Расхожая байка на поверку имеет внятный источник:
«К нашему дому приходило много народу: школьники с учителями, колхозники, пришла даже группа дряхлых старушек. Их интересовало, ВИДЕЛ ЛИ Я В НЕБЕСАХ ГОСПОДА БОГА? Я вынужден был разочаровать их. Полёт человека в космос нанёс сокрушительный удар церковникам.
В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и все связанное с его именем — выдумка и чепуха.»
Ю.Гагарин «Дорога в космос» (1962)
А вас лично как верующих смущает наличие космоса, иных галактик, или отсутствие на орбите всемогущего старика с бородой?)) И меня — нет. Так чему же полет Гагарина нанес “сокрушительный удар”? Допотопной картине устройства мира — раз, примитивному представлению о Боге как материальном существе — два.
Как эти понятия связаны с религией? Народы вообще склонны переводить элементы традиции в разряд священного, на основании наследования знаний и действий от Предков: “Мы завсегда после обеда самовар ставим — у нас вера такая!”. В богословии это называется “предание” (переданное), неофициальная часть культа. Насущный пример — окраска яиц на Пасху. Есть обычай, есть легенда-мотивировка, но нет прямого предписания.
“Освящаются веками” и естественно-научные представления, бытующие в ту или иную эпоху. И те религии, которые поднимают их на свои знамена, да и вообще придают божественность текстам, написанным людьми, — сами подставляют себя под удар последующих “разоблачений”. Гори-гори ясно, Джордано Бруно!..
Но это разоблачает не Бога, не духовное учение, а лишь церковь как группу людей. Чем более буквальный смысл берешь, тем глупее и уязвимее себя чувствуешь: Ева из ребра, боги на горе Олимп, Будда с перепонками и т.п.)) И наоборот, СИМВОЛИЧЕСКИЙ СРЕЗ — вневременная, универсальная и плодотворная нива. Ведь символы писаний, эпосов, фольклора — это язык коллективного бессознательного, в котором как раз и стоит искать достоверное знание о Боге.
Возвращаясь к Гагарину — несмотря на собственный вероятный атеизм, он очень ладненько вписался в символы советского культа, ярко подтверждая мифологичность народного мышления: апрель, молодой мужчина фаллосом ракеты пронзает оболочку юной весенней Земли… Но об этом — подробнее в следующий раз…
Святой Юрья рано вставал,
ключи брал, в поле выходил,
землю отмыкал, в небо уходил,
Матушке-Руси славу приносил!
Слава!
(во избежание — текст придумала только что ? )