В светлом Ирии, в тридевятом государстве, тридесятом володарстве, меж лугов Велесовых, меж лесов Перуновых, окрест гор Свароговых, лежит Земля Троянова. Славна та земля многотравием, коих есть не счесть, все целебные. Посередь Земли Трояновой стоит Светел Град Троянов и сидит в нем сам Троян первокяжище, сам во трех главах[1]. От земли до небес ведет к нему Тропа Трояна Батюшки, и по ней идут трояне праведные.

За столом сидит Троян в светлом тереме, пред собой в руках держит чашу Истины, кто изопьет из нее, станет тем, кем в душе является.

Иной раз посмотрит Троян Батюшка в чашу сию и увидит все, что во трех землях ему подвластных творится. Едва сыпанет в нее травы лечебные да душистые, как они тут же в яви прорастают. Взволнует он своей рукой гладь напитка святого, и сразу благой сон идет любой сути живой, что во сне прибывает. Если не по нраву придется сон увиденный, то Он в раз его изменит и другой навеет.

Приходят гости к Трояну-Батюшке да садятся на лавки дубовые, за столы тесовые. Приходят, подарки дарят, приходят, говоры говорят да Трояна Батюшку о многом испрашивают. Поднимается от лавки гость, чтоб вопрос задать да хозяина прославить, а Троян ему чашу спротягивает, мол испей из чаши, покажи свое лицо истинное, докажи свои речи сладкие, докажи, что слова не лукавые, что твоею душой они сказаны, а не то — сгинь, не познав плодов мудрости.

Кто душою чист, чист и помыслами, то давным-давно предками сказано. Тем не страшно брать чашу-братину, хоть из рук врага за Трояна Бога Славного, чтоб испить до дна, словно Сурью, хмелем полнимую да Богом данную, хоть и яд налит, хоть вода сыра. Всякий гость берет чашу-братину, самим Трояном поданную, кто не пал пред Ним, с харей скошенной, того Он признает своим соплеменником. С Ним ему и кров делить и гостей дружить будет сподручно.

Соберутся гости из разных мест да Трояну сказы свои поведают, да захочет узнать Троян правда ли, что сказитель какой ему ведает. И протянет ему свою чашу-братину, а кто выпьет из нее, врать не сможет ни ему, ликами Светлому, ни кому из тех, кто за стол пришел.

Бьет источник святой во земле Трояна, набирает Он из него свою чашу бессмертия. Мы же пьем из нее, из нашей братины, пиво – сурьицу и даем другим, кто гостить пришел. Нет в ней не яду, не усладу, не сулит она ни кому испытания. В ней лишь правда-истина и бывает так, что, испив ее, тяжела становится правда матушка, вот и Карна в них просыпаетя. Пили чашу сию предки с щурами, пили Боги ее Ирийские, пьем ее и мы, и потомкам завет ее пить несем. Сам Троян послал нам завет той чарочкой, прославлять Его, и гостей своих величать велел.


1. Мудрость, сила, стремление.

Речено сие жрецом Везничем в год
4410 от осн. Словенска Великого (2001)

Поиск

Журнал Родноверие