«Колхозная свадьба» – работа художника Николая Косолапова

Впервые о вежливце я прочитал... да-да, всё в тех же «Русских легендах и преданиях» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева.

Сообщалось там следующее:

Вежливец – это колдун, который может испортить свадьбу, а может оградить её от порчи. Есть много злых людей, которым чужое счастье переносить невмоготу, поэтому они идут на всё, чтобы рассорить молодых или испортить самый счастливый день в их жизни. Вежливец и должен избавить молодых и поезжан от этих неприятностей. Его дело – разрушать злые чары и предупреждать опасные случайности.

Вежливцев обычно зовут на свадьбы в качестве почётных гостей, причём ещё в дверях приглашённого встречает сам хозяин со стаканчиком водки. После второй чарки колдун начинает кудесить.

Потом берёт из рук хозяйки поднесённую ему хлеб-соль, разламывает хлеб на кусочки, круто посыпает солью и разбрасывает по сторонам. Плюнув три раза на восток, он входит в избу, осматривает все углы, дует в них и плюёт, потом в одном сыплет рожь, а в другом свою волшебную траву, в остальных двух золу, рожь против порчи и траву на здоровье молодых.

Оглядев печку, не подложено ли туда ядовитых трав, на месте ли все кирпичики, он осматривает трижды лошадей, назначенных для свадебного поезда. Заглядывает под хомут: не подсунул ли кто репейник или другие колючки.

Кладёт на порог замок, накрепко запирая семейное счастье. Напоследок обсыпает молодых рожью, заставляет переступить чёрный полушубок – и этим вконец изводит могущую быть порчу.

Провожая молодых до церкви, он на каждом перекрёстке и под каждыми воротами (которые считаются самыми опасными местами) шепчет заклинания. Из-под венца велит ехать другой дорогой.

Вежливцу есть чего опасаться! В памяти народной долго жили рассказы о том, как целые свадебные поезда лихие люди оборачивали в волков или медведей. Однажды не приглашённый на свадьбу вежливец всё кричал ехавшему по селу поезду: «Дорога на лес!» – а вежливец приглашённый кричал в ответ: «Дорога на поле!» – и у первого выросли на голове рога, и он застрял в своём окошке так, что его не могли вытащить, пока соперник не простил его.

Однажды недобрый колдун бросил под ноги лошади рукавицу на медвежьем меху, и кобыла стала столбом, задержав всех поезжан на пути к церкви, пока не прибыл вежливец и не убрал рукавицу… Много есть у настоящих вежливцев способов сделать свадьбу не только самым запоминающимся, но и самым чудесным событием в жизни молодых!

Приводилась и рассказявочка, которую авторы-составители назвали «Сине море»:

Женили в одном селе парня. Поехали в церковь, а соседа не пригласили. Только сели в сани жених с невестой и дружкою, как стали кони – ни взад, ни вперёд.

– Что ж вы, родимые, делаете? – смекнул кто-то из стариков. – Соседа не пригласили, а ведь он не простой человек – он вежливец! Глядите, как бы ещё пущую порчу на нас не навёл, потом не отчитаетесь.

Мигом родня кинулась приглашать соседа и его жёнку. Угостили с низкими поклонами – кони и пошли дальше.

Но, из церкви воротясь, про старика снова забыли. Зашли в избу, где на стол было накрыто, – батюшки-светы! Кругом сине море! Столы плавают, посуда вся плавает, и даже поросёнок жареный поплыл, словно лодочка.

Мигом за соседом!

– Окажи нам честь, откушай, сударь-государь!

Он усы разгладил, гости глядь – нету никакого моря, всё чин-чином на столах стоит. С тех пор на каждую свадьбу в том селе звали вежливца, и из соседних деревень за ним приезжали.

Регулярно читая новую для себя литературу по славянской мифологии/фольклору (и адаптируя материал под формат постов для своего ВК-сообщества), ничего о вежливце я долгое и время не встречал. Уверился уже, было, что это и вовсе очередная выдумка, ан нет.

Вежливец упоминается в «Энциклопедии русских суеверий» Марины Никитичны Власовой:

Вежливец, вежливой, вежливый – почётное прозвание колдуна на свадьбе.

«Нередко бывает на одной свадьбе вместе два вежливца, один со стороны жениха, другой – невесты» (Пермская губерния, область).

Обязанность вежливца – «охранять свадьбу от порчи, разрушать злонамеренные чары и предупреждать всякие, считаемые худым предзнаменованием случайности, например: чтобы лошади в свадебном к венцу поезде не остановились, не распряглись, не рвались порывисто, не заметали снегом или пылью и т. п. В видах устранения всего этого вежливый осматривает все углы и пороги в доме, пересчитывает камни в печах, кладёт замок на пороге, дует на скатерть свадебного стола, нашёптывает разные наговоры над одеждой молодых и под лошадиной сбруей, даёт молодым привески к крестам на шее и т. д.» (бассейн реки Енисей).

В Сибири, как и во многих других областях России, дружка, именуемый вежливцем, сторожем, большаком, опасным, был «особенным знатоком всех обрядностей в их принятой последовательности».

«Местами эта деятельность дружки называлась „отпустить свадьбу“ и совпадала по назначению своему с ролью священника, хотя совершение христианского обряда тоже непременно присутствовало. Если действия дружки при этом слишком явно вступали в конфликт с церковью и это становилось известно властям, он подвергался церковному наказанию. В 1794 г. в Тобольскую духовную консисторию было передано светскими властями дело Гаврилы Рожнева из села Скопин Маяк Ишимской округи. Он обвинялся в том, что „бывши на крестьянских свадьбах дружкой якобы для предосторожности, чтобы не приключилось какого вреда, налеплял бывшим при том людям на кресты воск, читая при том молитву, почему простой народ и почитает его вроде колдуна“ <…> На Рожнева была наложена епитимия на три года. У крестьян Шадринского уезда в 10-х гг. XIX в. зафиксирован такой свадебный обряд, в котором вежливец произносит заговоры на воск, взятый из домашней божницы… частицы этого воска прилепляют к нательным крестам жениха и других участников свадебного поезда (поезжан) (всё это перед отправлением жениха за невестой)». Вежливец также усаживает поезжан и жениха в передний угол на войлок (на стол при этом подаётся сырой гусь, хлеб, солонка с солью); после благословения он выметает под полатями и на пороге избы своей полой; лепит куски воска к гривам коней и т. п. <Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири: XVII – первая половина XIX в. >.

Поиск

Журнал Родноверие