Археология
Вот еще изображения малоизвестного идола. В Гродненском государственном музее истории религии хранится клад, найденный на Лепельщине. Сильно стилизованное антропоморфное изображение выполнено из известняка. Размеры идола 47х22,5х17,5 см. Создается впечатление, что верхняя часть головы якобы отрезана. И мне непонятно, было ли лицо в стаде или нет. Есть что-то типа носа, отверстие типа рта, но это могут быть и естественные детали, которые, однако, дополняют скульптуру человеческого контура. Датировка на табличке IX – X веков. появилось, также неясно, на каких основаниях. Я думаю, что по логике: в 988 году было крещение в Киеве, значит после 10 в. идолов больше быть не могло.
Картинки кумира из книги Йодковский Йозеф. Гродзиско Волковыске. Гродно, 1925 год.
В 1925 году возле селения Волковы на глубине 1,5 м был найден идол из окаменевшего песчаника размерами 95×60×29 см. У стода хорошо вырезанная круглая голова, видны нос и глаза. Шея едва выражена, туловище расширенное, прямоугольной формы, как постамент, но внизу видны маленькие ножки, или просто подложены какие-то камни, чтобы идол стоял прямо для фотосъемки. На старых фотографиях можно увидеть линии на груди – возможно, на ней был высечен какой-то крестообразный знак. Считается, что стадо стояло на холме, откуда его сбросили (и разбили?).
Раскопки на кургане № 6 под с. Зюзино в 1949 г. Фото из архива Института археологии РАН
После того как я нашел курганы в окрестностях Окуловки в Новгородской области, меня не покидала идея найти их в Москве. Два места из них я нашел. Это курганы в Тропаревском лесопарке.
Сегодня я обнаружил интресную книгу о Юго-Западе Москвы "Девять веков юга Москвы. Между Филями и Братеевом " Светланы Ярославцевой.
Приведу начало, где автор собрал информацию о расположении курганов.
пример "чашечника". Южный Тироль. фото: http://www.runitsa.ru/
Уникальная находка под селом Рясня Тверской губернии приоткрывает завесы тайны древнейшей истории славян.
Группа археологов обнаружила на месте раскопок в Тель Бурне (Израиль) помещение, которое, вероятно, служило местом поклонения языческому богу грома Баалу.
Многочисленные археологические памятники в пределах Смоленской земли, как-то: древние поселения (городища и селища), курганы и могильники — с давних времен привлекали внимание исследователей, но до начала 20-х гг. XX в. древних языческих святилищ еще открыто не было. В 1920-х гг. А. Н. Лявданский проводил работы по изучению древних городищ на территории Смоленской губернии и на основе их внешней формы и характера культурного слоя создал классификацию городищ, разделив их на 2 группы. В 3-ю группу им были включены небольшие городища, расположенные преимущественно среди болот, имевшие округлые площадки диаметром 15-20 м, ограниченные одним или двумя валами и рвами, но не содержавшие культурного слоя с остатками артефактов.
Стоуни-Литлтон – курган эпохи неолита, найденный вСомерсете, неподалеку от моего дома. Что, если он действовал по принципу резонирующей камеры, придававшей религиозным песнопениям большую звучность?
Сомневаюсь, чтобы в свое время кто-то подавал жалобу на строителей гробниц и погребальных камер эпохи неолита. В конце каменного века (ок. 4000-2000 лет до н. э. в Европе) возводили мегалитические сооружения, большинство которых стоят и по сей день.
Раннесредневековая история славян в Западной и Северной Европе до наших дней остаётся слабо изученной. Основной причиной тому является вовсе не отсутствие археологического, лингвистического, этнографического материала или упоминаний в письменных источниках. Более всего мешают изучению этой проблемы стереотипы, политика и отжившие своё историко-политические мифы, а именно, вера в отсталость славян по отношению к германцам в средние века. Германцам или скандинавам – до последнего времени, а порой ещё и сейчас – отводится роль цивилизаторов, колонизаторов, не знающих поражений завоевателей, носителей высокой культуры и передовых технологий. Принимается, что скандинавы безраздельно господствовали на Балтике, грабя, завоёвывая и подчиняя себе и своему влиянию славянский юг и восток. Принимается, не только безо всяких к тому оснований, но и вопреки фактам.
Интересные антропологические материалы времен татаро-монгольского нашествия. Несколько удивляет политически-идеологическая канва, сразу ставящая под сомнение изложенные материалы (ей впрочем можно принебречь), равно как и безвариантная интерпретация некоторых археологических артефактов, например, широко распространненых во втором тысячелетии н.э. т.н. срезней.
Жилище вятичей XII в., рисунок (автор реконструкции по результатам раскопок в Мякинине 2005 г. – нач. отдела охранных раскопок Института археологии РАН, к.и.н. А.В. Энговатова)
На пути к истокам я получила послание от предков. Как будто они подсказывали мне, где искать зюзинские корни. Зашла неожиданно в подземный археологический музей, что открыли под гостиницей «Москва».
А там увидела не только Воскресенские ворота в древнюю Москву, но и женские украшения вместе со многими другими предметами из подмосковных курганов. Среди нескольких названий прочла: «Зюзинские курганы». Какие украшения были найдены в Зюзинских курганах, на стенде указано не было.