«Рубаха с черным узором» — так называют традиционную белую вышитую рубаху (и женскую, и мужскую) в сёлах воронежско-белгородского пограничья. Её главный отличительный признак — вышитые черные геометрические орнаменты на рукавах и плечевых вставках — «поликах». Крой мужской, женской и детской рубах был одинаков: «с прямыми поликами» — плечевыми прямоугольными вставками, пришитыми к стану и рукавам по основе. Техника вышивки — лицевая счетная гладь. Степень праздничности и местные отличия определяются набором композиционных элементов и самой композицией вышивки (расположением узоров, подузорников, кружевных вставок). Каждый орнамент имеет своё традиционное название, которое является общим для большинства местных сел.

Ареал черноузорной вышивки охватывает русские села в междуречье Тихой Сосны и Потудани — правых притоков Дона. По административной принадлежности это восточные районы Белгородской области (Алексеевский, Красногвардейский, Красненский, и прилегающие к ним села Новоосколького и Старооскольского районов) и западные районы Воронежской области (Острогожский, частично — Репьевский, Каменский).

Белые рубахи с черной вышивкой носили в будние и праздничные дни и мужчины, и женщины — с поневой или с полосатой юбкой, с красной клетчатой юбкой, девушки — с сарафаном или юбкой. Вышивальщицы располагали орнаменты на оплечьях (часть — на полике, а часть — на рукаве), вокруг прорези от шеи до груди, на воротнике-стойке, а также по подолу рубахи, если она была длинной (додольной). Боковые швы, соединяющие полики и стан, также полностью закрывались вышивкой.

Вышивка рубахи, прежде всего, подчеркивала возраст того, кто ее носил. Наиболее ярко украшались праздничные рубахи молодух — молодых замужних женщин, поскольку вышивка выполняла функцию оберега и служила защитой не только для женщины, но и для всей её семьи. Вышивка детских, старушечьих, а также будничных рубах была намного скромнее. Женщины пожилого возраста носили рубахи, имеющие не черную, а почти невидимую белую вышивку, или не украшали рубах вовсе (фото 03).

Дня вышивки более всего ходила ткань с простым полотняным переплетением. Холст ткали из конопляных нитей — конопú. Практически в каждой крестьянской семье для домашних нужд выращивали коноплю, хотя её обработка являлась трудоёмким и сложным технологическим процессом. В начале лета девушки заготавливали дёрганец — вырывали рано зацветающие женские стебли конопли, из которых получались более тонкие и ровные нити. Остальные растения собирали осенью (их называли мочéнец), нитки из моченца выходили более грубыми и шли на подстилки, мешки, веревки. Осенью и зимой женщины и девушки пряли, ткали, а натканные за зиму холсты весной — до Троицы — отбеливали, или, как говорят в народе — белѝли. Коноплю сеяли и обрабатывали до 40-х годов ХХ века.

Помимо конопляных нитей для домашнего ткачества использовали и покупные хлопчатобумажные и льняные нитки, из которых холст получался особенно тонким и ровным, его называли торговым, соответственно и рубахи из такого холста — торговыми.

Для вышивки использовали фабричные тонкие шерстяные нитки — шлёнку, либо хлопчатобумажные нити (хотя они от стирки теряли цвет, приобретая серый или зеленоватый оттенок). Вышивка из шерсти домашнего приготовления встречается редко, потому что со временем такие нитки распушивались, ворсинки закрывали пробелы, и узор становился почти неразличимым.

Техника исполнения вышивки — односторонняя или лицевая счетная гладь. О такой вышивке в селах говорят: вышивали по счёту. Стежки узора располагались вертикально (вдоль основы), строго параллельно, каждый новый ряд — со сдвигом на одну нить. Вышивали в пяльцах вперед иголкой и считали: на столько-то нитей (или переплетений) иголку потопляешь, а через столько-то подымаешь.

Композиция расположения вышивки, как и другие элементы декорирования костюма, указывала и на степень праздничности, и на местные традиции. Вышивка представляла собой многоярусную композицию. В отличие, например, от украинской или западнорусской вышивки, в традиции воронежско-белгородского пограничья вышивка всегда симметрична относительно центра (верх/низ; правая часть/левая часть). Исключение составляют рубахи с красными (кумачными) сатиновыми или ситцевыми поликами, где вышивка располагалась только на рукаве (половина композиции).

По композиции можно выделить пять типов рубах (фото 04): 1) с ремнем или с узором 2) рукава-полика; 3) с ферботами; 4) с ляховками; 5) кумачными поликами. Последний тип не встречается в декоре мужских рубах.

Рубахи с ремнем или с узором — считаются самыми праздничными; они предназначены для особых случаев: свадьбы, двунадесятых или «годовых» праздников. Ремнем называют центральный узор, а по обеим сторонам центрального узора — вверх (к горловине) и вниз (к запястью) — располагаются подузорники. Завершается композиция сверху и снизу окончаниями — лапами. Каждый элемент вышивки имеет свое название, в большинстве сел эти названия совпадают (фото 05).

Вышивка женских и мужских рубах отличается только окончаниями — лапами. Мужские окончания всегда скромные — это бордюр из мужичков и бабочек, а женские изображают символы растительного мира: побеги, колоски, веточки (народные названия — лапы, зубчики, гребенки), шишки (народное название — шишечки, пупышки, бобы) (фото 05). Таким образом, на мужских рубахах изображается идея соединения мужского и женского начал, а на женских — идея рождения нового урожая.

В основе центральных узоров — изображение различных ромбообразных фигур, основная из которых — репей (общерусское название) или арепóй (местное название) в виде двойного и тройного косого креста (фото 05). Ромб-репей в русской традиционной культуре символизирует идею плодовитости, обновления, а если он с лучиками, то одновременно является и солярным знаком, то есть символом солнца. Знак солнца изображался на рубахах с золотым ремнем (то есть с ремнём, вышитым золотыми нитями вприкреп — фото 06). Как известно, индоевропейский знак движущегося солнца (свастика) широко распространен в русской традиционной культуре и в качестве орнамента вышивки, и в качестве деревянного резного знака, украшающего крестьянские дома. Представлен он и в вышивке рубах воронежско-белгородского пограничья (фото 07).

Названия центральных узоров (фото 05):

  • репей или арепóй — в форме ромба с лучами;
  • во всю гребенку — ромб с множеством лучей,
  • репей с крюками, разновидности: об четырех крюков, об восьми крюков, в том числе и c закручивающимися лучами, символизирующими движение солнца по небосводу;
  • шлях — ковер из ромбических фигур;
  • белокос — орнаментированный ромб с поперечной полосой;
  • головастик — ромб с изрезанными вершинами.

Подузорники, как правило, представляли собой часть основного узора: половина шляха, половина белокоса, половина головастика и т. д.

В некоторых селах (например, Нижней Покровке Красногвардейского района Белгородской области) в качестве особо праздничной вышивки закрепилась композиция рукава-полика, состоящая из двух узоров без подузорников.

На менее праздничных рубахах центральный узор заменяли ферботы — кружевные вставки, сплетенные на коклюшках. Они также изображали различные ромбические фигуры.

Рубаха с ляховками — разновидность рубахи с ферботами. Ляховками называли узкие вставки кружевных полос (Фото 09).

Рубахи с кумачными (красными) поликами, имеющие невысокий статус праздничности, наиболее распространены в селах Красненского района Белгородской области и Острогожском районе Воронежской области.

Такие же орнаменты, как на рукавах рубах, должны были быть и на завеске. Завеска — короткий (от талии) фартук — обязательная деталь и женского, и девичьего костюма. Вышивка на завеске должна была соответствовать подузорникам и окончаниям надетой рубахи. Однако в настоящее время такой гармонии добиться уже не удается, поскольку одежда не воспроизводится, а предается по наследству, а завески быстрее всего изнашиваются.

На периферии описываемой территории (в селах Красненского и Старооскольского районов Белгородской области, в Репьевском и Острогожском районах Воронежской области) наряду с традиционной вышивкой геометрических орнаментов черными нитями фиксируются рубахи с добавлением красноузорного ткачества, с заменой техники вышивки — счетной глади на вышивку крестом, смешением красного и черного цветов или даже с включением цветочных орнаментов. Это свидетельствует об угасании традиционной вышивки и приспособлении её под более простую технику исполнения, под более модные орнаменты, распространявшиеся в начале ХХ века в печатных альбомах для вышивки крестом.

В экспедициях последних лет не удалось выявить ни одной вышивальщицы традиционных орнаментов. Последнее поколение вышивальщиц, владеющих традиционными технологиями — это женщины 1910–1920 годов рождения, которые в молодости вышивали рубахи для себя.

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Поиск

Журнал Родноверие