Белая змея – это, скажем так, отклонение от нормы.

Это альбиносы. Кажутся белыми из-за одной или двух генетических мутаций, у них не производится выработка пигментов в коже или в глазах.

Или же это змеи с лейцистической мутацией – цвет таких рептилий как бы выцветший или пятнистый. Такие встречаются ещё реже, чем альбиносы.

Есть ещё техасский (или белый крысиный) полоз, но это выведенный подвид.

Отметились ли белые змеи где-нибудь на территории славянских стран? Вероятно, да. Не как отдельный вид, конечно, а в качестве такого вот исключения. Мутантов. Альбиносов.

И как всякая редкость, белые змеи наверняка обрастали какими-то мифами, легендами, им придавалось особое, мистическое значение.

Существует ли образ белой змеи в славянском фольклоре?

Если спросить у поисковика – тот выдаст ссылки на сайты, где выложен один и тот же текст. Из книги «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева.

Цитирую означенный источник:

Белая змея – царица других змей, всем змеям змея, как называют её сказки. Вкусить её мясо – значит обрести высшую мудрость. Некоторым счастливчикам открываются самые потайные клады, они обретают способность понимать речь птиц и зверей. Белая змея в древнейших представлениях – воплощение белого облака, которое стережёт дождевую воду, столь необходимую земле. Белые девы-облака нередко обращались белой змеёй, когда нисходили на землю, именно поэтому до наших дней дошло представление о белой змее как о воплощении вещей силы и мудрости.

Также Грушко-Медведев приводят в качестве иллюстрации некий рассказ:

Шёл один парень осенью по тропе через болото. А в том болоте, было известно, обитает множество змей. И очень боялся парень, что наступит на одну из них и будет ужален до смерти. На всякий случай взял он с собой топор и держал его в руках, готовый рубить направо и налево любую гадину. Такого страху сам на себя напустил, что начал топором махать, лишь только услышал змеиный шип.

Посмотрел – и правда: извивается на тропе змея, надвое разрубленная. Но не чёрная гадюка, не зелёная медянка – белая змея!

Смутно стало на душе у парня… Пошёл дальше, а самого такая тоска берёт! Чудится, весь лес и всё болото кричат на разные голоса, укоряют его и упрекают. Так заморочили его эти голоса, такого страху натерпелся, что совсем голову потерял, сбился он с тропы, забрёл в трясину да чуть не утонул. Спас его старый охотник, но от долгого сидения в студёной трясине переболел парень лихорадкой, а потом вроде тронулся умом: с деревьями и животными начал переговариваться, птиц окликать. Так промыкался неприкаянным бобылём целую жизнь. И никто из односельчан так и не понял, почему он перед своей кончиной всё твердил одно и то же:

– Не убивайте белую змею! Не убивайте белую змею!

«Русские легенды и предания» – источник, мягко говоря, ненадёжный. Есть ли ещё где-нибудь упоминания образа белой змеи в славянском фольклоре?

Предлагаю взять куда более серьёзное издание – «Славянская мифология: энциклопедический словарь». Этот труд написали совместно маститые учёные, профессиональные исследователи славянской старины. Что же там касательно белых змей? А вот что (автор нижеприведённых строк – филолог Александр Викторович Гура):

У змей есть царь или царица – укр. «гадячий царь», бел. «царь-уж», рус. «змеиная мать» и др. У такой змеи на голове корона, драгоценный камень, звезда, рога, петушиный гребень; её отличительными признаками могут быть белый цвет, золотая или кошачья голова, петушиные ноги и т. п.

Ага, есть всё-таки белая змея в славянской мифологии, и она царица (царь) или же мать над другими змеями. Белый цвет – её отличительная черта (ибо редкость).

Но вот копипастят почему-то не серьёзную статью профессионала, а легкомысленный набросок компоновщиков кабинетной мифологии, где белая змея – это, с непонятного перепугу, якобы воплощение облака (при том, что змея в мифологии – сущность исключительно хтоническая, пусть и обладающая некоторой властью над водной стихией, в том числе дождями).

Обидно за настоящих исследователей...

Поиск

Журнал Родноверие