Арнольд Бёклин. Блуждающий огонь. 1882 год

Вчера я начал разговор о блуждающих огнях (они же блудячий огонь, блудники, блудички и так далее и тому подобное) с научного мнения о природе сего явления.

Сегодня расскажу об образе блуждающих огней в славянском фольклоре.

Не обошёл вниманием нашу нынешнюю тему дореволюционный Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Блудник или блуд. – Этим названием серболужичане означают блуждающие огоньки, которые представляют собою в воображении народа души некрещёных детей. Блудники сбивают путников с дороги; если же путник обещает им деньги, то они показывают дорогу, но ужасно мстят в случае обмана. По мнению польских крестьян, блуждающие огни – души несправедливых землемеров или же испарения зарытых в землю кладов; где являются блуждающие огоньки, там в земле горят деньги.


Иллюстрация Павла Зыха

А вот, можно сказать, исчерпывающая статья из книги Марины Власовой «Энциклопедия русских суеверий»:

Блудячий огонь, блуждающие огоньки – «бродячие» огненные явления в воздухе; метеор; болотный огонёк; огонь над кладом; не находящая успокоения душа умершего; душа праведника.

«Блуждающие огоньки, к которым боятся подходить, в лесу, на кладбищах, в заповедных рощах, где были прежде поселения, или разрушенные строения, вообще же на холмах – показывают клады, о которых поверье сохранилось в народных преданиях доселе» (Архангельская губерния, область); «За летающих змей принимают крестьяне наши зачастую блуждающие огни…» (Калужская губерния, область).

Блудячие болотные, лесные, кладбищенские огоньки – обычно не греющие, голубые, мерцающие – свидетельствуют о присутствии умерших, иных потусторонних существ и сил.

По рассказам крестьян Гродненской губернии, на одном из кладбищ (начиная с сумерек и до полуночи) появлялись огненные язычки, непрестанно менявшиеся в цвете (от белых до синих). Утверждали, что это не что иное, как зарытые в этом месте шведами деньги, которые, однако, никто не решался выкопать из опасения осквернить кладбище.

Огонёк (свечка) – примета клада и в других областях России (Онежской, Вологодской, Саратовской, Урал). На месте клада «часто видали и видают огни, которые то сдвигаются через значительное расстояние один к другому, то опять раздваиваются» (Вятская губерния); «Огни показываются сиянием из-под земли, или с блеском золота; так, будто бы, горят на местах кладов воскуяровые свечки, стоят золотые петухи, кажутся золотые карты…» (Архангельская губерния, область); огоньки на кладбищах, болотах – «клады, которым миновал срок заклятья, и они ищут счастливого человека, чтобы перед ним сначала оборотиться в какое-нибудь животное белой шерсти и потом рассыпаться в деньги, если нашедший ударит по кладу» (Орловская губерния, область).

Согласно уральским поверьям, «огоньком-свечкой» показывается клад, зарытый с недобрыми пожеланиями тому, кто его откопает: «Как только изойдёт срок заклятью, бес тотчас и подсунет эту казну какому-нибудь отпетому молодцу. За этот клад бес не держится, а сейчас же постарается сбурить его; знает, что он не пройдет даром. Кто достанет такой клад, тот в добре не бывает: иль-бо умрёт в одночас, иль-бо с кругу сопьётся, иль-бо в напасть попадёт какую. Этот клад показывается свечкой, ничем другим. Если случится, ночной порой, в поле, в степи ли, в лугах ли – всё единственно – увидать теплющуюся свечку, то крестись, батенька, и твори молитву, да скорей беги прочь. Это заклятый клад, душу твою уловляющий» <Железнов, 1910>.

В некоторых районах России полагали, что огоньки на кладбищах – выходящие из могил души особо грешных покойников, которых не пускают в рай (Вологодская губерния, область); или души покойников, требующие от своих родных молитв, поминовения (Пермская губерния, область). В Костромском крае верили, что огонь, свечка «кажутся» там, где бросают предметы, остающиеся от обмывания покойника. По поверьям, такой огонёк нередко сопровождает убитых, погубленных, не находящих после смерти успокоения людей. На Новгородчине считали, что «огонёк-свечка» может гореть там, где убитый некрещёным младенец сторожит подземные сокровища. «В Шацком уезде Тамбовской губернии, на том месте, где когда-то хоронили опойцев и удавленников, теперь видят какие-то горящие свечи» <Зеленин, 1916>. Костромские крестьяне утверждали, что «блуждающие огоньки на болотах – „фонарики“ – это мертвецы, которые могут завести человека, если за ними идти». Во Владимирской губернии рассказывали о «нечистом, заколдованном, проклятом» моховом болоте (Муромский уезд): «…часто по ночам видят мужики зажжённые огоньки на трясине, – то праведные души людей, нечаянно попавших в это болото… Душеньки их горят ровно свечки предьиконные, говорят крестьяне, и жалуются Царю Богу Всемилостивому на свою смерть напрасную, преждевременную» <Добрынкина, 1900>.

Восприятие блуждающих огней в поверьях XIX–XX вв. двойственно. По убеждению крестьян ряда районов России, блуждающие огни – проделки нечистой силы; ср.: такими огоньками «для забавы» заманивает людей шут, особой породы чёрт (Орловская губерния, область); огни на болотах от Диавола, завлекающего сбившихся с пути путников, которых он затем душит (Вологодская губерния, область); огонёк – глаз Кривого чёрта (Орловская губерния, область).

С другой стороны, «огонек-свечка» – знак невинной или праведной души. «Огоньки на кладбищах суть знаки, даваемые от Бога людям, что те лица, на могилах которых они видаются, скоро будут прославлены. В нашей местности явление огоньков на кладбищах, особенно на раскольническом в Кургоминском приходе, заставляет раскольников ожидать скорого явления мощей своих собратов. Они если услышат, что такой-то крестьянин видел огонь на кладбище, то непременно придут к нему, подробно расспросят о местности, на которой показался огонёк, и в заключение всех своих суждений выведут, что огонёк показался на могиле такого-то старца-раскольника, всю свою жизнь не бывшего в еретической церкви (т. е. нашей), и никогда не принимавшего еретического причастия» (Архангельская губерния, область) <Ефименко, 1877>.


Иллюстрация Максима Козлова

Поиск

Журнал Родноверие