Рожаницы – это такие сверхъестественные существа в славянской мифологии. Они женского пола и определяют судьбу ребёнка при рождении. Численность обычно определяется тремя особями.

Что любопытно, у восточных славян рожаницы упоминаются в церковной литературе, направленной против язычества, а у южных (в частности, у болгар) отождествляются с персонажами народного православия – Богородицей и святыми Петкой и Неделей (последние, вопреки канону, упоминаются как сёстры Богородицы).

Напомню, что культ Богородицы у славян во многом номинально подменил собой культ Матери Сырой Земли, под именем святой Петки-Пятницы «притаилась» богиня Мокошь, а святая Неделя в народном представлении – это как бы «копирка» со святой Пятницы, только привязанная к последнему дню недели (сербы, например, считают, что святая Пятница – мать или сестра святой Недели).

Отдельные упоминания о рожаницах (как о судженицах) встречаются и у западных славян. С рожаницами также связаны и орисницы. Вообще этимология этих обозначений такова:

  • Древнерусское слово «рожаницы» восходит к славянскому *rod- – «родить, рожать»;
  • Южнославянское слово «судженицы» образовано от праславянского корня *sǫd- – «судить, определять судьбу»;
  • Южнославянское слово «орясницы» аналогичны слову «судженицы», но в основе своей имеет греческий корень *rĕk- (от «ορίζω» – «определять судьбу»).

В хорватском языке сосуществуют в качестве синонимов слова «rodjenice» и «sudjenice», а в словенском – «rojenice» и «sojenice», которыми обозначают одних и тех же мифологических персонажей – которым и посвящена настоящая статья.

Нетрудно догадаться, что название «рожаницы» отражает момент проявления данных сущностей (когда рожают ребёнка), а «судженицы» – их функцию (наделять определённой судьбой).

По поверьям, рожаницы-судженицы являлись к новорожденному, дабы определить его судьбу, для чего иногда дарили ему игрушку. Воспринимались и как божьи посланницы, и как нейтральные сущности, и как вредоносные, демонические существа (под влиянием церкви, разумеется, и тогда уравнивались с такими персонажами низшей мифологии как вилы, самодивы, юды, богинки, вештицы).

Рожаниц задабривали, дабы не наделили ребёнка плохой долей. Для этого стелили на стол чистую скатерть, раскладывали на ней всяческие угощения (что оберегало дитя от голодной жизни), в качестве украшения могли использоваться свечи и цветы. Специально выпекался хлеб, которым угощали всех домочадцев и повитух. Обязательно проводилась уборка. Все рядились в праздничные одежды. Порой эта ритуальная трапеза готовилась три дня – в знак того, что ждали трёх рожаниц-суджениц. В колыбель младенцу клали символы благополучия: деньги – чтобы был богатым, вино и хлеб – чтобы был всегда сытым, базилик – здоровым.

Иногда предсказание суджениц имитировалось бабкой или самой старшей женщиной в доме. Для этого в третий день близкие родственники собирались на ужин, а она привязывала кольцо к пелёнкам, качала колыбель и высказывала благопожелания.

Одни считали, что если судженицы не явятся к дитяти – то его непременно заберёт нечистая сила. Другие, видя в них вредоносных демонов (повторюсь, под влиянием церкви), старались оградиться, оборониться, однако не столько с помощью креста и молитвы, сколько приёмами народной магии. Для этого рядом с роженицей и новорожденным всю ночь, не смыкая глаз, находилась пожилая женщина; ребёнка прятали в другой дом, а вместо него ложили куклу; запирали окна-двери и не выходили на улицу после заката; роженицам не давали спать три дня (или же, напротив, старались их усыпить); в колыбель клали обереги.

Предполагают, что основой для мифа о рожаницах-судженицах послужил стародавний обычай, согласно которому повитухи и роженицы собирались вокруг новорожденного и определяли его судьбу, а отголоски верований о данных мифологических персонажах сохранились в сюжетах европейских сказок о феях-крёстных (да-да, таким образом, во всем известных «Золушке» и «Спящей красавице» есть частичка славянской мифологии).

А одна рожаница-судженица, несмотря на вполне понятную оппозицию официального духовенства к пережиткам язычества, даже попала на икону. Вот она, на фрагменте, в виде пряхи прядёт белую нить у колыбели Богородицы:

3

Вот так выглядит вся икона целиком (она украинская, относится к XVI век и называется «Рождество Богородицы»):

4

Список использованной литературы

Капица Ф. С. Род // Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник / рецензент д. ф. н. М. И. Щербакова, зав. отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН; рис. И. Я. Билибина и др. – М.: Наука, Флинта, 2008.
Петрухин В. Я. «Боги и бесы» русского Средневековья: род, рожаницы и проблем древнерусского двоеверия // Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. – Индрик, 2000.
Доля, в этнографии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890–1907.
Неделя (персонаж) / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М.: Межд. отношения, 2004.
Роженица / Кабакова Г. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М.: Межд. отношения, 2009.
Судженицы / Плотникова А. А., Седакова И. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М.: Межд. отношения, 2012.
Gieysztor Aleksander. Mitologia Słowian. – Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego, 2006.

Поиск

Журнал Родноверие