Человеколоси, птицы с лицом на груди и наездники на ящерицах — это сюжеты небольших бронзовых украшений, которые археологи находят в Пермском крае. В нескольких статьях мы рассказываем о ключевых образах пермского звериного стиля. В первой статье объясняем, что это за стиль и какое место в нем отводилось птице.
Пермский звериный стиль — стиль художественной бронзовой металлопластики, созданный культурами Урала в период с VI по XII век н.э. Название «пермский» связано с тем, что большинство находок было сделано в конце XIX – начале XX веков на территории Пермской губернии, в Прикамье.
Протоистория этого стиля начинается в I тысячелетии до нашей эры, среди племен, живших в нижнем течении реки Камы — ананьинцев. Ананьинская — самая древняя из культур, составляющих пермский стиль. Вместе с ней к пермскому стилю относят гляденовскую, неволинскую, харинскую, ломоватовскую и родановскую культуры.
1. Навершие рукояти в форме головы оленя с ветвистыми рогами, Красновишерский р-н, VII-IX вв.
2. Всадник на ящерице. Чердынский р-н, VIII-X вв.
3. Богиня на коне-лосе. Вверху семь лосиных голов, зверь и птица. Верхнее Прикамье, V-VI вв.
Главная тема пермского стиля — изображения животных. Встречаются также антропоморфные образы и гибриды — зооантропоморфные фигуры. Образы животных и человека наделяются уникальными значениями и функциями и, в основном, являются идолами и оберегами. Гибридные существа играют роли стражей границ, вестников, помощников или выступают в качестве транспортеров между мирами.
Семантическая интерпретация сюжетов и образов пермского звериного стиля — комплексная задача, которую исследователи решают через опору на этнографический материал о религиозных представлениях народов Урала.
1. Родители с ребенком стоят на ящере под небосводом из лосиных голов
2. Богиня на лошади с орлом на плечах. Чердынский р-н, VII-VIII вв.
Птица
Изображение птицы характерно для всех археологических культур пермского звериного стиля, и особенно для ананьинской, в которой он является ключевым. Птица выступала проводником в другой мир и образом человеческой души. Архетипичный мотив полета души проявлялся, например, в том, что душа человека принимала птичий облик во сне, а душа умершего могла, подобно птице, улетать. Нередко птица имела антропоморфные черты — подобные изделия получили названия человекоптиц.
Семантика птицы многообразна. Птица являлась священным обликом многих богов. В птиц превращались и ушедшие предки— мы находим бронзовые изделия в форме птичьих фигур с лицами родственников на груди. На их счет есть и несколько отличная трактовка: не душа превращается в птицу, а священная хищная птица уносит душу в другой мир.
Птица с человеческим лицом на груди. Бронза, литье. 1. Чердынский р-н, VIII — X вв.
2. V — VII вв.
Изображение птицы, как и многих других животных в пермском стиле, прошло эволюцию от фантастического до вполне реалистичного, узнаваемого. Этими узнаваемыми образами чаще всего являются утки, лебеди, гуси — именно водоплавающие птицы, особо почитаемые среди многих уральских народов. Так, у коми-пермяков лебедь, «юсь», был героем множества преданий и легенд, священной птицей, наряду с уткой, запрещенной для охоты. Последняя же являлась воплощением сотворившего мир бога Ёна.
Лебедь. Ильинский р-н, VI – IX вв.
Специфика изображения птиц широко варьируется: летящих птиц с раскрытыми и опущенными крыльями можно найти в ананьинской археологической культуре, погрудные изображения лебедя — в ломоватовской, с оперением и вытянутым клювом — на Гляденовском костище. Зачастую водоплавающие птицы и вовсе изображались без клюва и глаз, с акцентом на лапы.
Наконец, отдельного упоминания, наряду с водоплавающими и хищными птицами, заслуживают и птица лесная — она изображалась реалистично, но активно украшалась лосиными головами в области крыльев и хвоста; и кричащая птица — иногда клюющая животное, иногда статичная, иллюстрированная ажурным орнаментом.
1. Схватка птицы и медведя, VII – X вв.
2. Птица. Ильинский р-н, VI – IX вв.