Впервые месяц с богом Велесом соотнес А. Н. Афанасьев.

«Каледворская рукопись, — писал он, — называет богов пастырями <...> такое значение в наших приданиях присваивается месяцу и богу Волосу или Велесу»

Правда, рукопись, на которой основывал свою мысль ученый, в конце концов была признана поддельной.

.Однако это не отменяет единства светила и божества в представлениях славян.

Больше всего иллюстрирует связь месяца с Велесом (Волосом) одна из приведенных А. Н. Афанасьевым загадок:

«Есть поле сиянское <.> много в нем скота астраханского <.. .> один пастух — словно ягодка» (или: "а пастух вышинский")»

Месяц назван «вышинским пастухом», на «поле сиянском», т. е. пастухом на небе.

Данное положение принял и А. А. Коринфский, отметивший, что

«древнеславянские сказания о богах, называя Велеса пастырем небесных стад, отождествляют его с месяцем (небесные стада — звездная россыпь)»

Так, собственное имя божества в некоторых местностях перешло в нарицательное:

«В рязанской губ. "велес" (велец) означает распорядителя, указчика, подобно тому, как санскритское "go-pa"— сначала пастух, а потом родоначальник, царь»

Объединение Велеса с месяцем, существование в народном сознании единого Месяца-Велеса подчеркивается частой фольклорной актуализацией небесной ипостаси языческого бога.

Данная связь (Месяц-Велес) оказалась прочной и устойчивой на протяжении многих веков двоеверия.

В православном месяцеслове день почитания Велеса был заменен днем памяти святого Власия (11 февраля).

И св. Власий перенял роль покровителя скота: его чествование неразрывно связано с заботой о приплоде и защите от коровьей смерти — болезни, которой подвержен крупный рогатый скот.

Помимо этого, Власий (Велес) наделяется потенцией первой победы над Зимой («Власий, сшиби рог зиме», «сшибет Власий Рог зиме»).

Отсюда — «февраль бокогрей», «февраль бок согреет и старухе, и деду, и медведю в берлоге».

Февраль-бокогрей также считался путеводным месяцем («февраль-бокогрей путь-дорогу красной (Руси или весне) кажет» ), месяцем, с которого начинается прирост светлого времени суток («Февраль три часа дня прибавит!»).

По обычаю пращуров после Власьева дня «окликали звезды», что называлось «окличками», целью которых было увеличение плодовитости овец.

Тем самым подтверждается соединенность Власия (Велеса-Месяца) со своей паствой-звездами и в народном календаре.

Святого (или божество) наделяли не только силой даровать плод, но и урожай:

«Блюлся в старину по селам обычай — выставлять на три утренних зорьки после Власьева дня всякие семена на мороз, а потом подмешивать их в меру при будущем посеве. Это называлось "делать семенное" и делалось — в надежде на обильный урожай»

Народные приметы, поговорки и заговоры наполнены множеством примеров наделения месяца силой увеличения и прибавления, соразмерно тому, как он сам «растет»:

«Если кому посчастливится увидеть с правой стороны от себя народившийся месяц, да спохватится увидевший показать месяцу хоть копейку медную (не говоря уже о серебряной или золотой монете) перевода у того деньгам не будет, "ничего не видя разбогатеет!"»

Здесь ночному светилу приписываются черты подателя материальных благ.

Подтверждение этому находим в «Большом словаре русских народных сравнений»:

«Денежки-то чисты, как светел месяц»

Причем функцию подателя финансовых благ в славянской фольклорной традиции возлагают на месяц растущий, но не на солнце или иные небесные тела.

При этом месяц ассоциируется с рогом изобилия:

«Месяц, месяц молодой! Табе рог золотой, табе на увеличенье, а мне на доброе здоровье!»

В связи с этим необходимо упомянуть замечание академика Б. А. Рыбакова о том, что «среди языческих идолов славянского средневековья наиболее часто встречается изображение бородатого мужчины с огромным турьим рогом, "рогом изобилия" в руке <...>. Единственное божество, с которым можно связывать эти изображения, — это <.> Велес»

Велес как в образе медведя, так и в образе змея в древнеславянском сознании был связан с Месяцем как явлением потустороннего мира.

Так, древние славяне считали наиболее благоприятным временем охоты на медведя именно лунную ночь а В. И. Даль при толковании слова «луна» использовал поговорку «Луна — медвежье солнышко»

То есть медведь, имевший тесную связь с луной, оказывался соединенным с потусторонним миром.

Древние славяне отождествляли имя Велеса с неким хтоническим или обычным змеем, а также с медведем.

Змей как представитель иномирия связывает Месяц (обитель душ умерших) с Велесом.

Объединяющим звеном между Велесом и Месяцем также без сомнения выступает иномирный медведь (дух медведя).

Источники

Сергей Олегович Курьянов — доктор филологических наук, доцент.

Александр Васильевич Баранов — магистрант, Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского.

Cписок литературы

1 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М.: Современный писатель, 1995. Т. 1. 483 с. Т. 2. 528 с.

2 Баранов А. В. Казачье и цыганское «солнышко» в народной картине мира // Многогранный В. И. Даль и современная филология: Мат. I Междунар. научн. конгр.,

22-23 ноября 2016 г. / под ред. М. А. Грачева. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2016. С. 22-25.

3 Большой словарь русских народных сравнений / сост. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина; под ред. проф. В. М. Мокиенко. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 800 с.

4 Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1977. 228 с.

5 Велюс Н. Velnio banda: «стадо Вяльняса» // Балто-славянские исследования, сб. научн. ст. М.: Наука, 1981. С. 260-268.

6 Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1889. Вып. 5: XI-XVII. [2], 376, 106 с.

7 Гальковский М. Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: в 2 т. Харьков: Епархиальная типография, 1916. Т. 1. 376 с.

8 Глинка Г. Г. Древняя религия славян. М., Митава: Тип. И. Ф. Штефенгагена и Сына, 1804. 151 с.

9 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследование в области славянских древностей: лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. 342 с.

10 Коринфский А. А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий и обычаев русского народа. М.: АСТ, 2011. 734 с.

11 Лисюченко И. В. Эволюция двух видов мужских союзов у восточнославянских племен // Вестник ЧелГУ 2009. № 41 (179). История. Вып. 38. С. 23-28.

12 Мадлевская Е. Л. Русская мифология. М.: Мидгард, 2005. 781 с.

13 Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. М.: Сов. энциклопедия, 1991-1992. Т. 1. 671 с. Т. 2. 719 с.

14 Пословицы русского народа: в 2 т. / сост. В. И. Даль. М.: Худож. лит., 1989. Т. 2. 447 с.

15 Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1996. 701 с.

16 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 608 с.

17 Славянские древности (этнолингвистический словарь): в 3 т. / под ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. Т. 1. 575 с. Т. 2. 687 с. Т. 3. 693 с.

18 Словарь древнерусского языка (Материалы для словаря древнерусского языка): в 3 т. / сост. И. И. Срезневский. М.: Книга, 1989. Т. 2. Ч. 1. 851 с.

19 Соколов М. Е. Старорусские солнечные боги и богини. Историко-этнографиче-ское исследование. М.: URSS, 2019. 184 с.

20 Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / сост. В. И. Даль. М.: Русский язык, 1989. Т. 1. 699 с. Т. 2. 779 с. Т. 3. 555 с. Т. 4. 683 с.

21 Топоров В. Н. Еще раз о Велесе-Волосе в контексте «основного» мифа // Балто-славянские этноязыковые отношения в историческом и ареальном плане: тезисы докладов второй балто-славянской конференции, Москва, 29 ноября — 2 декабря 1983 г. М.: Наука, 1983. С. 50-56.

22 Фаминцын А. С. Божества древних славян. М.: Академический проект, 2012. 315 с.

Поиск

Журнал Родноверие