Говорят, интерес к кокошникам у красноярки Ольги ЛАПТЕНОК появился после просмотра фильма «Дочь рыбака» Юлдус Бахтиозиной, который вышел на экраны в 2020 году. Так часто там девушки в кокошниках дефилировали, что и рукодельнице захотелось изготовить такой головной убор. Сама Ольга признается: притянули ее кокошники намного раньше. Просто в ее окружении оказался увлеченный человек.

Возвращение корней

17
Секретам изготовления русских кокошников Ольга Лаптенок училась во Франции

Ольга Лаптенок, наверное, единственный дизайнер в Красноярске, который всю свою душу вкладывает в такие необычные головные уборы – кокошники. Это раньше девушки носили эти традиционно русские головные уборы, а сейчас мода ушла, и красота «корон» давно забылась. Другие нынче приоритеты.

А ей интересно. Говорит, занятие это душу греет. Без изготовления кокошников мастерица уже и не представляет свою жизнь.

Моя история с французским акцентом, – рассказывает Ольга Лаптенок, – началась три года назад. Я планировала поездку во Францию и стала учить французский язык. В таком случае появляются знакомые, с которыми общаешься по скайпу или переписке. И оказалось, что один из них – золотых дел мастер – реставрировал позолоту в Юсуповском дворце – и немного Дягилев, потому что приглашает русских арт-деятелей с проектами во Францию

С него все и началось. А потом в жизни Ольги появился Юханн Никадимус из Москвы, который создает кокошники по старинным технологиям.

Когда готов ученик, найдется и учитель для него, – шутит красноярский дизайнер. – Я увидела, что Юханн Никадимус набирает в Москве курсы по старинному ремеслу сажение по бели (старинная русская техника вышивки. Бель – это пучок нитей или веревочка из белых льняных или хлопчатобумажных нитей, которые вышивальщицы пришивают по рисунку. Затем на бель «сажают» жемчуг, перламутр, бисер. – НКК). И я записалась

18
В новейшее время кокошники стали очень популярны у звезд шоу-бизнеса, в них устраивают фотосессии

Юханн рассказал все, что он знает про русский кокошник и его изготовление. Научил не только сажению по бели, но и золотому шитью. И зарядил красноярскую мастерицу желанием изготавливать собственные шедевры.

Юханн сделал удивительную вещь. Это единственный парень в России, который шьет кокошники! – восхищается Ольга. – За шесть лет он сделал старинный кокошник модным, а это довольно сложно. Работал с фэшн-фотографами, его кокошники снимались в фильмах, в них на фотосессии выходят артисты и медийные персоны. Один из его кокошников купили в подарок французской актрисе Фанни Ардан, потому что она тоже ценитель русской культуры

Бархат с жемчугом

19

Сделать первый кокошник было страшно, признается Ольга. Ведь это не простенькая корона ребенку на утренник. Чтобы головной убор получился достойным, его необходимо изготовить по технологиям, бытовавшим 400–500 лет назад. И немаловажно – из качественных материалов.

Сначала я сделала кокошник для куклы. Знаете, были такие куклы царского рода, их на рынке обнаружили коллекционеры XIX века. В них играли великие княжны и девочки из дворянских семей конца XVIII века. Все игрушки были в кокошниках, – поясняет рукодельница. – Такую куклу сделала и я. И страх ушел

Мы не зря упомянули о качественных материалах. Сегодня уже не найти винтажных тканей, из которых шили головные уборы мастерицы XVIII века, а вот галуны на европейском рынке встретить можно. И Ольге повезло: для своего первого настоящего кокошника на европейском аукционе она выкупила целую коллекцию французского галуна (нашивка из золотой или серебряной тесьмы), расшитого золотом.

Когда пришло это богатство, я поняла, что это спорки, – рассказывает дизайнер. – Они уже были пришиты на что-то, а их отодрали с нитками. В той же посылке я обнаружила сломанные четки, золотую бахрому и кисти. Скорее всего, это пылилось в какой-то церковной кладовой Франции. Я была очень рада этому приобретению. Почистила, погладила и пришила на новую вещь

По словам дизайнера, галуны – незаменимая вещь в изготовлении кокошников. В XVIII –XIX веках золотых нитей на их вышивку не жалели, а потому изделие долго сохраняло свою форму и праздничный вид. Видимо, не было тогда понятия «одноразовый».

К сожалению, сохранилось такое богатство только за рубежом. В России большое количество галунов, церковной одежды, которая также была расшита золотыми нитями, и старинных кокошников было уничтожено во время революции. Исторические вещи бросали в огонь ради горстки золота, которая оставалась после их истребления.

В наших магазинах невозможно найти ткани для старорусского головного убора. Красноярка работает с индийской парчой, бархатом, шелковым аксамитом (плотная ворсистая, часто узорчатая ткань из шелка и золотой или серебряной нити, напоминающая бархат).

Однажды ей повезло в Москве купить аксамит, который специально изготавливался для костюмов к фильму «Анна Каренина». Из него она сшила лунный головной убор.

История на голове

20
В старину кокошник считался признаком основательности замужней женщины – он закрывал волосы

Свои кокошники Ольга Лаптенок создает по исторической основе – изучает старину, читает, ездит по музеям Вологды, Костромы, Москвы и смотрит, смотрит, смотрит.

По каждому из девяти предметов своей коллекции могу сказать, из какого музея я взяла образец, – поясняет рукодельница. – Ни один не выдумала. Старалась, чтобы они соответствовали тому, что находится в госкаталоге народных изделий из различных музеев. Даже с теми же замерами

Есть в коллекции высокий кокошник – в Галичской и Костромской губерниях их изготавливали до 50 см высотой. Есть лунный – с опущенными вниз «рогами» полумесяца. Есть прорезной снежинкой – такие носили поморы в Архангельской области. Все они расшиты натуральным жемчугом, аметистами и винтажным стеклом.

Кстати, со «снежинкой» связана еще одна душевно-образовательная история в жизни Ольги Лаптенок:

Это было чуть больше года назад: я захотела сделать архангельский кокошник-снежинку. Лунный кокошник сшить просто – вырезал и пришил галун. А чтобы сделать узорный, нужно дырочки специальными инструментами вырезать. А это опасно – можно все испортить. Одно неверное движение – и все, что пришила до этого, посыплется. И тогда я нашла вторую учительницу в Санкт-Петербурге. На онлайн-курсах она меня научила прорезному шитью. А в конце предложила: «Есть у меня начатый кокошник, не успею дошить – этой осенью уйду. Возьми – доделай». Договорились мы с ней, приехала я в Санкт-Петербург, и мастер отдала мне высокий галичский кокошник. А через месяц ее уже не стало. Я без нее дошивала. Это очень грустная история, но я поняла: мастер мне доверяет

21
А это добропорядочная жена: кокошник с задником

Сложно? Конечно! Ведь руководства или инструкции, по которой можно было бы сшить старинный кокошник, не существует. В каталогах фиксируют только лицевую сторону головного убора – красивую, а как он крепился на голове – никто не рассказывает. Ольга ездила по старым русским городам и в музеях выпрашивала у смотрительниц: «Позвольте взглянуть на экспонат с изнанки, очень надо». И те позволяли пробираться за витрину и фотографировать изнанку кокошника.

В итоге Ольга пришла к выводу: для крепления головного убора женщины придумали простой способ – две простенькие незаметные тесемки, которые прятались под волосами. А сверху все закрывалось красочной тканью или красно-золотыми лентами-бантами.

Из глубины веков

22
Мастер и модели

Ольга говорит:

Я мало знаю о кокошниках, ведь в России долго не писали портреты красавиц, только иконы. Изображения людей появились только в конце XVII – начале XVIII века. А затем Петр I запретил знатным людям носить национальную русскую одежду, и кокошники остались только в крестьянской среде. Тем не менее их шили и носили даже в XIX веке. Кстати, в Поморье кокошники существовали даже в середине XX века. Я в этом году была в экспедиции в Архангельской области и в одном из музеев увидела фотографию 1953 года: девушка в современной послевоенной одежде и кокошнике, расшитом перламутром. После войны ничего красивее найти было нельзя, а она на свою свадьбу хотела быть королевой. И взяла старинный головной убор

В общеупотребительном смысле кокошники – это свадебные венцы. И носили их прежде всего крестьянки, хотя царевен часто изображают в традиционных головных уборах. Это не совсем верно, считает дизайнер. Традиция эта появилась после того, как знаменитый иллюстратор русских сказок Иван Билибин побывал на Белом море и увидел русский костюм.

Ходили ли в таких венцах царевны, доподлинно неизвестно. Правда, существует одна довольно правдоподобная история, как было написано несколько портретов дочери Павла I Александры в прорезном кокошнике-венце. Затея эта имела успех, впоследствии Александра Павловна стала герцогиней австрийской.

По кокошнику, который носила девушка, можно было определить ее социальный статус, материальное положение семьи и ее семейное положение. Да-да, все это было «написано» на головном уборе.

Вообще кокошником изначально называли головные уборы, которые носили замужние женщины, ведь его название происходит от кокоши – курицы, степенной матери семейства, наседки, – рассказывает Ольга Лаптенок. – А позже так стали называть и головные уборы, которые носили девушки

Женщине в те времена нельзя было опростоволоситься (показать свои волосы посторонним), вот и закрывали их красивым головным убором. Если кокошник с закрытой макушкой – его обладательница замужем. Если нет – готова рассмотреть варианты. Просватанные невесты также носили особый головной убор – с этакой золотой крышечкой и металлическими перепелочками, которые позвякивали при ходьбе.

Чем богаче девушка, тем выше ее кокошник. В XIX веке в России стала известна купчиха Злобина, которая носила кокошник необъятной величины и дороговизны. На головном уборе размещалось бриллиантов на 40 тысяч рублей (тогда за эту цену можно было купить целый город), а ширины он был такой, что не проходил в дверной проем. И купчихе приходилось проходить в дверь бочком.

Можно представить, насколько неудобным и тяжелым был этот головной убор.

Впрочем, кокошник придумали отнюдь не для удобства, а для красоты. Именно в таком головном уборе девушек в Древней Руси отправляли на княжеский сбор. Одевали их как можно красивее и богаче, ведь девушка в тот момент представляла всю семью, ее взрастившую.

По кокошнику можно было определить достаток семейства, а значит, и обилие приданого, которое можно получить вместе с молодой женой, вздумай добрый молодец к ней свататься.

Кроме богатого кокошника, девушка демонстрировала добротность своей одежды. На нее надевали несколько платьев, а юбки подкалывали так, чтобы были видны все слои нарядов.

Самые хитрые умудрялись по три раза переодеться за время хоровода, который устраивали красавицы на княжеском сборе. Такие могли надеяться первыми удачно выйти замуж.

Кстати, в Древней Руси в моде была дородность, пышнотелость. Так что, если девушка не обладала нужными формами, их придавали ей многослойные одеяния. Правда, женихи после жаловались: брали в жены девицу кровь с молоком, а когда разделась… Вот и писали потом в трактатах: «Нигде нет такого обманства на невест, как в московском государстве».

И для души, и для дела

23
Определите – кто из девушек ждет жениха

По профессии Ольга Лаптенок – дизайнер сувениров. И менять свою профессию на хобби не желает. Говорит:

Я человек увлекающийся, и если шитье кокошников станет моим делом, придется придумывать новое хобби

Впрочем, она даже не думает отказываться от какого-либо вида творчества. Сейчас у нее в планах сделать еще пять кокошников. Выписала для них материалы из Индии, Израиля и Норвегии. Откуда вперед придет посылка, за тот головной убор и возьмется.

А затем отправится во Францию демонстрировать свою коллекцию.

Поиск

Журнал Родноверие