Каковы источники Богородичных праздников — Рождество Богородицы, Введение во храм, Успение?.. Ведь в канонических текстах отмечаемые ими события НИКАК НЕ ОСВЕЩЕНЫ. Но невзирая на скупость сведений о матери Христа в Новом завете, ее культовый статус стремительно развился до божества, следуя логике мифологического мышления.

Для раскрытия мысли сокращенно цитирую научную книгу: Свенцицкая И.С. “Раннее христианство: страницы истории” — главу, где разбираются писания христиан первых веков, не признанные впоследствии официальной церковью (апокрифы). Эти тексты — срезы тогдашних верований и воззрений зарождающейся религии. Так что тапки гнева прошу адресовать советской науке.))

⛪Первые христиане мало внимания уделяли матери Иисуса — Марии. В Новом завете Мария не занимает сколько-нибудь важного места.
В самом раннем из канонических евангелий, Евангелии от Марка, описание рождения Иисуса отсутствует; рассказ о нем начинается с прихода Иисуса из Галилеи и крещения его Иоанном.
В евангелиях от Матфея и от Луки приводятся родословные отца Иисуса — Иосифа: его род возводится к царю Давиду, от коего, согласно иудейским верованиям, должен происходить мессия. Иосиф, естественно, должен был считаться родным отцом Иисуса и, следовательно, никаких особых заслуг его матери не приписывалось.
В Евангелии от Луки вводится описание благовещения, зачатия от святого духа. Но о дальнейшей жизни Марии — в период проповеди Иисуса и после его казни — в первых трех евангелиях НЗ ничего не сказано. Только в Евангелии от Иоанна мать Иисуса оказывается у креста и Иисус поручает ее своему любимому ученику, Иоанну. В Деяниях апостолов Мария, мать Иисуса, упомянута пребывающей в молитве после казни Христа вместе с учениками и братьями его (1:14).
ВОТ И ВСЕ сведения о Марии, содержащиеся в каноне. Такое отношение к ней не случайно: ведь в проповедях ранних христиан звучали призывы отречься от родных, заменить братство по крови братством по вере. Достаточно вспомнить эпизод, когда Иисусу сказали, что мать и братья зовут его, на что он ответил: «Кто матерь моя и братья мои? И обозрев сидящих вокруг себя, говорит: вот матерь моя и братья мои…» (Мк. 3:33-34; Мф. 1:16; Лк. 8:19).

⛪==АПОКРИФЫ== И только в конце II в., наряду со сказаниями о детстве Иисуса, начали распространяться и различные фантастические рассказы о его матери, ЕЕ ЮНЫХ ГОДАХ — и здесь тяга к волшебной сказке, традиция почитания женских божеств, уходящие корнями в глубокую древность, сполна сказались на христианском восприятии образа богородицы.
Наиболее подробный рассказ о детстве Марии содержится в так называемом Евангелии Иакова, или «Истории Иакова о рождении Марии». Текст начинается с описания того, как будущие родители Марии, престарелые Иоаким и Анна, скорбят о своей бездетности. Иоаким удаляется в пустыню пасти стада, а жена его молит бога послать ей ребенка. Наконец появляется ангел, возвещающий, что у Анны родится дочь.
(Добавление от Лады: А знаете ли вы, что в современной католической церкви догматом является НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ САМОЙ МАРИИ?)))
Родители дают обет посвятить дочь богу. Когда Марии минуло три года, отец отдал дочь в Иерусалимский храм на воспитание. На этом эпизоде и основан праздник ВВЕДЕНИЯ во храм. Интересно отметить, что Мария, по этому сказанию, не питалась обычной пищей, ангелы приносили ей пищу небесную. Как здесь не вспомнить, что боги древних греков тоже пили особый напиток — нектар и питались особой пищей — амброзией.
Когда Марии исполнилось 12 лет, повествуется в Евангелии Иакова, жрецы храма по велению ангела созывают вдовцов, чтобы выбрать среди них хранителя (опекуна) Марии. Когда старики-вдовцы собрались, из посоха, с которым пришел плотник Иосиф, вылетела голубка и села ему на голову. Марию вручили Иосифу, чтобы он охранял ее девственность …
(Лада: По версии св. Иеронима (ум. 419 г), посох Иосифа при этом жребии расцвел — что является калькой ветхозаветного мотива. В христианском культовом искусстве чудесно процветший посох символизирует и саму Богородицу.)

Оба евангелия — Фомы о детстве Иисуса и Иакова о детстве и юности Марии — представляют собой удивительное смешение разных христианских преданий, и представлений о древних, главным образом античных божествах.
Популярность «Истории Иакова о рождении Марии» подтверждается тем, что она дошла до нас и на греческом, и на сирийском языке. Кроме того, существовали эфиопская, армянская, коптская, арабская и славянская переработки этой «Истории». Церковь не признавала сказание Иакова каноническим: оно явно было написано позже четырех евангелий Нового завета и слишком вольно передавало рассказ о рождении Иисуса. Но оно не было отнесено и к числу «отрешенных», т. е. категорически запрещенных книг. Церковь не препятствовала его распространению, как и сказания Фомы о детстве Иисуса.
Итак, в конце II в. Мария еще не сталa самостоятельной фигурой в системе христианских догматов. Но чем шире распространялось христианство, чем больше оно включало в себя традиционных обычаев и верований, тем больше «божественных» черт появлялось в образе Марии. Потребность в культе женского божества, в поклонении матери, защитнице и помощнице оставалась у людей, перешедших от почитания Исиды или Деметры к почитанию Иисуса.
Но ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ Марии далеко не сразу было принято христианской церковью. Так, выражая мнение ряда церковных руководителей, епископ кипрский Епифаний (сер. IV в.) осуждал тех почитателей Марии, которые «стараются ставить ее вместо бога». В доказательство Епифаний ссылается на то, что в «священном писании» нет никаких сведений ни о смерти, ни о погребении Марии.

⛪Только в конце IV в. появилось сочинение анонимного автора «Об УСПЕНИИ Марии». В нем как раз и рассказывается о последних годах ее жизни, смерти и вознесении на небо. Имея возможность не следовать раннехристианской традиции (ибо ее, как мы уже говорили, в отношении матери Иисуса почти не существовало), автор использовал самые разные предания, дав полную волю своему воображению. Смерть богородицы сопровождалась различными чудесами: сам Иисус в окружении множества ангелов спустился на сверкающем облаке и принял ее душу. К моменту смерти Марии в Иерусалим прибыли все апостолы, кроме Фомы. Они и похоронили ее. На третий день после ее смерти в Иерусалим пришел Фома и захотел посмотреть на тело умершей. Апостолы по его просьбе открыли гроб, но он оказался пустым. Вечером, когда ученики Иисуса, собравшись все вместе, обсуждали это событие, «отверзлись небеса» и там показалась Мария. Как и ее сын, она ВОСКРЕСЛА в своем человеческом облике.
Нетрудно заметить, что автор сказания «Об успении Марии» использует евангельские рассказы о воскресении Иисуса, перенося их на его мать. По-видимому, самостоятельных преданий о смерти Марии не существовало; кроме того, повторение «воскресения» как бы ставило Марию в один ряд с Иисусом, подчеркивало ее божественность в отличие от остальных, пусть самых святых и праведных, проповедников христианства.

⛪В IV-V вв. устанавливается культ Марии. К ней начинают применять названия «богородица» и «БОГОМАТЕРЬ» — выражения, восходящие к наименованию древних языческих богинь (например, великая матерь богов Кибела). Впервые Мария названа так в трудах епископа города Никомедии Евсевия около середины IV в. Но окончательно Мария была признана богоматерью только в 431 г. на соборе в городе Эфесе. Не случайно прежде всего в восточных районах утверждается культ богоматери: на нее были перенесены многие черты и функции, которыми наделяло население этих районов древних богинь-матерей.
⛪ПРАЗДНИКИ же в честь богородицы введены церковью еще позднее. Они были приурочены к местным языческим праздникам. Рождество богородицы впервые стало отмечаться в VI в., успение — с конца V в. Первое совпадало с началом нового года (на Востоке год начинался с сентября), а успение — с празднованием сирийскими крестьянами окончания уборки урожая…

⛪ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Апокрифические сказания о Марии, пожалуй, наиболee ярко отражают тот путь, который прошли христианские верования за три первые века своего существования. Вряд ли ранние христиане, накликавшие кары на всех, кто почитает идолов, могли представить себе, что когда-нибудь их единомышленники будут поклоняться статуям богородицы…
Многочисленность борющихся друг с другом направлений, обилие «священных» книг, по-разному трактующих основные христианские положения и догматы, — все это облегчало проникновение древних верований в новую религию, создание разных легенд и мифов. Некоторые из этих мифов так и остались достоянием «тайных писаний», другие были признаны официальной церковью и послужили основанием для установления многих христианских праздников.

//выжимка из: Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М: политиздат, 1987. С. 311-320. Глава “Апокрифические сказания о детстве Иисуса и евангельских персонажах”: Сказания о Марии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие