том же днестровском районе, происходит каменное изваяние – идол 6. Скульптура также представляет бородатого мужчину с рогом в руках. Изготовлено изваяние из днестровского известняка. Изображение и манера рисунка те же, что и у идолов из Иванковцев, Ставчан. Высота изваяния – 2,32 м, ширина основы – 0,60 м, толщина – 0,26 м (рис. 5, 3).

На территории Среднего Поднестровья известны и другие находки каменных изваяний. Эти материалы фиксируют в своих работах Е.Сецинский и В.Гульдман. Они указывают ряд пунктов, где в разное время обнаружены так называемые каменные бабы. Это Иванковцы Олешинские, Березна, Березова, Хоньковцы, Козлов, Пыжовка, Хребтиев, Кузъминчик, Ольховец9.

Антропоморфные языческие изваяния Среднего Поднестровья по материалу, технике, манере и семантике изображений несомненно составляют единое целое. Все они в сечении квадратные или прямоугольные. Общие внешние признаки скульптур также довольно единообразны. Они представляют мужские бородатые фигуры. Некоторые из них отличаются тем, что держат в руках рог (Ставчаны, Иванковцы, Калюс). Интересно, что изваяния без рога, как правило, более высокие (рис. 5,1,2).

5
Рис. 5. Каменные антропоморфные идолы. 1, 2,4 – Иванковцы; 3 – Калюс. Рисунки худ. Д. Брика и Ф. Пенюшкевича

Высокие идолы без рога бывают одноликими и с несколькими ликами. Все изображения с рогом в руках однолики. Идолы, обнаруженные в днестровском районе, изготовлены из местного камня-известняка10.

Таким образом, говоря о типологии антропоморфных изваяний Среднего Поднестровья, можно отметить два основных композиционных решения: бородатые мужские фигуры с рогом в руках и бородатые мужские фигуры без рога. Характерной особенностью языческих изваяний без рога является наличие среди них как одноликих изображений, так и фигур с несколькими ликами11. Отметим также сочетание изображения рога и коня, присутствующее на Ставчанском идоле. Это сближает указанную скульптуру со Збручским идолом.

Выделяя языческие антропоморфные скульптуры Среднего Поднестровья в единую группу, мы должны иметь в виду и другие территории, где приблизительно в одно и то же время появляются каменные идолы. Г.Ленчик, например, приводит карту с находками каменных антропоморфных изваяний по таким группам: а) тобольская, б) алтайская, в) енисейская, г) киргизская, д) кавказская, е) украинская, ж) балтийская, з) близкие по типу идолы, выступающие от Днепра до Рейна, так называемые wieloglowe12. С этой схемой в целом можно согласиться, но она требует дополнительной конкретизации в той части, которая касается Украины. Дело в том, что приведенные Г. Ленчиком группы а) украинская и з) близкие по типу изваяния от Днепра до Рейна в какой-то мере перекрывают одна другую13.

Правильнее, по нашему мнению, говорить о южно-украинских степных изваяниях и тех антропоморфных каменных идолах, которые известны в Поднестровье.

От южных степных каменных идолов днестровские отличаются своеобразной и самобытной манерой с довольно устойчивым признаком (как уже говорилось, все они представляют мужские бородатые фигуры с рогом в руках или без него). Если южные степные изваяния, так называемые каменные бабы, являются, как правило, надмогильными памятниками14, то антропоморфные языческие изваяния Поднестровья связываются с поселениями и капищами-жертвенниками, распо¬ложенными на этих селищах. Материалы, обнаруженные в Иванковцах, Ставчанах и Бакоте, являются свидетельством связи каменных антропоморфных языческих изваяний Поднестровья с Черняховской культурой. Недавно во время раскопок на Раковецком могильнике, в сопредельном с Поднестровьем районе Южной Волыни, в закрытом погребальном типично Черняховском комплексе найдено специфическое языческое изваяние из камня-известняка15. Эта находка является подтверждением непосредственной связи языческих каменных изваяний с черняховской культурой первой половины I тысячелетия н.э. Это дает возможность датировать указанные изваяния в целом первой половиной I тысячелетия н.э.

Некоторые параллели языческим изваяниям Среднего Поднестровья мы находим на северо-западном пределе славянского мира. Имеются в виду, например, антропоморфные языческие идолы, обнаруженные в свое время в Регнице, у Бамберга16. Указанные памятники подобны, но не тождественны нашим. Кельтские же древности последних веков до н. э. и рубежа н. э., в которых некоторые исследователи даже склонны видеть первооснову по отношению к известному Збручскому идолу17, имеют в манере изображения много специфичного, сильно отличного от языческих идолов Поднестровья. Кельтские антропоморфные божества с рельефно выраженными усами и подчеркнуто выпученными глазами ничего общего не имеют с каменными изваяниями Поднестровья18. Поэтому доводы И. Розен-Пшеворской о том, что Збручский идол – это памятник, который мог якобы появиться, только учитывая кельтскую основу, мало убедительны.

Надо иметь в виду, что появление антропоморфных языческих изваяний, как правильно отмечает Г. Ленчик, связано с религиозными воззрениями, возникшими на стыке трех континентов: Азии, Африки и Европы19. Поэтому определенные черты сходства, имеющиеся в языческих изваяниях на всех этих территориях, – прямой результат идеи антропоморфизма, широко распространившейся в разных языческих религиях20.

Широкое распространение языческих каменных изваяний в Поднестровье эпохи «великого переселения народов» делает довольно сложным решение вопроса об этнической интерпретации этих памятников. Надо иметь в виду смешение различных племен и народов21. Но даже в этой сложной и этнически пестрой обстановке языческие антропоморфные идолы Среднего Поднестровья имеют свою ярко выраженную и самобытную индивидуальность, нашедшую свое дальнейшее воплощение в более позднем Збручском Святовите.

Антропоморфные языческие изваяния Поднестровья, проецируя в глубь веков данные «Повести временных лет», которые относятся ко всем восточнославянским племенам, должны быть связаны со славянскими божествами. Под 980 г., рассказывая о княжении в Киеве Владимира Святославича, летопись отмечает: «И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь»22. Эти же имена богов встречаются и в поучениях, направленных против язычества23. Первое место среди указанных божеств занимали те, которые были тесно связаны с земледелием24.

В этом отношении характерно поклонение солнцу, хорошо прослеживаемое по остаткам Ставчанского жертвенника, где специальное коническое каменное изваяние имело на лицевой грани солярный знак. Интересно в этом плане и силуэтное изображение коня, выбитое на тыльной стороне антропоморфного языческого идола из Ставчан. Образы Перуна и Дажьбога были связаны соответственно с реликтом животного-тотема – конем. А.С. Фаминцын отмечал, что славянские языческие названия бога солнца созвучны с конем. Конь или Хорс-солнце (Хърс, Хоре, Хере, Хирс, Хръс, Хрос, Рос, Рус, Орс, Орш, Рш) оставили глубокие следы в многочисленных географических названиях и в производимых от того же корня народах: хорватов и руси, например25.

Языческие изваяния Среднего Поднестровья первой половины I тысячелетия н. э. могут быть рассмотрены как прототипы известного Збручского идола. Об этом свидетельствует многое. Мы уже говорили о семантическом родстве всех этих изваяний. Материал, из которого изготовлены все идолы, включая и збручский, – днестровский известняк. Кроме общности материала и манеры изображения, днестровские антропоморфные идолы имеют атрибуты, во многом подобные и близкие збручскому изваянию. Имеются в виду изображения рога и коня, многоликость отдельных днестровских изваяний и т. п. Кубок или рог для питья являлись необходимой принадлежностью большинства славянских языческих идолов26. С кубком или рогом связаны церемонии гадания о плодородии будущего года27, а изображение коня символизировало, очевидно, одну из линий священного могущества божества. Недаром священный конь служил оракулом для жрецов храма Триглава в Щецине и Святовита в Арконе28.

Большинство исследователей на основании типа сабли, представленной на Збручском идоле, датируют это изваяние IX–X вв.29 Днестровские же языческие идолы, на основании конкретных археологических материалов связываются с памятниками Черняховской культуры и датируются первой половиной I тысячелетия н. э. Поэтому естественно предположить, что расположенные и выявленные в одном районе (Среднее Поднестровье) серия каменных изваяний и Збручский Святовит генетически связаны между собой.

Для положительного решения этого вопроса потребуются дальнейшие исследования, и в частности на славянских памятниках VI–VII вв.н.э. Ведь атрибуты языческой религии, выраженные в соответствующих языческих скульптурах антропоморфного характера, были довольно стойкими. Поэтому и на поселениях VI – VII вв. н. э. Среднего Поднестровья подобные антропоморфные изваяния должны были существовать. К сожалению, памятники VI – VII вв. н. э. в Поднестровье изучены пока плохо.

Днестровский район, очевидно, не является исключением в плане широкого бытования здесь в древности антропоморфных языческих изваяний. Антропоморфные идолы были широко известны всем без исключения славянским племенам30. Но если в других славянских районах идолов изготовляли из дерева и они, естественно, до нас не дошли, то на территории Среднего Поднестровья при изготовлении языческих изваяний использовали добротный и сравнительно мягкий материал – камень-известняк. Вот почему здесь сохранилась серия языческих скульптур, дальнейшее выявление и систематизация которых, является одной из важных задач.

Литература

1 Ф.Д. Гуревич. Збручский идол. МИА, № 6, 1951, стр. 279–288.
2 G.Lenczyk. Swiatowid Zbruczanski. «Materialy archeologiszne, V. Krakow, 1964, str. 5–61.
3 Е. Сецинский. Археологическая карта Подольской губернии. «Труды XI АС», 1899. М., 1901, стр. 305.
4 В.И. Довженок. Древнеславянские языческие идолы из с. Иванковцы в Поднестровье. КСИИМК, вып. XLVIII, 1952; М.Ю. Брайчевский. Древнеславянское святилище в с. Иванковцы на Днестре. КСИИМК, вып. 52, 1953.
5 «Нариси стародавньої icтоpii Української РСР». Київ, 1957, стр. 346, 347.
6 Обследование произведено нами совместно с Г.Н.Хотюном (И.С.Винокур, Г.Н.Xотюн, Языческие изваяния из с. Ставчаны в Поднестровье. СA, 1964, № 4, стр. 210–214).
7 Раскопки Бакоты ведут Каменец-Подольский педагогический институт совместно с музеями городов Каменец-Подольска и Хмельницкого.
8 Идол хранится в Каменец-Подольском историческом музее. Он доставлен в музей еще до Великой Отечественной войны. Но никаких более подробных сведений об этой находке не сохранилось, так как вся документация погибла во время войны.
9 Е. Сецинский. Археологическая карта Подольской губернии. «Труды XI АС», 1899. М., 1901, стр. 197–355; В.К. Гульдман. Памятники старины в Подолии. Каменец-Подольский, 1901, стр. 292–294.
10 В этом отношении интересные исследования произведены над материалом, из которого изготовлен Збручский идол (R. Коztоwski. Badania teshnologiczne posaku Switowida z irmzeum areheologicznego w Krakowie. «Matcrialy archeologicznc», V. 10164, str. 61–69).
11 Мы сейчас не касаемся Збручского идола, где четырехликость сочетается с изображениями с рогом. Очевидно, Збручское изваяние – может быть, являющееся более поздним, чем Ставчанское, Иванковецкое, Калюсское и т. д.– как бы вобрало в свою композицию элементы скульптур предшествующего периода.
12 G. Lenczyk. Op. cit, str. 10, 11.
13 В территорию от Днепра на запад входит и район Среднего Поднестровъя со своеобразной группой антропоморфных идолов. «Близкие по типу» изваяния от Днепра до Рейна представлены, с одной стороны, славянскими памятниками, а с другой, – кельтскими древностями, очень своеобразными и отличными от славянских.
14 Отметим также и некоторые другие признаки каменных изваяний степи, совершенно отличных от поднестровских. Степные изваяния часто изображают женские фигуры с подчеркнуто большими грудями и с плетеной косой на спине. От других более восточных изваяний (Монголия и Южная Сибирь) днестровские также сильно отличаются.
15 См. статью И.С. Винокура, М.И. Островского о Раковецком могильнике в этом же выпуске МИА.
16 Л. Нидерле. Славянские древности. М., 1956, стр. 291, рис. 55.
17 J.Rosen-Przeworska. Przezytki celtyckie i celtoscytyjskie na obszarze Polski. «Archeologia Polski», t. VIII, 1963, str. 113.
18 «Pravek Ceskoslovenska». Praha, I960, tabl. 78.
19 G.Lenczyk. Op. cit, str. 52.
20 Идеи антропоморфизма стали проникать из Средиземноморья на территорию Поднестровья еще в эпоху энеолита, в период широкого бытования здесь памятников трипольской культуры. Ярким свидетельством этого являются материалы глиняной пластики раннетрипольского поселения Лука–Врублевецкая (С.Н. Бибиков,. Раннетрипольское поселение Лука-Врублевецкая на Днестре. МИА, № Э8, 1953).
21 Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1951, стр. 151, 152.
22 «Повесть временных лет», ч. 1. М.–Л., 1950, стр. 56.
23 Н.Ф.Лавров. Религия и церковь. История культуры древней Руси, т. II. М.– Л., 1951, стр. 6.
24 Н.Ф.Лавров. Религия и церковь, стр. 66.
25 А.С.Фаминцын. Божества древних славян. СПб., 11884, стр. 209. О поклонении солнцу в образе коня см.: Э.А. Сымонович. Две статуэтки коня из Побужья. КСИИМК, вып. 72, 19Г8, стр. 22–27.
26 Ф.Д.Гуревич. Збручcкий идол. МИА, № 6, 1941, стр. 285; Л.Нидерле. Славянские древности, стр. 288.
27 Ф.Д. Гуревич. Указ. соч., стр. 285.
28 Там же.
29 G.Lenczyk. Op. cit, str. 50.
30 H.Ф. Лавров. Указ. соч., стр. 71, 72.

Поиск

Журнал Родноверие