Польша и польский народ на протяжении веков подвергались различным религиозным течениям, от язычества до христианства и крещения Польши в 966 году. Однако до сих пор можно встретить людей, культивирующих славянские традиции еще до крещения Мешко I. В Польше они сосредоточены вокруг религиозного объединения "Родзима Вяра".


Жрецы

Родноверы отмечают 5 основных праздников в течение года (даты приблизительные, иногда есть отклонение в 1 день): Яре Годы — 21 марта, Купала — 23 июня, Праздник урожая — 23 сентября, Дзяды — 1 ноября, Щодре Годы — 21 декабря.

И как раз сегодня наступило время Дзядов. Любой, кто закончил школу, знает это название как название драмы Мицкевича, и действительно, во второй части "Дзядов" мы имеем набросок этого ритуала.

Но Мицкевич — это одно, а ритуал, который мне довелось увидеть, — совсем другое. Несмотря на многочисленные голоса моих друзей не идти, потому что "ты можешь привести с собой сатану", и другие не менее интересные предостережения, я пошел туда вместе со всей семьей — я решил, что моим сыновьям такой опыт будет полезен, и он, несомненно, позволит им в будущем в какой-то степени понять Мицкевича.


Готовая еда и рог с медом

Встреча желающих была запланирована на задворках Крестьянского трактира в конце Арконской улицы, откуда нам предстояло пройти еще 2 км в Арконский лес к месту проведения церемонии. После того как все собрались для проведения ритуала, мы увидели довольно интересные предметы: деревянные миски, наполненные едой, пельменями, копченой рыбой, а также деревянные столовые приборы.


Рог с медом во всей своей красе

Ритуал начался с того, что один из жрецов, одетый в гезлу, попросил всех встать в круг вокруг костра. Интересно, что в круг приглашали всех, в том числе и нас, незнакомцев, которые хотели понаблюдать за обрядом. Таким образом, нам открылся отличный вид на всю церемонию.


Фрагмент церемонии

Во время ритуала ведущая Жерца напомнила нам о том, откуда взялись Дзяды, почему это собрание, и упомянула о силе, которой каждый обладает благодаря предыдущим поколениям. Полный текст ритуала я привожу под записью.

Неожиданностью для нас стало то, что в какой-то момент один из Жерцов начал нести по кругу рог с медом, а другой — кастер. Те, кто брал в руки рог, отпивали из него по глотку меда, а затем отламывали кусочек кастера и ели его. Мы не очень понимали, что делать, к счастью, пара с ребенком перед нами показала, что рог достаточно держать в руках, пить из него не нужно, а кастер очень вкусный — я позволила себе попробовать.

К сожалению, попытка самостоятельно вернуться с места ритуала закончилась фиаско, ночью в лесу опасно, несмотря на GPS, но благодаря семье, которую мы встретили на ритуале, мы благополучно выбрались на Арконскую улицу и смогли вернуться домой, чтобы согреться, предаться воспоминаниям и рассказать друзьям и близким о том, что мы видели и пережили. Мы обязательно придем на обряд Купалы, который, судя по описанию, довольно интересен.

Содержание обряда:

Дзяды

Мы пришли сюда сегодня — в этот сырой, хмурый осенний день, когда природа умирает, а человек погружается в задумчивость, — со всей нашей Задругой, чтобы почтить наших отцов и дедов. В этот вечер мы будем праздновать, чтобы наши предки знали, что память о них жива с нами, и чтобы мир помнил о делах тех, кто ушел из жизни. Мы чтим память наших Отцов, ушедших за порог смерти, ведь именно наша память и их дела сохраняют их жизнь в веках. Живы в нашей крови и генах, живы в нашей памяти, живы в наших сердцах и умах, живы в делах их жизни.

Жрец I: Образуйте круг, сильную Задругу, чтобы никто из живых не мог войти в него снаружи и никакая сила не могла разорвать его изнутри.

Жрец обходит круг, издавая шум, затем посыпает круг солью, после чего четыре жреца замыкают круг. Участники поворачиваются к западу.

Жрец I: Велес, Померанский Трехголовый! Хранитель Навий, пусть Велес, Навий посетит мир живых, чтобы они могли согреться, поесть и помыться.

Налейте мед в огонь.

Жрец I: Отцы! Кого вы уложили в бою, защищая честь и владения Славии, мы умоляем вас пировать!

Отцы! Вы были перевезены на санях, запряженных волами, мы просим вас на пир!

Жрец III: Отцы! Отдохнувшие на перекрестке ради вашего утешения, мы просим вас на пир!

Жрец IV: Отцы! Кто на западе, за великой рекой на краю света, через мост из теста, в сторону Навья, мы просим вас о пире!

Жрецы отворачиваются к костру.

Жрец I: Мы сжигаем грумады, чтобы показать вам путь в мир и согреть ваши ноги.

Зажигаются свечи.

Жрец II: Для вас эти мосты из теста, чтобы вы могли перейти реку и покинуть Навь.

Показывают пирог в форме моста.

Жрец III: Мы посыпаем пеплом, чтобы оставить для тебя следы.

Пепел рассыпается вокруг.

Жрец IV: Мы готовим тебе ванну, чтобы вымыть тебя и положить чистые полотенца!

В таз наливают воду и кладут рядом чистое льняное полотенце.

Жрец I: Мы предлагаем вам еду и питье, чтобы вы могли сесть и попировать с нами.

На расстеленную чистую белую скатерть выставляются блюда с едой и кладутся "отдельные" ложки.

Жрец I: Примите всех живых на ужин с мертвыми! Вспомните дела своих предков и призовите их имена.

Разносите пироги и мед.

Жрец I: Nawie, Wele, Ojce, Dziady! Мы вас живо помним, мы навели мосты, мосты и мосты, мосты и мосты, так не обижайте нас, а берегите нас, помогайте нам в жизни, в хозяйстве, в бою на суше и на море! Живые! Помните, что войско мертвых стоит за нами и смотрит в глаза нашим врагам, но и смотрит на нас, достойно ли мы их заменили, и судит о наших делах для Славии.

Жрец I: Говорите! Мы бросим жребий, чтобы узнать, принесет ли нам удачу ваша защита или вы будете мстить.

Жрецы натирают руки пеплом, делают на щеках отметины, отодвигают кусок дерна и бросают жребий (дерево, окрашенное с одной стороны в черный цвет, с другой — в белый), бормоча:

Дай нам знание, дай нам мудрость, покажи нам будущее.

Они объявляют результат гадания.

Жрец I: Круг Задруги выстоял, он распутается, но пусть он не распадается и длится вечно.

Жрецы открывают круг.

Жрец I: Мы организуем игры и дань уважения Веле!

Дикие кошки символически проводят борцовский поединок.

Жрец I: Благодарим вас, предки, за визит, но уходите в Навь и не завидуйте нашим жизням, ибо они тоже пройдут, но мы все будем жить вечно в Природе, наши потомки и наши дела.

Жрецы едят мостовую из теста.

Жрец I: Начнем пир, пир в честь предков. Слава вам!!!

Поиск

Журнал Родноверие