Вилы известны в южнославянской и – в меньшей степени – в западнославянской мифологии. Варианты названия: самовила у македонцев и... орисница у болгар (не всегда, но в некоторых случаях). Как по мне, орисница несколько иной персонаж, родственный рожаницам и судженицам, но вилы с ними порою и впрямь отождествляются.

Выглядят вилы как небывало красивые девушки (стройненькие, с длинными распущенными волосами, мечта поэта и не только), наделённые орнито- и зооморфными чертами. Первые выражены в крыльях, вторые – в копытах, которые прелестницы скрывают под подолами платьев или покрывалами (собственно, ноги у вил – козьи, лошадиные или ослиные).

Куда реже вилы могут предстать и в безобразном обличии, что можно объяснить настороженным отношением человека к любому потустороннему племени в принципе (ну и непринятием христианством «бесов» и «нечистой силы»).

К слову, к людским мужчинам вилы очень даже благосклонны (в известном смысле – в том числе), могут помочь сиротам или восстановить справедливость. Способны лечить, предсказывать смерть и вместе с тем – убивать взглядом. С человеком вилу роднит смертность, отсутствие бессмертия.

В представлении болгар вилы являются в мир людей только весной и летом. Иногда этот период привязывается к церковным праздникам, и тогда границы его определяются Благовещеньем (25 марта) и Воздвиженьем (27 сентября).

Место постоянного пребывания вил относится к горам как к локусу. Попадают домой вилы благодаря своим крыльям, а вот если крылья отнять – они становятся простыми девушками-красавицами. Чем, собственно, активно пользуются хитрые молодцы в южнославянском фольклоре: подстерегают, к примеру, купающихся вил (крылья они оставляют на берегу, порой крылья «заменяет» платье) – и крадут орнитоморфную черту. Виле деваться некуда, в родную среду уже не попадёт – приходится идти замуж за похитителя (возможно, с прицелом вернуть украденное, что, как правило, удаётся). Рано или поздно вила выманивает свои крылья обратно (чай не дура какая-нибудь!) – и улетает домой, в горы. Если успела прижить от мужа детей, чаще оставляет их на крыльекрада, но может и забрать с собой (такие случаи описываются реже).

В общем, счастливым брак с вилой назвать нельзя.

С XIII века у болгар известен целый культ вил. Вилам приписывается связь с водой и колодцами, способность «отпирать» и «запирать» воды. Штука для сельского хозяйства весьма важная – вот и логичное обоснование для возникновения этого самого культа.

Со временем болгары начали считать вилами девушек, умерших без крещения.

А вот у западных славян происхождение вил несколько иное – на эападнославянских землях это почившие девушки, которые после смерти не обрели покоя из-за некой обиды и способны осуществить месть.

Как глубокомысленно говаривал малолетний я после просмотра очередного фильма ужасов (или прочтения литературы всё того же жанра), могила мести не преграда...

Список использованной литературы

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Вилы // Мифы народов мира
  • Толстая С. М. / Вила, самовила, самодива // Славянские древности: Этнолингвистический словарь
  • Мифологический словарь Мелетинского
  • Вакарелски X. Етнография на България

Поиск

Журнал Родноверие