Рекламу этого сериала я увидел в новогодней серии «Вампиров средней полосы России» (кстати, в первый и в последний раз). С одной стороны пройти мимо я не мог, поскольку отечественное кино в жанре мистики и фантастики меня интересует очень живо (я готов ознакомиться – и делаю это – даже с самими, извините за англицизм, трешовыми и низкокачественными во всех отношениях образчиками), с другой же меня отталкивало то обстоятельство, что этот фильм – Данилы Козловского.

Господин Козловский лично для меня навечно запятнан своим участием в печально известном проекте «Викинг», что оскорбил мои национальные чувства и, выражаясь протокольным языком, чувства верующего (да, чёрт побери, верующими бывают не только христиане, пора бы уже это кое-кому понять).

Упомянутой в названии лентой я всё же обзавёлся, сбросил на съёмный носитель и отставил в сторону. Однажды свалилась на меня нежданная хворь – и настало время просмотра всего отложенного, в том числе и «Караморы».

Вообще-то в основе данного сериала лежит одноимённый рассказ Максима Горького (персонажи иногда дословно воспроизводят диалоги из литературного первоисточника), однако у уважаемого классика наверняка бы челюсть отвисла, узрей он такую вот экранизацию.

Здесь у нас, как Вы уже поняли, вампиры, тему которых начали активно мусолить наши киноделы – прямо как их западные коллеги лет двадцать – двадцать пять назад.

Причём вампиры занимают как бы не совсем своё место. О чём это я? Сейчас объясню.

Вы, уважаемый читатель, наверняка сталкивались с конспирологическими теориями насчёт того, что во главе правительств разных стран тайно стоят какие-то... не такие как все, которых вроде бы меньшинство, но которые всем рулят. Масоны, иллюминаты, конечно же, евреи, рептилоиды и т. д. и т. п. Так вот, в рассматриваемой картине такое меньшинство представлено вампирами.

Вампиры здесь вовсе не ожившие мертвецы и не мифологические персонажи, а результат... кровосмешения. То есть генетические выродки, наделённые огромной физической силой, усиленной регенерацией и способностью бегать по стенам, аки тараканы. Заодно почему-то не переносящие серебра (по правилам рассматриваемой киновселенной вампира можно убить либо серебром, либо посредством сожжения).

И вот жили-были такие вот кровососы, рождались себе потихоньку, а однажды расплодилось их слишком много. Угадайте где? Правильно, во владениях всем известного князя Дракулы. Но нет, у Козловского достопочтенный Колосажатель – вовсе не кровосос, а ярый их противник, едва не истребивший целую популяцию.

С трудом уцелев при Дракуле, кровопийцы, почесав затылки, пришли к выводу, что так дальше жить нельзя, и ещё одного такого правителя их вид может и вовсе не пережить. Отсюда вывод: нужно самим затесаться во власть.

Несмотря на своё достаточно приземлённое и не мистическое происхождение, «козловские» вампиры могут обращать обычных людей в себе подобных путём старого доброго укуса (к сожалению, как это работает, в ленте не обыгрывается, что лично у меня вызвало некоторое ощущение фальши и сценарной халтурки – такая черта была бы простительна для фольклорного упыря по умолчанию, а вот для мутанта надо бы как-то обыграть). Вот и разбежались кровососы по правительствам, покусали кого повлиятельнее – и стали существовать вполне себе припеваючи, у руля, сформировав так называемую потомственную аристократию.

Мне, к слову, вспоминается американский фильм «Общество» с плюс-минус похожим посылом. Неплохая лента была бы, не скатись из напряжённого атмосферного хоррора в сущую клоунаду ближе к финалу.

Однако вернёмся к нашим баранам, вернее, к Козловскому.

На Русь-матушку вампиров завёз Пётр I (и здесь, как по мне, забавно обыгрывается ещё одно клише конспирологов-альтернативщиков: ничего путного, мол-де, «проклятый» Пётр завезти в свою страну не мог, потому как у «них там нечисть одна да разврат»). И тут уже русский царь решил использовать преимущества вампиризма для укрепления державы. Кто становиться кровопийцей не пожелал – в знак протеста сжёг себя в срубе (поняли историческую отсылку, да?).

Из вампиров при русских царях был сформирован особый, сугубо засекреченный орган под названием «священная дружина», занимавшийся государственной безопасностью, а заодно поимкой опасных преступников.

При всём при этом «козловские» вампиры сохраняют способность к размножению: у них могут рождаться как себе подобные, так и простые смертные. Но иногда от кровосмесительных связей получившихся от кровосмешения кровососов (а мы помним, что вампиры сформировали аристократию, и знаем, что аристократы предпочитают размножаться в узком кругу аристократов) рождаются чудовища, питающиеся кровью самих вампиров, – в фильме они называются каппами, потому что одного такого использовали японцы против отряда русских кровопийц во время русско-японской войны. (Каппа, вообще-то, это японский аналог нашего водяного.)

Вот в таком антураже и будут разворачиваться события «Караморы». Сюжета я касаться не стану, ограничусь, извините за ещё один англицизм, лором.

Отмечу ещё одну деталь: вампиры показаны кровавыми монстрами в начале картины, впоследствии мы видим их почти как обычных людей, разве что с нечеловеческими силами и долголетием.

И единства в их обществе нет. Столыпин, например, хочет обратить русских вампиров обратно в людей (это возможно – у Льва Николаевича Толстого получилось): Пётр Аркадьевич опасается, что развитие научно-технического прогресса выведет кровососов на чистую воду, и все они будут истреблены, а ещё у него есть ребёнок-каппа. Князь Юсупов решительно не согласен и видит в том же прогрессе новые возможности (восторгаясь изобретением холодильника, с помощью которого можно запастись кровью на длительный срок). А Распутин и вовсе намерен собрать армию из капп и ударить по вампирам других держав.

Что мне не понравилось?

Во-первых, всё-таки Козловский. Как актёр. В первую очередь, его манера речи: когда не орёт, тихонько шебуршит себе под нос. Наверное, подразумевалось, что это придаст образу Караморы брутальности, но... нет. В одной из сцен контраст прямо резанул восприятие: вот герой Артура Вахи, говорит своим замечательным, хорошо поставленным зычным голосом, а вот ему отвечает герой Козловского: шур-шур-шур.

Во-вторых, работа оператора (или монтажёра?) в сценах драк. Камера трясётся и дёргается, как будто у неё припадок, динамичности сие не придаёт, только раздражает.

В-третьих, обилие обнажёнки. Когда-то показать голый зад на экране, наверное, считалось смелым поступком, сейчас же, похоже, смелость нужна, чтобы этого самого нагого седалища не выказывать.

В-четвёртых, сценарные недоработки. Я бы хотел, чтобы мне объяснили, почему из простого человека можно сделать вампира, если вампир в этой киновселенной – генетический выродок, а ещё больше – как работает внушение Распутина. С последним, кстати, наличествует не очень понятная сцена: Распутин пытается внушить Караморе выделить для него после революции министерскую должность, но ничего не получается, и Григорий проговаривает, что, наверное, устал. Почему Карамора не подвержен внушению (я вообще понял так, что сия распутинская способность действует только на вампиров и капп), на кой ляд Гришке эта должность, если на самом деле у него совсем иные планы, – непонятно. Такое чувство, будто вырезали кусок повествования.

В-пятых, поначалу история рассказывается нам как-то слишком форсировано и рвано.

В-шестых... впрочем, хватит.

Всё-таки я рекомендую посмотреть данный сериал и скажу, что мне действительно в нём понравилось – то, что создатели картины действительно неплохо знают отечественную историю и оставили ряд отсылок для знающего человека.

Возьмём для примера князя Юсупова. Впервые зритель увидит его переодевшимся в женщину, и никакой ценности для сюжета эта его прихоть не представляет (ну разве что подчёркивает эксцентричность персонажа, а эксцентричен он до такой степени, что его можно заподозрить в нетрадиционной ориентации, но только лишь заподозрить). Однако в мемуарах настоящего Феликса Юсупова есть упоминание о том, как он перевоплощался в различные театральные образы, в том числе и женские, из-за чего возникли спекуляции на тему возможной голубизны князя.

В заключение – небольшой совет тем, кто решит посмотреть «Карамору»: дайте картине шанс Вас увлечь. Первая серия мне совершенно не понравилась, ничем меня не зацепила. Когда смотрел вторую, немного проникся атмосферой. А вот с третьей действительно увлёкся сериалом.

Поиск

Журнал Родноверие